Формы чувственного познания. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Формы чувственного познания.

2017-06-25 249
Формы чувственного познания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Единство научного знания.

Это взаимосвязь различных элементов, типов, уровней научного знания и областей науки. Обеспечивается единством объективной реальности как предмета науки; логическими, методологическими и интерпретационными связями между различными единицами научного знания; философскими основаниями науки и общими закономерностями развития системы научного знания.

Психология имеет связи с естественными и гуманитарными науками, однако она относится к философским наукам, потому что до 19 века входила в состав философии, и только в 19 веке выделилась в самостоятельную науку. Она является одновременно и естественной, и гуманитарной наукой.

Психология познания.

Познание - это совокупность процессов, процедур и

методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Психология познания – это раздел психологии, который изучает процесс познания, то есть приобретения знаний о предметах, явлениях и закономерностях объективного мира.

Формы чувственного познания.

• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

• Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания.

• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что- либо о предмете, процессе, явлении.

• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Мировоззренческие системы.

Мировоззренческая система (группа мировоззрений), это совокупность единичных мировоззрений или мировоззренческих групп, которые включены людьми в данную систему (группу) по тому или иному характерному признаку. Мировоззренческие системы могут быть стандартизованными или индивидуальными, поскольку принципы формирования отдельных мировоззрений в системы-группы всегда индивидуален, в этом вопросе наблюдается принцип зацикливания, принцип хождения по кругу. Любые критерии отбора отдельных мировоззрений в мировоззренческую систему всегда извлекаются из недр какого-то конкретного мировоззрения.

В каждом отдельном мировоззрении может быть своя собственная классификация мировоззренческих систем.

Общенаучные принципы познания.

· Антропный – вселенная допускает наше присутствие в качестве наблюдателей.

· Детерминация – обусловленность. Причинная (причина-следствие), целевая(цель и результат). Актуальная (взаимодействие объектов и обусловленность их актуальным состоянием

Обратная связь – следствие воздействует на причину.

· Статистический принцип – различные следствия при одной и той же причине

· Принцип дополнительности – сложность и многоплановость объектов

· Инвариантности - единство. Устойчивость и динамика, контрастные характеристики.

· Объективность – весь мир вне отражения человеком.

· Относительность

· Самоорганизация – способность к возникновению новых структур. Системность – любой фрагмент реальности - это система.

· Соответствие – движение от относительной истинности к общим теориям.

· Соотношение неопределенности – неопределенность одного параметра предопределяет значительную неопределенность для другого.

5. Объект и предмет научного исследования. Объект исследования – это область непосредственно наблюдаемой реальности, которую необходимо изучить, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.

Предмет – это определенная сторона предмета объекта, которую необходимо исследовать. Это тот же объект исследования, исследовательская задача, система методологических средств и последовательность их применения.

6. НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ это совокупность правил, норм, образцов научно-познавательной деятельности, обеспечивающих научную истинность результата познания. Это, например, проверяемость и доказуемость на практике.

Разумное познание предполагает оперирование понятиями и исследование их собственной природы. В отличие от рассудка разумная деятельность целенаправлена. Рассудок и разум являются двумя необходимыми моментами рационального познания.

Рассудок действует в пределах заданной схемы, шаблона. Рассудочная деятельность не имеет собственной цели, а исполняет заранее заданную цель.

Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель).

Разум («рацио») – высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Главная задача разума — объединение и выявления коренных причин (и движущих сил) изучаемых явлений.

Мышление должно быть и рассудочным, и разумным, так как переход от одной системы знания к другой осуществляется посредством разума, который генерирует новые идеи, выходящие за границы существующего знания. Но деятельность разума относительна, так как, ломая старую систему знания, разум сам создает основы для возникновения новой системы и её логики, развитие которой в дальнейшем определяется рассудком.

Рассудок относительно постоянен, а рациональное мышление более подвижно. Если в рассудке в большей степени преобладают эмоции, то рациональность стремится к исключению всяческих обыденных форм отражения действительности. Рациональное мышление существует, прежде всего, в ряде логических форм или способов отражения действительности, по средствам взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений, гипотез, теорий.

