Общепедагогические компетенции — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общепедагогические компетенции

2017-06-19 679
Общепедагогические компетенции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

· быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

· самостоятельно учиться;

· принимать решения и нести за них ответственность;

· адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

· нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации

Понятия профессионального мастерства и профессионализма анализируют в своих трудах такие авторы как А. Н. Аминов, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, И. А. Зязюн, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. А. Морева, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др. Педагогическую компетентность в качестве ключевого фактора педагогической успешности рассматривают Е. В. Дьяченко, И. А. Зимняя, Т. В. Лучкина, А. К. Маркова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, В. Д. Шадриков и др.

Профессиональная компетентность является основным компонентом профессиональной успешности педагога. Профессиональную компетентность А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова характеризуют как интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального жизненного опыта, ценностей и наклонностей [80, с. 8].

Исходя из исследования А. К. Марковой, профессиональная компетентность проявляется в трех сферах: в организации педагогической деятельности, в педагогическом общении и в самореализации педагога. Критерием профессиональной успешности учителя является успеваемость и уровень воспитанности учеников [81, с. 7].

Необходимо различать виды профессиональной компетентности педагогических работников, выделенные А. К. Марковой [80]:

- специальная компетентность выражается в результатах обучающей, воспитывающей деятельности учителя, в методах и средствах педагогической деятельности;

- социальная компетентность определяется особенностями педагогического общения, стилем руководства и организаторскими способностями учителя;

- личностная компетентность связана с профессионально-педагогической направленностью личности, мотивацией педагога, профессионально важными качествами;

- индивидуальная компетентность характеризуется развитием индивидуальности в рамках профессии, готовностью к профессиональному росту, саморегуляцией педагога.

В своих трудах Н. В. Кузьмина выделяет уровни педагогической деятельности: исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский, определяющие показатели педагогической компетентности и отражающие результативность деятельности учителя [64, с. 13].

В структуру педагогической компетентности Н. В. Кузьмина следующие виды компетенций: 1) в области преподаваемой дисциплины (специальная и профессиональная компетентность); 2) в области способов формирования знаний, умений учащихся (методическая компетентность); 3) в области процессов общения (социально-психологическая компетентность); 4) в области мотивов, способностей, восприятия учащихся (дифференциально-психологическая компетентность); 5) в области достоинств и недостатков собственной деятельности (аутопсихологическая компетентность) [65].

В структуре профессиональной компетентности Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональную направленность (профессиональную позицию, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение) и собственно профессиональную компетентность (предметные знания и умения, индивидуальный опыт, педагогическое мастерство) [42].

Педагогическую компетентность В. А. Сластенин определяет через понятия эмоциональной устойчивости, педагогической готовности, положительного отношения к труду, через умение педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений [119].

Рассматривая модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности, В. Д. Шадриков выделяет компоненты педагогической компетентности: компетентность в области личностных качеств; формирование учебной мотивации ученика; целеполагание учебной деятельности; раскрытие личностного смысла учебного материала; реализацию индивидуального подхода в обучении; предметную компетентность; успешное разрешение педагогических задач; разработку методических программ; компетентность в организации учебной деятельности [140, с. 184].

Необходимой составляющей педагогической компетентности является система профессиональных качеств, под которыми В. Д. Шадриков понимает индивидуальные качества работника, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность её освоения. К профессионально важным качествам относятся способности. Выделяются следующие профессионально важные качества педагога: наблюдательность, целеустремленность, уравновешенность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм, требовательность, ответственность, самоконтроль [140].

Л.О. Филатова

 

19. Структура и виды профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной. Непрофессиональной педагогической деятельностью, например, занимаются родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации.

Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

Структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект – тот, кого воспитывают, формируют как личность. Объект педагогической деятельности сам является субъектом.

Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности. Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив – её причину (почему или для чего делать?). Общая цель педагогической деятельности – приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и другие. Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А.Н. Леонтьеву, состоят из операций, операции из приемов и процедур). Педагогическое действие направлено на достижение результата и получение продукта. Примерами педагогических действий являются действия: по накоплению новой информации; по логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по формулированию педагогических целей.

Реализация педагогических действий предполагает владение определенными педагогическими умениями.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

Результат педагогической деятельности соотносится с её целью, а предмет – с продуктом. Результат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Оценка продукта (результата) педагогической деятельности - это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полученный результат (продукт) деятельности расходится (не совпадает) с изначально поставленной целью.

Профессиональными функциями педагога являются: образовательная (воспитательная, обучающая), конструктивная, коммуникативная, организаторская, стимулирующая, исследовательская, коррекционная.

В структуре педагогической деятельности выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный (по Н.В. Кузьминой).

Гностическая деятельность – это деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений.

Проектировочная деятельность включает постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения.

Конструктивная деятельность предполагает отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания.

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию педагогом собственной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и т.д.

Преподавание – педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников.

Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности.

Социально-педагогическая деятельность учителя направлена на социализацию ребенка и его социальную защиту.

Культурно-просветительская деятельность педагога заключается в приобщении учащихся к культуре: в ознакомлении их с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей.

Коррекционно-развивающая деятельность педагога состоит в выявлении и исправлении недостатков в развитии личности ученика, помощи ему в успешном освоении школьной программы и адекватной интеграции в социум.

Научно-методическая деятельность, обеспечивающая организацию всех других ее видов и реализацию ведущих профессиональных функций педагога. Ее содержание составляют: освоение учителем современных теорий и технологий воспитания и обучения, разработка на их основе своих собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса и оформление их в учебно-методической документации и научно-методических работах: авторских программах, тематических планах и методических разработках занятий, методических рекомендациях и пособиях, докладах на научно-практических конференциях, а иногда и научных статьях.

Научно-исследовательская деятельность педагога - это один из видов профессиональной деятельности педагога, требующий владения методами и средствами педагогического исследования, предполагающий определенный набор личностных качеств, способностей и компетенций педагога, связанный с проектированием и осуществлением педагогического исследования, а также включающий в себя другие виды работ, такие как анализ результатов исследовательской деятельности и их внедрение (в образовательный процесс, в педагогическую науку и практику), ведение необходимой документации по вопросам исследовательской деятельности, подготовку научных публикаций по теме исследования, разработку научно-исследовательских заданий обучающимся, участие в проектной деятельности и научных мероприятиях.

 

Борытко, Н. М. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова.— Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 40 с.

 

20. Профессионально важные качества личности педагога.

Необходимой составляющей педагогической компетентности является система профессиональных качеств, под которыми В. Д. Шадриков понимает индивидуальные качества работника, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность её освоения. К профессионально важным качествам относятся способности. Выделяются следующие профессионально важные качества педагога: наблюдательность, целеустремленность, уравновешенность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм, требовательность, ответственность, самоконтроль.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.