Тема 2. Государственная служба как система, ее правовое регулирование, основные принципы и виды — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 2. Государственная служба как система, ее правовое регулирование, основные принципы и виды

2017-06-29 502
Тема 2. Государственная служба как система, ее правовое регулирование, основные принципы и виды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие государственной службы и содержание системы государственной службы.

 

2. Основные принципы государственной службы и их классификация

 

3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

4. Виды государственной службы

 

 

Только в государственной службе познаешь истину.

Козьма Прутков

 

Предваряя раскрытие темы, можно привести весьма емкую и точную характеристику особенностей организации государственной службы, данную В.М. Манохиным: «Все особенности государственной службы происходят из того, что она именно государственная, т.е. создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности государственной службы относятся ко всем ее структурным частям, в том числе, конечно, и к организации службы»[1].

Традиционно к организации государственной службы относят следующие вопросы: понятие государственной службы, ее принципы, статус государственной должности и некоторые дру­гие элементы.

 

 

1. Понятие государственной службы
И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

В 90-е годы ХХ в. в России в принятых нормативных право­вых документах сформировалось современное понимание сущнос­ти государственной службы и системы государственной службы.

В советское время к государственным служащим практически относились все те служащие, которые занимали должности в государственных предприятиях, учреж­дениях и организациях, в том числе и в органах государствен­ной власти и управления, и получали заработную плату из государственного бюджета.

Подобное понимание государственных служащих имеет мес­то в настоящее время и в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и других. При этом в разных странах используются различные термины - «госу­дарственная служба» (state servis), «публичная служба» (public servis), «гражданская служба» (civil servis), далеко не совпада­ющие по своему содержанию.

Современная трактовка понятия «государственные служа­щие» в постсоветской России формировалось постепенно. Боль­шую положительную роль в этом отношении сыграли, в част­ности, опубликованные в начале 90-х годов первые проекты законов о государственной службе и ее реформировании.

Утвержденное Указом Президента РФ в декабре 1993 г. По­ложение о федеральной государственной службе и принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации» стали первыми основополагающи­ми актами в правовой базе, регламентирующей эту сферу отно­шений.

После принятия данного Федерального закона весьма дина­мично и главным образом в соответствии с ним стало разви­ваться правотворчество субъектов РФ в сфере правового регулироваиия государственной службы и организации госаппара­та. Именно законодательный массив субъектов РФ в значи­тельной мере дает реальное представление о состоянии право­вого регулирования служебной деятельности государственных служащих, численность которых в региональных органах вла­сти и управления превышает численность федеральных госслужащих.

Становление и развитие института государственной службы в постсоветской России (в 1993-2003 гг.) шло в соответствии с законом «Об основах государственной службы Российской Фе­дерации» от 31 июля 1995 г. № 119‑ФЗ.

Согласно ему «под государственной службой... понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполненияполномочий государственных органов»(п.1 ст. 2). При этом «Государственная должность - должность в федеральных орга­нах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государствен­ных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и федеральными законами с установлен­ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полно­мочий данного государственного органа, денежным содержани­ем и ответственностью за исполнение этих обязанностей» (ст. 1). Причем к государственным служащим относятся не все лица, занимающие государственные должности, а только те из них, которые занимают должности категории «Б» (учрежденные для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих категории «А») и госдолжности категории «В» (учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения их полномочий).

Очень важно иметь в виду, что лица, занимающие должнос­ти категории «А», не относятся к государственным служащим Российской Федерации. Кто же это конкретно? Перечень должностей категории «А» определяется в статье 1 данного Феде­рального закона - это «должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституция­ми, уставами субъектов Российской Федерации (государетвенные должности субъектов Российской Федерации) для непос­редственного исполнения полномочий государственных орга­нов»(подчеркнуто нами. - В.И., Л.А.). Далее в данной статье Федерального закона приводится не исчерпывающий перечень этих должностей - Президент Российской Федерации, Предсе­датель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и испол­нительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие.

Определение понятия «государственный служащий» дано в ст. 3 Федерального закона «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации»:

«1. Государственным служащим является гражданин Рос­сийской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознагражде­ние, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российс­кой Федерации.

