Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-06-29 | 693 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выполнила студентка группы 400
Татьяна Анатольевна Котова _____ __ ________20___г.
Направление подготовки:44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология образования
Форма обучения: очная
Руководитель:старший преподаватель кафедры психологии
Анна Николаевна Курденко ______ ___ _________20___г.
Научный консультант: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Вера Геннадьевна Петровская
Куйбышев 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ 4
ВВЕДЕНИЯ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 12
1.1. Теоретические подходы к характеристике ценностно-смысловой сферы в отечественной и зарубежной литературе 12
1.2. Факторы формирования ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте 18
1.3. Ценностно-смысловая сфера подростков, склонных к девиантному поведению 24
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 31
2.1. Общее представление о тренинговой работе 31
2.2. Возможности использования тренинга в работе с ценностно-смысловой сферой подростков, склонных к отклоняющемуся поведению 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ 44
3.1 Общая характеристика исследования, диагностика и анализ данных исследования (констатирующий этап) 44
3.2. Система развития ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению в тренинговой работе (формирующий этап) 52
3.3. Анализ и интерпретация данных исследования (контрольный этап) 57
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение А. Сводные таблицы эмпирических данных испытуемых 71
Приложение Б. Тренинговая программа «Мой жизненный путь» 82
Приложение В. Апробация и внедрение результатов исследования 90
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящей выпускной квалификационной работе применяют следующие термины с соответствующими определениями:
ВКР – выпускная квалификационная работа
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (Е.В. Змановская)
Коррекция (от лат. «correctio» - поправка, частичное исправление, изменение) – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия (А.А. Осипова)
КФ НГПУ – Куйбышевский филиал Новосибирского Государственного Педагогического Университета
Подростковый возраст - этап взросления, когда ребенок перестает быть ребенком и через колоссальный по росту энергетики, интенсивности развития и количеству преобразований скачок переходит во взрослость, принимая на себя ответственность за собственную жизнь и развитие (Т.П. Авдулова)
Склонность – это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определенной деятельности
СМИ - средства массовой информации
Смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, которые отражают направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход (Н.Г. Каунова)
СОП - склонность к отклоняющемуся поведению
Тренинг - совокупность активных методов, направленных на обучение знаниям и овладение или развитие навыков самопознания и саморазвития, а также открытие в себе каких-либо психологических возможностей (В.Э. Пахальян, Ю.Н. Емельянова, И.В. Вачкова)
|
Ценностно-смысловая сфера - многообразная структура потребностей, идеалов, мотивов, целей, убеждений, ценностей, которые участвуют в создании направленности личности (В. Франкл, А.И. Шемшурина, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, А.Г. Здравомыслов)
Ценность – объект или явление, выступающее как значимое в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов (О.В. Закревская)
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является самым трудным и сложным из всех возрастов, который представляет собой период становления личности. Главной особенностью подросткового возраста является его переход от детства к взрослости.
Проблемы, которые связанны с девиантным поведением подростков, привлекают внимание многих ученых. В зарубежной социальной психологии проблема девиантного поведения рассматривалась в рамках традиционных теоретических ориентаций: необихевиористической (Н. Миллер, А. Бандура), психоаналитической (Т. Адорно, В. Шутц). Среди современных теорий девиантного поведения зарубежной социальной психологии стоит отметить концепцию социальных отклонений Харре Р. и теорию поведения добровольного риска Линга С.
В отечественной психологии изучение девиантного поведения связано с исследованием социально - психологических характеристик групп подростков с девиантной ориентацией: их групповых потребностей, норм, ценностей (Г.С. Прыгин, И.В. Севастьянова, С.В. Тачина).
Проблема девиантного поведения широко изучается как в зарубежной, так и в отечественной литературе, но в конкретном аспекте остается малоизученной проблема именно подростковой девиации.
Таким образом, актуальность нашего дипломного исследования обусловлена необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению и дальнейшей ее коррекции.
Проблема исследования. Нами были обнаружены следующие противоречия:
- Между достаточной степенью изученности ценностно-смысловой сферы личности и малой изученностью ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к отклоняющемуся поведению.
- Между необходимостью работы с подростками, склонными девиантному поведению и нехваткой программ по вторичной профилактике («группы риска»).
|
Для решения этих противоречий нам нужно ответить на следующие вопросы:
1. Что такое «ценностно-смысловая сфера», «тренинг»?
2. Какие факторы воздействуют на формирование ценностно-смысловой сферы подростков?
3. Какие существуют особенности ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению?
4. Возможно ли в тренинговой работе скорректировать ценностно-смысловую сферу подростков, склонных к девиантному поведению?
Исходя из этого, нами была предпринята попытка провести исследование на тему: «Коррекция ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению средствами тренинговой работы».
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера подростков.
Предмет исследования: тренинговая работа как способ воздействия на ценностно-смысловую сферу подростков, склонных к девиантному поведению.
Целью данной работы является определение возможностей тренинговой работы в коррекции ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические труды по вопросам девиантного поведения и выявить причины, приводящие к нему.
