Приготовления, касающиеся хора — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Приготовления, касающиеся хора

2017-06-19 396
Приготовления, касающиеся хора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нужно заранее продумать, какой хор будет петь на архиерейской службе. Последование всенощного бдения при архиерейском служении почти не отличается от обычного чина, поэтому на службе может петь и хор храма,даже если он и не имеет опыта проведения архиерейских служб. Но необходимо, чтобы регент ознакомился с уставом архиерейской службы и провёл достаточное количество спевок для чёткого, без сбоев, пения на богослужении. Если же это невозможно, то целесообразнее пригласить какой-нибудь другой церковный хор, имеющий опыт проведения архиерейской службы. Местный хор может петь на левом клиросе. Настоятель организует транспорт для приглашённого хора, заблаговременно сообщает регенту время прибытия хора в храм и предусматривает трапезу для хора.

Подготовка помещения алтаря и храма

Все предметы в алтаре и в храме должны быть вычищены и вымыты.

На святом престоле кладётся лучшее напрестольное Евангелие.

В центре храма поставляется архиерейский амвон[225] и покрывается ковром, а в алтаре, справа от предстоятельского места у внутренней стороны иконостаса, поставляется на небольшой ковёр седалище[226]. В алтаре коврами желательно застелить все пространство или хотя бы пространство перед престолом. Ковровая дорожка постилается от царских врат (если на амвоне есть другой ковёр, то от амвона) до архиерейского амвона. Далее ковровая дорожка постилается от архиерейского амвона до паперти включительно. У входа в основную часть храма, приблизительно там, где обыкновенно совершается лития, постилается ковёр и на него жезлоносец постилает орлец.

Если кроме протодиакона будет служить ещё один или более диаконов, то готовятся два кадила и две диаконские свечи.

Если предполагается совершение литии, то приготовляется лучший литийный прибор. Нужно заранее позаботиться о хлебах, вине, пшенице и елее для литии. Перед службой литийный прибор со всеми веществами уже должен быть готов. Необходимо, чтобы было достаточно хлебов для раздачи народу.

Следует заготовить воду для омовения рук архиерея и духовенства, а также для теплоты и запивки. Если в алтаре нет возможности нагревать воду, то хорошо заготовить горячую воду в термосах. Также необходимо иметь в наличии чистые полотенца.

Если есть такая возможность, перед службой должны быть доступны (не обязательно в алтаре) утюг и гладильный стол (доска).

Также приготовляются два подноса для архиерейского облачения и поднос, покрытый воздухом, на который полагается напрестольный крест.

 

Встреча архиерея

 

Иподиаконы приходят заранее и приготовляют все необходимое: складывают архиерейское облачение, вставляют свечи в дикирий и трикирий, подготавливают подносы для облачения, приготовляют жезл и архиерейскую мантию на встречу. Жезлоносец постилает орлецы. В алтаре:

перед престолом 2 орлеца головой орла на восток – один по центру ковра перед престолом и другой вплотную перед передней стороной престола;

в южной части алтаря перед архиерейским седалищем головой орла на восток.

В храме:

перед царскими вратами головой орла на восток;

на краю амвона головой орла на запад;

на архиерейском амвоне головой орла на восток;

перед аналоем с иконой праздника головой орла на восток;

в храме перед западными дверями головой орла на восток.

После завершения приготовления к встрече иподиаконы принимают от служащего священника благословение и облачаются в стихари.

Все духовенство должно быть в храме за полчаса до приезда архиерея. Каждый священник проверяет наличие своего священнического облачения[227]. На встречу архиереясвященники надевают: рясы, кресты и головные уборы (клобуки или камилавки).

Служащий священник [228] облачается в епитрахиль, фелонь и поручи; диаконы надевают стихарь, орарь и поручи; иподиаконы и пономари – стихарь, а если есть благословение, то и орарь.