2. Государственные служащие федеральных органов госу­дарственной власти, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации, признаются настоящим Федеральным зако­ном государственными служащими Российской Федерации».

Дальнейшее свое развитие законодательство о государствен­ной службе получило в ряде других федеральных законов, ука­зов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, зако­нов субъектов РФ. Особо важное значение в этом отношении имеет Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 60-ФЗ «О сис­теме государственной службы Российской Федерации».

В связи с тем, что пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-Ф3 «Об основах государственной службы Российской Федерации»[2], в котором содержалось нор­мативное определение государственной службы, утратил силу с принятием Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»[3], приведем новую дефиницию, вытекающую из статьи 1 нового закона. Это обусловлено прежде всего тем, что в самой преамбуле закона о системе государственной службы подчеркивается, что именно он в соответствии с Конституцией Российской Федерации опре­деляет «правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федераии».

Итак, в соответствии с Федеральным законом о системе го­сударственной службы:

- государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная дея­тельность граждан Российской Федерации по обеспечению ис­полнения полномочий:

· Российской Федерации;

· федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные го­сударственные органы);

· субъектов Российской Федерации;

· органов государственной власти и иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государ­ственные органы субъектов Российской Федерации);

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Консти­туцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных госу­дарственных органов (далее - лица, замещающие государствен­ные должности Российской Федерации);

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Консти­туциями, Уставами, законами субъектов Российской Федера­ции для непосредственного исполнения полномочий государ­ственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Рос­сийской Федерации).

Данное законом определение государственной службы ука­зывает на ее сущность. Другие неотъемлемые характеристики государственной службы и, в частности ее организации, содер­жащиеся в иных статьях, таковы: в статье 3 – основные принципы и функционирования системы государственнойслужбы;в статьях 4-7 - понятия федеральной государ­ственной службы, государственной гражданской службы, воен­ной и правоохранительной служб; в статье 8 – должности государственной службы, в статье 9 - реестры должностей государственной службы и т.д.

Следует обратить внимание на то, что формула «обеспечение исполнения полномочий» (Российской Федерации, т.е. го­сударства, федеральных государственных органов, субъектов Федерации и их государственных органов) обозначает конкрет­ное содержание самой государственной службы как вида управ­ленческой деятельности, включающей в себя организацию ис­полнения, само исполнение, контроль и надзор и другие функции.

Что касается лиц, непосредственно исполняющих полномочия государственных органов, то они осуществляют такой вид государственно-властных полномочий, который федеральным зако­ном квалифицируется как не относящийся к государственно-служебной деятельности и, следовательно, не включенный в состав государственной службы. Таким образом, государственно‑политическая деятельность по непосредственному исполнению полномочий государственных органов(как федеральных так и регио­нальных) лежит за пределами государственной службы.

Особенности понятия государственной службы, вытекающие из Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», таковы:

во-первых, это деятельность государственно-значимого характера, а именно государственная деятельность;

во-вторых, она лишь часть государственной деятельности, а именно в той ее мере, в которой она обеспечивает исполнение полномочийгосударственно-властного характера, присущих Российской Федерации (составным частям государства), а так­же лицами, замещающими государственные должности Россий­ской Федерации и ее субъектов;

в-третьих, это деятельность профессионального характера, отвечающая специальным требованиям, предъявляемым к ее субъектам, в качестве которых выступают государственные слу­жащие.

Характеризуя государственную службу, важно понимать, что это служба не конкретным «государственным органам» или «должностным лицам», а служба государству, государственным и общественным интересам. Это профессиональная деятельность по выполнению государственных задач и функций, осуществ­ляемая лицами, которые находятся на штатных государствен­ных должностях в государственных органах. При этом их дея­тельность оплачивается из государственного бюджета - феде­рального или субъекта РФ. Иначе говоря, не являются госслужащими лица, привлекаемые к обеспечению исполнения тех или иных государственных полномочий на «общественных началах» или с оплатой за счет каких-либо негосударственных средств - фирм, фондов, корпораций и других тому подобных спонсоров.

В то же время следует учитывать, что отнюдь не все долж­ности, включаемые в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются государственными должностя­ми государственной службы. Не являются таковыми, напри­мер, должности младшего обслуживающего персонала (водите­ли, вахтеры, гардеробщицы, уборщицы и т.п.). Лица, занима­ющие эти должности, не относятся к категории государствен­ных служащих, хотя они и числятся в штатных расписаниях тех или иных органов власти и управления.

