Гражданина в зарубежных странах. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Гражданина в зарубежных странах.

2017-06-25 229
Гражданина в зарубежных странах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Историческое развитие прав и свобод в зарубежных странах.

2. Гражданство и режим иностранцев (на примере мексиканской, американской, испанской конституций и конституций постсоциалистических стран).

3. Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности (сравнительный анализ конституций стран с демократическим и авторитарным режимом).

4. Омбудсманы и аналогичные им институты. Гарантии прав и свобод.

Основные понятия: правовой статус личности, основные принципы современной концепции прав человека, гражданство, бипатризм, апатриды, гарантии прав и свобод: социальные, экономические и юридические (нормативные и институциональные.)

Краткое содержание ответов.

Правовой статус личности – это действительное, юридически оформленное положение человека в его взаимоотношениях с государством и другими субъектами.

Виды правовых статусов:

общий правовой статус – статус лица, как гражданина государства, члена общества (определяется Конституцией страны, является единым, одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью;

специальный (родовой) статус – отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, рабочих и т.д.);

индивидуальный статус – фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и др.), он подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами.

Государственное право, во-первых, непосредственно регулирует статус личности в той части, которая затрагивает политические отношения. Во-вторых, оно определяет основы правового положения человека, оставляя подробности на долю специальных отраслей права.

Государственно-правовой статус личности образуется из нескольких составляющих:

- гражданство либо иные разновидности политико-правовой связи, между человеком и субъектом политической власти;

- правосубъектность. Необходимо, чтобы лицо было правоспособным, то есть способным иметь определенный объем прав, свобод и обязанностей. Чтобы лицо участвовало в правоотношениях и самостоятельно совершало юридически значимые действия, должна быть признана его способность к такому поведению, то есть дееспособность.

Правоспособность и дееспособность в совокупности образуют правосубъектность, делают человека формально признанным субъектом правоотношений.

Правосубъектность не связана напрямую с гражданством лица, хотя гражданство влияет на объем правоспособности. Ст. 3 Американской конвенции о правах человека от 22 ноября 1969 г. устанавливает, «что каждый человек имеет право на признание его правосубъектности». Иными словами, не только граждане вправе требовать признания своей юридической личности;

- принципы государственно-правового регулирования статуса человека;

- права, свободы, обязанности и запреты, с которыми связано юридически значимое поведение людей;

- гарантии прав и свобод человека.

Основные принципы современной концепции прав человека:

- свобода выбора образа жизни, в том числе форм государственности;

- сочетание автономии личности и самоуправления коллективистских начал во взаимоотношениях с обществом и государством;

- социальная справедливость;

- отсутствие дискриминации личности по какому бы то ни было признаку;

- отказ от насилия при урегулировании социальных конфликтов.

Принципы государственно-правового регулирования статуса личности.

Принципы правового регулирования статуса личности – это нормативная формула, обобщающая юридическую практику, взгляды и поведение большого числа людей, политиков, государства, его органов и чиновников по отношению к свободам и обязанностям человека.

Различия в принципах регулирования правового статуса личности между странами позволяют рассматривать эти принципы методом антитезы, противопоставления. При этом за основу взяты две альтернативные крайности, а существование «золотой середины» исключений лишь подразумевается.

Первую противопоставленную пару образуют: принцип юридического равенства людей перед законом и государством и альтернативный ему принцип правовой дифференциации.

Принцип юридического равенства означает, что государство и закон одинаково относятся к каждому гражданину, не признают привилегий и не устанавливают правоограничений в связи с его происхождением, религией, национальностью, расой, полом, социальным и имущественным положением, участием в политических организациях.

Существует понятие, как «положительная дискриминация» – создание льготных правовых условий для социально уязвимых категорий людей – инвалидов, коренных народов, вытесненных со своего жизненного пространства сильной нацией, находящихся на грани исчезновения. Например, по конституционному праву Германии оно закреплено по отношению к матерям, которые имеют особое «право на защиту и попечение общества».

Дифференциацию устанавливают в случаях, когда политический режим вынужден поддерживать или стремиться:

- сохранить традиционную сословную, племенную структуру общества. По Конституции Фиджи 1990 г., правовой статус граждан в значительной мере определяется их этнической принадлежностью (фиджийцы, ротума, индийцы).