Служащий священник берет поднос, покрытый воздухом и полагает на него напрестольный крест, обращённый рукоятием к своей левой руке.

За 15 минут до предполагаемого приезда архиерея на колокольне начинается благовест. При появлении машины с архиереем начинается трезвон, который продолжается и далее до начала службы. Во время службы звон совершается по Уставу.

В это время все священники становятся справа и слева по сторонам престола в два ряда в порядке старшинства. Служащий священник становится перед передней частью престола с крестом на подносе. Протодиакон и второй диакон берут кадила и запас ладана, а третий и четвёртый диаконы (если есть) трикирий и дикирий. Протодиакон открывает завесу царских врат. В храме зажигаются все лампады и паникадила.

Все духовенство крестится, целует престол и исходит на солею: стоящие с правой стороны престола южной дверью, а служащий священник и стоящие с левой стороны северной дверью. На солее служащий священник с крестом становится посередине перед царскими вратами, а остальные священники и диаконы в два ряда справа и слева от него лицом на восток. Затем все священнослужители три раза крестятся, кланяются друг другу (один ряд другому) и идут в два ряда по краям ковровой дорожки к входу в храм. Служащий священник с крестом идет посередине ковра и становится лицом к входу в храм на уровне последней пары священников (но если священников много, то на уровне 5-6 пары). Остальные священники становятся по старшинству (от ковра к солее) лицом друг к другу. Диаконы становятся после последней пары священников, в один ряд, лицом к входу в храм: справа – протодиакон с кадилом, за ним третий диакон с трикирием; слева – второй диакон с кадилом, а за ним четвёртый диакон с дикирием.

Став на свои места,все священнослужители поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклондруг другу (один ряд другому).

Иподиаконы, участвующие во встрече (старший и второй иподиаконы,жезлоносец с архиерейским жезлом, свещеносец с подсвечником и зажжённой свечой и один из рипидчиков с архиерейской мантией) собираются на горнем месте. Затем вместе с духовенством по команде старшего иподиакона они все выходят на солею: старший иподиакон и рипидчик с мантией – через южную дверь, а второй иподиакон, жезлоносец и свещеносец – через северную дверь. На солее все становятся с двух сторон от амвона, крестятся и делают поклон на восток, затем друг другу и чинно спускаются и идут к западным дверям храма (из притвора в храм).

Первая пара иподиаконов (старший и второй иподиаконы) выходит на паперть. В конце храма слева возлековра с орлецом становится жезлоносец с жезлом, а справа напротив него рипидчик с мантией. Свещеносец со свечой становится на центре ковровой дорожки лицом к западу, на уровне последней пары священников и перед диаконами.

Благочинный, настоятель или старший священник [229]храма, первая пара иподиаконов выходят к паперти, где ожидают прибытия архиерея.

Когда автомобиль с архиереем остановится у входа в храм, старший иподиакон открывает дверь, принимает от водителя посох, помогает архиерею выйти из автомобиля и подаёт ему посох, а второй иподиакон расправляет наметку клобука.

Архиерей выходит из машины, благословляет сначала благочинного и настоятеля, а затем и встречающих его иподиаконов.

Примечание. Далее возможно преподношение цветов и встреча с хлебом и солью. Обычно цветы преподносит настоятель илидети, а хлеб с солью староста храма или кто-то из уважаемых прихожан. Иподиаконы принимают у архиерея подносимые ему хлеб с солью и цветы.

Затем архиерей в сопровождении иподиаконов, благочинного и настоятеля входит в храм: старший иподиакон идет справа от него, второй слева. Священники идут позади архиерея, заходят в храм и становятся на свое место в ряду священников.

Войдя в храм, архиерей становится на орлец и отдает жезлоносцу посох. Затем архиерей и все священнослужители трижды крестятся. Священнослужители кланяются архиерею, который благословляет их общим осенением. Первая пара иподиаконов становится по сторонам ковровой дорожки лицом к алтарю перед жезлоносцем и рипидчиком с мантией.

