ТЕМА 4. Основные структурные элементы социальной сферы. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

ТЕМА 4. Основные структурные элементы социальной сферы.

2017-06-26 384
ТЕМА 4. Основные структурные элементы социальной сферы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная политика в современном обществе - одно из глав­ных направлений деятельности власти. Исследование социальной сферы как объекта социальной поли­тики предполагает выяснение ряда проблем, имеющих важное мето­дологическое значение: структура социальной сферы, оценка ее со­стояния, взаимосвязь с другими сферами. Выбор адекватной концеп­ции развития социальной сферы во многом детерминирует ее содер­жание и эффективность.

Сущностным признаком социальной сферы выступает то, что она выражает совместный, коллективистский характер жизнедеятель­ности людей, указывает на наличие связей, которые в силу обществен­ного характера производственно-экономической деятельности объеди­няют их в нечто целое, единое, образуют то, что называется человече­ским сообществом. Социальная сфера вбирает в себя все, непосредст­венно касающееся человека в процессе его совместной с другими людьми жизнедеятельности, - вопросы положения и места в обществе, условий и образа его жизни, формирования и реализации его разнооб­разных жизненных потребностей и способностей, развития личности. Социальными именуются и те качества человека, которые формируют­ся в ходе его общения и взаимодействия с другими людьми и необхо­димы для жизни именно в обществе, - моральные качества, дисципли­нированность, исполнительность, понимание общественного долга и готовности строить свое поведение в соответствии с его требованиями.

Таким образом, социальная сфера - это сложная система связей и отношений между различными элементами социума по поводу их соци­ального статуса, равенства или неравенства в обществе.

Важнейшим элементом социальной сферы является социальная структура общества как сложная, динамично развивающаяся, достаточно противоречивая совокупность различающихся по социальным признакам людей и человеческих общностей с бесконечным разнообразием взаимоотношений между ними.

Другим элементом социальной сферы выступают условия жизнедеятельности людей и социальных общностей, создающие для них те или иные объективные возможности индивидуального и коллективного поведения на предмет удовлетворения своих жизненных потребностей. К основным условиям нормальной жизнедеятельности людей относятся обеспеченность работой, жильем, другими средст­вами к жизни, медицинской помощью, санаторно-курортным лечени­ем, а также наличием фактических возможностей получения образо­вания и использования культурных благ. Степень решенности такого рода проблем характеризует собой уровень благосостояния членов общества.

Важной проблемой при реализации социальной политики в рамках создания условий для нормальной жизнедеятельности явля­ется проблема равенства людей, человеческих общностей. Трудно идет человечество к ее разрешению. Если говорить о юридической стороне проблемы, то лишь в конце XVIII в. в отдельных государст­венных нормативных актах стали появляться положения, деклари­рующие равенство людей. Так в знаменитой Декларации независи­мости, 4 июля 1776 г. принятой единогласно всеми тринадцатью Со­единенными Штатами Америки, провозглашалось: «Мы считаем са­моочевидными истинами, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью...». Обе французские Декларации прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. начинаются с заявления - «Люди рождаются и остаются сво­бодными и равноправными. Общественные различия могут иметь место лишь в случае их полезности для всех»; «Все люди равны по природе и перед законом». В Конституции Российской Федерации (п. 1 статьи 19) говорится - «Все равны перед законом и судом».

Своеобразную трактовку равенства людей дают современные иерар­хи православия в России. Так, митрополит Питирим, отталкиваясь от ис­конного смысла, заложенного еще Платоном в понятие политики (политика «как искусство жить вместе»), изрекает: «Священник - это тот же политик. Примирить банкира и нищего в одном приходе, чтобы в церкви они чувст­вовали себя равными детьми Божьими».

Так обстоит дело с декларируемым равенством людей в общест­ве. Что же касается их фактического равенства и особенно в реализа­ции социальной политики, то здесь проблема равенства всех далека от разрешения, как и сотни лет тому назад.

Итак, условия жизнедеятельности людей, общностей, а также их состояние обязательно должны учитываться при формировании и проведении социальной политики. Условия и состояния решающим образом влияют на воспроизводство главного элемента социальной сферы общества - отношения между ее составляющими. Социальные отношения как между отдельными личностями, так и человеческими общностями являются особым предметом внимания при проведении социальной политики, поскольку человеческие отношения вообще являются приоритетным предметом любой политики: государствен­ной, экономической, духовно-культурной и др. Варианты социальных отношений, или отношений между людьми по поводу их положения в обществе, социального статуса и его соотносимости с социальным статусом других людей и общностей, могут быть различны.