Рациональное мышление существует, прежде всего, в ряде логических форм или способов отражения действительности, по средствам взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений, гипотез, теорий.

Иррационализмом в широком смысле принято называть те ф. учения, которые ограничивают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей - инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д.

Иррациональное - это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума.

Людвиг Витгенштейн – представитель. Пример - религия (догма). Вера, как признание истинности чего либо без доказательств в научном познании является одной из его предпосылок. На ее основе формируются убеждения в том, что существует мир, независимый от познающего субъекта, что он познаваем – это вера в успех собственной деятельности.

7. Научное и вненаучное познание. Научное познание - это процесс получения объективных знаний о действительности. Объективный – не зависящий от сознания. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин.

К вненаучному знанию относится также паранаука (околонаука) – знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, но заставляет задуматься (телекинез и т.д.), например, передвигание предметов на расстоянии (телекинез).

Существование вненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, его интересов (любовь, религия), человека нельзя загнать в строгие научные рамки, нормальному человеку научных знаний недостаточно. Это знание, получаемое в повседневной жизни за рамками науки.

Уровни методологии науки.

· Философский уровень – высший. Объединяет в себе общие принципы познания с категориальным аппаратом науки в целом.(Материализм,идеализм и дуализм).

· Общенаучный. Определяет принципы, средства и форму научного познания в целом.

· Конкретно-научный – частный. Определяет принципы, средства и формы познания конкретной науки.

· Уровень методологического и технического исследования. Способы и приемы организации исследования, сбор, обработка и интерпретация информации.

· Парадигмальный уровень – формирует определения и термины, которые принимаются и разделяются научным сообществом.

Бенедикт Спиноза (1632—1677).

Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита в XVII в. Спинозой. Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «Бог существует только в философском смысле». Его идеалами философа были Декарт, Эвклид и Томас Гоббс, а также еврейский теолог Маймонид. Даже выдающиеся мыслители считали «геометрический метод» Спинозы трудным для понимания. Гете признавался, что «по большей части не мог понять, о чем Спиноза вообще пишет». Его Этика содержит неясные места и математические структуры из эвклидовой геометрии. Философией Спинозы интересовался Альберт Эйнштейн.

Иммануил Кант (1724—1804).

Кант начал развивать собственную философию, в которой попытался соединить рационализм и эмпиризм. Она получила название трансцендентальный идеализм. Споря с рационалистами, Кант заявлял, что чистый разум получает стимул к действию только тогда, когда доходит до предела своего понимания и пытается постичь то, что недоступно органам чувств, например, Бог, свобода воли или бессмертие души. Такие, недоступные для понимания через опыт предметы он называл «вещь в себе» и считал, что они для разума по определению непостижимы. Эмпиристов же Кант критиковал за то, что они пренебрегают ролью разума в осознании полученного опыта. Поэтому Кант считал, что для познания необходимы как опыт, так и разум.

 

Интуитивизм – разновидность иррационализма.

 

 

18.

 

19. Деятельностный подход в отечественной психологии связан с именами: Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева. Деятельностный подход – это принцип единства сознания и деятельности. В самом общем виде его можно сформулировать так: психика человека формируется и проявляется в его практической деятельности и, следовательно, подлежит исследованию именно в процессе деятельности. Изучая психологические аспекты деятельности человека, мы изучаем его психологию личности. При этом изучению подлежит, по выражению С. Рубинштейна, не психика и деятельность, а психика в деятельности.

В методологии деятельностного подхода заложен генетический и функциональный анализ в изучении психики. Генетический анализ – это деятельность – отражение – обогащенная деятельность. Это значит, что идет изучение влияния деятельности на образ окружающей действительности и последующей деятельности, вызванной полученным субъективным образом.

Функциональный анализ – это образ – действие – уточненный образ. Это метод помогает ответить на вопрос, как деятельность помогает человеку наиболее правильно отражать окружающий мир.

 

20. Системный подход как методологический регулятив не был "изобретен" философами. Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.

Принципы.

