Коррекция нарушений чтения и письма у детей с ДЦП. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Коррекция нарушений чтения и письма у детей с ДЦП.

2017-06-26 794
Коррекция нарушений чтения и письма у детей с ДЦП. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дислексия — сложное страдание, которое диагностируется примерно у 7—9% детей с расстройством чтения. Именно дислексия обусловливает стойкую неуспеваемость в начальной школе и значительные трудности в усвоении программного материала в старших классах. Среди детей, страдающих церебральным параличом, примерно 40% имеют расстройства чтения. Дети в начальной школе не узнают графический образ буквы, читают слог и слово, переставляя буквы, и, ориентируясь на общий графический образ, произносят слово,

изменяя его структуру и, как правило, искажая флексию.

В старших классах дети неправильно улавливают лексико-грамматические связи, так как ориентируются только на семантическую значимость слова, без учета флек-сивных и предложных отношений, а также синтаксических связей. Методика коррекции дислексии, разработанная Л. А. Даниловой (1997), построена на воспитании у ребенка способности к восприятию графического образа буквы, слога, слова и предложения без опоры на семантическую значимость, лишая его возможности читать по догадке, опираясь на логически-смысловую память. Коррекция дислексии проводится в несколько этапов:

1этап. Проводятся специальные подготовительные упражнения по развитию зрительного восприятия цвета, формы и пространственных отношений.

2 этап. Тренировка чтения разных слогов.

3 этап. Чтение слов, не несущих смысловой нагрузки. Предъявление слов, не имеющих семантического значения, не позволяет ребенку читать по догадке, опираясь на логически-смысловую память.

4 этап. Чтение текстов, которые составлены по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.

При коррекции нарушений письма нужно учитывать форму дисграфии и в зависимости от этого строить систему психологической и логопедической работы при оптической, аграмматической дисграфиях или дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. Учитывая двигательные особенности учащихся с ДЦП, их быструю истощаемость, необходимо варьировать формы выполнения письменных заданий. Замедленный темп письма у учащихся с ДЦП определяет необходимость предоставления большего количества времени для выполнения письменных работ, а в некоторых случаях ребенок часть ответа может дать в устной форме. Таким образом, применение различных психолого-педагогических и логопедических приемов коррекции речевых нарушений чтения и письма способствует более успешному обучению и социальной адаптации детей с ДЦП.

 

 

42. Психолого-педагогическая коррекция детей с ДЦП в дошкольных учреждениях.

Целью коррекционного воспитания в специальном дошкольном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Эта цель достигается при решении следующих задач: развитие познавательной деятельности детей по индивидуальным программам; коррекция развития речи; развитие двигательной сферы но индивидуальным программам;

формирование социальной адаптации; развитие творческих способностей; подготовка к школьному обучению и подбор типа школы; формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье.

Система воспитания базируется на следующих принципах:

1. Принцип компетенции

Вся работа с ребенком должна проводиться профессионально-грамотно. Развитие познавательной деятельности детей осуществляют педагоги, имеющие специальное образование. Развитие и коррекцию речи проводят логопеды. Занятия по физическому воспитанию проводят инструкторы ЛФК. Воспитатели проводят занятия по программам I и II ступени, совместно с помощниками воспитателей формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки, читают детям книги. Психологи корректируют развитие личности детей, работая непосредственно с детьми и их окружением, персоналом детского сада

и семьей.

2. Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

3. Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы

4. Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий

5. Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социализации

6. Сочетание работы по развитию нарушенных функций и формированию приемов их компенсации.

Коррекционно-педагогический процесс реализуется в две ступени:

I ступень — пропедевтическая — включает воспитание детей в возрасте от 1 года до 4 лет.

На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа к усвоению программ II ступени.

II ступень — основная — включает воспитание детей в возрасте от 4 до 7 лет.

На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению.

Педагог, учитывая двигательные нарушения у детей с церебральным параличом, должен помнить о правильной организации двигательного режима. Это заключается в том, что он должен подобрать для ребенка наиболее удобную позу во время работы за столом, во время проведения игр и сна. Развитие ручных навыков проводят постепенно,

поэтапно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы, соразмеряя свои двигательные усилия в зависимости от их размера, веса, формы.

Для развития двигательных умений педагогу нужно использовать различные наборы замков, кранов, телефоны, с помощью которых взрослый обучает ребенка действию: открыть и закрыть замок (разные виды замков — разные движения), открывать и закрывать краны, крутить телефонный диск, поднимать трубку. При помощи имитации детей обучают таким действиям, как включить, выключить и переключить телевизор, приемник, свет и т. д. Такие занятия ребенку интересны, и тогда он быстрее овладевает тем или иным действиям. Важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме; он должен обязательно видеть результат своей деятельности. Развитию движений руки нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в детском саду, только в этом случае у него к школе сформируются ее функции (опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная), составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности. Таким образом, в процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе специальное внимание педагога и родителей следует обращать на формирование у детей двигательных навыков и умений, составляющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.