Организационно-методические принципы проведения тренинга личностного роста для подростков. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организационно-методические принципы проведения тренинга личностного роста для подростков.

2017-06-29 268
Организационно-методические принципы проведения тренинга личностного роста для подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основной принцип – принцип добровольности. Группа должна быть абсолютно добровольна! Важно, чтобы подростки чувствовали, что они пришли в группу по своей воле, без принуждения. Отсутствие давления на подростков является одним из основных условий успешной работы тренинговой группы.

Есть несколько вариантов того, как подростки попадают в группу. Во-первых, это клиентский способ. К психологу на консультацию приходят родители подростков. Психолог прелагает психокоррекционную помощь в групповой форме и направляет подростков в комплектующуюся или недавно начавшую работать группу. Во-вторых. На первых занятиях подростки сами подходят к руководителю тренинга и спрашивают разрешения привести в группу своих друзей и знакомых. В-третьих, руководитель тренинга сам может давать информацию о своем тренинге.

Второй принцип – группа открыта для участников. Вплоть до того момента, когда в группе образуется стабильный костяк участников (минимум из 6, максимум из 15 человек, приблизительно), которые постоянно посещают занятия и не собираются покидать группу. В этом случае появляется возможность достичь высокого уровня доверия в группе и групповой сплоченности. Такая группа проходит в следующий этап своего развития и превращается из группы тренинга общения в собственно тренинг личностного роста. Необходимый уровень развития группы (групповая сплоченность, высокая степень взаимного доверия, взаимопомощи и др.) дает возможность реально изменить что-то в личности подростка.

Следствием того, что группа открыта, является постоянно изменяющийся количественный состав участников. Число подростков то уменьшается, то увеличивается до тех пор, пока состав не стабилизируется.

Третий методологический принцип: тренинг строится как последовательная цепь психологических испытаний. Логика построения описываемого в этой книге тренинга заключается в прохождении подростками психологических испытаний от начальных до заключительных, по мере увеличения сложности игр, процедур, упражнений. Выполнив сложное (для своего уровня личностного развития) упражнение (испытание) подросток говорит себе: «Да, я сделал это!». В результате он начинает верить в свои силы, становится личностно зрелым, уверенным в себе, более инициативным в общении и способным взять на себя ответственность за свои поступки.

На первых занятиях есть четкая структура тренинга. Это означает, что я, как руководитель, составляю план каждого занятия. Я составляю его из тех упражнений, которые, как я считаю, необходимы на данном этапе. Все эти упражнения будут описаны ниже. Чем более структурированным на начальном этапе является тренинг, тем легче подросткам освоиться в группе. Однако план занятия не является жесткой программой, которую обязательно нужно выполнить. В зависимости от потребностей и настроения детей можно заниматься одним и тем же весь день, а можно выполнить 15 упражнений. То объясняется тем, что здесь группа не является ни коррекционной, ни обучающей, ни терапевтической. Та цель, которая стоит перед руководителем тренинга (создать условия для личностного роста, а именно, формирования целостной, зрелой Я-концепции) может предполагать отсутствие жесткой программы в пользу, повторюсь, тех запросов, которые возникают у подростков в ходе занятия. Каждое занятие строится на интуиции руководителя, на непосредственном самочувствии и настроении подростков. На том, какая потребность доминирует в тот момент либо у большинства, либо у кого-то в отдельности. В этом случае можно посвятить ему некоторое время.

Позиция руководителя должна включать в себя с одной стороны максимальную демократичность (подростки не потерпят авторитарности) и, с другой стороны, она должна быть очень активной. Причем это не активность манипулирования. Это активность управления. Руководитель управляет процессом межличностного общения в группе. И если руководитель теряет контроль над ситуацией в группе, не справляется с ней – значит он либо недостаточно компетентен, либо не активен, не контролирует ситуацию. Пассивность приводит к выходу ситуации из-под контроля. А это уже чревато негативными последствиями. Демократизм же задается следующими правилами, которые руководитель объявляет в группе перед началом тренинга и каждый раз с приходом нового члена группы:

- все участники тренинга обращаются друг к другу на «ты». Вне занятия мы обращаемся друг к другу так, как делали это раньше. Если на «вы», значит на «вы». В случае необходимости должна соблюдаться субординация. Понятно, что в тренинге она мешает, тормозит процесс развития группы. Обращение на «вы» создает психологическую дистанцию между людьми и мешает повышению доверия и групповой сплоченности;

- при знакомстве можно представляться не только своим именем, но и любым другим, а также сказочным, вымышленным. Это ваше так называемое игровое или тренинговое имя. Это правило также способствует раскрепощению подростков, созданию свободной, неформальной атмосферы;

- вы все здесь свободны участвовать или не участвовать в испытаниях. Каждый имеет право отказаться от выполнения упражнения в любой момент. Но и вы, пожалуйста, оставьте мне свободу предлагать вам участвовать в каком-то упражнении, обосновывая это тем, что, как мне кажется, именно данное упражнение вам полезно;

- каждый член группы свободен в своем решении выйти из группового процесса на любом этапе;

- запрещено оценивать других людей, давать им оценку, если только это не предусмотрено и специально оговорено в упражнении;

Еще один организационный момент. Перед тем, как начать тренинг, руководителю необходимо выступить с небольшой вступительной речью (чем короче, тем лучше) перед потенциальными участниками. Основные тезисы вступительного слова:

- руководитель должен представиться;

- необходимо особо указать на то, чего не будет в тренинге: «Ни в коем случае не ожидайте, что я буду вас воспитывать или перевоспитывать. Это не моя задача. Не ждите, что я буду учить вас чему-нибудь – я не учитель. Я не собираюсь лечить вас – я не врач»;

- затем руководитель вводит понятие испытания. Он говорит: «Я предлагаю вам пройти множество простых и сложных психологических испытаний. Каждый из вас может испытать себя, попробовать сделать что-то необычное, ответить себе на вопросы: «Какой я?», «Что я могу?», «Что обо мне могут сказать другие?», получить обратную связь». Руководитель обязательно должен сказать, что он тоже будет проходить эти испытания вместе с другими участниками, на равных со всеми;

- и, наконец, руководитель объявляет о правилах, по которым группа будет общаться и взаимодействовать.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.