Второй диакон возглашает: «Премудрость», и затем протодиакон, сообразуясь с возгласами архиерея, читает: «Достойно есть» (или задостойник праздника). «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Высокопреосвященнейший Владыко, благослови». «Аминь».

Во время чтения этих молитвословий протодиакон и второй диакон постоянно кадят архиерея.

Архиерей жев это время тихо произносит: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Христос, Истинный Бог наш…» [230].

Хор после возглашения: «Премудрость» поет: «От восток солнца до запад хвально Имя Господне. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века».

В это же время иподиаконы надевают на архиерея мантию.Если архиерей одет в зимнюю рясу, то сначала первая пара иподиаконов принимает её от архиерея и отдает рипидчику с мантией. Второй иподиакон поднимает наметку на архиерейском клобуке, рипидчик с мантией расправляет мантию и подаёт её первой паре иподиаконов. Старший и второй иподиаконы надевают на архиерея мантию, причём старший иподиакон застёгивает верхние пуговицы на мантии, а второй иподиакон в это время аккуратно пропускает наметку клобука между нижними скрижалями мантии. Затем первая пара аккуратно переносит вперёд нижнюю часть мантии со скрижалями и становится по сторонам от архиерея лицом к алтарю. Второй иподиакон становится сзади и расправляет конец мантии.

Служащий священник подходит к архиерею и подносит ему крест на подносе.

Надев мантию, архиерей крестится, снимает клобук, принимает от служащего священника крест и целует его. Священник целует руку архиерея и отходит на свое место, но становится несколько правее от центра.

Примечание. Если встречает с крестом настоятель или старший священник и предполагает говорить приветственное слово Владыке, то он выступает с крестом на подносе в середину между стоящими по бокам первыми священниками и, когда архиерей встанет на орлец и наденет мантию, говорит «слово», по окончании которого подаёт Владыке крест.

Все священники по очереди, в порядке старшинства подходят к архиерею, крестятся, снимают головные уборы, целуют крест и руку архиерея, а затем отходят на свои места. Последним подходит служащий священник с подносом. Архиерей целует крест и полагает его на поднос. Священник целует крест и руку архиерея.

Затем архиерей и все священники крестятся на восток. Священники кланяются архиерею, который их благословляет общим осенением. Вместе с ними крестится и кланяется архиерею и первая пара иподиаконов.Жезлоносец подаёт архиерею жезл и берет сзади мантию двумя руками. Архиерей принимает от жезлоносца жезл[231], идетна средину храма, поддерживаемый первой парой священников, поднимается на архиерейский амвон, потом сходит с него и затем прикладывается к иконе праздника.

Служащий священник, приняв крест и поцеловав руку архиерея, становится на прежнее место, а затем, поклонившись со всеми прочими на благословение архиерея, идёт со святым крестом к царским вратам и далее северной дверью уходит в алтарь, где полагает святой крест на престоле. За священником с крестом идет свещеносец и становитсяслевавнизу амвона у иконы Божией Матери, за ним – протодиакон и второй диакон, оборачиваясь для каждения идущего архиерея.Рипидчик, который выходил с мантией, убирает орлец, который лежал у западных дверей, и уходит в алтарь, неся в руках орлец, посох и зимнюю рясу.

Хор в это время заканчивает пение: «От восток солнца…» и начинаетпеть: «Достойно есть» (или задостойник праздника), но с тем расчётом, чтобы окончить пение, когда архиерей будет на солее.

Архиерей поднимается на амвон, поворачивается на запад и благословляет народ на три стороны.

Хор: «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филате (единожды), ис полла эти, дэспота» (трижды).

Первая пара иподиаконов идет перед архиереем, обходит с двух сторон архиерейский амвон и становится в один ряд с диаконами с кадилами и дикирием и трикирием, по сторонам от архиерея.Жезлоносец идет позади архиерея, поддерживая сзади мантию.