· Целостность, позволяющая рассматривать

одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

· Иерархичность строения, то есть соподчинение компонентов и подсистем

· Структуризация, позволяющая анализировать

элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

· Множественность, позволяющая пользоваться

множеством кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

· Системность - это свойство объекта обладать всеми

признаками системы.

По Ломову – это

· рассмотрение явления в нескольких планах (макро- и

микроанализ специфики как качественной единицы и как части родовидовой структуры).

· Рассмотрение психических явлений как многомерных,

то есть изучение различных планов.

· Система должна рассматриваться как многоуровневая и

иерархическая.

· Изучение множественности и распорядковости

отношений, в которых задействован человек.

· Принцип детерминизма, то есть с учетом

биологической и социальной детерминации(обусловленности, взаимосвязи).

· Принцип развития

22. Субъектный подход - это принцип психологии, в основе которого к развитию личности является понятие субъектности как интегрирующей человеческую психику функции, обеспечивающей адаптацию человека к окружающей среде и преобразование собственной психики и окружающего мира на основе согласования эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов образа «Я».

Субъект познания – человек.

Объект познания – это та область наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.

Предмет исследования – это объект изучения, исследовательская задача, система методологических средств и последовательность их применения.

Средства – фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

Единицы анализа психики

— структурные или функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее не разложимых частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого. Понятие существует в трех взаимосвязанных смыслах.

· Во-первых, как универсальная составляющая

различных психических процессов.

· Во-вторых, генетический (онтогенетический

источник психических процессов (см. онтогенез).

· В-третьих, как универсальное понятие при

описании психических процессов.

Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению целого на элементы, которые не обладают основными свойствами целого и, напротив, проявляют свойства, которые в исходном целом не могут быть обнаружены (Л. С. Выготский). Они должны иметь внутренне связанную структуру, в которой представлены свойства целого, способность к развитию и саморазвитию, к образованию открытого таксономического ряда и др. (В. П. Зинченко). На разных этапах развития психологической науки в функции Е. а. п. выступали:

· ощущение, представление и идея;

· рефлекс;

· структурное соотношение фигура — фон; поведенческий акт или навык;

· проба и проверка;

· схема;

· действие;

· операция (обратимое действие);

· эмоционально-подобное ощущение;

· функциональный блок;

· установка,

· образ,

· мотив,

· значение,

· отношение,

· диалог и т. д.

27. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ — совокупность форм и методов постановки и употребления проблем в мышлении. Проблема определяется как «знание о незнании», как форма знания, содержанием которой является осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудности в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями.

Есть предположение, требующее подтверждения при помощи теоретических знаний и на практике. Называется такое знание гипотезой, то есть оно еще не доказано, его еще предстоит доказать.

28. Гипотеза – этопредположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство.

Верификация – это получение опытных данных в пользу предполагаемой гипотезы.

Фальсифицируемость – наличие принципиальной возможности для любой гипотезы, претендующей на статус научной, быть отвергнутой в ходе эмпирической проверки.

Фальсификация – это получение опытных данных в пользу опровержения предполагаемой гипотезы.

29.

1) эмпирический базис – совокупность теорий, которые содержат основные факты и данные, а также результаты их первичной логико-математической обработки;

2) теоретический базис - это основа психологии, включающая основные допущения, аксиомы, постулаты, фундаментальные законы и принципы.

Принципы психологии.

1. Научный — это конкретизация мировоззренческих

позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания.

2. Антропный – вселенная допускает наше присутствие в

качестве наблюдателей.

3. Детерминация – то есть обусловленность предметов и

явлений.

4. Обратная связь – следствие может тоже

воздействовать на причину.

5. Статистический – возможность получать разные

следствия при одной и той же причине.

6. Инвариантность – то есть наличие константных

характеристик.

7. Объективность, то есть существует независимая от нашего восприятия реальность.

8. Самоорганизация – то есть возникновение новых структур в сложных динамических системах.

9. Системность – то есть любой фрагмент реальности - это система.

