Начало Божественной литургии — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Начало Божественной литургии

2017-06-19 346
Начало Божественной литургии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во время чтения молитвы 6-го часа архиерей на архиерейском амвоне совершает моление перед началом Божественной литургии. Священники и диаконы вместе с ним тайно молятся и совершают положенные поклоны. Диаконы в это время воздевают правой рукой орарь, также как во время произнесения ектении.

Сначала всетрижды крестятся и поклоняются со словами архиерея: «Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя».

Затем архиерей воздевает руки и произносит молитву: «Царю Небесный…» (один раз).

После прочтения этой молитвы все совершают поясной поклон. Далее архиерей снова воздевает руки и дважды читает без перерыва: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человéцех благоволение». Все снова совершают поясной поклон.

Затем архиерей третий раз с воздетыми руками произносит: «Господи, устнé мои отвéрзеши, и устá моя возвестят хвалу Твою».

Далее протодиакон испрашивает благословение у архиерея, говоря: «Время сотворити Гóсподеви, Высокопреосвященнейший Владыко, благослови».

Архиерей произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Протодиакон отвечает: «Аминь» и испрашивает у него молитв: «Помолися о нас, Владыко святый».

Архиерей отвечает: «Да исправит Господь стопы ваша».

Протодиакон: «Помяни нас, Владыко святый».

Архиерей, благословляя двумя руками на обе стороны, произносит: «Да помянет вас Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

В это время старший священник подходит к архиерею и принимает у него благословение, целуя его правую руку, и затем сразу же уходит через солею южной дверью[258] в алтарь и становится посередине перед передней стороной престола. После ухода старшего священника, третий священник становится на его место, а остальные священники этого ряда подвигаются за ним ближе к архиерейскому амвону.

Протодиакон отвечает: «Аминь» и сразу же складывает руки и орарь для принятия благословения. Далее все диаконы вместе с протодиаконом подходят к архиерею ипопарно в порядке старшинства,принимают унегоблагословение (каждый со своей стороны) и целуют его руку. После этого протодиакон идет на солею и становится правее от её центра, а все остальные диаконы встают в один ряд за архиерейским амвоном. В это же время книгодержец, держа Чиновник в обеих руках перед собой, выходит северной дверью на солею и становится лицом к алтарю возле иконы Божией Матери, а жезлоносец и свещеносец сходятся и становятся по центру амвона лицом к царским вратам.

Когда старший священник войдёт в алтарь, а протодиакон станет на солее, первая пара иподиаконов открывает царские врата. Затем старший священник дважды крестится, целует Евангелие и престол, снова крестится, поворачивается и кланяется архиерею через открытые царские врата.Вместе с ним крестятся и кланяются архиерею протодиакон, первая пара иподиаконов,книгодержец, жезлоносец и свещеносец. Потомвсе они снова поворачиваются лицом на восток и протодиакон возглашает: «Благослови, Владыко». Старший священник, взяв двумя руками святое Евангелие, произносит торжественно начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», начертывая Евангелием знак креста над антиминсом. После этого он полагает Евангелие на антиминс, целует с крестным знамением престол и Евангелие, снова крестится, поворачивается и кланяется архиерею. Вместе с ним снова крестятся и кланяются архиерею: протодиакон, первая пара иподиаконов,книгодержец, жезлоносец и свещеносец.

Далее протодиакон на солее произносит великую ектению, старший священник становится возле южной стороны престола, а первая пара иподиаконов,жезлоносец и свещеносец отходят на свои места. Книгодержец спускается с амвона, идет по центру ковровой дорожки и, держа Чиновник в обеих руках перед собой, подходит к архиерею.Архиерей благословляет книгодержца и полагает руку на книгу. Книгодержец целует десницу архиерея, открываетЧиновникна молитве предложения: «Боже, Боже наш, небесный хлеб…» и держит его до окончания чтения им молитвы. После окончания чтения архиереем молитвы, книгодержец закрывает книгу и становится слева позади архиерейского амвона.