Не является государственной службой профессиональная де­ятельность на госпредприятиях, не имеющих властных функций. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным. С другой сто­роны, государственная служба осуществляется не только в ап­паратах органов представительной и исполнительной власти, в судебных и правоохранительных органах, вооруженных силах, но и в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законода­тельства РФ и субъектов РФ к государственной службе[4]. На­пример, в Федеральном законе «О естественных монополиях»[5] указывается, что в сферах деятельности субъектов естественных монополий - транспортировки нефти и нефтепродуктов по ма­гистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубо­проводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д. - образуются органы регулирования (ст. 4). В ст. 9 данного 3акона прямо указывается, что на работников этих ор­ганов распространяется правовой статус государственного слу­жащего. Хотя, конечно, следует иметь в виду и то, что рас­пространение статуса госслужащего на ту или иную категорию работников отнюдь не равнозначно отнесению их к категории государственных служащих.

Перечисленные выше особенности государственной службы в рамках ее законодательного определения развиваются далее в ее организации: принципах государственной службы, ее функциях, организационном и правовом статусе государственных должностей.

 

2. Основные принципы государственной службы
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

В соответствии с нормами действующего законодательства ус­тановлено по меньшей мере три группы принципов государственно-служебной деятельности. Рассмотрим их в последовательнос­ти, отражающей переход от более общего (системного уровня) к более конкретному (функционально-иерархическому) уровню.

Основных принципы построения и функционирования системы государственной службы:

- федерализм, обеспечивающий единство системы государ­ственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными орга­нами государственной власти и органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации (далее государственные органы);

- законность;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепле­ние единого подхода к организации государственной службы;

- взаимосвязь государственной службы и муниципальной

службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование обще­ства о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физи­ческих и юридических лиц.

Реализация перечисленных девяти общесистемных принци­пов построения и функционирования государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государствен­ной службы, которыми могут быть предусмотрены также и дру­гие принципы построения и функционирования видов государ­ственной службы, учитывающие их специфику.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» не­посредственно государственная служба основана на следующих двенадцати принципах, некоторые из которых (2-й, 5, 8 и во многом 3-й, 7 и 9) практически совпадают с общесистемными принципами государственной службы, а именно:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и феде­ральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны­ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их не­посредственного действия; обязанности государственных слу­жащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в со­ответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служащих решений,
принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных слу­жащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной службы; отделения ре­лигиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в госу­дарственных органах.

Ообщие принципы служебного поведения государственных служащих [6], утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885, представляющие собой основы поведения государствен­ных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, как записано в данном документе, призван:

• исполнять должностные (служебные) обязанности добро­совестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспе­чения эффективной работы государственного органа;

• исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной вла­сти и государственных служащих;

• осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;

• не оказывать предпочтения каким-либо профессиональ­ным или социальным группам и организациям, быть независи­мым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

• исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, пре­пятствующих добросовестному исполнению должностных (слу­жебных) обязанностей;

• соблюдать установленные законом ограничения для госу­дарственных служащих;

• соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятель­ность решений политических партий или иных общественных объединений;

• соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

• проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

• проявлять терпимость и уважение к обычаям и традици­ям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, спо­собствовать межнациональному и межконфессиональному со­гласию;

• воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служа­щим должностных (служебных) обязанностей, а также избе­гать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его ре­путации или авторитету государственного органа;

· при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может по­влиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному руково­дителю и выполнять его решение, направленное на предотвра­щение или урегулирование данного конфликта интересов;

• не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организа­ций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;

• воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (слу­жебные) обязанности;

• соблюдать установленные в государственном органе пра­вила публичных выступлений и предоставления служебной ин­формации;

• уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в уста­новленных 3аконами случаях и порядке содействие в получе­нии достоверной информации.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим го­сударственным служащим, также призван:

• принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

• не допускать случаев принуждения государственных слу­жащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Рассматривая эти принципы служебного поведения государственных служащих, надо иметь в виду, что согласно Указу Президента РФ они действуют впредь до принятия федераль­ных законов о видах государственной службы и рекомендованы в части, не противоречащей их правовому статусу, также и, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Принципы построения и функциони­рования государственной службы закреплены Федеральным за­коном и законами субъектов Федерации, а общие принципы служебного поведения государственных служащих - Указом Президента РФ, их несоблюдение и (или) нарушение влечет за собой (может влечь) административную или (и) уголовную, а также дисциплинарную ответственность в соответствии с дей­ствующим законодательством.

