Тема 4. Культура государственного служащего — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 4. Культура государственного служащего

2017-06-29 466
Тема 4. Культура государственного служащего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В АДМИНИСТРАТИВНОЙ СРЕДЕ.

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ.

3. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.

 

Государственные служащие осуществляют свою деятельность в административнык организациях - органах государственной власти и государственных учреждениях. Свое общественное предназначение государственные служащие реализуют в адми­нистрировании. Содержание администрирования составляет подготовка и реализация управленческих решений, обеспечи­вающих реализацию прав и интересор граждан, исполнение Конституции РФ, законов и политических решений. На вы­полнение государственными служащими своих функций суще­ственное воздействие оказывает административная среда, под которой понимается совокупность процессов и отношений, скла­дываюгцихся н административных организацияк, и социально­го окружения государственной службы, связанного с ней общ­ностью условий и средств деятельности.

Государственный с.пужащий, социализируясь в администра­тивнои среде, осваивает различные виды культуры: политическую,­ управпенческую, правовую, федералистическую, рыночную и другие. Они предопределены культурой общества со всеми ес материальными, духовными, социальными и иными особеннос­тями. Переходный характер современного российского обще­ства отражается на культуре государственных служащих, ко­торые, как и все граждане, подвержены воздействию сложных процессов реформирования, происходящих в стране.

В административной среде осуществляется взаимовлиянигэ культур разного уровня: организационной, профессиональной, административной, корпоративной.

 

1. Значение организационной культуры
ДЛЯ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО служащего
B АДМИНИСТРАТИВНОЙ СРЕДЕ

Поведение государственного служащего в административной организации прежде всего определяется организационной куль­турой, включающей доминирующие нормы и ценности, приня­тый кодекс поведения, устоявшиеся ритуалы, профессиональ­ный язык, определенную социальную память.

Организация может действовать эффективно при условии реализации основных функций организационной культуры:

- внешней адаптации и внутренней интеграции служащих;

- развития организации в направлении доминант социаль­ного целеполагания;

- регуляции и социального контроля;

- воспитания у персонала тех качеств, которые обеспечи­вают стабильность и развитие организации.

Применяя методологию целостного подхода к анализу орга­низационной культуры[33], можно определить десять характери­стик ее содержания.

1. Осознание себя и своего места в организации. Одни куль­туры ценят сдержанность в проявлении служащим своих внут­ренних настроении, другие поощряют их проявление, в одних случаях творчество выражается через сотрудничество, а в дру­гих - через индивидуализм.

2. Коммуникационная система и язык общения. В каждой административной организации используются определенные стандарты устной, письменной, невербальной коммуникации, открытость которой очень различна в зависимости от функци­ональной направленности. Применяемый профессиональный жаргон, аббревиатуры, жестикуляция и стиль речи определя­ются отраслевой и территориальной принадлежностью органи­зации, существующими традициями, личностями руководите­лей и неформальных лидеров.

3. Внешний вид, одежда. Разнообразие, униформ и спец­одежды, степень опрятности, применение косметики, прическа и многое другое во внешнем виде отражают наличие множества микрокультур. B одних организациях эти стандарты закрепле­ны в документах, например, дипломатическая служба, тамо­женная служба, органы МВД, учреждения Аэрофлота. B других - подобные правила передаются вновь принятым на служ­бу сотрудникам руководителями или коллегами, рекомендуют­ся через образцы. В 40-е годы, например, все советские служа­щие стремились носить военную или полувоенную форму, как это делали руководители страны.

4. Привычки и традиции в области питания. Организация питания, наличие или отсутствие специальных мест для пита­ния служащих, разрешение приносить с собой еду и готовить ее в перерывах, питание сотрудников разных подразделений и структур вместе или раздельно. На первый взгляд, эти прави­ла не представляются значимыми, но это далеко не так. Рабо­тоспособность людей, их благожелательное настроение и здоровье во многом зависят от режима труда и отдыха, от рацио­нального питания, от возможности неформального общения во время перерывов.

5. Отношение к служебному времени и его использование, степень точности и относительности времени у сотрудников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это. Для государственных служащих, у которых может быть ненормированное служебное время, вопрос его использования является профессиональным, будучи одновременно культурным фактором. Регламентация времени проведения совещаний, собраний, конференций, приема граждан, сроков обработки служебных, документов формализует многие процедуры аппаратной рабо­ты. Но еще более важным становится пример руководителей и их реакция на несоблюдение установившихся в организации, традиций использования служебного времени.

6. Взаимоотношения между сотрудниками, характер отноше­ний по полу и возрасту, статусу и роли, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству. Степень формализации этих отношений, получаемая поддержка, способы разрешения конфликтов. В практике государственной службы имеют место технологии создания так называемой «сильной организацион­ной культуры», в которой имеется набор четко определенных представлений о нормах взаимоотношений, одобряемых органи­зацией. Такие представления вводятся и поддерживаются с по­мощью ритуалов и церемоний, посредством выдвижения героев, олицетворяющих общие цели, путем создания символов.