- перестроить общество на принципах единства и имущественного равенства;

- защитить господство привилегированных групп, рас, сословий;

- подавить оппозиционно настроенные общественные группы и их представителей (партии, политические движения и их лидеров);

Правовая дифференциация выражена в явных и скрытых формах, таких, как:

- разное представительство сословий в парламенте, проведение выборов по куриям (от сословий, племен, национальных групп);

- запрет браков между представителями разных вероисповеданий, рас (Иран, ЮАР до ликвидации апартеида);

- разные наказания за идентичные правонарушения в зависимости от социальной, религиозной, национальной принадлежности нарушителя.

Другую альтернативную пару составляют общедозволительный принцип правового регулирования статуса личности и разрешительный принцип.

Противопоставлены также принцип юридического баланса индивидуальных и общих (государственных) интересов и принцип господства общества и государства над личностью.

Конституция охраняет свободу слова, даже иногда вопреки интересам и убеждениям большинства. В защиту этой свободы законы отдельных штатов, устанавливающие ответственность за сожжение американского флага, были признаны недействительными. Суды США признали неконституционными законы некоторых штатов, требующие клятвы верности от школьных учителей, запрещающие пропаганду смещения правительства, обязывающие начинать школьный день с молитвы.

Общественность заинтересована в поддержании порядка в городах, однако закон, запрещавший распространение листовок во избежание загрязнения улиц, также оказался неконституционным по мнению Верховного суда США.

Для зарубежного конституционализма характерен дуализм правового статуса личности, который выступает в соответствующих сферах либо как человек - в экономической, социальной, либо как гражданин – в сфере политической (по теории немецкого государствоведа К. Маунца).

Политическая правоспособность гражданина – способность быть субъектом государственно-правовых отношений, то есть способность обладать политическими правами и нести соответствующие обязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Политическая правоспособность является стабильным элементом правосубъектности гражданина и находит свое выражение в принципе равноправия и равенства всех перед законом. Политическая дееспособность очень изменчива и подвижна и зависит от применяемых в стране методов властвования.

Два основных способа определения объема правосубъектности: – позитивный (разрешительный), когда провозглашенные конституционные права и свободы должны быть воплощены в парламентских законах, детально регулирующих порядок их осуществления и защиты от нарушений; - негативный – нормы конституционного права, устанавливающие лишь то, что гражданин не может делать. В Великобритании они не зафиксированы в нормах права, но предполагаются с ограничениями, установленными парламентскими статутами и судебной практикой. Например, можно устроить собрание где угодно и как угодно, если не нарушаются законы о беспорядках, о незаконных сборищах, о нарушении общественного порядка, о дорогах, о собственности и т.п. Закон устанавливает предел невозможному, а не рамки возможного.

В настоящее время существуют два основных подхода к регулированию естественных прав:

- первый подход. Поскольку указанные права носят естественный характер, они не порождаются конституцией, они очевидны, неотделимы от человека и, следовательно, не нуждаются в конституционном регулировании. Конституция должна закреплять другие права – политические, социальные и т.д. (данный подход принят в Голландии, некоторых скандинавских странах, отчасти в США);

- второй подход. Естественные права самые важные, и поэтому их необходимо закрепить в конституции в первую очередь. Данный подход принят обычно в странах, где основные права длительное время попирались, в странах, недавно освободившихся от авторитарных и тоталитарных режимов.

Обычно в тексте Основного закона содержится специальная глава, посвященная регламентации правового положения гражданина.

В Конституции Испании – гл. 2 «Права и свободы», Италии – ч. 1 «Права и обязанности граждан», Конституция ФРГ – раздел 1 «Основные права» (из 19 статей), в Индии – ч. 3 «Основные права», в Колумбии – ч. 2 «Жители: колумбийцы и иностранцы» и ч. 3 «О гражданских правах и социальных гарантиях», в Конституции Мексики – раздел 1 «О гарантиях прав личности», в Конституции РФ 1993 г. – глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», в Конституции Японии 1947 г. – глава 3 «Права и обязанности народа».

В ряде стран – вынесены за рамки основного текста в самостоятельный раздел, который рассматривает как органическая часть Основного закона страны – Билль о правах в США (первые 10 конституционных поправок).

