Этапы проведения семейной групповой конференции — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Этапы проведения семейной групповой конференции

2017-06-25 1246
Этапы проведения семейной групповой конференции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семейная групповая конференция состоит из трех этапов:

1. Обмен информацией.

2. Личное время семьи.

3. Принятие плана.

Эти три этапа тесно связаны между собой и одинаково важны. Независимый ведущий семейной групповой конференции принимает активное участие в реализации всех трех этапов.

Задача независимого ведущего – проведение семейного совета от начала и до конца. Важным подспорьем в его работе является детальный план проведения семейной групповой конференции, представленный в данной главе. Рассмотрим последовательность действий всех участников процесса с позиции независимого ведущего.

В самом начале конференции ведущий приветствует всех участников. Желательно уделить время приветствию и представлению до начала первой фазы встречи семьи. Например, ведущий может подготовить помещение таким образом, чтобы члены семьи чувствовали себя желанными гостями, чтобы им было удобно. Представление должно помочь участникам почувствовать себя непринужденно.

Представление очень важно, так как не все приглашенные знают друг друга (члены семьи и специалисты) или давно не виделись (члены семьи). Независимый ведущий, который знаком со всеми участниками, старается создать доброжелательную атмосферу, так как встреча одинаково важна для всех присутствующих. Он приветствует всех и выражает признательность, что все собрались для этой важной встречи.

Практический совет независимому ведущему Возможно, семья даст ведущему указание, каким образом они хотели бы открыть семейный совет. Может быть, они хотели бы перед началом перекусить, или чтобы кто-нибудь выступил с особым приветствием. Постарайтесь разрешить семье открыть встречу так, как они желают. Например, на одной из встреч в Мурманске семья захотела, чтобы в начале семейной групповой конференции играла песня Танич М. «Погода в доме» в исполнении Л. Долиной.

 

Независимый ведущий начинает представление с себя, своего имени, своей функции и роли на этой встрече. Его представление кратко, и, возможно, выступает образцом представления для других.

Независимый ведущий просит каждого представиться и пояснить, какое отношение они имеют к ребенку (детям): «У нас собралась большая группа участников из числа членов семьи (ее друзей, соседей) и специалистов. Представьтесь и скажите кратко, что Вас связывает с семьей». Во время знакомства друг с другом дети часто принимают очередь по кругу.

По окончании представления ведущий подчеркивает, что дети на встрече являются главными, в связи с чем поиск подходящего решения на ситуацию семьи – это цель участников.

Если ведущий заметил, что между членами семьи существует напряжение, полезно сказать: «Может быть, вам нелегко находиться здесь, но я высоко ценю ваше присутствие, так как это чрезвычайно важно для ребенка (детей)».

Независимый ведущий представляет того, кто поддерживает ребенка (детского адвоката) и подчеркивает, что этот человек в основном помогает ребенку, гарантирует ему поддержку, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Этот человек может быть «голосом» ребенка, то есть может помогать выражать мнение.

Кратко описываются этапы семейной групповой конференции и содержание этапов. Для наглядного представления названия этапов записываются на ватмане (обмен информацией, личное время семьи и принятие плана), также как и правила проведения семейной групповой конференции, основными из которых выделяются:

  1. Соблюдение конфиденциальности. Можно сказать, например: «Информация, которая будет оглашена на сегодняшней встрече, касается детей и семьи. Очень важно, чтобы каждый из вас смог свободно выражать свое мнение, то есть необходимо, чтобы информация осталась между нами. Все согласны с этим?»
  2. Уважение мнения других. « Возможно, что во время обсуждения плана наши мнения не совпадут, и это естественно. Но мы должны согласиться с тем, что каждый должен уважать мнение и точку зрения другого. Вы согласны с этим?»
  3. Предоставление каждому шанс выступить. « Чтобы создать хороший план для ребенка, необходимо предоставить каждому присутствующему возможность рассказать о своих чувствах и поделиться своими мыслями по поводу ситуации. Поэтому мы должны договориться, что у каждого есть право высказаться. Вы согласны с этим?»

Ведущий подчеркивает, что правила распространяются и на детей. Он дополняет правила пожеланиями семьи, после чего кратко объясняет свою роль в процессе и подчеркивает, что он является независимым лицом.

Семья является хозяином встречи, а встреча максимально направлена на потребности семьи. Чтобы обеспечить успех семейной групповой конференции, по просьбе присутствующих семья описывает поводы для беспокойства, выражает свои пожелания для встречи[28].