Священники идут двумя рядами (младшие впереди) впереди архиерея до аналоя с иконой, но к иконе не прикладываются, а поворачиваются лицом друг к другу. Затем, когда архиерей восходит на амвон, священники также впереди него подходят к амвону (старшие впереди) и становятся лицом на восток. Во время благословения архиерея священники кланяются в ответ на его благословение. Первая пара священников сноваподдерживает архиерея при схождении его с архиерейского амвона и восхождении на амвон.

Протодиакон и второй диакон становятся перед амвоном на уровне второй пары священников и во время благословения архиерея кадят его трижды по трижды. Второй и третий диаконы с дикирием и трикирием стоят позади них. Когда архиерей начнёт разворачиваться для благословения народа, два рипидчика отверзают царские врата.

Архиерей после благословения народа поворачивается, отдает жезл жезлоносцу с правой стороныи заходит в алтарь царскими вратами. Священники и диаконы одновременно с архиереем входят в алтарь: стоявшие на правой стороне южной дверью, а стоявшие на левой стороне северной дверью.

В алтаре архиерей становится перед передней частью престола, диаконы по правую и левую сторону от негопротив передних углов престола, а священники справа и слева по сторонам престола в два ряда в порядке старшинства. Далее все вместе дважды крестятся, целуют престол и снова крестятся: священники и диаконы кланяются архиерею, который благословляет их общим осенением.

Первая пара иподиаконов кланяется архиерею вместе с диаконами и также боковыми дверями входит в алтарь. Жезлоносец принимает у архиерея жезл, убирает орлецы с амвона и становится справа на солее перед иконой Спасителя. Свещеносец со свечой поднимается на солею и становится слева перед иконой Божией Матери. Жезлоносец и свещеносец стоят на солее лицом друг против друга.

Архиерей после целования престола отходит и становится на орлец справа от предстоятельского места у внутренней стороны иконостаса. Первая пара иподиаконов подходит к нему с подносом, принимает клобук и снимает мантию. Рипидчик убирает орлецы перед престолом.

Священнослужители после целования престола отходят и становятся на свои места с правой и левой стороны алтаря.

Начало всенощного бдения

 

Служащий священник, после выхода на встречу с крестом, входит в алтарь, полагает крест на престоле и становится справа от него. Когда духовенство войдёт в алтарь он становится в правый ряд священников, и вместе с ними целует святой престол. Далее, когда архиерей станет на свое место, он принимает у протодиакона кадило и становится перед передней частью престола. Протодиакон отдает священнику кадило и становится рядом со священником, справа от него. Второй диакон отдает пономарю кадило и становится рядом со служащим священником, слева от него. Третий и четвёртый диаконы отдают дикирий и трикирий иподиаконам и становятся на свои места справа и слева от престола.

Затем служащий священник,протодиакон и второй диакон вместе дважды крестятся, целуют престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются архиерею. Служащий священник поворачивается к архиерею, поднимает кадило и испрашивает у него благословение: «Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, кадило». Архиерей благословляет кадило. Диаконы принимают от пономарей зажжённые диаконские свечи и становятся позади святого престола лицом к священнику. Далее священник в предшествии диаконов совершает каждение святого алтаря.

Сначала совершается каждение святого престола кругом с четырех сторон. Затем священник кадит горнее место, запрестольный крест и иконы, находящиеся по правую сторону в южной части алтаря. Далее запрестольную икону и иконы по левую сторону в северной части алтаря и жертвенник (в ряду икон, этой стороны), икону, на иконостасе над царскими вратами в алтаре с горнего места. После этого священник и диаконы переходят на южную (правую) сторону алтаря, где становятся между горним местом и престолом лицом на запад, и отсюда, кадят архиерея трижды по трижды. Архиерей отвечает на каждение благословением: дважды правой рукой, и третий раз двумя руками. Священник и диаконы при этом отвечают на каждое его благословение поясным поклоном.

