Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-06-26 | 336 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Сложно говорить о динамике развитии чувства стыда из-за того, что в западном обществе стыд – понятие очень ограниченное и само это чувство всячески подавляется и сдерживается (Sheff, 1990; Retzinger, 1991; Sheff and Retzinger, 1991; Sheff, 1994). Такое подавление является одновременно и причиной и следствием процветающего индивидуализма. Эти идеи нашли документальное подтверждение в авторитетной работе Илиаса (Elias, 1983), посвященной историческому развитию современной цивилизации. Илиас использовал отрывки из европейских нравоучительных сборников за последние пять столетий для того, чтобы продемонстрировать, каким образом чувство стыда подвергалось постепенному, но постоянному подавлению. Сама идея того, что человеку может быть стыдно оттого, что ему стыдно, создает понятие «замкнутой цепочки» стыда, которой и объясняется механизм подавления. На подавление указывает также и тот факт, что в современных и традиционных обществах существует различное отношение к стыду. В современных языках, особенно в английском, понятие «стыд» крайне узко и носит исключительно негативных характер. В английском языке понятие «стыд» имеет значение позора, мучительного эмоционального переживания. В других европейских языках существует как стыд в смысле позора (ср. французское “ honte”), так и стыд в позитивном, более легком смысле (ср. французское “ pudeur ”). Такой «позитивный» стыд связан с застенчивостью, скромностью и (по крайней мере, в древнегреческом) с благоговением. Пример слова “ humility ”* из-за его связи со словом “ humiliation ”** доказывает, что однажды, возможно, в английском языке существовало некоторое положительное понимание стыда. Но в современном английском языке слово “ humility” утратило какую-либо связь со стыдом.
|
Узость и негативный смысл понятия «стыд» в современных обществах становятся еще более очевидными при сравнении с той лексикой, связанной с этим понятием, которая существует в традиционных обществах. Так, в мандаринском наречии китайского языка эта лексика более многообразна (Shaver et al., 1992). Словарный состав мандаринского наречия, связанный с различными эмоциями и переживаниями, включает в себя большое количество слов, в которых сочетаются понятия стыда и злобы и которые не имеют эквивалента в английском языке. Лексика, связанная со стыдом, в традиционных обществах намного шире. В отличие от индивидуализма в современных обществах, представители традиционных обществ более чувствительны к социальным отношениям, что требует от них осознания и принятия чувства стыда. Скудость такой лексики в западных языках, в особенности в английском, говорит, вероятно, о сокрытии или игнорировании большинства форм стыда.
В том случае, если мы хотим проследить закономерности и динамику развития чувства стыда, нам необходимо извлечь его из тисков подавления и умалчивания и, тем самым, восстановить позитивные грани и широту этого понятия. Положительные аспекты стыда были исследованы Lynd (1958), Tompkins (1963), Schneider (1997). Характерное в своем роде утверждение предлагает Линд: «Уже тот факт, что стыд является очень личным, изолирующим переживанием, означает также и то, что, найдя способ поделиться этим чувством и рассказать о нем, человек сможет обрести особую близость с другими людьми …» (1958, р. 66). Идея, заключенная в этой цитате, имеет чрезвычайную важность для общинных конференций: если правонарушитель готов «поделиться своим чувством и рассказать о нем», вместо того, чтобы скрывать или отрицать его, это означает, что возможность восстановить разорванную связь между правонарушителем и другими участниками все же существует.
Для успешного проведения конференций очень важно также вернуть действительную широту понятию стыда, поскольку это чувство в том или ином его проявлении испытывают все участники встречи. Правонарушителя перед всеми обвиняют в проступке, и, естественно, что он испытывает стыд. Его представители стыдятся, поскольку имеют к правонарушителю какое-то отношение. Жертва испытывает стыд, связанный с пережитым насилием и ощущением собственного бессилия и беспомощности. Представители жертвы разделяют с жертвой такой стыд в той степени, в которой они себя с ней отождествляют. Чувство стыда, которое участники маскируют или скрывают, является помехой для восстановления социальной связи между ними и препятствует, таким образом, символическому возмещению. Рецинджер (Retzinger, 1991) разработала систематическую процедуру, позволяющую определять наличие чувства стыда вне зависимости от того, как глубоко оно скрыто и чем замаскировано. Суть этой процедуры в работе с визуальными, вербальными и невербальными подсказками, которые предоставляет поведение участников. Для того чтобы замечать чувство стыда в себе и других, современному человеку необходима переподготовка, связанная с языком, на котором говорит стыд, и, в первую очередь, с языком жестов и косвенных намеков.
|
Из работ Линда (Lynd, 1958), Томпкинса (Tompkins, 1963), Гоффмана (Goffman, 1967), Льюиса (Lewis, 1971) и других мы вынесли понятие о стыде как о большой группе чувств и переживаний. Наше собственное определение включает положительные аспекты стыда (то, что Шнайдер называет «ощущением стыда, стыдливостью»), а также такие понятия, как смущение, унижение, застенчивость, неловкость, чувство дискомфорта, неадекватности, отсутствие безопасности и недостаток уверенности. Особенным образом мы подчеркиваем взаимосвязь стыда и злости, выделяя отдельно, как это делается и в мандаринском наречии китайского языка, так называемые «петли», или «замкнутые цепочки» стыда и злости. Предлагаемое нами представление о стыде значительно шире, чем то, которое используется в современном английском: оно приобретает ту широту, которой это понятие обладает в традиционных обществах.