Обмен информацией

По окончании приветствия и представления начинается первый этап семейной групповой конференции – «Обмен информацией».

Не существует правила, кто начинает этот этап. Независимый ведущий предоставляет слово семье, по желанию родственники могут сказать что-то о причине семейного совета. Возможные решения в начале встречи не обсуждаются, так как обсуждения будут происходить во втором этапе.

Если семья не начинает первый этап, в процесс вступает референт. Он объясняет причину проведения семейной групповой конференции, подчеркивает мотив и цель семейного совета, отмечает сильные стороны семьи и объясняет, что является причиной для беспокойства. Фактически, озвучивается ключевой вопрос встречи, очень важно сформулировать его ясно, в противном случае неправильная или неточная формулировка может оказать негативное влияние на результат. Информация должна быть знакома участникам.

Практический совет независимому ведущему Хорошо, если центральные вопросы будут записаны на ватмане, чтобы поддержать идеи и объяснение референта. Во время семейной групповой конференции ватман может висеть на стене. Убедитесь, что до этого момента на ватмане ничего не было написано. Примеры вопросов: - Где дети смогут жить в спокойствии и безопасности? - Кто будет делать что и когда? - Кто соберется вместе, если план не сработает и нужно будет внести изменения?

 

После представления и слова референта специалисты (учитель, психолог, врач, медсестра и другие) могут поделиться информацией об услугах с их стороны. Нет смысла вдаваться в подробности этих предложений, необходимо рассказать только о наиболее важной информации. Более того, специалисты должны четко знать, что они не должны предлагать свои решения. Несмотря на то, что их решение могло бы быть подходящим в данной ситуации, очень важно дать семье возможность обсудить, каким образом они хотят решить свою проблему, найти пути ее решения и максимально использовать свои собственные ресурсы и силы. Референт также должен говорить на языке семьи, излагать мысли в доступной форме, чтобы и дети его тоже понимали.

Практический совет независимому ведущему Перед ведущим стоит важная задача сохранять баланс между специалистами, которые предлагают информацию об услугах по проблеме, и семьей, которая может задавать вопросы. Независимый ведущий понимает, что на последующих этапах конференции семья может запросить дополнительную информацию.

То есть вся информация представляется доступным языком, ясно, открыто, понятно и приемлемо, чтобы семья при желании смогла воспользоваться ей и принять четкое, хорошо обдуманное решение о дальнейших действиях.

Практический совет независимому ведущему Процесс подачи информации должен быть интерактивным. Это значит, что семья может задавать вопросы о том, что она услышала.

 

Если референту или специалисту необходимо установить так называемое минимальное требование, которое семья обязана учесть при составлении плана, то они могут это сделать по окончанию интерактивного процесса по обмену информацией. То есть референт или специалист заранее объявляет возможные решения, которые не будут одобрены ими на этапе «Принятие плана». Например: «Дети не могут остаться с другом мамы, который, как известно, жестоко обращался с ними». Специалисты продумывают минимальные требования, они должны уметь мотивировать их. Важно, чтобы о них было сказано семье на этапе «Обмен информацией» до того, как семья приступит к обсуждениям.

Специалисты ответственныза информацию, которую они предоставляют семье. Во время общения необходимо помнить об особенностях личностного восприятия – кто-то воспринимает новое лучше на слух, кто-то визуально, поэтому желательно обеспечить наличие устной и письменной информации. Специалисты сохраняют для себя копию о предлагаемых услугах. Независимый ведущий делает для себя заметки, так как они будут очень важны для будущего отчета.

Практический совет независимому ведущему Независимый ведущий следит за тем, чтобы предоставление информации семье не переходило в форму постановки вопросов.

 

Иногда специалисты не присутствуют на совете семьи. В этом случае они предлагают информацию в письменном виде и оставляют свои контактные данные, либо договариваются со своими сотрудниками, чтобы они присутствовали на семейном совете, зачитали подготовленную информацию и ответили на вопросы семьи[29].

Очень важно, чтобы у семьи не оставалось вопросов и сомнений по сказанному, ответственностью независимого ведущего является уделить этому особое внимание. После выступления каждого специалиста ведущий предоставляет время для ответов на вопросы, а по окончании этапа «Обмен информацией» убеждается, что:

- семья имеет четкое представление о ситуации семьи;

- референт определил ключевой вопрос семейного совета;

- специалисты доступно предоставили необходимую и относящуюся к делу информацию, прояснили сомнения семьи;

- если необходимо, четко определены минимальные требования.