Сотрудничество - работа вместе, принятие участия в общем де­ле - наиболее предпочтительный для общества вариант социальных отношений. Он адекватен сущности общества, поскольку сотрудниче­ство является, несомненно, самой непреходящей общечеловеческой ценностью, с помощью которой социум сумел выжить и обеспечить прогресс во всех сферах своего бытия. Сотрудничество - наиболее естественный для людей и наиболее благоприятный для общества ва­риант реализации разнообразных интересов, как личностных, так и общественных.

Сотрудничество в форме обсуждений проблем и вопросов, догово­ренностей, переговоров, соглашений, заключения обязательных к испол­нению договоров - все чаще вытесняет из сферы социальных отношений привычные для политиков силовые, принудительные методы и способы разрешения споров, противоречий, конфликтов.

Другой вариант социальных отношений - конкуренция, соперни­чество, соревновательность. Общий смысл всех трех понятий состо­ит в мирной деятельности по достижению наилучших результатов на каком-либо поприще (стремление превзойти кого-либо в мастерстве, искусстве, качестве сделанного, произведенного). Удовлетворенность общества таким вариантом социальных отношений относительна. Ес­ли сотрудничество во всех своих формах благотворно для общества, то полезность конкуренции определяется, прежде всего, ее местом приложения.

Третий вариант отношений между людьми в социальной сфере - борьба. Оценки людей о месте борьбы в общественных отношениях противоречивы. «... Вражда - обычный поря­док вещей, и...все возникает через вражду и заимообразное (за счет другого)». «Борьба...есть явление, из которого произошла совместная жизнь людей...». Но есть и другие оценки - «А Я говорю вам: не про­тивься злому... А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»; «...Для избавления людей от дурного устройства общества есть только одно средство - воздержание от насилия, причины бедствия, от личного насилия, от проповеди насилия, от всякого оправдания насилия». В промежутке между этими крайними точками зрения лежит широкая гамма взглядов, позиций о месте и роли борьбы в жизни людей.

Что касается социальной сферы, то здесь борьба возможна, если субъекты политики по тем или иным причинам не смогут выполнить своего прямого долга относительно обеспечения нормальных условий жизнедеятельности людей, не смогут удержать их в рамках состояний, исключающих конфликты между людьми и общностями.

Социальная сфера общества характеризуется еще одним показа­телем - социальной справедливостью. Это категория морально-правового и социально-политического сознания, главным содержани­ем которой является «понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Социальная справедливость содержит требование соответствия меж­ду реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступле­нием и наказанием.

Смысл, вкладываемый людьми в понятие «справедливость», ка­жется им чем-то само собой разумеющимся, пригодным для оценки всех условий жизни, которые они требуют сохранить или изменить. На самом деле понимание справедливости имеет конкретно-исторический характер и само зависит от этих условий. Как известно, справедливость греков и римлян допускала рабство, а справедливость европейских буржуа времен Великой французской революции (1789 г.) требовала устранения феода­лизма, признанного несправедливым. «Если нравственное сознание мас­сы объявляет какой-либо экономический факт несправедливости... - пи­сал Ф. Энгельс, - то это есть доказательство того, что факт сам пережил себя...».

Современные представления о справедливости предполагают то, что достоинство человека, определяющее его положение в обществе и права на пользование общественным богатством, заключается в его собственной общественно-полезной деятельности, а не в происхож­дении или обладании собственностью. В Российской Федерации это положение было закреплено в соответствующей статье Основного За­кона страны - Конституции. К сожалению, в настоящее время такое понимание справедливости все настойчивей устраняется из общест­венного сознания и научного обихода, усиленно внедряется другое представление и о социальной полезности какой-либо деятельности, и, соответственно, о социальном статусе личности, ею занятой. Так, например, при обсуждении проекта закона «О предпринимательстве» едва не было утверждено в качестве законного следующее положение «Основным критерием и мерой общественного признания общест­венной полезности деятельности является прибыль».

Очевидно, что субъекты социальной политики при ее проведе­нии не могут игнорировать принципа социальной справедливости, ибо именно его требование, идея справедливости - воплощаемая или не воплощаемая в политике властей - всегда, во все времена была ве­ликой объединяющей силой в протестном движении.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.