Наиболее подробное исследование стыда можно обнаружить у Метге Метджа (Metge, 1986) в работе, посвященной изучению “ whakamaa ” – понятию стыда у маори. “W hakamaa ” означает «стеснительный», «смущенный», «неуверенный», «неадекватный», «неспособный», «испуганный», «обиженный», «подавленный» или «пристыженный». За исключением «испуга» (страха) мы используем слово стыд приблизительно в том же значении. Но примеры, приведенные Метге, свидетельствуют, однако, что «испуганность» у маори предполагает не чувство страха за жизнь и здоровье, но именно страх социального свойства, связанный с ожиданием возможного стыда. Так же, как и стыд в английском языке, понятие “ whakamaa ” связано не только с чувствами людей, но и с отношениями между ними. У маори, к тому же, особым образом подчеркивается и необходимость признать испытываемый стыд, и те разрушительные последствия, к которым может привести отсутствие такого признания.
|
В связи с определенным отношением к стыду (подавлением) с точки зрения эмоций и социальных отношений проведение общинных конференций в современном обществе может оказаться более сложным процессом, чем проведение таких же конференций у маори или в других племенных общинах. Для передачи различных эмоций, чувств и отношений большинство традиционных обществ обладает обширным и чутким к мельчайшим оттенкам языком, который мы, на Западе, утратили. Понимание стыда в его позитивном, широком и относительном смысле может стать важным моментом в подготовке ведущих общинных конференций. Каким образом краткая подготовка может значительно изменить отношение к индивидуализму и подавлению стыда – тем понятиям, на которых взращено современное общество? Обсуждение динамики развития чувства стыда – это попытка внести вклад в решение этого вопроса.
Для работы общинных конференций чрезвычайную важность представляет теоретический вопрос о различии между патологическим и нормальным стыдом. Для эффективного контроля над преступностью необходим скорее нормальный (реинтегрирующий) стыд, чем стыд патологический (Braithwaite, 1989). Обращая особое внимание на то, в каком виде стыд проявляется, возможно постепенно, шаг за шагом выявить различия между этими двумя формами стыда, возникающими в процессе человеческого общения. Согласно нашей теории, проявления нормального стыда, хотя и неприятны, но по времени кратки и занимают всего несколько секунд. Стыд, злость и подобные чувства являются патологическими, если проявляются в течение многих минут. Стыд – переживание, способное к постоянному возвращению, что может привести в определенных случаях к «замкнутым цепочкам» стыда: человеку стыдно, потом ему стыдно того, что ему стыдно и так далее по цепочке, в конце которой может быть самоизоляция (замыкание в себе) или депрессия. Возможна и другая «замкнутая цепочка»: человек злится из-за того, что испытывает стыд, и испытывает стыд из-за того, что злится, и так снова и снова. По таким «замкнутым цепочкам» могут развиваться как чувства одного участника, так и чувства участников друг к другу. Негодование, испытываемое одним человеком, может передаться другому или вызвать ответное негодование, что приведет в результате к взаимным нападкам. Движение по этим «замкнутым цепочкам» может продолжаться бесконечно долго. Настойчивое, неудержимое проявление таких эмоций, как смущение, возмущение, негодование и ненависть, всегда свидетельствует об их патологическом характере.
|
Стыд играет важную роль в обычных человеческих отношениях, равно как и в конфликтах. Стыд сигнализирует о наличии угрозы социальным отношениям, и, таким образом, определяет положение человека в этих отношениях. Подобным образом гордость свидетельствует о наличии здоровых, устойчивых отношений. Стыд является эмоциональным аналогом непрочных или поврежденных отношений, точно так же, как неустойчивые отношения являются источником стыда. Это тождество позволяет переводить язык стыда в язык отношений, и наоборот. Гоффман (Goffman, 1976) утверждает, что нормальный стыд и чувство неловкости являются практически постоянным спутниками любых человеческих отношений. Именно поэтому видимое проявление стыда правонарушителем в процессе символического возмещения принимает такие большие размеры. Когда мы замечаем признаки стыда или смущения в других, мы способны понять, что они такие же люди, как и мы, и здесь уже не имеют значение ни язык, ни культурная обстановка, ни обстоятельства. Основным препятствием для успеха общинных конференций является преодоление узкого взгляда общественности на стыд. Впереди также и обучение ведущих умению замечать стыд в себе и других и справляться с его проявлениями.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!