После каждения архиерея совершается каждение лиц, молящихся по правую сторону в алтаре, а затем лиц, молящихся по левую сторону алтаря. Далее священник с кадилом становится перед передней стороной престола, а протодиакон выходит на солею и возглашает: «Востаните».

Хор: «Высокопреосвященнейший [232] владыко благослови».

Священник произно­сит: «Слава Святей…» и совершает кадильницей знамение Креста перед святым престолом.

В это время все духовенство, а также иподиаконы и пономари собираются на горнем месте. Протодиакон возвращается в алтарь и также идет на горнее место. На возгласе: «Слава Святей...» все духовенство на горнем месте по знаку протодиакона крестится, кланяется архиерею и после пения хором: «Аминь» поет: «Приидите, поклонимся...». После окончания пения все снова крестятся, кланяются архиерею и расходятся на свои места. Протодиакон отдает свечу третьему диакону, и тот вместе со вторым диаконом предшествует священнику, который совершает полное каждение храма[233] (см.: Приложения, О каждении, Виды каждений и их особенности, Полное каждение). Протодиакон отходит и становится на свое место справа от престола.

Хор поет 103-й псалом.

Перед пением духовенством: «Приидите, поклонимся...», книгодержец, держа Чиновник в обеих руках перед собой, идет на горнее место и вместе со всеми крестится и кланяется архиерею. После окончания пения он снова вместе со всеми крестится, кланяется архиерею и подходит к нему, держа Чиновник в обеих руках перед собой. Архиерей благословляет книгодержца и полагает руку на книгу. Книгодержец целует десницу архиерея, открываетЧиновникна светильничных молитвах вечерни и держит его до окончания чтения им молитв. После окончания чтения архиереем молитв, книгодержец закрывает книгу, идет на горнее место, крестится, кланяется архиерею и, держа Чиновник в обеих руках перед собой, подходит к нему. Архиерей благословляет книгодержца и полагает правую руку на книгу. Книгодержец целует десницу архиерея и отходит на свое место.

После завершения каждения храма священник возвращается в алтарь и кадит переднюю сторону престола, а затем идет южной стороной алтаря на горнее место и совершает его каждение. Далее вместе с диаконами он становится в южной части алтаря между горним местом и престолом лицом на запад и трижды кадит архиерея.Архиерей отвечает на каждение благословением правой рукой. После этого священник отходит и становится перед передней частью престола, кадит второго диакона и отдает ему кадило. Второй диакон принимает кадило и кадит священника. Потом он поворачивается на восток к горнему месту, отдает кадило и свечу пономарю и становитсярядом со священником, справа от него. Третий диакон также отдает свечу пономарю и становится рядом со служащим священником, слева от него. Затем, священник и диаконы дважды крестятся, целуют край престола (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются архиерею. Второй и третий диаконы закрывают царские врата.

В конце пения 103 псалмапротодиакон, предварительно сотворив поклон святому престолу и архиерею, выходит из алтаря северной дверью на солею для произнесения великой ектении.

Примечание. Все диаконы, выходя на ектении, и возвращаясь в алтарь, всегда крестятся, кланяются святому престолу и архиерею, а не служащему священнику.

На 5-ом прошении ектении вначале поминовения правящего архиерея: «и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите Лазаре» служащий священник ивсе духовенство в алтаре поворачивается на восток, крестится, а затем кланяется архиерею.

Служащий священник читает перед престолом светильничные молитвы, апосле последнего прошения ектении произносит перед престолом возглас: «Яко подобает Тебе…».

Примечание. В присутствии в алтаре архиерея, священник при произнесении всех возгласовнасловах: «Отца и Сына и Святого Духа» крестится на восток, а насловах: «ныне и присно» кланяется архиерею.Архиерей отвечает на поклон священника благословением правой рукой.

