Ценностно-смысловая сфера подростков, склонных к девиантному поведению — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Ценностно-смысловая сфера подростков, склонных к девиантному поведению

2017-06-29 1100
Ценностно-смысловая сфера подростков, склонных к девиантному поведению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема склонности девиантного поведения подростков носит междисциплинарный и дискуссионный характер. На сегодняшний день проблема склонности девиантного поведения подростков остается мало изученной, хотя и изучается как зарубежными, так и отечественными исследователями. Данная проблематика вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов [13, с.3].

Итак, рассмотрим понятие «девиантное поведение», но сначала определим, что такое поведение. В учебнике Змановской Е.В. «Девиантология» поведение определяется как «процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, выражающийся в форме внешних действий и поступков» [13].

«Отклоняющееся поведение» часто заменяют синонимом – «девиантное поведение» (от лат. deviation – отклонение) – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [13].

В учебнике Егорова А.Ю. «Расстройства поведения у подростков» понятие девиантного поведения определяется как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [9, с.11].

Современный отечественный исследователь Клейберг Ю.А. определяет отклоняющееся (девиантное) поведение как «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним» [14, с.45].

Для более полного понимания выражения девиантного поведения выделяют типы (виды) девиантного поведения [9, 13]:

1. Делинквентный (антисоциальный) – это поведение, противоречащее правовым нормам, утверждающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. У подростков преобладают следующие виды поведения: хулиганство, кражи, грабежи, физическое насилие, торговля наркотиками. Наиболее легкая форма делинквентного поведения является асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы, ложь, агрессивное поведение, субкультуральные девиации (татуировки, сленги);

2. Аддиктивный – это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских);

3. Патохарактерологический: в основе отклоняющегося поведения лежат патологические изменения характера – психопатии. Под патохарактерологическим типом поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания;

4. Психопатологический: на первое место выступают психопатологические симптомы и синдромы – проявление тех или иных психических расстройств и заболеваний. К этому типу относится аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. У подростков это может проявиться в следующих формах: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, суицидальное поведение;

5. Девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Отклонения в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек обычно оказывается неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни.

Но в нашей дипломной работе речь идет не о девиантном поведение, а о склонности к девиантному поведению. Для начала определимся с понятием «склонность», мы определяем склонность как мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определенной деятельности. Соответственно, склонность к девиантному поведению является предрасположенностью к тому или иному виду девиации.

Целесообразно выделить те специфические особенности склонности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека [13, с.3]:

1. Склонность отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует в той или иной мере общепринятым или официально установленным социальным нормам;

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;

3. Рассматриваемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);

4. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение должно быть следствием нестандартной ситуации, следствием кризисной ситуации или следствием самообороны;

5. Особенностью склонности отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;

6. В качестве последнего признака склонности отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Фельдштейн Д.И. считал, что такие подростки агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью, необычайной для данного возраста склонностью к слезам, у подавляющего большинства отмечается лживость и безответственность [39].

Что касается ценностно-смысловой сферы подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению, то, как уже упоминалось в предыдущем пункте, у таких подростков другие взгляды на ценности. Как утверждают многие ученые, ценностно-смысловая сфера подростков, склонных к девиантному поведению, зависит от многих факторов, но большую роль в этом играет референтная для него асоциальная или криминальная группа, в которой, как утверждал Леонтьев Д.А., формируются соответствующие «псевдоценности» [21].

Яницкий М.С., подводя итог исследования ценностно-смысловой сферы правонарушителей, говорит о «доминировании «защитных», обусловленных фрустрацией ценностей: «свободы от», независимости, прежних семейных и дружеских взаимоотношений, а также ценностей материального благополучия. Одновременно декларируется значимость таких социально одобряемых ценностей, как аккуратность, воспитанность, ответственность, честность и т.д. при этом для них характерно отрицание альтруистических ценностей – счастье других, чуткости, терпимости и широты взглядов, а также ценностей развития, самореализации и творчества» [46, с. 128].

Ощепков А.А. и Ефимова О.И. в исследовании ценностно-смысловой сферы младших и старших подростков выявили различие между подростками в норме и подростками, склонных к отклоняющемуся поведению. Для подростков в норме характерно стремление к познанию окружающей действительности, усвоению ценностей окружающего мира и др. А подростков, склонных к девиации, привлекает независимое положение, много друзей, свободное времяпровождение и др [32].

Рассмотрим системы ценностей подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению. Как известно, у подростков ярко выражена потребность в общении. Они нередко отвергаются ровесниками, поэтому они объединяются в асоциальные группы, что в свою очередь способствует отдалению от просоциальных ровесников.

Также для таких подростков большое значение имеют множество друзей, что говорит о боязни одиночества, ненужности своим сверстникам.

Обычно трудные подростки подвергаются постоянным «ущемлениям» как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, и как следствие со стороны сверстников в классе. Чаще всего, такое отношение у педагогов вызвано социальным положение его семьи, т.е. если семья изначально не благополучная, то и отношение к ребенку предвзятое.

Подростки, склонные к девиантному поведению ценят «активную жизнь». Подростки ведут активную жизнь, хоть и проявляется она в отрицательном поведении.

Ценность «любовь» для подростков с девиантным поведением имеет очень низкое значение. Потребность в любви у них остается неудовлетворенной. Непонимание в семье, в школе загоняет подростка в угол, что не дает подростку надежду на это чувство.

Большое значение имеет ценность «уверенность в себе». Подростки, склонные к отклоняющемуся поведению нередко самоуверенны в своих действиях, это связанно с тем отношением, которое образовалось вокруг этих подростков, ведь кроме себя им положится не на кого.

Ценность «наличие хороших и верных друзей». Для подростков друзья играют не маловажную роль, друзья становятся опорой для подростков, склонных к девиантному поведению.

Но это далеко не все ценности, которые имеют значение для подростков, склонных девиантному поведению.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что между подростками в норме и подростками, склонными девиантному поведению есть некоторые различия в ценностно-смысловой сфере. У них разные взгляды на окружающих, ценности, мировоззрение и др. Как уже упоминалось ранее для подростков в норме в приоритете стремление к познанию окружения, норм и правил общества, а для подростков, склонных к отклоняющемуся поведению важна независимость, друзья и свободное времяпровождение.

Выводы по первой главе:

Ценностно-смысловая сфера - многообразная структура потребностей, идеалов, мотивов, целей, убеждений, ценностей, которые участвуют в создании направленности личности.

Ценностно-смысловая сфера подростков отличается тем, что именно в подростковом возрасте начинают интенсивно формироваться ценностные ориентации, оказывающие влияние на становление характера и личности в целом. На ценностно-смысловую сферу подростков влияют не только сверстники, но и немало важную роль играют СМИ и «значимые» взрослые, такие как, певцы, музыканты, актеры и др. Помимо внешних факторов, на формирование ценностно-смысловой сферы подростков, влияют и гендерные.

Особенностями ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению, являются потребность в общении, наличие хороших и верных друзей, также ценится активная жизнь, любовь имеет низкое значение, часто такие подростки бывают ущемлены со стороны педагога, родителей и окружающих.

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.