Особенности проектирования современного урока — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности проектирования современного урока

2017-06-29 272
Особенности проектирования современного урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Батталова Г.Р.,

заместитель директора МБОУ СОШ № 8

Советского района ГО г. Уфа РБ

 

Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. Важным условием является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыт, обсуждение разных предположений, учебный диалог и т.д. Младшему школьнику должны быть предоставлены и условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

Урок был, есть и остается основной формой обучения. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос о том, какой должен быть урок, сегодня очень актуален. Совершенно очевидно, что на урок надо взглянуть по-новому, выявить его неиспользованные ресурсы. Проектируя современный урок, учитель начальной школы должен продумывать немало вопросов содержательного и организационного плана, ведь он отличается от традиционного урока и по способу передачи знаний, и по характеру взаимоотношений. Современная задача учителя заключается в решении двух проблем: с одной стороны, формирование базовых знаний, необходимых для интеграции в образовательное пространство и социализации в современном обществе и, с другой стороны, развитие универсальных учебных действий, позволяющих самостоятельно добывать знания на протяжении всей жизни.

С чего начинается подготовка к любому уроку? Заранее планируем свою работу по пунктам. Отобрать содержание каждого этапа, связать его с ранее изученным материалом, обозначить пропедевтические выходы; определить виды и формы деятельности младших школьников на каждом этапе урока; прогнозировать трудности, ошибки, варианты решений и ответов; обозначить возможные роль и место каждого обучающегося на планируемом уроке, запланировать индивидуальные задания; выстроить композицию урока (связки, переходы, игровые моменты, физкультминутки); запланировать этап рефлексии учебной деятельности; подготовить оборудование, наглядность; определить домашнее задание и примерные цели следующего урока. Каждый этап урока включает в себя определенную деятельность учителя и учащихся — систему взаимодействующих между собой элементов, где ставятся свои микроцели, выбираются методы и средства, направленные на достижение общей цели.

В таком содержании обучения четко представлен деятельностный компонент на основе определенной системы. Именно системно-деятельностный подход позволяет получить об уроке целостное представление, увидеть взаимосвязь и взаимозависимость составляющих его компонентов. Все знания дети получают через деятельность, осуществляемую индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – и обучающимися, и учителем. Ученик из присутствующего и пассивного исполнителя становится главным деятелем. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

 

Бахтиярова С.Т.,

учитель начальных классов МБОУ БЛ №2

Ленинского района ГО г. Уфа РБ

 

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным. В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД (такие, как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия и т.д.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения, таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию обучающихся. В любом случае учителю следует различать зону актуального (достигнутого) и зону ближайшего развития ребёнка – это тот уровень самостоятельности в деятельности, к которому ребёнок стремится, но нуждается для его достижения в помощи педагога.

При использовании любой технологии, на любом уроке учитель осуществляет психолого-педагогическую поддержку обучающегося: наблюдает за учебной и творческой деятельностью обучающегося; ведёт учет индивидуальных особенностей обучающегося и уровень развития речи; расширяет содержание актуального уровня развития ребенка; организует рефлексию, включающую самоанализ и самооценку; учитывает динамику психологических, социальных, культурных изменений личности обучающегося; корректирует «западающие» стороны личности обучающегося.

Все технологии реализуются в разнообразных уроках, традиционных и инновационных:

- традиционные уроки: урок изучения нового материала, урок закрепления изученного, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-зачет, урок-практикум;

- инновационные уроки в основном построены на использовании интерактивных методов и групповых форм обучения. Это, например, урок-водоворот, «шесть шляп мышления» и др. Эти уроки мотивируют и активизируют деятельность обучающихся, предоставляют им простор для самовыражения.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.