Понятие аттитюда и история его изучения. Структура и функции аттитюда — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие аттитюда и история его изучения. Структура и функции аттитюда

2017-06-26 672
Понятие аттитюда и история его изучения. Структура и функции аттитюда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аттитюд - состояние психологической и нервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан (Г.Олпорт, 1935 г). В социальной психологии под социальной установкой понимается «определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта». Аттитюд функционирует и как элемент структуры личности, и как элемент социальной структуры.

История изучения. Впервые понятие «аттитюд» было введено в 1918 г. социологами У.Томасом и Ф.Знанецким при изучении проблем адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. В своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» они определили аттитюд как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», переживание человеком смысла этой ценности. Дальнейшая история исследования аттитюдов в американской социальной психологии может быть разделена на несколько основных этапов.

    1. Первый этап – бурный рост исследований

От введения термина в 1918 г. до Второй мировой войны. Характерной чертой этого периода является бурный рост популярности проблемы и количества исследований по ней. Он также характеризуется дискуссией о содержании понятия аттитюда и разработкой способов его измерения. Наиболее распространенным становится понятие, предложенное Г. Олпортом. Он же занялся разработкой оценочных процедур для аттитюдов. В 20-30 гг. использовались в основном опросники. Г. Олпорт создал свою шкалу, он также ввел экспертную процедуру. Л. Терстоун разрабатывал шкалы равных интервалов для измерения позитивной или негативной напряженности отношений человека к какому-либо объекту, явлению или социальной проблеме. Следующим шагом в измерении установок явились шкалы Р. Лайкерта, где были исключены экспертные оценки. В 30-40 гг. аттитюд начинает исследоваться как функция структуры межличностных отношений, опора идет на идеи Мида, т.е. на то, что социальная установка формируется у человека путем принятия установок других.

    1. Второй этап – спад интереса

1940 – 1950-е гг. Характерен спад интереса к изучению социальных установок в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций. Он также объясняется переключением интереса на динамику групповых процессов — область, стимулированную идеями К. Левина. Сказались и несбывшиеся надежды на точную квантификацию установки. Вместе с тем, этот этап отмечен поисками и изучением структурных составляющих социальной установки. Особый вклад был сделан М. Смитом (сформулировавшим мультикомпонентный подход к аттитюду), Д. Кречем и Р. Крачфилдом. В социальной установки было выделено 3 компонента: когнитивный, аффективный и конативный (поведенческий) компонент.

    1. Третий этап – возрождение интереса

1950 – 1960-е гг. Отмечается возрождение интереса к проблематике, возникает ряд новых идей, но при этом обнаруживаются признаки кризисного состояния исследований. Особый интерес вызывала проблема изменения социальных, проблема связи ее различных компонентов между собой. В это же время появились функциональные теории (или теории функций установки в структуре индивидуального поведения) Смита с со-авторами, Келмэна и Д. Каца, теории изменения установки МакГвайра, Сарнова, была усовершенствована техника шкалирования, начали применяться психофизиологические методы измерения установки. На это время приходятся исследования процесса изменения социальной установки, выполненные школой К. Ховланда и известные как Йельские исследования. В них изучалась в основном связь между когнитивным и аффективным компонентами установки (влияние изменения когнитивного компонента на увеличение или уменьшение симпатии/антипатии). С 1957 г. с появлением теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера начались исследования связей когнитивных компонентов разных установок. Так, аттитюды разрабатываются в рамках теорий когнитивного соответствия.

    1. Четвертый этап – застой

1970-е гг. – явный застой, связанный с обилием противоречий и несопоставимых фактов. Этот период предстает как время осмысления ошибок и противоречий, полученных в течение всего периода изучения социальной установки. На этом этапе создается множество «мини-теорий», предназначенных объяснять накопленный эмпирический материал по проблеме аттитюда.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.