 

3. Функции государственной службы
И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Рассматривая функции государственной службы, прежде всего следует отметить, что сама она «может пониматься в функцио­нальном смысле, т.е. как конкретный вид государственной дея­тельности персонала, служебного аппарата государственных ор­ганов, деятельность административно-управленческих структур».

Деятельность государственных служащих проявляется (осуществляется) в следующих функциях:

1) правоприменительная функция - реализация полномо­чий регулятивного и распорядительного характера; осуществ­ление государственных полномочий от имени государства либо государственного органа при исполнении служебных обязанно­стей;

2) правотворческая функция - разработка и принятие нор­мативных правовых актов, выдача юридически-властных пред­писаний для различных субъектов права в системе государственно-управленческой иерархии, законопроектная деятель­ность; издание приказов и распоряжений; их подготовка, при­нятие и исполнение; дача указаний и т.п.;

3) регулирующая функция - разработка и реализация го­сударственной политики во всех сферах общества, реализация юрисдикционных полномочий и действий, т.е. применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам; обеспечение согласования различных интересов;

4) организационная функция - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, совершение организационных действий и материально-технических опера­ций (проведение различного рода совещаний, оперативок, кон­ференций, заседаний, экспертиз, проверок и т.д.);

5) правозащитная функция - осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, со­блюдению ими обязанностей перед государством; государствен­ных и иных органов - перед гражданами.

Государственные служащие, как видим, выполняют боль­шой объем непосредственно административно-управленческих функций, как то: государственное управление, государственно­ориентированные мероприятия, государственный контроль и надзор, государственное планирование и прогнозирование, го­сударственный учет, государственное руководство и координа­ция.

Таким образом, «в практическо-функциональном смысле го­сударственная служба представляет собой основанную на зако­не деятельность персонала государственных органов предста­вительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах обще­ственной жизни в целях выполнения задач и функций государства».

Источниками правового регулирования построения и функ­ционирования государственной службы являются прежде всего Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет такие исходные основы орга­низации государственной службы и правового положения госу­дарственных служащих Российской Федерации, как верховен­ство Конституции РФ и федеральных законов на всей террито­рии Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы госу­дарственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 15); приори­тет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства признавать, соблю­дать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной влас­ти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32), некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 46 и др.).

Государственная служба связана с введением ряда правоог­раничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности допускается только по федеральному закону (ст. 55 Конституции РФ).

Конституция РФ (п. «т» ст. 71) устанавливает, что феде­ральная государственная служба находится в ведении Россий­ской Федерации. Конституция РФ в прямой форме не затраги­вает вопрос о государственной службе субъектов РФ, но, отно­ся к ведению Российской Федерации лишь федеральную госу­дарственную службу, тем самым предрешает, что государствен­ная служба субъектов РФ находится в их ведении.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов; ад­вокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В связи с тем, что Российское государство является федератив­ным, в полном соответствии с Конституцией РФ в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федера­ции» более чем в 20 его статьях (из 30 имеющихся в нем) содер­жатся нормы, которые уполномочивают субъекты РФ по-своему; с учетом местных, национальных и иных особенностей опреде­лять условия государственной службы субъектов РФ. И субъекты РФ активно воспользовались своими правами, приняв свои зако­ны как об основах государственной службы субъекта Федерации, так и законы, и иные нормативные правовые акты, регулирующие различные стороны правового положения государственных служащих, прохождения ими государственной службы, подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации го­сударственных служащих и по другим вопросам.

Конституция РФ, федеральные законы, конституции, уста­вы и законы субъектов РФ не могут регулировать буквально все вопросы построения и функционирования государственной службы, тем более что по ряду направлений такие законы еще не приняты. Поэтому имеющийся «пробел» в данном правовом поле восполняется иными нормативными правовыми актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами и распоряжениями федеральных министерств и ве­домств, аналогичными документами на уровне субъектов РФ. Для удобства использования они издаются в соответствующих сборниках, а не только публикуются в периодической или ве домственной печати[7].

