ТЕМА 9. Демографическая ситуация в РФ и демографическая социальная политика — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

ТЕМА 9. Демографическая ситуация в РФ и демографическая социальная политика

2017-06-26 441
ТЕМА 9. Демографическая ситуация в РФ и демографическая социальная политика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальные отношения как имманентный социальному бы­тию феномен имеют комплексную, многосоставную природу, и их со­стояние зависит от целого ряда факторов. Современная история Рос­сии в период реформирования свидетельствует, что межнациональная напряженность является производной от многих обстоятельств вклю­чая социальную политику. Социальная и национальная политика взаимопроникают и взаимно дополняют друг друга. В многонацио­нальном государстве активная, глубоко продуманная социальная по­литика должна учитывать национально-этнические аспекты. Вместе с тем в государственной национальной политике непременно следует учитывать социальные вопросы: различия в национально-террито­риальном и региональном аспекте, различия в уровне жизни между республиками и регионами, решение проблем занятости, этномиграционные и этнодемографические процессы, проблемы социокультур­ного развития народов и др. Таким образом, социальная политика включает в себя многие аспекты национальной политики.

В современных условиях важнейшим фактором стабилизации межнациональных отношений может стать активная социальная поли­тика. Именно в сфере межнациональных отношений решаются вопросы социальной справедливости, направляется развитие социальной струк­туры, создаются условия для повседневной жизни людей. Здесь влияние факторов, связанных с функционированием общественного сознания, проявляется еще острее, т.к. сопоставляются возможности социального положения людей различных национальностей.

Сохранение национального деления общества не может не от­ражаться на конкретных индивидах и социальных группах, формиро­вании их сознания и психологии. В многонациональном обществе всегда есть тенденции использовать групповую принадлежность как этническую для достижения социальных и политических преиму­ществ за счет представителей иной национальности. Когда социаль­ная стратификация, этнополитическое неравенство и распределение власти проходят по этническим границам, возникает межнациональ­ная напряженность и конфликт почти неизбежен. Зависимость между национальной принадлежностью и общественным положением чело­века проявляется, во-первых, в ценностях, установках и ориентациях людей, которые могут быть деформированы по самым различным причинам, и, во-вторых, в конкретных способах решения социальных проблем, когда они приобретают национальную окраску, что может иметь как положительный, так и негативный эффект.

Все это в ряде республик привело к росту несоответствия между социальной и национально-этнической структурой, к деформациям в развитии профессиональной структуры. Это выразилось, в частности, в том, что наиболее престижные профессии стали в некоторых республи­ках превращаться в своеобразную привилегию лиц титульной нацио­нальности. Такое нарушение принципа социального равенства не про­ходит бесследно и ведет к обострению межнациональных отношений.

Этнические параметры социально-профессинальной стратифи­кации общества в определенной мере неизбежны, хотя они достаточ­но подвижны и поддаются воздействию. Задача социальной политики - избегать строгой направленности этничности по социальным ни­шам, предотвращать возникновение явных диспропорций в социаль­ных условиях жизни непосредственно контактирующих групп, обес­печивать равные условия для социального продвижения граждан не­зависимо от их национальности.

Трудные и потенциально конфликтные проблемы возникают в сфере межнациональных отношений в связи с осуществлением ры­ночных реформ. Деление государственной собственности и ресурсов в ходе приватизации вызывает обострение конкурентных отношений между группами, ведет к консолидации клановых и этнических груп­пировок, использующих кровную солидарность в сугубо прагматиче­ских целях. Характер распределения политический власти в респуб­ликах, ограниченность в ряде регионов земельных ресурсов и прива­тизационных фондов подталкивают к использованию экономических образований в интересах отдельных национальных групп в ущерб правам остального населения.

Этнический аспект должен быть учтен при разработке и осущест­влении особых мер экономической поддержки. Ряд регионов компакт­ного проживания национальностей имеет крайне негативные экологи­ческие, демографические и социально-культурные характеристики. Со­циальная политика должна включать комплекс социальных мер и про­грамм по обеспечению специфических интересов и прав малочислен­ных народов Севера и Сибири, проживающих в хрупкой экологической среде и сохраняющих традиционные системы жизнеобеспечения. Кате­гория промыслового населения должна стать обладателем особых прав и пользоваться социальной защитой государства. Оленеводство, охота и другие традиционные промыслы в ходе реформы получают особую поддержку, но подлинное возрождение малочисленных народов воз­можно только через интеграцию в современные формы хозяйствования. Одной из острых социальных проблем в РФ стала национально-демографическая ситуация. В этом отношении выделяются три типа территорий: области и края Европейской России и Урала, где сосредоточена основная масса русского этноса, характеризующаяся отрица­тельным естественным приростом; республики в составе России, облас­ти и края Сибири и Дальнего Востока с долей нерусского населения, превышающей среднероссийский прирост. В этой группе (за исключе­нием Коми, Карелии и Мордовии) сохраняется в целом положительный естественный прирост. Регионы третьей группы занимают промежуточ­ное положение. Интенсивное развитие депопуляционных процессов у основного этноса России - у русских. Таким образом, депопуляция в России имеет четко выраженную этническую окраску.