10. Соотношение неопределенностей - уровень неопределенности одного параметра предопределяет значение неопределенности другого параметра.

Специфические принципы.

· Принцип детерминизма - первичность физиологии по

отношению к психике.

· Единство сознания и деятельности.

· Принцип личностного подхода – это человек со

стороны психической организации и воздействия на него окружающего мира.

· Принцип развития – необратимое изменение от простого к сложному.

· Принцип системного подхода – изучение предмета в комплексе.

 

31. Метод – это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний.

Организационные методы.

· Сравнительный метод

· Лонгитюдный метод - исследование одних и тех же людей в течение длительного времени

· Эмпирические(наблюдение, эксперимент, психодиагностика)

· Метод обработки данных – математическая обработка полученных результатов.

 

Количественные методы – это, например, наблюдение.

Качественные – беседа, интервью.

Смешанные – метод контент-анализа.

 

32. Научная парадигма – совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.

Этапы развития науки.

1. Предпарадигмальный этап - характеризуется противоборством научных школ.

2. Господство парадигмы - одна концепция возвышается над всеми остальными и видится исследователями как наиболее объясняющая мир.

3. Кризис – это сомнение в парадигме и расшатывание правил нормального исследования. Три варианта исхода кризиса: или наука разрешает проблему, породившую кризис, или еще решение откладывается на далекое будущее, или есть претендент на роль новой парадигмы, и тогда начинается борьба концепций.

4. Научная революция – это когда новая парадигма полностью или частично сменяет старую.

Психологические парадигмы.

Интроспективная – построена на методе интроспекции, (метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов).

Бихевиористская – понимает психику как средство приспособления человека к окружающему миру, то есть отражение окружающего мира и на этой основе формирование собственного поведения.

Когнитивная парадигма – это познание на основе мышления.

Коммуникативная парадигма - парадигма взаимообучения, которая реализуется, когда несколько осознающих свои потребности субъектов, обмениваются своими достижениями для оперативного распространения и применения полученных ими новых сведений и технологий.

Деятельностная парадигма -

 

 

35. Научно исследовательская программа – это единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.

Понятие «парадигма» (признанная научным сообществом модель постановки и решения проблем) ввел Т. Кун. В рамках парадигмы формулируются общие базисные положения, используемые в теории, задаются идеалы научного объяснения и организации научного знания, его оценки.

Парадигма содержит особый способ организации знания, влияющий на выбор направления исследований и образцы решения конкретных проблем. Сама парадигма не выполняет непосредственно объяснительной функции и не является теорией, хотя и основана на определенной фундаментальной теории. Она выступает в роли предпосылки построения и обоснования различных теорий и определяет стиль научных исследований. Т. Кун причислял к парадигмам в истории науки аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т.д.

Развитие научного знания внутри парадигмы получило название «нормальной науки». Смена парадигм является научной революцией. Например, смена классической ньютоновской физики релятивистской эйнштейновской.

Таким образом, согласно модели Куна, развитие науки представляет собой единство экстенсивного («нормальная наука») и интенсивного (научная революция) этапов. Утверждение новой парадигмы происходит в условиях огромного противодействия сторонников прежней. Поскольку новых подходов может быть несколько, то выбор принципов, составляющих будущую парадигму, происходит не рациональным способом, а скорее в результате иррационального акта веры в то, что мир устроен именно так.

^ Имре Лакатос (Лакатош) предложил методологию научно-исследовательских программ, которая в отличие от модели Т. Куна основана на выборе одной из конкурирующих программ путем применения четких, рациональных критериев. История развития науки – это конкуренция научно - исследовательских программ, имеющих следующую структуру:

- «жесткое ядро», заключающее в себе исходные положения, неопровержимые для сторонников программы.

- «защитный пояс» – включает гипотезы, изменения в нем не затрагивают «жесткого ядра».

- «негативная эвристика» – защита ядра программы с помощью вспомогательных гипотез и допущений, которые снимают противоречия с аномальными фактами.