На 5-ом прошении мирной ектении на словах: «и о Господине и Отце нашем Блаженнейшем митрополите Владимире» старший священник и первая пара иподиаконов становится перед престолом, а жезлоносец и свещеносец сходятся и становятся по центру амвона лицом к царским вратам. Затем вначале поминовения протодиаконом правящего архиерея: «и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите Лазаре» старший священник, первая пара иподиаконов, жезлоносец,свещеносец ивсе священники, стоящие перед архиерейским амвоном, поворачиваются на восток, а затем вместе с протодиаконом крестятся и кланяются архиерею. После архиерейского благословения все снова становятся на свои места.

В конце великой ектениикнигодержец раскрывает перед архиереем Чиновник для чтения им молитвы первого антифона: «Господи Боже наш, егоже держава несказанна…». После прочтения архиереем этой молитвы,книгодержец поставляет на архиерейский амвон седалище позади архиерея.

На прошении ектении: «О избавитися нам…» два диакона, которые будут возглашать малые ектении, выходят из-за архиерейского амвона и идут посередине между рядами священников на солею: первый становится слева напротив иконы Божией Матери, а второй – возле протодиакона с правой стороны.

Если хиротесия не буде совершаться, то в конце мирной ектении второй иподиакон даёт рипидчику или ставленнику (если он ужепоставлен в чин иподиакона) лохань и кувшин для омовения рук архиерея и надевает ему на плечи полотенце. Рипидчик держит лохань четырьмя пальцами (кроме большого), а большими пальцами прижимает края полотенца к краям лохани.

На прошении ектении: «Пресвятую, Пречистую…» второй иподиакон и рипидчик несущий омовение выходят северной дверью, а старший иподиакон южной дверью из алтаря, и вместе становятся посредине на амвоне лицом к царским вратам.

Старший священник после последнего прошения ектении произносит перед престолом возглас: «Яко подобает Тебе…». На словах возгласа: «Отцу, и Сыну, и Святому Духу» он крестится на восток, а на словах: «ныне и присно и во веки веков» поворачивается лицом на запад, выходит к царским вратам и кланяется архиерею через открытые царские врата. Одновременно с ним кланяются архиереюпротодиакон с диаконами на солее, иподиаконы с омовением на амвоне и первая пара священников перед архиерейским амвоном. Затем первая пара священников уходит через солею в алтарь: стоявший на правой стороне священник – южной, а стоявший на левой стороне – северной дверью. В алтаре они становится посередине перед передней стороной престола, затем дважды крестятся, целуют Евангелие и престол, снова крестятся, поворачиваются и выходят к царским вратам, кланяются архиерею, потом друг другу и становятся на свои места по сторонам престола. После ухода первой пары священников, вторая пара становится на место первой, а остальные священники подвигаются за ними ближе к архиерейскому амвону.

Примечание. Если служит более трёх пар священников, то по указанию архиерея в алтарь может уходить две и более пар священников. В этом случае все они также крестятся и кланяются архиерею возле архиерейского амвона и затем боковыми дверями уходят в алтарь. В алтаре первая пара священников становится посередине перед передней стороной престола, а остальные по бокам престола. Затем они дважды крестятся, целуют престол, снова крестятся, кланяется архиерею через открытые царские врата,потом друг другу и становятся на свои места по сторонам престола.

Если же служат четыре или менее священников, тогда в алтарь уходит только один второй священник.

После возгласа великой ектении хор: «Аминь» и поет 1-й антифон.

Протодиакон с иподиаконами спускается с солеи, и они идут к архиерейскому амвону. Подойдя к архиерею, стоящему на архиерейском амвоне, протодиакон читает: «Умыю в неповинных...», а старший иподиакон берет кувшин и начинает возливать воду на руки архиерею. Затем старший и второй иподиаконы снимают полотенце с рипидчика и отирают руки архиерею. После этого архиерей дважды благословляет двумя руками, и протодиакон с иподиаконами целуют его руки. В первый раз протодиакон целует его правую руку, а второй иподиакон левую, а после второго благословения старший иподиакон целует правую руку, а рипидчик с омовением левую. Далее протодиакон становится за архиерейским амвоном справа от архиерея, а иподиаконы поднимаются на амвон, крестятся, кланяются архиерею и уходят в алтарь.

После омовения рук архиерей садится на седалище, а книгодержец поправляет сзади омофор.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.