Проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся

2017-06-25 750
Проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В справочной и специальной коррекционно-педагогической литературе (Т.А. Власова, В.А. Лапшин, М.С. Певзнер, Б.П. Пузанов, С.Г. Шевченко и др.) довольно подробно дана характеристика ведущих категорий коррекционной педагогики и производных от них понятий [11, 14, 27].

Коррекция (лат. correctio - исправление) определяется как сис­тема специальных и общепедагогических мер, направленных на ос­лабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специ­фические действия, направленные на частичное исправление недос­татка или преодоление дефекта (например, коррекция речи), в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, на­правленное на изменение формирующейся личности.

В рамках единого педагогического процесса коррекция высту­пает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю со­вокупность мер педагогического воздействия на личность обучаемого с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она на­правлена на изменение познавательных возможностей человека, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных лично­стных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранно­сти, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно-развивающее обучение - это система мер диф­ференцированного образования, позволяющая решать задачи свое­временной помощи учащемуся, испытывающему трудности в обучении и адаптации. Основная задача данной работы - системати­зация знаний, направленных на повышение общего уровня разви­тия человека, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и на­выков, коррекцию отклонений в познавательной сфере, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Коррекционно-педагогическая деятельность - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое яв­ление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, вос­питание и развитие), выступающий как единая педагогическая сис­тема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оце­ночно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и психокоррекционная деятельность. Исходя из существующего положения и трактовки коррекци­онной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в кото­рый входят обучение, воспитание и развитие.

Представители специальной (коррекционной) педагогики при­ходят к выводу, что не существует отдельной программы коррек­ционной работы, что она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета (курса), т.е. сле­дует говорить о коррекционной направленности образовательно­го процесса. В то же время при характеристике коррекционной работы, при исправлении индивидуальных недостатков развития или поведения речь может идти о специальных педагогических приемах, перестройке отдельных функций организма, формиро­вании определенных личностных качеств.

В работах по дефектологии и специальной педагогике коррек­цию чаще всего связывают с развитием ребенка, поскольку она, прежде всего, нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда речь идет о коррекционно-педагогической работе, то ее невозможно оторвать от образова­тельного процесса, включающего в себя обучение, воспитание и развитие. Поэтому коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания. Поскольку развитие учеников осуществляется в ходе обучения и в процессе воспита­ния, то, естественно, и коррекционное воздействие будет присут­ствовать в этой деятельности.

Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С.А. Бадмаев, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, А.С. Спиваковская и др.), которые видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологиче­ских новообразований, которые определяются как психологиче­ские факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений человека со средой [3, 21, 26].

В.А. Кан-Калик рассматривает социально-педагогическую коррекцию в контексте трех основных задач обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей. При этом решение обучающей задачи позволяет обеспечить реальный психологический контакт с учениками, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий. При решении воспитывающих задач налаживаются воспитательные и педагогические отношения, формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в учебном коллективе. При решении развивающих задач создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности, преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.), создаются возможности для выявления и учета индивидуально-типологических особенностей обучаемых [19].

Единицей коррекционно-педагогического процесса можно считать материализованную педагогическую задачу как воспита­тельную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и обучаемых с определенной целью.

Педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рас­смотреть коррекционную деятельность в строгой логике и после­довательности: 1) анализ ситуации и постановка педагогической задачи; 2) проектирование вариантов решения и выбор оптимального из них для данных условий; 3) осуществление плана решения задач на практике, включаю­щего организацию взаимодействия, регулирование и коррегирование течения педагогического процесса; 4) анализ результатов решения [14].

Целесообразность и необходимость проведения коррекционно-педагогической деятельности в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешним социально-педагогическим обстоятельством, изменением социальных обстоятельств, сменой ценностей и моральных требований, так и особенностями внутрен­них психических процессов, происходящих в духовном мире учеников, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму. Кроме того, как отмечают исследователи, целесообразность коррекцион­ного воздействия мотивируется и рядом индикаторов неблагополу­чия в развитии школьников, основные из которых: 1) нарушение коммуникации в системе отношений «педагог - учащийся» и «учащийся - учащийся», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм обучения; 2) низкий уровень достижений, значительно расходящийся с по­тенциальными возможностями обучаемого; 3) поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований; 4) переживание обучаемым состояния эмоционального неблаго­получия, эмоциональный стресс и депрессия; 5) наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций; 6) аномальные кризисы развития, которые в отличие от нор­мативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастному циклу и др.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.