Структура и функция аттитюда. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Структура и функция аттитюда.

2017-06-26 1234
Структура и функция аттитюда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Структура аттитюда

Однокомпонентный, двухкомпонентный и трехкомпонентный взгляд на структуру. Различные исследователи выделяют разные структуры аттитюдов.

Однокомпонентная структура: аттитюд приравнивается к эмоциональному отношению (аффективному компоненту).

Двухкомпонентная структура, включающая когнитивный и аффективный компоненты.

Трехкомпонентная структура (была разработана М. Смитом):когнитивный (знания, представления), аффективный (эмоции) и поведенческий (намерение вести себя определенным образом, стремления, планы действий) компоненты. Три компонента аттитюда взаимосвязаны между собой (при изменении содержания одного компонента изменяется содержание другого). В ряде случаев аффективный компонент аттитюда более доступен (люди быстрее описывают свои чувства по отношению к объекту, чем представления о нем), чем когнитивный, и оказывает большее влияние на поведение.

2. Структура аттитюдной системы.

В настоящее время в связи с особым интересом к изучению установочных (аттитюдных) систем структура социальной установки определяется более широко. Аттитюд выступает как «ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерений (интенциях) и предшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение» (источник: Зимбардо, Ляйппе Социальное влияние).

Когнитивная составляющая: убеждения, мнения, представления, все когниции, образованные в результате познания социального объекта.

Аффективная составляющая: эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом.

Поведенческие намерения: ожидания, стремления, замыслы, планы действий.

Функции аттитюда

М. Смит, Дж. Брунер, Р. Уайт и три функции аттитюда.

Выделяют функции: оценка объекта, социальное приспособление, экстернализация.

1. Оценка объекта: оценивание с помощью аттитюда информации, поступающей из внешнего мира, и соотнесение ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Может привести к пересмотру фактов реальности.

2. Социальное приспособление: аттитюд позволяет оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Социальная установка опосредует отношения между людьми и может выступать как средство сохранения или разрыва этих отношений.

3. Экстернализация: социальная установка может стать выразителем глубинных (скрытых) мотивов человека.

Функции Д. Каца.

В теории Д. Каца делается попытка интегрировать представления об установке различных теоретических ориентаций (бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии и когнитивизма). Выделяется 4 функции: инструментальную, эгозащитную, функцию выражения ценностей и функцию организации знания. Первые три условно можно отнести к мотивационным функциям, а последнюю к функции познания.

Мотивационные функции

1. Эго-защитная функция: аттитюд способствует разрешению внутриличностных конфликтов, защищает человека от получения неприятной информации о себе и значимых для него социальных объектах.

2. Функция выражения ценностей (функция ценности, самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своим аттитюдом, человек реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, сформировать представление о себе.

3. Инструментальная функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует получению им вознаграждения, в т.ч. одобрения окружающих (пример – аттракция вследствие подобия аттитюдов).

Функция познания

4. Функция организации знаний основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. Аттитюды помогают человеку осмыслить действительность, «объясняют» происходящие события или действия других людей. Аттитюд позволяет избежать чувства неопределенности и неясности, задает определенное направление интерпретации событий. Эта функция свойственна в основном однозначным, а не амбивалентным аттитюдам (Conner, Sparks,2002; Jonas, Broemer, Diehl, 2000).

Последствиями реализации этой функции являются:

- избирательное восприятие информации, соответствующей аттитюдам;

- более легкое запоминание и воспроизведение информации, соответствующей аттитюдам;

- оценка ситуаций в соответствии с аттитюдами. Это происходит даже в том случае, когда людей просят формулировать мысли, несоответствующие аттитюдам.

Однако в некоторых случаях люди склонны к принятию диссонансной информации. Это происходит, когда:

- носитель аттитюдов предупрежден о полезности информации;

- ему важно вынести точное решение, избежать ошибки;

- он обладает амбивалентными аттитюдами, сомневается в правильности своего мнения;

 

Ценности и ценностные ориентации личности. Соотношение личностных и социальных ценностей. Теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности (В.А Ядов, А.И. Донцов, М.Рокич, Ш.Шварц, У.Билски)

Ценности - некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают на­правление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценности рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» процесса соци­ального познания. Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих поня­тий, это — социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации.

В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» подчеркивается их принадлежность некоторой общ­ности людей (обществу в целом, социальной группе) или же соб­ственно личности. Оба эти понятия рассматриваются, как прави­ло, вместе — либо в тесной взаимосвязи, либо в противопоставле­нии друг другу. Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные об­щественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе со­циализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. пре­вращаются в личностные ценности. Мера и степень совпадения С и Л ценностей будут зависеть от множества «вне­шних» — социальных причин, а также «внутренних» — индивиду­ально-психологических и личностных факторов.