Давая характеристику такого элемента общей организации государственной службы, как должности государственной служ­бы, обратимся к статье 8 Федерального закона «О системе го­сударственной службы Российской Федерации», где сказано:

Должности государственной службы учреждаются федераль­ным законом или иным нормативным правовым актом Россий­ской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Соответственно видам государственной службы должности государственной службы подразделяются на:

- должности федеральной государственной гражданской службы;

- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- воинские должности;

- должности правоохранительной службы.

Должности государственной службы распределяются по ка­тегориям и (или) группам в соответствии с федеральными за­конами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации об их государственной гражданской службе.

Соотношение должностей федеральной государственной граж­данской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется Указами Президента Рос­сийской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной граж­данской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяет­ся федеральным законом или указом Президента России.

Согласно статье 9 федерального закона о системе государ­ственной службы Российской Федерации Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

- перечни должностей федеральной государственной службы;

- перечни типовых воинских должностей;

- перечни типовых должностей правоохранительной службы.

Все указанные перечни утверждаются Президентом Российс­кой Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом (иным нормативно-правовым актом) субъекта Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы всех субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Важно подчеркнуть и то, как решается проблема реализа­ции компетенции Российской Федерации и компетенции субъек­тов Российской Федерации в сфере установления и правового регулирования отношений государственной службы. При этом укажем, что статья 71 Конституции России четко и недвусмыс­ленно относит к ведению Российской Федерации федеральную государственную службу.

Вопросы государственной службы субъектов Российской Фе­дерации по смыслу и духу конституционных новелл (статьи 72, а также пунктов 2 статей 76 и 77 Конституции РФ, взятых в их взаимосвязи) должны быть отнесены (и относятся) к пред­метам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а следовательно, регулироваться федеральными законами о государственной службе и законами (и иными нормативными правовыми актами) соответствующих субъектов Российской Федерации.

Это, кстати, широко осуществляется в современной практи­ке правового регулирования государственно-служебной деятель­ности субъектов Российской Федерации.

 

4. Виды государственной службы

 

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» было установлено разделение государственной службы Россий­ской Федерации с учетом принципа федеративного устройства нашего государства на два вида:

- федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федераций;

- государственную службу субъектов Федерации, находя­щуюся в их ведении[8].

С принятием и вступлением в силу Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 60-Ф3 «О системе государственной службы Российской Федерации законодательно закреплено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

I. государственная гражданская служба;

II. военная служба;

III. правоохранительная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба под­разделяется на:

I.I. федеральную государственную гражданскую службу;

I.II. государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы, а другие виды федеральной государственной службы могут быть установлены путем внесения изменений и дополнений в федеральный закон о системе государственной службы Российской Федерации.

Таким образом, налицо три вида федеральной государствен­ной службы (федеральная государственная гражданская служ­ба, военная служба и правоохранительная служба) и один вид государственной службы субъектов Российской Федерации (государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации) (рис. 5.1).

 

 
 

 

 


Рис. 2.1. Виды государственной службы РФ.

Правовое регулирование и организация федеральной госу­дарственной гражданской службы находятся в ведении Россий­ской Федерации. Правовое регулирование государственной граж­данской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 2 Федерального закона о системе государственной службы). В статьях 4-7 Федерального закона даны определения вышеперечисленных видов госу­дарственной службы, а именно:

I. Федеральная государственная служба - профеееиональая служебная деятельность граждан по обеспечению исполне­ния полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

II. Государственная гражданская служба - вид государ­ственной службы, представляющей собой профессиональную слу­жебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных орга­нов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих госу­дарственные должности Российской Федерации, и лиц, заме­щающих государственные должности субъектов Российской Фе­дерации.

III. Федеральная государственная гражданская Служба - профессиональная служебная деятельность граждан на долж­ностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государствен­ных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

IV. Государственная гражданская служба субъектов Рос­сийской Федерации - профессиональная служебная деятель­ность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению испол­нения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных органов суб


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.