7. Ценности и нормы. Ценности - это желательное, пред­почтительное для данной организации состояние социальных связей, принципов и практики взаимоотношений, критерий оценки реальных явлений. Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности и тем самым регулируют взаимо­действие. Нормы - набор предположений и ожиданий в отно­шении определенного типа поведения. Среди имеющихся в на­учной литературе представлений о ценностях организации можно назвать такие, как удовлетворенность неформальным общени­ем («хороший коллектив»), справедливость распределения тру­довой нагрузки, система статусов, объективность оценки вклада каждого сотрудника в общее дело, социальная защита, оп­тимальная структура организации (четкая и понятная система субординации и иерархии). В каждой организации есть декла­рируемые ценности и ценности реальные, которые можно выя­вить с помощью конкретно-социологических исследований. Так, например, для государственных служащих декларируемой цен­ностью является «служение общественному благу», а реальны­ми ценностями можно считать карьеру, творческую самореализацию, престиж и социальный статус. Немаловажной ценнос­тью у современных государственных служащих является и цен­ность материальных благ. Что касается норм организационной культуры, то для государственных служащих принципиально важны добросовестное отношение к делу, дисциплинированность, ответственность, инициативность. Именно эти нормы были на­званы государственными служащими приоритетными во время исследования, проведенного социологами Российской академии государственной службы в декабре 2002 г[34].

8. Вера в руководство, в успех, во взаимопомощь, в справедливость. Эта вера целенаправленно поддерживается за счет гуманизации статуса ("коллеги», «единая команда»), путем создания и распространения служебных мифов, идеализации истории организации. Особенно важно сформировать веру у молодых начинающих чиновников. Организационная культу­ра, разумеется, имеет объективные тенденции формирования. Но наряду с ними большое значение имеет целенаправленная деятельность самой организации по созданию, укреплению, со­хранению и передаче достижений организационной культуры.

9. Процесс развития служащего и его обучения. Существование структур и традиций адаптации, процедуры информирования персонала, подходы к объяснению причин тех или иных событий в организации, поощрение профессионального роста, мотивация сотрудников.

10. Служебная этика, традиции отношения к выполнению должностных обязанностей, разделение и замещение работы, качество и оценка деятельности, формы вознаграждения.

Содержание организационной культуры может быть рассмот­рено на трех уровнях. На первом уровне фиксируются видимые внешние факты, например, архитектура, использование про­странства и времени, наблюдаемое поведение, лозунги, тради­ционный язык. На втором уровне изучению подвергаются цен­ности и верования, разделяемые сотрудниками, в соответствии с тем, насколько они отражены в символах и языке. На тре­тьем уровне, включающем базовые предположения, возникает

необходимость специального исследования организационного поведения[35].

Организационная культура любой административной орга­низации всегда отличается конкретными особенностями. В за­висимости от многих объективных и субъективных факторов, можно выделить следующие типы организационной культуры.

Во-первых, исторические типы организационной культуры, демонстрирующие влияние преобладающих в обществе в опре­деленный исторический период норм и ценностей на деятель­ность государственных служащих.

Во-вторых, национальные типы организационной культуры, в которых доминируют принципы организации общественной жизни отдельных стран, например, японский, американский, голландский опыт.

В-третьих, типы, выделенные голландским исследователем Г.Гофштеде, который сформулировал четыре модели организа­ционной культуры по следующим основаниям: дистанция влас­ти, индивидуализм - коллективизм, стремление к избежанию неопределенности, мужественность - женственность.

В-четвертых, вертикальная и горизонтальная организационные культуры. Первая характерна для учреждений, тавляющих иерархию организационных структур и систему взаимосвязанных процессов. Вторая обращает внимание на куль­туру рабочих процессов, которые чаще всего горизонтальны.

В-пятых, типология американского социолога С.Ханди, бази­рующаяся на распределении власти. Первый тип – культура власти, где особую роль играет лидер. Второй тип – культура роли, где прежде всего важны функции служащих. Третий тип - культура задачи, характерная для организаций, работающих на одну, часто экстремальную цель. Четвертый тип - культура личности, где на первом месте цели служащего[36].

В административной среде выделяются также профессиональная культура и административная культура. Среди государственных служащих имеются профессиональные группы, отли­чающиеся спецификой выполняемых функций. Культура доми­нирующего вида деятельности и выступает как профессиональ­ная культура.

Что касается административной культуры, то это культура определенной группы государственных служащих, сформиро­вавшейся управленческой команды. Административная куль­тура определяется формой реализации отношений субордина­ции и представляет собой своеобразный синтез организационной и профессиональной культуры.

В связи с наметившейся тенденцией превращения социаль­ной общности государственных служащих в корпорацию соци­альных менеджеров есть основания говорить о корпоративной культуре государственных служащих. Корпоративные интере­сы отражают устойчивые, сущностные интересы группы слу­жащих, которые связывают совместную реализацию своих по­требностей с государственной службой. В условиях постепенно­го становления в России системы социального партнерства кор­поративная культура будет приобретать все большее значение, особенно во взаимоотношениях государственной службы с вне­шним окружением в лице профсоюзов и предпринимателей.

Корпоративную культуру нельзя отождествлять с проявле­ниями негативного корпоративизма, когда отдельные государ­ственные служащие, защищая ложно понимаемую «честь мундира», фактически демонстрируют «круговую поруку».

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.