- «позитивная эвристика» – предположения, направленные на то, чтобы изменять и развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы, т.е. определять проблемы, выделять защитный пояс вспомогательных гипотез, предвидеть аномалии и т.п. Ученые, работающие в рамках какой-либо научно-исследовательской программы, могут долгое время игнорировать противоречивые факты и критику. Они считают, что решение конструктивных задач, которое определяется «позитивной эвристикой», приведет к объяснению непонятных фактов. Это дает устойчивость развитию науки. Однако позитивная эвристическая сила любой научно-исследовательской программы все же исчерпывает себя и на смену ей приходит другая. Такое вытеснение одной программы другой является научной революцией.

 

Знания о процессах.

Также разновидность модельного знания – знания о последовательности сменяющих друг друга состояний.

Психотехническое знание.

В общем виде этот тип знания может быть формализован как знание о том, что определенное психотехническое воздействие, направленное на субъект, приводит к известному эффекту, который в свою очередь, может быть представлен в виде нового состояния субъекта.

Знание о свойствах.

Важный и распространенный тип знаний о свойствах психических объектов. Этот тип знания является одним из ведущих в дифференциальной психологии и психодиагностике и в нем можно выделить два подтипа знаний о свойствах — дефинитивное и статистическое.

Дефинитивное знание.

В этом подтипе выделяются три разновидности дефиниций (способов определения) свойств:

· конструктивные определения, состоящие в том, что

свойство психических объектов определяется как то, что ответственно за различение объектов данного вида;

· феноменологические определения, состоящие в том,

что задается шкала выраженности свойства, причем определенной выраженности свойства соответствует наличие определенной совокупности психических феноменов;

· логические (рекуррентные) определения, состоящие в

том, что свойство определяется как логическая функция (может быть с кванторами) других свойств.

Критерии истинности знания.

Истина – это то, что есть на самом деле, что не зависит от нашего мнения. Истина делится на абсолютную и относительную. Абсолютная истина – это абсолютное, исчерпывающее знание о действительности, которое не опровергается с течением времени. На практике такого знания не бывает. Бывает только относительная истина, которая требует дополнения. Таким образом, критерии истинности – это наличие доказанности, наличие очевидности, проверяемость знания на практике, относительный характер и объективность.

Законы психологии.

Это например закон ассоциаций – непосредственное связывание содержаний сознания – это разумное объяснение тому или иному явлению.

Законы в психологии бывают нормативными и естественными, эти группы противопоставлены друг другу.

Закон кондиционально-генетической взаимосвязи – это намерения человека и его психологические последствия.

Константы в психологии – это постоянные, неизменные величины. Это вообще объективность окружающей действительности, это возможность воспринимать объект как таковой независимо от условий восприятия.

 

50.

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859—1932) подчёркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.

Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальт-психология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

 

 

31. Метод – это реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.

· Наблюдение

· Эксперимент

· Самонаблюдение

· Психологическое тестирование

· Биографический метод

· Опрос

· Беседа

· Проверочный тест

Практическая (или прикладная) психология направлена работу с конкретными людьми, и ее методы позволяют проводить психологические процедуры, призванные изменить психическое состояние и поведение субъекта.

· Внушение

· Подкрепление

· Психологическая консультация.

48. Научная рефлексия – критика и анализ теоретического знания, проводимые на основе тех методов и приемов, которые свойственны данной области научного знания.

 

50.

 

Единство научного знания.

Это взаимосвязь различных элементов, типов, уровней научного знания и областей науки. Обеспечивается единством объективной реальности как предмета науки; логическими, методологическими и интерпретационными связями между различными единицами научного знания; философскими основаниями науки и общими закономерностями развития системы научного знания.

Психология имеет связи с естественными и гуманитарными науками, однако она относится к философским наукам, потому что до 19 века входила в состав философии, и только в 19 веке выделилась в самостоятельную науку. Она является одновременно и естественной, и гуманитарной наукой.

Психология познания.

Познание - это совокупность процессов, процедур и

методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Психология познания – это раздел психологии, который изучает процесс познания, то есть приобретения знаний о предметах, явлениях и закономерностях объективного мира.

Формы чувственного познания.

• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

• Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.