2. Рассмотреть основные факторы формирования ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте.
3. Установить особенности ценностно-смысловой сферы, отличающие подростков, склонных к девиантному поведению.
4. Рассмотреть понятие «тренинг», возможности тренинговой работы как
средства коррекции ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: тренинговая работа способствует развитию ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению, а именно формированию представлений об общечеловеческих ценностях, определению своих ценностей и их влиянию на построение жизненных планов и перспектив.
Теоретико-методологические основания работы. Проблемы индивидуальных характеристик смыслового понимания разрабатываются в экзистенциальной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй), а также в психотерапии (Ф.Е. Василюк, А. Лэнгле). Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах Леонтьева А. Н. (1977); Рубинштейна С. Л. (1976); Шарова А.С. (2000) и многих других. Это обусловлено теоретической и практической значимостью, многоаспектностью данного вопроса. Для описания ценностно-смысловой сферы используются такие понятия как: «ценностные ориентации» (М. Рокич, М.С. Яницкий), «смысловые сферы личности», «смысловые системы», «смысловые образования» (А.Г. Асмолов), «личностные смыслы» (А.Н. Леонтьев) и др.
|
Подходы к тренинговой работе рассматриваются такими зарубежными учеными, как Брэдфорд Л., Липпитт Р., К.Левин, ими и была создана первая тренинговая группа. «Эффект группы», как специального воздействия на личность использовали Адлер А., Морено Дж., Пратта Дж., Роджерса К. и др. В отечественной психологии в теоретическом и методическом анализе проблем групповой работы можно назвать Петровскую Л.А., Емельянова Ю.Н., Жукова Ю.М., Растянникова П.В., Зайцеву Т. В. и др.
Методы исследования:
Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение, составление библиографии, цитирование, систематизация полученных данных); метод сбора эмпирических данных; методы обработки информации (математико-статистический t-критерий Стьюдента); методы качественной обработки результатов исследования.
При процессе исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел);
2. Методика «Ценностные ориентации» Рокича М.;
3. «Тест смысложизненных ориентаций» Леонтьева Д.А. (адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика).
Также был разработан и реализован курс тренинговых занятий для стабилизации ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие учащиеся восьмых и девятых классов Куйбышевской общеобразовательной школы №9. Общее количество учащихся: 16 человек подросткового возраста, из которых 7 девочек и 9 мальчиков.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена использованием апробированных зарубежными и отечественными учеными методических подходов, правильностью применения методов анализа статистических данных, а также методов обработки информации, отобранных в соответствии с задачами исследования и экспериментальными подтверждением теоретических положений исследования.
Практическая значимость нашей ВКР заключается в том, что педагоги и психологи могут воспользоваться результатами исследования для повышения эффективности своей работы. А также результаты исследования могут быть использованы в работе социального педагога и педагога-психолога для консультации и выступлении на собрании родителей детей, склонных к девиантному поведению, а также для работы с детьми. Разработанная программа тренинговых занятий может использоваться для профилактической и коррекционной работы с подростками, склонными девиантному поведению.
|
Структура работы. Дипломная работа состоит из определений, обозначений и сокращений; введения; трех глав; заключения; библиографического списка и приложений.
В структурном элементе «Определения, обозначения и сокращения» указываются основные определения и аббревиатуры, которые используются в ВКР.
Во введении обосновывается выбор темы, определяются цели, задачи, проблема исследования, гипотеза, методы исследования, теоретико-методологические основания и практическая ценность работы, а также апробация и внедрение результатов исследования.
В первой главе рассматриваются основные теоретические вопросы, которые дают общую характеристику ценностно-смысловой сферы, факторы, которые формируют ценностно-смысловую сферу в подростковом возрасте, а также ценностно-смысловая сфера подростков, склонных к девиантному поведению.
Во второй главе трактуется общее представление о тренинговой работе, а также возможности использования тренинга в работе с ценностно-смысловой сферой подростков, склонных девиантному поведению.
Третья глава посвящена анализу и интерпретации данных исследований, общей характеристики методов и методик исследования, а также описывается система развития ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению, в ходе реализации тренинговой работы.
В заключение делаются общие выводы по исследованию.
Библиографический список содержит 46 источников.
В приложении содержатся диагностические данные исследования, а также разработанный курс тренинговых занятий и приложены материалы статей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические результаты исследования были представлены на XXI научно-практической студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (публикация, выступление с докладом) в КФ НГПУ 25 апреля 2016 года, а также были представлены результаты дипломного исследования на ХХII научно-практической студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (публикация, заочное участие) в КФ НГПУ 19 апреля 2017 года. Также на 8 Международной научно-практической конференции «Медицинская, психологическая и образовательная поддержка человека в экстремальных климато-экологических и социальных условиях», секции «Инновации в психологии и образовании и их роль в сохранении здоровья населения», 28 апреля – 7 мая 2017 года, Турция, Кемер. (Публикация статьи, заочное участие).
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!