В условиях демографического кризиса, усиленного кризисом со­циально-экономическим, приоритетным направлением социально-демографической политики должно стать снижение издержек процесса воспроизводства населения, т.е. уровня смертности. Особенно важно устранить региональную дифференциацию уровней обеспеченности медицинской помощью, разработать формы ее предоставления населе­нию, адекватные сложившимся формам его расселения. Учитывая мно­гообразие и специфику входящих в Россию регионов, следует вырабо­тать общие принципы проведения региональной политики, включаю­щей разделы, относящиеся к воспроизводству и занятости населения.

Под влиянием политической и социально-экономической ре­форм в 90-е годы произошли серьезные сдвиги и изменения в стерео­типах миграционного поведения. Во-первых, происходит возрастная миграция переселенцев прошлых лет из регионов нового хозяйствен­ного освоения, в первую очередь с российского Севера, а также из Сибири и Дальнего Востока в старообжитые регионы России. Во-вторых, налицо миграционный отток русскоязычного населения из национальных республик, вызванный обострением социально-политической ситуации и межнациональной напряженностью. В-третьих, идут потоки вынужденных мигрантов и беженцев из оча­гов межнациональных конфликтов за пределами России, в первую очередь - русскоязычное население из бывших республик СССР. Но­визна миграционной ситуации требует разработки новых подходов к управлению ею и учета этого обстоятельства в социальной политике.

В современных условиях российской действительности при осуществлении социальной политики в сфере межнациональных от­ношений необходимо решить неотложные задачи:

- реализация социально-экономических интересов народов в со­ответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

- выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и преодоление различий в обеспече­нии их населения соответствующими стандартами, рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрово­го потенциала, преимуществ территориального разделения труда и про­изводственной кооперации в целях решения социальных задач;

- осуществление специальных программ занятости в трудоизбы­точных регионах, мер по подъему «депрессивных» районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе;

- содействие развитию региональных ассоциаций экономиче­ского взаимодействия субъектов РФ как фактора гармонизации меж­национальных интересов, обеспечения комплексного решения соци­ально-экономических и социокультурных проблем народов;

- реализация социальных мер по сохранению исторического насле­дия и дальнейшего развития национальной самобытности народов;

- обеспечение оптимальных условий для сохранения и разви­тия языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного;

- укрепление и совершенствование национальной общеобразо­вательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа.

В прошлом в нашей стране социально-экономическое положение национальностей было неодинаковым, особенно из-за разных стартовых исторических условий, различий в уровне развития регионов и террито­рий, где компактно проживают те или иные народы. Различия в услови­ях жизни городского и сельского населения также влияют на сферу межнациональных отношений, так как этнический состав города и села неодинаков даже в пределах республики, края, области.

В городах, как правило, проживает русское население, в сель­ской местности - преимущественно представители титульной (т.е. давшей название данному национально-государственному образова­нию) нации. В то же время в столицах и других крупных городах рес­публик за последние десятилетия сформировалась национальная ин­теллигенция (управленческие кадры, научные и творческие работники и др.), растет численность национальной студенческой молодежи. В среде промышленных рабочих и служащих, инженерно-технической интеллигенции продолжает преобладать нетитульное население.

Социальная политика должна быть сопряжена с демографи­ческими и миграционными процессами. Резкие различия в этнодемо-графических процессах могут существенно влиять на изменения численности населения. Особенно неблагоприятно складывается демографическая ситуация для русских. В последние десятилетия традиционные центры русской культуры (Нечерноземье, Европей­ский Север) стали зоной депопуляции, деградации природной и со­циальной среды обитания. Снижение абсолютной численности (превышение смертности над рождаемостью) русского народа име­ло место в 1979-1989 гг. на 19 территориях России. В 1991 г. оно наблюдается на 27 территориях, а в 1992 - уже на 46 территориях РФ. С 1993 г. численность русских в РФ ежегодно сокращается в среднем на 500 тыс. человек. Наблюдается и сокращение численно­сти малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Одним из направлений социальной политики являются обустрой­ство мигрантов, поток которых за последние годы увеличился. Речь идет прежде всего о миграционных потоках с Севера на юг, с Сибири и Дальнего Востока на запад. В 90-е гг. начался отток нетитульного насе­ления из национальных республик РФ, особенно из республик Северно­го Кавказа. Эти потоки мигрантов создают дополнительные трудности и проблемы в реализации задачи социальной адаптации и защиты новых поселенцев. В связи с избыточными трудовыми ресурсами большую социальную проблему представляет на Кавказе безработица.

Следует особо отметить вопросы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев.

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое количество русских и других русскоязычных людей - граж­дан бывшего СССР - оказались помимо своей воли жителями ино­странных государств. По разным причинам значительная часть рус­скоязычного населения из этих стран стала переселяться в Россию. Кроме того, острые межнациональные конфликты в различных ре­гионах самой России также привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри России.

Законы РФ «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» оп­ределяют понятия беженца и вынужденного переселенца; устанавлива­ют порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого ста­туса, права и обязанности обратившихся с такими ходатайствами лиц; порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в таком качестве и решают другие вопросы.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенца­ми, пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством.

Они вправе в течение трех месяцев избрать место своего посто­янного жительства либо населенный пункт из числа предложенных органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних. Орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления обя­заны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всесторон­нюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем устрой­ства на новом месте жительства.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.