Конституции освобожденных государств в Африке содержат в тексте лишь отдельные положения о демократических правах и свободах, но дают отсылки в преамбуле к Декларации прав человека и граждан 1789 г. (бывшие колонии Франции) и Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

В странах социализма конституционное регулирование прав и свобод значительно отстает от мировых стандартов и по объему, и по юридической технике, но и здесь наметилась прогрессивная тенденция. Например, если Конституция КНР 1975 г. содержала только 4 статьи о правах и свободах, то Конституция 1982 г. – 24 статьи.

Права, свободы и обязанности.

Право – это возможность лица совершать конкретное юридически значимое действие (возможность участвовать в выборах).

Свобода – возможность совершать все виды юридически значимого поведения в определенной области, за теми изъятиями и ограничениями, которые оговорены законом. Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы общения с религией либо придерживается атеистических убеждений.

По способу осуществления и защиты права и свободы делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными являются те, которым противостоит всеобщий, обращенный к третьим лицам и государству, запрет препятствовать их осуществлению. Многие абсолютные правомочия определены в законе именно через запрет посягательства на них (личная неприкосновенность, право на жизнь).

Относительному праву человека соответствует обязанность конкретных субъектов не просто воздержаться от нарушений, но и предпринять действия, необходимые для реализации этого права. Чтобы человека реализовал право на справедливую судебную процедуру, суд должен соблюсти процессуальные нормы, присяжные – вынести праведный вердикт, а апелляционной инстанции следует беспристрастно рассмотреть полученную жалобу.

Американцы, а затем и международные организации обозначили группу «фундаментальных» прав (в Основном законе ФРГ – «основные права»). Они составляют основу конституционного строя. Государство не может ограничить объем этих прав, кроме случая, когда вводится чрезвычайное или иное особое положение. Их перечень – в первых конституционных документах: право на личную неприкосновенность, свобода собраний и ассоциаций, презумпция невиновности, избирательное право, свобода слова.

Права, которые не входят в число фундаментальных, можно считать переменными. Демократическое государство, как правило, не принимает на себя бесспорную обязанность гарантировать переменные права.

Другое основание классификации связано с характером субъектов прав, свобод и обязанностей. В связи с этим возможно разделение прав, свобод и обязанностей на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальное право может осуществляться и защищаться индивидуально, когда как коллективные права индивидуально осуществить невозможно. Например, права на забастовку только коллективное.

Можно классифицировать права, свободы и обязанности на основные и дополнительные. Последние производны от первых, конкретизируют их. Например, право участвовать в управлении государством – основное право, а избирательные права производны от него, одно из его проявлений.

Правовое оформление прав и свобод проходит несколько основных стадий.

Первое поколение – право на жизнь, свобода от внешнего, прежде всего государственного, произвола и насилия, а также право собственности (еще в Великой Хартии вольностей 1215 года)

Второе поколение – избирательное право, право на справедливый суд, свобода объединений, печати и собраний и др.

Третье поколение – свобода профсоюзов, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода от эксплуатации (принудительного труда), право на жилище, социальное обеспечение.

Некоторые права являются многоцелевыми, позволяют человеку реализовать себя в разных качествах: свободой печати пользуются для распространения политических убеждений, но не меньшее значение она имеет и для творчества, реализации личных прав.

Существует классификация по содержанию соответствующих прав, свобод и обязанностей. Условно делятся на три основные группы.

Первая группа – это личные, или гражданские права, свободы и обязанности: право на жизнь, на личную неприкосновенность и т.п.

Вторая – политические, связанные с участием в управлении обществом и государством: право избирать и быть избранным, свобода собраний, обязанность защищать родину и т.п.

Третья – экономические, социальные и культурные: право на труд, свобода труда, право собственности, обязанность платить налоги, право на образование, свобода творчества и т.п.

Некоторые авторы третью группу делят на две: социально-экономические и социально-культурные права, свободы и обязанности. В последнее время выделяют в самостоятельную группу экономические права.

Личные (гражданские) права:

- на безопасность;

- на жизнь;

- на альтернативную гражданскую службу;

- на семейную тайну;

- на личную тайну;

- на защиту чести и своего имени;

- на достоинство;

- на неприкосновенность частной жизни;

- на выбор языка и пользование им;

- на свободное использование своих способностей;

- на неприкосновенность жилища;

- на несвидетельствование против себя самого, супруга, близких родственников;

- на равенство перед законом и судом;

- на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

- на свободную и личную неприкосновенность;

- на наследование;

- на определение и указание своей национальной принадлежности;

- на свободу совести и вероисповедания;

- на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства;

- на самозащиту своих прав и свобод.