Д. А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношений Личностных и Социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каж­дый из этих видов соотношения личностных и социальных ценно­стей связан с различными вариантами социализации индивида.

1.Конформное развитие (максимальное совпадение ценност­ного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).

2.Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуаль­ной и общественной ценностных структур и расхождение их пери­ферий).

3.Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпа­дение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение пе р иферий).

4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).

Понятие «ценностная ориентация» используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения, Личностные ценности рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности.

Ценностные ориентации (ЦО) - система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положи­тельная эмоциональная окрашенность. Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии). Сложное иерархическое строение системы ценностей в целом определяется многообразием общественных условий разви­тия и жизнедеятельности личности. Критерии ранжиро­вания ценностных ориентации индивидом неоднозначны — их пред­почтение может быть обусловлено как его представлениями об их абсолютной значимости для общества, так и их субъективной акту­альной важностью для самого индивида. Существуют разнообразные теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности. Например, А. И. Донцов рассматривает систему ценностей, выраженную различными их фор­мами: 1)система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности; 2)система частныхэталонов по отношению к окружающей действитель­ности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятель­ности — это ценностные ориентации личности 3)совокупность эталонов, реализующихся в строго однотипных условиях.

В. А. Ядовым разработана Теория иерархической системы дис­позиций. Низший ее уровень - фиксированные установ­ки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Второй уровень представляет система со­циальных установок. Третий уровень — базовые социальные установки, связанные с общей направленно­стью интересов личности в определенной сфере социальной ак­тивности. Высший уровень - система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности деятельности и средства достижения этих целей, детерминирован­ные общими условиями жизни данного индивида.

В теории М. Рокича отражена сравнительная значимость ценностей для личности, т.е. пред­почтение каждой ценности для индивида. По мнению М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех со­циальных феноменах, заслуживающих изучения;

- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы

Кроме этого, М. Рокич проводит общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно он выделяет два класса ценно­стей:

терминальные ценности убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или об­щественной точки зрения стоит того, чтобы стремиться к ней;

инструментальные ценности убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зре­ния предпочтительным в любых ситуациях.

Ценности рассматриваются как представления о целях, которые слу­жат основными руководящими принципами в жизни человека. Они являют собой некоторые критерии выбора и оценки человеком сво­их действий, а также оценки других людей и событий. Ц енности выступают как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоот­ношение). Ценности имею т пять формальных признаков:

• ценности — это понятия или убеждения;

• имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

• превосходящие специфические ситуации;

• управляющие выбором или оценкой поведения и событий;

• упорядоченные по относительной важности.

Содержательный признак: тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает. При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

1)потребностей индивидов как биологических организмов;

2) потребностей в координировании социального взаимодей­ствия;

3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.

Ш. Шварц и У. Билски выводят из трех универсальных чело­веческих потребностей 10 основные мотивационные типов, которые образуются определенными ценностями личности. Они и определяют направленность конкретных действий индиви­да и более широко всю его жизнедеятельность. Каждому мотивационному типу соответствует определенная основная мотивационная цель.

1. Саморегуляция. Мотивационная цель — независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потреб­ностью индивида быть автономным и независимым.

2. Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотива­ционная цель — новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3. Гедонизм. Мотивационная цель — удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выве­ден из необходимости удовлетворения биологических потребностей.

4. Достижение. Мотивационная цель — достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из при­знанных культурных стандартов, тем самым получение социаль­ного одобрения.

5. Власть. Мотивационная цель — достижение социального ста­туса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от предыдущего (достижения) тем, что относится к достижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии.

6. Безопасность. Мотивационная цель — стабильность, безопас­ность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытека­ет из основных индивидуальных и групповых потребностей.

7. Конформность. Мотивационная цель — ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих соци­альные ожидания и нормы. Эта мотивационная цель выводится из потребностей групп к самовыживанию и потребности личности взаимодействовать с другими людьми.

8. Традиция. Мотивационная цель — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в опреде­ленной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания.

9. Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель — под­держание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отноше­ния. Мотивационная цель выводится из потребности позитивного взаимодействия для того, чтобы способствовать благополучию груп­пы, а также из биологических потребностей в аффиляции.

10. Универсализм. Мотивационная цель — понимание, призна­тельность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Он обес­печивает возможность удовлетворения всех универсальных потреб­ностей.

В теории Ш. Шварца и У. Билски рассмотрены также и динами­ческие отношения между ценностями. Все мотивационные типы, а следовательно и ценности личности, мо­гут находиться в отношениях совместимости или противоречия. Эти отношения образуют структуру ценностей личности или группы. Отношения между ценностями определяют некото­рую схему поведения человека и в конечном счете стратегию его поведения. Типология противоречий между ценностями:

1) ценности сохранения (консерватизм) — (безопасность, кон­формность, традиции) противоположны ценностям изменения (сти­мулирование, саморегуляция);

2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.