Последование литургии Преждеосвященных Даров — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Последование литургии Преждеосвященных Даров

2017-06-19 511
Последование литургии Преждеосвященных Даров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтение Апостола и Евангелия

В дни памяти великих святых (24 февраля и 9 марта) и в храмовые праздники после великих поклонов полагается чтение Апостола и Евангелия при открытых царских вратах. Эти чтения сопровождаются теми же молитвословиями и священнодействиями, как и на полной литургии.

В конце пения стихов 140-го псалма, назначенный для чтения Апостола чтец (или если есть, то второй диакон), держа книгу в обеих руках перед собой, приходит на южную сторону алтаря, трижды крестится, кланяется святому престолу и священнику, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Далее перекрестившись и поклонившись святому престолу, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит через горнее место северной дверью на солею. Затем он спускается по ступеням амвона в храм и становится перед аналоем с праздничной иконой лицом на восток, предварительно перекрестившись и поклонившись святому алтарю.

Примечание. Диакон на чтение Апостола выходит через царские врата и становится в конце амвона лицом к алтарю.

Священнослужители после поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина крестятся единожды, целуют край престола (а священник и Евангелие)и отходят через южную (правую) сторону алтаря на горнее место. Здесь оникрестятся, совершают поклонение к горнему месту, кланяются друг другу и становятся за престолом: священник – против юго-восточного угла святого престола, а диакон – к северу от священника, лицом к народу.

Затем диакон, предварительно поклонившись священнику, произносит: «Вонмем».

Священник: «Мир всем» иосеняет крестообразно благословляющей рукой (имясловными перстами) молящийся в храме народ.

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Прокимен глас…» и произносит положенный прокимен.

Хор поет тот же прокимен.

Чтец:стихпрокимна.

Хор снова поет прокимен.

Чтец: первую половину прокимна.

Хор допевает вторую часть прокимна.

Диакон: «Премудрость».

Чтец произносит надписание апостольского чтения, например, «К Римляном Послания святаго апостола Павла чтение».

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает Апостол.

При служении одним священником без диакона. Священник сам произносит возгласы: «Вонмем» и «Премудрость».

Во время пения прокимнадиакон принимает от пономаря кадильницу и испрашивает благословение на каждение у священника: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» (см.: Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии) и в начале чтенияАпостолаотходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места, где садится лицом на запад.

Диакон отвечает: «Аминь» и начинает каждение. Каждение совершается следующим образом. Обойдя престол с северной (левой) сто­роны алтаря, диакон вначале кадит престол с четырех сторон, затем Святые Дары на жертвеннике и горнее место. Потом он кадит запрестольный крест и иконы, находящиеся по правую сторону в южной части алтаря. Далее запрестольную икону и иконы по левую сторону в северной части алтаря и икону, на иконостасе над царскими вратами в алтаре с горнего места.

Совершив каждение алтаря, он выходит через открытые царские врата на солею,попутно совершая их каждение. На солее он кадитместные иконы Спасителя, храмовую икону и всю правую сторону иконостаса. Затем икону Божией Матери и всю левую сторону иконостаса.

Далее он входит обратно в алтарь через открытые царские врата и идет на горнее место. С горнего места он кадит сидящего священника, который при этом встаёт и кланяется, на что диакон также отвечает ему поклоном. Затем диакон кадит лиц, молящихся в алтаре по правую, а затем и по левую сторону алтаря.

Потом он снова выходит из алтаря через открытые царские врата на амвон, откуда кадит чтеца Апостола, главный и правый клиросы, и народ слева направо. После этого на солее он поворачивается на восток, совершает каждении местных икон Спасителя и Божией Матери и входит через открытые царские врата в алтарь. Здесь он кадит святой престол с передней (западной) его стороны, горнее место и священника с горнего места (последний при этом не встаёт). Затем, там же, на горнем месте, он крестится, отдает кадило пономарю, кланяется священнику, отходит и становится на свое место справа от святого престола.

При служении одним священником без диакона. Священник сам совершает каждение в той же последовательности что и диакон, но с некоторыми особенностями. После каждения алтаря он сразу же кадит лиц, молящихся в алтаре, а затем выходит через открытые царские врата на солею, откуда кадит иконостас, чтеца Апостола, клиросы и народ. Затем здесь же на солее он кадит местные иконы Спасителя и Божией Матери, входит через открытые царские врата в алтарь и заканчивает каждением святого престола с передней его стороны. Отдав кадило пономарю, он отходит южной стороной алтаря на горнее место и садится с южной его стороны лицом на запад.

Священник, после прочтения Апостола, встаёт со своего места и благословляет чтеца Апостола, говоря: «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Аллилуиа» (трижды) «Глас...».

