Организация деятельности и состав ПМПК — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организация деятельности и состав ПМПК

2017-06-26 449
Организация деятельности и состав ПМПК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

■ПМПк организуется на базе образовательного учреждения неза­висимо от типа и вида.

■ПМПк утверждается приказом директора образовательного уч­реждения.

■Общее руководство ПМПк возлагается на директора образова­тельного учреждения.

■ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структур­ными подразделениями Психолого-медико-педагогической службы.

■Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляет­ся по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения. В случае инициативы сотрудников образовательного учреждения должно' быть получено согласие на обследование ро­дителей (иных законных представителей).

При несогласии родителей (иных законных представителей) специалистами ПМПк должна проводиться работа по формирова­нию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях согласие родителей должно быть под­тверждено их заявлением. Прием подростков старше 12 лет, обра­тившихся к специалистам ПМПк, допускается без сопровождения родителей.

■Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требо­ваний профессиональной этики. Специалисты ПМПк обязаны хра­нить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденци­альность информации, содержащейся в заключении.

■Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально, при необходимости - в присутствии родителей (иных законных представителей).

■ПМПк имеет право затребовать следующие документы:

 

- свидетельство о рождении ребенка;

- подробную выписку из истории развития ребенка с заключения­ми врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, орто­педа (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка). При необходимости получения дополнительной медицинской инфор­мации о ребенке медсестра ПМПк направляет запрос соответствую­щим медицинским специалистам;

- педагогическое представление (характеристику);

- письменные работы по русскому (родному языку), математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятель­ности ребенка.

■ Результаты обследования ребенка протоколируются, отражают­
ся в заключении, которое составляется коллегиально и является ос­
нованием для реализации соответствующих рекомендаций по обу­
чению, воспитанию, лечению, при необходимости - по профориен- тации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистрации консилиумов и Карту развития ребенка.

■В диагностически сложных или конфликтных случаях специа­листы ПМПк направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагностико-коррекционные учреждения. Возможна также организация пробного диагностического обучения на базе уже сущес­твующих, а также вновь создаваемых специальных классов данного образовательного учреждения.

■В ПМПк ведется следующая документация:

 

- журнал предварительной записи детей на ПМПк;

- журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов;

- карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПк, дневником (листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы специалистов;

- список специалистов ПМПк;

- график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть);

- списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной спе­циальной образовательной направленности, находящихся под дина­мическим наблюдением специалистов ПМПк;

- нормативные и методические документы, регулирующие де­ятельность специалистов ПМПк.

■ Рекомендуемый состав ПМПк: заместитель директора по учеб­
но-воспитательной работе (председатель консилиума), прошедший
спецподготовку; учитель (классный руководитель) или другой спе­
циалист, представляющий ребенка на ПМПк; учителя с большим
опытом работы; учителя классов коррекционно-развивающего обуче­
ния; учитель-логопед (и/или учитель-дефек-толог); педагог-психолог,
врач (педиатр, невропатолог или детский психиатр); медсестра. При
отсутствии специалистов они привлекаются к работе консилиума на
договорной основе.

■ Дети, направленные классным руководителем на обследование в ПМПк, а также все учащиеся специальных классов (коррекционно-развивающих, компенсирующих) находятся под наблюдением специ­алистов ПМПк в течение всего периода пребывания в данном обра­зовательном учреждении. Все изменения формы или вида обучения в рамках одного и того же образовательного учреждения фиксируются в Карте развития ребенка.

■ Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на ПМПк или находящихся на коррекци-онно-диагностическом и коррекционно-развивающем, ином социаль­ном обучении.

4. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПМПк

■ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

■Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образова­тельного учреждения на комплексное обследование детей с отклонения­ми в развитии, но не реже одного раза в четверть проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динами­ки развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической диагностики-коррекционной помощи.

■Деятельность плановых консилиумов направлена на:

 

- анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее ко­личественного и качественного состава (учащиеся классов коррекци­онно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);

- определение путей психолого-медико-педагогического сопро­вождения учащихся с трудностями адаптации в данных образователь­ных условиях;

- профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развива­ющей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

■ Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалис­
тов (в первую очередь - учителей), непосредственно работающих с
ребенком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие:

- решение вопроса о необходимости принятия адекватных экс­тренных мер по выявленным обстоятельствам;

- внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

 

■В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагнос­тическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

■ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

■Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных спе­циалистов сотрудников образовательного учреждения, непосредс­твенно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необхо­димости обследования ребенка.

■В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специалист ПМПк проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время этого обследования с учетом реальной возрастной и психофизической нагрузки.

■Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации.

■На период реализации рекомендаций, разработанных спе­циалистами ПМПк, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуаль­ной коррекционно-развивающей программы и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребен­ка на ПМПк.