Независимый ведущий благодарит специалистов за ответственное отношение к делу и за предоставление четкой информации. Он убеждается, что специалисты не присутствуют на последующем этапе семейного совета, но это решение нелегко дается в силу того, что:

- семья боится остаться в своем кругу, особенно если сложилась конфликтная ситуация между ее членами;

- семья посчитает, что невежливо просить специалистов покидать помещение;

- кто-то из членов семьи может настаивать на присутствии определенного специалиста, выбрав его в семейные адвокаты (на подготовительном этапе независимый ведущий убеждается в том, что у этого участника есть также семейный адвокат из числа близких людей);

- сами специалисты могут посчитать, что у семьи недостаточно ресурсов для принятия самостоятельного решения;

- если семья небольшая, есть искушение расширить круг участников обсуждения за счет присутствия специалистов;

- признание права семьи на личное время и конфиденциальное обсуждение непривычно для специалистов;

- специалисты интересуются, бывают ли исключения и прочее.

Переходом к этапу «Личное время семьи» может послужить установка для семьи: «Определены ключевые вопросы, отмечены сильные стороны вашей семьи, предоставлена информация о доступных от специалистов услугах. Настал момент оставить вас в кругу ваших близких и родных людей, чтобы вы смогли написать план действий. Я буду находиться в комнате Х, специалисты будут со мной. Если вам нужно что-то прояснить, свяжитесь сразу же со мной. Если такая необходимость не возникнет, позовите меня по окончании составления вами плана[30]».

Если есть письменное или видео обращение от кого-то из отсутствующих членов семьи, то окончание этапа «Обмен информацией» – это подходящий момент для их озвучивания.

 

Личное время семьи

Независимый ведущий объявляет о начале второго этапа – этапа «Частное время семьи», на котором семья может обсудить ситуацию и разработать план для решения проблемы.

Независимый ведущий подчеркивает, что в центре обсуждения должны быть дети и их благополучие: «Вы – семья, ваша задача разработать план, который приведет к разрешению ситуации». Он рекомендует семье не торопиться и рассмотреть проблему со всех сторон и просит:

- не обсуждать не относящиеся к причине встречи трудности;

- сконцентрироваться на ключевом вопросе, касающемся ребенка;

- согласовать план так, чтобы каждый мог согласиться с ним;

- подумать о распределении ответственности для реализации плана;

- подумать о сроках последующей оценки плана и определить тех, кто примет в этом участие;

- если положения плана не будет осуществляться на этапе реализации, определить действия ответственных лиц.

Для семьи важно обсудить ключевой вопрос конфиденциально и среди близких людей, потому что ответственность за проблему и ее решение находится в руках семьи. Преимущество такой формы работы заключается в том, что участники могут свободно обсуждать свои личные вопросы без присутствия специалистов и других посторонних лиц.

Независимый ведущий гарантирует семье:

- достаточное для обсуждения время;

- использование помещения в целях семьи (например, проведение обсуждений в малых группах, место для написания плакатов и прочее);

- условия для проведения неформального обсуждения – за чашкой чая или кофе;

- получение дополнительной информации от специалистов (при необходимости);

- помощь в оформлении плана на ватмане, когда все формулировки будут завершены.

Независимый ведущий, референт и специалисты покидают комнату, чтобы семья, их родственники и друзья приступили к обсуждениям.

Практический совет независимому ведущему и референту Обычно специалисты покидают семейную групповую конференцию. Ведущий и референт остаются за пределами семейного совета на случай, если они понадобятся семье. Референту могут задать дополнительные вопросы, на следующем этапе он должен одобрить план. Независимый ведущий остается для последующего проведения встречи, для решения организационных и практических вопросов.

 

Во время данного этапа нужно быть готовым к неожиданным поворотам событий, к неожиданным случаям. Если обсуждение пойдет на повышенных тонах, если кто-то захочет покинуть встречу, независимый ведущий может вмешаться в процесс, чтобы урегулировать ситуацию, а затем оставить семью для дальнейших обсуждений. В таких случаях следует неторопливо сформулировать проблему и подумать вместе с семьей о дальнейших шагах: «Как вы думаете, что нам следует делать?».