Сразу же после произнесения возгласа мирной ектении служащий священник, за ним благочинный,настоятель или старший священник, а затем все остальное духовенство,иподиаконы, чтецы,пономари и все находящееся в алтаре подходят под благословение к архиерею, а затем отходят на свои места.

Протодиакон, сразу же после произнесения им великой ектении, уходит в алтарь. Здесь он вместе с младшим диаконом идет на горнее место, где они вместе крестятся, кланяются архиерею и друг другу. Далее протодиакон становится на свое место, а младший диакон выходит на амвон к местной иконе Спасителя, где после окончания пения: «Блажен муж…» произносит малую ектению: «Паки и паки...». Служащий священник после последнего прошения ектении, перед престолом произносит возглас: «Яко твоя держава…».

Младший диакон после произнесения малой ектении возвращается в алтарь, идет на горнее место и принимает у пономаря кадило. Затем взяв кадильницу и став на горнем месте у северной стороны престола, он поднимает её и обращается к архиерею: «Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, кадило». Архиерей благословляет кадило. Диакон отвечает: «Аминь» и начинает полное каждение алтаря и храма (см.: Приложения, О каждении, Виды каждений и их особенности, Полное каждение).

Также каждение может совершать и пара младших диаконов. В этом случаеони принимают от пономарей кадила и идут на горнее место: первый диакон с южной его стороны, а второй с северной. Затем они вместе крестятся, поворачиваются лицом к архиерею, поднимают кадила, и старший из диаконов говорит: «Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, кадило». Архиерей благословляет кадила, и диаконы совершают полное каждение алтаря и храма (см.: Приложения, О каждении, Виды каждений и их особенности, Полное каждение храма двумя диаконами).

Примечание. Архиерея всегда кадят так: в начале каждения – трижды по трижды (вместо служащего священника) и в конце каждения – трижды (вместо служащего священника).

Вечерний вход

 

Во время пения стихир на «Господи воззвах…» священники, которым указано настоятелем или старшим священником идти на вход, облачаются в священные одежды: епитрахиль, поручи, фелонь и надевают головные уборы. После окончания каждения все они становятся по старшинству в два ряда по сторонам престола (старшие впереди). Старший священник становится на предстоятельское место перед передней частью престола,а протодиакон становитсяпо правую сторону от него против переднего угла престола.

Перед началом совершения входа свещеносцы со свечамиидут на горнее место, трижды крестятся, кланяются архиерею идруг другу. В начале пения на «И ныне» догматика или стихиры праздника диаконы открывают царские врата.

Жезлоносец и свещеносец вместе кланяются в сторону алтаря, спускаются с амвона и становятся лицом к царским вратам.

Священнослужители дважды крестятся, целуют святой престол (а старший священник иЕвангелие), крестятся третий раз и идут на горнее место. На горнем месте старший священник и протодиакон становятся у юго-восточного края престола, а остальные священники становятся в два ряда по сторонам от них (старшие впереди). Протодиакон принимает у пономаря кадило и все священнослужители крестятся на восток, а затем поворачиваются и кланяются архиерею. Далее протодиакон испрашивает благословение у архиерея, и архиерей благословляет кадило. Протодиакон возглашает: «Господу помолимся», архиерей читает молитву входа и все священнослужители, не спеша, через горнее место, выходят из алтаря северной дверью на солею. Второй иподиакон постилает орлец на центр ковра перед престолом головой орла на запад.

Свещеносцы со свечамивыходят впереди священнослужителей северной дверью из алтаря, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат. За свещеносцами идет протодиакон с кадилом, за ним священники по старшинству (младшие впереди) и завершает шествие старший священник, который начиная с горнего места, читает молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне...».