Хор: «Аллилуиа» (трижды).

Чтец читает аллилуиарий.

Хор: «Аллилуиа» (трижды).

Чтец: стих аллилуиария.

Хор: «Аллилуиа» (трижды).

Во время пения аллилуиария священник идет с горнего места северной стороной алтаря к престолу, где читает молитву перед чтением Евангелия: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко…» (см.: Служебник,Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

После прочтения священником этой молитвыдиакон подходит к юго-западному углу престола, преклоняет голову, и, взяв орарь тремя перстами правой руки и указывая им на святое Евангелие на престоле, обращаясь к священнику, тихо говорит: «Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя евангелиста) ».

Священник, благословляя его, тихо произносит: «Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествующему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа» (см.: Служебник,Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго) [210].

Далее с вященнослужители крестятся единожды без поклона: священник целует Евангелие и, взяв его в руки, передаёт диакону, которыйцелует Евангелие и подающую руку священника и выходит с Евангелием на солею прямо чрез царские врата, не обходя престол через горнее место. Диакон несёт Евангелие лицевой сторонойторжественно высоко на вытянутых руках.

Пономарь во время пения аллилуиария устанавливает на амвоне аналой.

Свещеносцы со свечами в начале пения аллилуиария идут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику, выходят северной и южной дверями из алтаря, идя впереди диакона, несущего Евангелие, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат.

На амвоне диакон обходит аналой слева и становится пред ним лицом на восток. Далее он полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, полагает на него Евангелие и раскрывает его для чтения. Свещеносцы ставят подсвечники перед аналоем и становятся лицом друг к другу по бокам аналоя.

Хор заканчивает пения аллилуиария.

Священник, стоя перед престолом произносит: «Премудрость, прóсти, услышим Святаго Евангелия» и повернувшись через правое плечо на запад благословляет через открытые царские врата молящихся произнося: «Мир всем». Затем он отходит южной стороной алтаря на горнее место и становится против юго-восточного угла святого престола лицом на запад.

Хор: «И духови твоему».

Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры, надевают же их после прочтения Евангелия.

Диакон: «От Матфея (или Марка, или Луки, или Иоанна) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Священник: «Вонмем».

Диакон читает Евангелие.

Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с преклонёнными главами.

Чтец после прочтения Апостола и возглашения аллилуиария, крестится, кланяется святому алтарю и возвращается в алтарь южной дверью. Здесь он снова крестится, кланяется святому престолу и подходит с южной стороны престола к священнику на благословение. Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника и отходит на свое место.

Примечание. Если Апостол читал второй диакон, то он после его прочтения отходит к местной иконе Богородицы и здесь возглашает «Аллилуиа» со стихами аллилуиария. После окончания его возглашения он крестится, заходит в алтарь через царские врата и становится возле северной стороны престола лицом к нему, положив орарь на Апостол. Здесь он произносит возгласы: «Премудрость, прóсти, услышим Святаго Евангелия» и «Вонмем». После возглашения последнего возгласа он крестится, целует престол и подходит к священнику на горнее место для благословения. Получивблагословение священника, он целует его руку, отходит и становится на свое место слева от святого престола.

При служении одним священником без диакона. Священник сам читает Евангелиена престоле. Возглашения: «Благослови, владыко…» и «Бог молитвами...» не произносятся. Свещеносцы ставят свечи позади престола, и становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны престола лицом друг к другу.

После окончания чтения Евангелия священник крестится, кланяется к горнему месту, идет северной стороной алтаря к царским вратам, и благословляет диакона, начертывая рукой небольшой крест, тихо говоря: «Мир ти, благовествующему».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон целует и закрывает Евангелие, берет его вместе с орарем с аналоя (тремя перстами правой руки), подносит Евангелие к царским вратам и передаёт его тыльной стороной священнику, целуя его принимающую руку, и отвечая: «И духови твоему».

Священник вцарских вратах принимаетЕвангелие, крестообразно осеняет им народ, относит на престол и ставит его на горней стране престо­ла ближе к верхнему его краю, выше антиминса (во избежание падения его на Святые Дары).

Свещеносцы после прочтенияЕвангелияубирают подсвечники от аналоя, ипосле передачи диаконом Евангелия священнику, крестятся, входят со свечами в алтарь северной и южной дверями и идут на горнее место. Здесь они снова крестятся с поклоном к горнему месту, кланяются священнику, тушат свечи и отходят на свои места.

Пономарь в это время убирает аналой с амвона.

Священник закрывает царские врата, а диакон становится на амвоне против царских врат и произносит сугубую ектению.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.