Следует отметить ярко выраженный социальный характер и особое внимание к правам личности в конституциях государств, недавно освободившихся от авторитарных режимов. Например, в Конституции Португалии (1976) 68 статей посвящено правам и свободам. К личным правам в ней отнесены право:

- на жизнь и запрет смертной казни,

- на одинаковое общественное достоинство,

- оказывать сопротивление любому приказу, который наносит ущерб правам и свободам и их гарантиям,

- право на физическую и моральную неприкосновенность,

- право применять силу для отпора любой агрессии, если нельзя обратиться к представителям власти,

- на свободу и безопасность,

- на защиту персональных данных,

- на индивидуальность, гражданскую дееспособность, гражданство, доброе имя, хорошую репутацию, на определенный образ жизни, свободу слова, сохранение тайны в частной и семейной жизни и другие.

Государственно-правовое регулирование абортов в разных странах

В фашистской Германии предметом повышенного внимания государства стало брачно-семейное право, на которое оказала влияние и нацистская идеология. Запрещены были не только аборты, но, в целях сохранения чистоты арийской нации, законом от 14 июля 1933 г. запрещалось вступать в брак арийцам с неарийцами, страдающими наследственными болезнями, слабоумными, шизофрениками, слепыми, глухими, обладающими слабым телосложением и т.п., что могло «ослабить национальное здоровье». Для разрешения вопросов о возможности брака создавались суды здоровья, значение которых особенно возросло после принятия законов о принудительной стерилизации и кастрации (1933 г.) тех, кто не соответствовал расовым требованиям о пригодности к созданию полноценной семьи (уже в первый год действия закона на 56 тыс. операций приходилось около 3 тыс. смертельных случаев). В результате такой государственной политики по мнению нацистского руководства Германии, возрастала роль «истинных арийцев» по сохранению генофонда нации. Женщинам независимо от их семейного статуса предлагалось до 35 лет для выполнения долга родить до 4-х детей, а женам, выполнившим до этого возраста свое предназначение, рекомендовалось отпустить мужей для исполнения своего дальнейшего долга перед нацией.

Процесс легализации абортов в большинстве стран мира начинается в 50 – 60-е гг. (в СССР легализован в 1955 г., в Китае разрешается с 1953 г. при запрете для женщины, находящейся на 7-ом месяце беременности). После «Abortain act» от 17 октября 1967 г. в Великобритании и решения Верховного суда США «Roe versus Wade» от 22 января 1973 г., где провозглашалось, что «плод не является юридической личностью, защищенной Конституцией США», большинство западных стран легализовали искусственное прерывание беременности: в Дании - с 1973 г., во Франции - с 1975 г., в Швеции – с 1974 г. (разрешен до 18 недель), в Турции – с 1983 г. (с согласия супруга для замужней женщины) и др. однако, к 1987 г. еще в 97 странах мира оперативное прерывание беременности находилось вне закона. Несмотря на то, что этот список имеет тенденцию к постепенному сокращению (выбыла Румыния с 1989 г., ЮАР с 1996 г. и др.), он до сих пор включает в себя достаточное количество стран в различных регионах мира: Ирландия, Польша, Португалия в Европе; Афганистан, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Оман, Таиланд в Азии; Нигер, Мозамбик, Камерун, Судан в Африке; Мексика, Никарагуа, Перу, Парагвай, Уругвай в Америке и многие другие. В перечисленных странах женщинам запрещено прерывать беременность, за исключением случаев изнасилования или нарушения развития эмбриона. В связи с этим, в Ирландии и Польше распространены так называемые «абортные» туры в другие европейские страны.

Во многих странах, особенно католических, конституционно закрепляются положения, прямо или косвенно касающиеся вопроса об искусственном прерывании беременности, а именно: «жизнь человека достойна защиты еще до его рождения» (Чешская хартия основных прав и свобод; ч. 1, ст. 15 Конституции Словакии), «государство признает право на жизнь нерожденного и, имея в виду равное право на жизнь матери, гарантирует в своих законах уважение, …защищает и поддерживает своими законами это право» (ст. 40 п. 3 Конституции Ирландии); в ст. 68 конституции Португалии отмечено, что «трудящиеся женщины имеют право на особую защиту во время беременности и после родов, включая освобождение от работы на соответствующий период без потери вознаграждения или каких-либо выгод»; «внебрачным детям обеспечиваются условия для физического и умственного развития, …гарантируется положение в обществе наравне с детьми, родившимися в браке» (ст. 6 п. 5 Конституции ФРГ, ст. 39 п. 2 конституции Испании, ст. 30 Конституции Италии); «Материнство и отцовство представляют собой выдающиеся общественные ценности» (ст. 68 п. 2 Конституции Португалии); «Право человека – свободно решать о рождении ребенка» (ст. 27 конституции Сербии).

