Теория деятельности Леонтьева — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Теория деятельности Леонтьева

2017-06-19 548
Теория деятельности Леонтьева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Н. Леонтьев заложил основы деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое вообще.

· Внешняя деятельность - чувственно-предметная, материальная.

· Внутренняя деятельность- это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, или идеальная деятельность сознания.

Внутренняя деятельность вторична, процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность называется интериоризацией. Обратный процесс - экстериоризация (например, опредмечивание представлений).

Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющих: 1) субъект, наделенный активностью; 2) объект; 3) активность.

Психологическое строение деятельности:

1) потребности - мотивы - цели - условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу); это предметное содержание деятельности;

2) соотносимые с ними деятельность - действия - операции; это структурные элементы деятельности;

3) взаимные переходы и превращения отдельных структурных элементов деятельности; это динамика деятельности.

Психологическое строение индивидуальной деятельности (по Леонтьеву) Мотив ─ Деятельность Цель ─ Действие Условия ─ Операция

Потребность - переживание нужды в чем-либо.

Мотив - форма проявления потребности, опредмеченная потребность.

Цель - представляемый или мыслимый результат.

Деятельность - активность, отвечающая определенному мотиву.

Действие - составная часть деятельности, отвечающая осознаваемой цели.

Операция - способ осуществления действия.

А. Н. Леонтьев открыл общий психологический механизм развития действий - сдвиг мотива на цель (действия перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют; в результате формируются новые мотивы).

Единства сознания и деятельности принцип — термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930—40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного). Он начал разрабатывать его на рубеже 1910— 20-х гг. в качестве принципа творческой самодеятельности субъекта. Для Рубинштейна утверждение единства сознания (вообще психики) и деятельности означало, что надо понять психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида и в самой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав, превратив тем самым деятельность человека в предмет психологического исследования. Таким предметом психологии должна стать не только внутренняя, духовная, умственная деятельность, но и та реальная практическая деятельность, посредством которой люди преобразуют природу, общество и самих себя, — в ее психологическом аспекте.

Культурно-исторический и деятельностный подходы явились методологической основой психологии и личностно-ориентированного образования:

1.Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина (каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка)

2. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина (выделил этапы интериоризации внешних действий и определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние)

3. Система развивающего обучения (например, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова - разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному; от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение – развивающим).

4. Проблемное обучение (состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения)

 

 

18. Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога.

Компетентностный подход - подход, акцентир. внимание на результате образования, в качестве результата рассматривается способность человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях., т.е это система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для формирования компетентностей.

Компетентность - владение комплексом специфических способностей, качеств, позволяющих оперативно осваивать новое, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно выбирать методы и средства в сфере своей деятельности, принимать эффективные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения в соответствующей сфере деятельности.

Компоненты компетентности: психологические и педагогические знания, профессиональные умения, профессионально значимые личностные качества и др.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.