Практический совет независимому ведущему Следите за временем. Убедитесь, что у семьи есть достаточно времени для обсуждений. В том случае, если появляются временные ограничения, встречу можно перенести на другой день в ближайшие сроки.

 

4.3. Представление и принятие плана

На данном этапе семья представляет результаты своих размышлений. Важно, чтобы ведущий не торопил ход конференции, даже если предыдущий этап занял много времени. Необходимо уделить достаточно внимания формулировкам плана, чтобы они были как можно более точными и ясными и представляли интересы ребенка.

Независимый ведущий просит семью представить план и уделяет особое внимание содержанию плана. Он убеждается, что каждый шаг плана ясно прописан и просит конкретных дополнительных объяснений (открытые вопросы: кто, что, где, когда, как).

Некоторые семьи могут сами рассказать подробно о пунктах разработанного плана, некоторые просят ведущего сделать это за них. В последнем случае необходимо использовать слова и терминологию семьи.

Если этого еще не сделала семья, то независимый ведущий записывает план на ватмане, чтобы участники воспринимали его как на слух, так и зрительно.

Практический совет независимому ведущему Убедитесь, что план написан в присутствии всех участников встречи, чтобы позже не возникло никаких сомнений об изначальном содержании плана. Даже если семья записала план на листке бумаги, будет мудро переписать его на ватман, используя слова и выражения семьи.

 

Проверяется, принимает ли каждый член семьи каждый пункт написанного плана. Необходимо подчеркнуть, на каком этапе выполнения плана активна семья, а на каком – специалисты. Распределение ответственности и определение ответственных лиц прописывается на каждой ступени плана (имена, сроки). Кроме того, описываются действия участников в случае невыполнения плана или строгих отклонений от принятых действий.

Практический совет независимому ведущему Независимый ведущий на этой ступени обращает особое внимание на детей и близких им людей (детских адвокатов), старается определить, согласны ли они с планом.

 

На следующей ступени приглашается референт. Он знакомится с планом и задает поясняющие вопросы. Референт принимает план семьи, даже если существует необходимость для дальнейшей доработки или внесения новых уточняющих деталей после встречи. Единственной причиной неприятия плана может быть наличие риска для ребенка (план не обеспечивает безопасность или не отвечает минимальным требованиям). В таком случае референт описывает причины для беспокойства, и семье предоставляется возможность внести коррективы, то есть семья продолжает обсуждение («Личное время семьи»). Иногда участники предлагают перенести семейную групповую конференцию на другой день, перерыв во встречах нежелателен, но является возможным решением при недостатке времени.

Из опыта работы в Мурманской области На одной из первых семейных групповых конференций обсуждения на этапе «Личное время семьи» были перенесены на следующий день. Опасения присутствующих специалистов о прекращении процесса переговоров не оправдались – семья пришла на продолжение встречи на следующий день и с большим энтузиазмом завершила разработку плана (который впоследствии успешно выполнила).

 

Когда план одобрен референтом, присутствующие участники расписываются на нем в знак согласия.

После перечисленных процедур независимый ведущий заботится о последних деталях, таких как:

- определение вместе с семьей критериев оценки успешности реализации плана, даты оценки и лиц, привлекаемых к оценке;

- прояснение своей роли, а именно что он не будет присутствовать во время оценки, но будет связываться с семьей в течение трех месяцев, чтобы обсудить успешность реализации плана.

- гарантирование того, что каждый участник получит свою копию плана в течение двух дней после окончания семейной групповой конференции, включая специалистов, присутствовавших на первом этапе.

С целью мониторинга эффективности использования метода по отношению к участникам встречи и с целью анализа деятельности независимых ведущих по окончанию семейного совета проводится анкетирование участников. Важно систематически изучать практический опыт внедрения метода с целью усовершенствования проведения семейных групповых конференций в дальнейшем. В связи с этим независимый ведущий раздает анкеты участникам для заполнения на месте или дома с последующим возвращением для анализа (можно раздать конверты для отправления анкет по почте).

В заключение семейного совета ведущий благодарит за участие и сотрудничество, за вклад и содействие в проведении встречи. Он подчеркивает еще раз, насколько детям важно видеть и чувствовать, что семья и ближайшее окружение проявляют заботу, внимание и ответственность по отношению к ним[31].

Как правило, встречи заканчиваются чаепитием и неформальным общением участников.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.