В некоторых странах проводится прямо противоположная политика в отношении искусственного прерывания беременности. Показательна в этом плане Конституция КНР 1982 г. (в редакции 1993 г.). Так, в ст. 25 декларируется, что «Государство распространяет планирование рождаемости, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития», в ч. 2 ст. 49 – «Супруги …обязаны осуществлять планирование рождаемости». В значительной степени это оправдывается тем, что более 25 % прироста национального дохода тратится на нужды нового родившегося населения. Для ханьцев (составляющих 90 % населения) оптимальным считается один ребенок в городской семье, два – в сельской местности. Для семей, соблюдающих данные требования, предусмотрены льготы по снабжению, кредитованию, налогообложению и другим сферам.

Однако приоритетным в ходе осуществления политики планового деторождения китайское правительство считает целесообразность поздних браков, позднего деторождения и предупреждения беременности, а коэффициент абортов в Китае ниже среднемирового уровня и соответствующего показателя в Японии, Республике Корея и странах восточной Европы. Вместе с тем, желая иметь единственного ребенка мужского пола, китайские семьи, определив по возможности пол эмбриона, в значительном количестве избавляются от потенциальных девочек. В настоящее время диспропорции между мужским и женским населением Китая в брачном возрасте достигает 40 млн., а врачам запрещено применять медицинскую аппаратуру для определения пола зародыша (при неоднократном нарушении грозит лишение лицензии на врачебную деятельность).

Во многих европейских странах в 90-е годы значительно активизировались движения за запрет искусственного прерывания беременности. Например, 30 января 2004 г. несколько хорватских организаций «За жизнь», обсуждая правительственную Программу Демографического развития, определили основными задачами в данной отрасли увеличение национального коэффициента рождаемости и планового вытеснения иммигрантов и «намеренного перемещения населения» для преодоления последствий социалистической системы и «великой сербской агрессии». Хотя женщинам в Хорватии согласно закону с 1978 г. доступны аборты по требованию, они подвергаются тяжелому давлению в большинстве государственных гинекологических учреждений и со стороны кампаний «За жизнь», а врачи имеют право отказываться от проведения аборта, если их совесть и убеждения не позволяют этого сделать. Другим примером может служить Словакия, где 28 июля 2003 г. президент отклонил законопроект, легализирующий аборт в случае генетических отклонений, выявленных в первые 24 недели после зачатия.

В настоящее время в акушерско-гинекологических учреждениях Российской Федерации распространены миниаборты и артифициальные (до 12 недель) на хозрасчетной основе. Их стоимость в отдельных учреждениях превышает среднемесячную заработную плату населения, что является характерной чертой Российской Федерации. О высокой оплате данного вида медицинских услуг можно говорить и в отношении США, Хорватии, Словакии и других стран.

И все же, случайная беременность и принудительное материнство неправомерны, ибо в Пекине на Четвертой Всемирной Конференции ООН по положению женщин констатировалось, что ежегодно 100 тысяч женщин умирает из-за отсутствия доступа к легальному безопасному аборту. Актуальной задачей государства в этом сложном вопросе является не запрет абортов, а предоставление всех видов правовой, социальной и моральной помощи семьям. «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 18 декабря для стран-участников прямо предусматривает в ч. III ст. 11 – 12 запрещение увольнения с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам, введение оплачиваемых отпусков, расширение сети учреждений по уходу за детьми, особая защита беременных женщин от вредных видов работ, соответствующее обслуживание в период беременности, родов и после родовой период путем предоставления соответствующего питания и при необходимости бесплатных услуг, в том числе и медицинского обслуживании.

Проблема эвтаназии в современном мире

Эвтаназия – в переводе с древнегреческого «хорошая, легкая смерть». В начале XVII века Френсис Бэкон писал об эвтаназии: «…долг медика не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы смягчать страдание, вызванные болезнью…, а если недуг признан неизлечимым, лекарь должен обеспечить пациенту легкую и мирную кончину, ибо нет на свете блага большего, нежели подобная эвтаназия…».