■Решением ПМПк ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекцион-ную работу.

■ПМПк проводится под руководством председателя, а в его от­сутствие - заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем образовательного учреждения.

■Ведущий специалист докладывает свое заключение о ребенке на ПМПк и оформляет протокол. Каждый специалист, участвую­щий в обследовании и/или коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной форме дает свое заключение на ребенка. По­следовательность представлений специалистов определяется пред­ставителем ПМПк. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Окончательное коллегиальное заключе­ние по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психо­лого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку также фиксируется в Карте развития ребенка и подписывается предста­вителем и всеми членами ПМПк.

■Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (иных законных представителей). Предложенные рекомендации реали­зуются только при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных представителей).

■Не реже одного раза в четверть (плановые ПМПк) на основа­нии устных представлений специалистов, непосредственно работа­ющих с ребенком, в дневник динамического наблюдения Карты раз­вития ребенка вносятся сведения об изменениях в его состоянии в процессе реализации рекомендаций, составляется краткое обобщен­ное письменное заключение и перечень корректировок, внесенных в рекомендации.

■При направлении ребенка на муниципальную или региональную ПМПК заключение, составленное на основании сведений, содержа-

щихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопровождающих ребенка вместе с родителями, или отправ­ляется по почте.

Необходимо отметить в заключение, что в условиях массовой шко­лы, где в психолого-медико-педагогическом консилиуме не всегда есть специалист-дефектолог, большая ответственность и в то же время на­дежда на помощь в установлении причин неуспеваемости или осо­бенностей в поведении ребенка возлагаются на школьного психолога. Именно психолог раскрывает характер и особенности в развитии ре­бенка. На основе анализа результатов собственного психологическо­го обследования, а также изучения материалов, собранных коллегами (учителем, логопедом, врачом), и данных, полученных из бесед с роди­телями, психолог представляет свое видение проблем ребенка.

Как член ПМПк, психолог участвует в коллегиальном решении вопросов дальнейшего обучения ребенка; в выработке конкретных рекомендаций по оказанию ему необходимой помощи; в составлении индивидуальной программы развития (ИПР), о содержании которой речь пойдет в последней лекции.

Контрольные вопросы

1. Какие основные задачи решает ПМПк?

2. Кто входит в состав ПМПк в массовой школе?

3. Может ли ПМПк переводить учащегося в образовательное учреждение другого типа?

4. Каковы функции психолога в ПМПк?

Литература

1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект

рабочих материалов / Под ред. М.М. Семаго. - М., 1999.

2. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко,

С.Д. Забрамной. - М., 2003, гл. 6.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического раз-

вития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2005.


ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (ПМПК)

В настоящее время в стране существуют различные организаци­онные формы деятельности ПМПК: многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреж­дения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений. Ти­повое положение о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в настоящее время разрабатывается Министерством обра­зования и науки РФ.

ПМПК является государственным консультативно-диагности­ческим, коррекционным учреждением в системе специализирован­ной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполня­ет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководству­ется Международной конвенцией о правах ребенка, а также дейс­твующими законоположениями Российской Федерации об обра­зовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

С учетом административного деления создаются республиканские, городские, окружные и межрайонные ПМПК.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррек-ционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диа­гностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нужда­ется. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, пе­дагоги, подростки по личной инициативе. В своей деятельности ПМПК неуклонно следует принципам, разработанным отечествен­ной дефектологией.

Принципы деятельности ПМПК

Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые усло­вия, при которых тот сможет максимально развить свои способнос­ти. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные

меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Обязательным является принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении дан­ные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребен­ка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанно­го принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на уси­ливающую рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач может установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения

Большое значение имеет принцип всестороннего и целостно­го изучения ребенка. Он предусматривает исследование познава­тельной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может су­щественно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не определяется простой суммой отдельных, изо­лированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о со­стоянии ребенка только на основании исследования его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изуче­ния подразумевается обязательное сопоставление эсех полученных о ребенке данных: об особенностях отдельных психических процес­сов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.

Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успеш­ным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и ма­териалы, используемые при изучении детей, были максимально ин­дивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Установленный с ребенком контакт поможет лучше выявить все качества его личности: интересы, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д.

Самым специфическим для отечественной дефектологии явля­ется принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» детей, их потенциальных возмож-

ностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию.

Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состоит в том, что они плохо используют помощь. Имен­но поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать вни­мание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Все обследования детей рекомен­дуется строить с учетом принципа обучающего эксперимента.

При оценке выполненного ребенком здания важно учитывать принцип качественно-количественного подхода, то есть оценивать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность операции, настой­чивость в достижении цели и т.п.; при этом оценка должна быть диф­ференцированной.

Таковы принципы, которыми следует руководствоваться при изу­чении детей в ПМПК.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.