На солее:

старший священник становится напротив царских врат правее от центра лицом на восток;

священники становятся в том же порядке, как стояли у престола: справа и слева от старшего священника по старшинству лицом на восток (младшие впереди, ближе к царским вратам);

протодиакон кадит местные иконы Спаси­теля и Божией Матери и входит царскими вратами в алтарь. В алтаре онпроходитмежду престолом и архиереем, становитсясправа от престола лицом к архиерею и кадит еготрижды по трижды. Далее он становится вполуоборот по отношению к архиерею и, взяв кадило в левую руку, правой тремя перстами держа орарь и указывая им на царские врата, он обращается к нему и говорит: «Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, святый вход». Архиерей идет и становится на орлец в царских вратах лицом на запад, благословляет вход, а затем возвращается на свое место. Протодиакон снова кадит архиерея (когда он станет на свое место) трижды со словами: «Ис полла, эти, дэспота», затем возвращается на солею через открытые царские врата и совершает каждение священников (по старшинству). Затем он становится в царских вратах лицом на восток, ожидая окончания пения хора. Второй иподиакон убирает орлец.

Священники на солее во время благословения архиерея приклоняют головы. После благословения архиерея старший священник становится напротив царских врат по центру, а священники поворачиваютсялицом друг к другу.

Когда заканчивается пение догматика или стихиры, протодиакон начертывает кадильницей крест и возглашает: «Премудрость, прости» и входит в алтарь.

Хор поет: «Свете Тихий...».

Протодиакон, войдя в алтарь, кадит святой престол с четырех сторон, горнее место и становится у северной стороны святого престола, откуда кадит священников при их входе в алтарь.

Священники крестятся и целуют только одну икону каждый на своей стороне, или Спасителя или Божией Матери, входят в алтарь царскими вратами и становятся на свои прежние места предстояния у престола. Старший священник, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат, снова крестится, поворачивается лицом на запад, кланяется свещеносцам (не благословляя рукой), снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Здесь все священнослужители вместе крес­тятся, целуют святой престол и восходят на горнее место: протодиакон северной, старший священник южной стороной алтаря,а священники каждый со своей стороны (старшие впереди). Там они ещё раз крестятся, кланяются архиерею иповорачиваются: старший священник и протодиакон лицом на запад, а священники становятся в том же порядке, как стояли у престола: справа и слева от старшего священника по старшинству (старшие ближе к нему) лицом друг другу.

Свещеносцы отвечают на поклон священника такжепоклоном, затем крестятся, входят со свечами в алтарь: первый – северной, а второй – южной дверью и идут на горнее место. Здесь они снова крестятся, кланяются архиерею, и становятся со свечами на правой и левой стороне горнего места немного поодаль священнослужителей лицом друг к другу. Первый свещеносец забирает у протодиакона кадило и отдает пономарю.

После окончания пения «Свете Тихий...» протодиакон, предварительно сотворив поклон архиерею, произносит: «Вонмем».

Старший священник, такжепредварительно сотворив поклон архиерею, произносит: «Мир всем».

Примечание. В присутствии архиерея на службе священник благословение рукой не совершает, а только кланяется ему перед благословением.

Хор: «И духови Твоему».

После возгласа священника: «Мир всем» ж езлоносец и свещеносец поднимаются на солею и становятся на свои места.

Протодиакон: «Премудрость, вонмем» и затем произносит прокимен дня со стихами.

Послепения прокимна следует чтение паримий.

Второй диакон (или если его нет, то назначенный для чтения паримийчтец), перед пением прокимна приходит южной стороной алтаря на горнее место. Держа книгу в обеих руках перед собой и положив поверх нее передний конец ораря, так, чтобы первый крест ораря лежал на верхнем ребре книги, он трижды крестится, кланяется горнему месту и архиерею, и, приклонив главу, подходит к нему на благословение, говоря: «Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, паримии прочести». Архиерей благословляет диакона и полагает правую руку на книгу. Диакон целует десницу архиерея. Далее, перекрестившись и поклонившись престолу, держа книгу в обеих руках и во


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.