Первый узаконил право на смерть голландский парламент. Сравнительно недавно эвтаназию легализовали в Бельгии. В Австралии на северной ее территории после долгих споров, где здоровый гуманизм, а где больной, эвтаназию все же разрешили. В сомнениях по поводу активной эвтаназии пока пребывает Америка, но в США легализована пассивная эвтаназия, хотя и под другим названием. В настоящее время во многих странах мира предметом дискуссий, законодательных предложений и судебных споров является принципиальная возможность признания активной эвтаназии.

Реально эвтаназия в разных ее формах применяется во многих странах, невзирая на то, разрешена она официально или нет. По данным Американской медицинской ассоциации, в больницах США ежедневно умирают около 6 тысяч человек, из которых около 4 тысяч уходят из жизни добровольно с помощью медперсонала.

Дж. Ландберг, врач и биоэтик, считает, что следует различать шесть основных форм эвтаназии: 1) пассивную, когда врач воздерживается от применения медицинских мер, направленных на продление жизни обреченного на смерть пациента, сохраняющего сознание; 2) полупассивную, когда прекращается искусственное питание пациента, находящегося в вегетативном состоянии; 3) полуактивную, когда отключается аппарат искусственного дыхания, поддерживающий жизнь такого пациента; 4) непредусмотренную – в случае, когда применение препаратов, назначенных врачом для притупления боли, ускоряет наступление смерти пациента; 5) суицидальную, когда врач снабжает пациента смертельной дозой, которой тот может воспользоваться, когда решит уйти из жизни; 6) активную, когда врач сознательно делает пациенту смертельную инъекцию или иным способом вводит ему смертельную дозу препарата.

Политические права:

- не свободу мнений и убеждений,

- на объединение,

- на участие в отправлении правосудия,

- на судебную защиту,

- на участие в референдуме,

- на свободу мысли и слова,

- на управление делами государства,

- на равный доступ к государственной службе,

- на доступ к информации о себе,

- быть избранным и избирать,

- на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека,

- на пересмотр приговора, помилование или смягчение приговора,

- на равенство прав и свобод человека и гражданина,

- на получение квалифицированной юридической помощи,

- на свободу массовой информации,

- на поиск, получение, передачу, производство, распространение информации законным способом,

- на презумпцию невиновности,

- на индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления,

- на свободу собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования.

Социально-экономические права:

- на собственность,

- на здоровье и медицинскую помощь,

- на забастовку,

- на благоприятную окружающую среду,

- на индивидуальные и коллективные споры,

- на предпринимательскую деятельность,

- на защиту от безработицы,

- на возмещение вреда,

- на социальное обеспечение,

- на гуманные условия труда,

- на заботу и воспитание детей,

- на жилище,

- равноправие мужчины и женщины,

- на свободный труд и отдых.

Права в области культуры:

- участие в культурной жизни,

- доступ к культурным ценностям,

- образование,

- пользование учреждениями культуры,

- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания,

- общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования,

- свободный выбор воспитания, обучения и творчества.

Обязанности граждан

Во всех конституциях, как правило, положения об обязанностях граждан записаны либо в статьях о правах, либо в отдельных самостоятельных статьях об обязанностях, помещенных в конце раздела (главы) о правах и свободах; исключением является Конституция Румынии, в которой нормы об обязанностях граждан выделены в специальную главу «Основные обязанности».

Обязанности принято классифицировать, как и права: на политические, социально-экономические, социально-культурные и личные.

Конституции закрепляют следующие политические обязанности:

- соблюдать конституцию и законы;

- добросовестно выполнять обязанности по отношению к государству, согражданам, оказывать содействие государству и обществу в случае природных и иных бедствий;

- выполнять священный долг каждого гражданина по защите Отечества.

Особенностью Конституции Польши является обязанность уважать принципы социального общежития; Югославии – обязанность честно и ответственно отправлять общественные функции.

Некоторые конституции предусматривают следующие социально-экономические обязанности:

- уплату налогов и сборов,

- бережное отношение к общественной собственности и ее укрепление,

- участие в общественных расходах (соответственно своему материальному положению).

Конституции устанавливают такие социально-культурные обязанности, как:

- обязанность учиться, получить образование (до определенной ступени или возрасти),

- обязанность хранить окружающую среду (Болгария, Словакия),

- обязанность хранить и умножать культурное наследие (Словакия).

- среди личных обязанностей выделяются: обязанность заботиться о детях (ухаживать за детьми и воспитывать их до совершеннолетия – Болгария), заботиться об учебе своих детей (Венгрия), воспитывать детей честными и сознательными гражданами (Польша).Особенностью польской Конституции является закрепление обязанности платить алименты.

Особое внимание Конституции Италии, Португалии, Греции, постсоциалистических стран уделяют и социально-экономическим и трудовым правам.

Для стран социализма характерны свои специфические черты конституционного регулирования прав и свобод:

- законодатели делают основной упор на права гражданина, а не человека вообще,

- в конституциях отсутствует закрепление права на жизнь, хотя она и защищается текущим законодательством, часто применяется смертная казнь (например, в Китае не только за уголовные, но и за политические и экономические преступления),

- конституции содержат слишком большой перечень обязанностей.

Тем не менее, следует выделить «новые», ранее нетипичные для конституций этих стран права. Например, во Вьетнаме граждане имеют право:

- на свободное предпринимательство,

- собственности на законные доходы и накопленное богатство, жилище, … средства производства, капитал и иное имущество,

- на свободу передвижения, выезд за границу,

- подавать жалобы на незаконные действия государственных органов.

Обязанностями граждан в области личной жизни, индивидуальной свободы и общественной жизни, как правило, в социалистических странах являются:

1. В Китае «обязаны охранять безопасность, честь и интересы Родины, не должны совершать действий, наносящих вред безопасности, чести и интересам Родины» (ст. 53), «защищать отечество и отражать агрессию, защищать единство государства и сплоченность всех национальностей, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, учиться, трудиться, платить налоги, соблюдать конституцию и законы и др.».

2. Во Вьетнаме (ст. 79) «должны охранять государственную безопасность, общественный порядок, спокойствие, хранить государственную тайну, соблюдать правила социалистического правопорядка»; в ст. 78 – «беречь и охранять государственное имущество и общественные интересы».

Государственно-правовое регулирование гражданства.

Гражданство есть комплексное, устойчивое правоотношение с участием человека и государства, непосредственно определяющее правовое состояние личности, границы правосубъектности, состав прав и свобод, которым может лицо воспользоваться, а также обязанности сторон по данному правоотношению.

Покровительство и иные преимущества, связанные с гражданством, правовое состояние гражданина как таковые составляют предмет правопритязаний: “Каждый человек имеет право на гражданство государства, на территории которого он родился, если только он не имеет права на какое-либо другое гражданство” (ст. 20 Американской конвенции о правах человека); “Ребенок … с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства…” (ст. 7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.)

Гражданство – юридическая категория. Само по себе проживание лица на территории государства не порождает для него гражданства данного государства.

Обладание гражданством, влечет многочисленные правовые последствия как для лица, являющегося гражданином, так и для государства:

1. Наличие гражданства означает, что за лицом закреплен полный объем правоспособности, признаваемый государством. В частности, лицо вправе пользоваться политическими свободами, участвовать в выборах и вообще в делах государства; быть занятым на государственной службе. Государство должно защищать граждан на своей территории и оказывать покровительство, когда они находятся за ее пределами.

2. Только к гражданам обращены воинская повинность и некоторые другие обязанности, такие, как участие в суде в качестве присяжного. Государство может требовать выполнения обязанностей даже во время пребывания за границей.

3. Пределы в пользовании некоторыми личными правами у граждан шире, чем у иных категорий лиц. Свобода передвижения для граждан предполагает право свободного въезда на территорию своего государства, для иностранцев могут быть установлены иммиграционные и прочие ограничения, лимитирующие въезд в страну и пребывание в ней.

4. Граждане находятся в более благоприятных социально-экономических условиях, чем другие лица. Государство отдает гражданам преимущества в вопросах занятости, образования, здравоохранения и прочих.

Нередко встречаются запреты продавать иностранцам землю и прочую недвижимость. В ряде стран не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работниками на радио, телеграфе, телевидении.

В странах с тоталитарным режимом на лицо возлагают часто самые разнообразные обязанности, оформляющие прежде всего отношения общего долга че


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.