Элементы системы научных знаний — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Элементы системы научных знаний

2017-06-25 383
Элементы системы научных знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Система научных знаний запечатлена в научных понятиях, гипотезах, законах, эмпирических (основанных на опыте) научных фактах, теориях и идеях, дающих возможность предвидеть события, зафиксирована в книгах, журналах и других видах публикаций. Этот систематизированный опыт и научные знания предшествующих поколений обладают рядом признаков, главнейшие из которых следующие:

а) всеобщность, то есть принадлежность результатов научной деятельности, совокупности научных знаний не только всему обществу страны, в которой эта деятельность протекала, но и всему человечеству;

б) проверенность научных фактов; система знаний только тогда может претендовать на наименование научной, когда каждый факт можно проверить для уточнения истины;

в) воспроизводимость явлений, тесно связанная с проверенностью; определенный закон природы существует и открытое явление входит в систему научных знаний, если исследователь каким-либо методом может повторить открытое другим ученым явление;

г) устойчивость системы знаний, быстрое устаревание знаний свидетельствует о недостаточной глубине проработки накопленного материала или неточности принятой гипотезы.

Классификация наук

В XVII веке английский философ Фрэнсис Бэкон разработал первую классификацию наук, принятую французскими просветителями Дидро, Ж. Даламбером, Гольбахом, Монтескье, Вольтером, Руссо. Все существующие и возможные науки Ф. Бэкон разделил соответственно трем способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия как наука о природе и человеке.

Современная классификация наук производится по разным признакам:

– по отраслям знаний: естественные науки (о природе), общественные (об обществе), технические (науки о целенаправленном преобразовании природных тел и явлений в технические объекты, о функционировании механических объектов в системе общественного производства);

– научным дисциплинам: математика, физика, сопротивление материалов, теоретическая механика и т. д.;

– результатам научной деятельности: публикации (книги, статьи), патенты, конструкторские разработки и т. д.

Научная деятельность, научная работа или научный труд – это творческая деятельность, направленная на получение, освоение, переработку и систематизацию новых научных знаний, результаты которой характеризуются следующими основными признаками:

а) новизной и оригинальностью;

б) уникальностью и неповторяемостью (результаты научной деятельности не могут быть серийными, повторенная работа теряет новизну, поэтому обязательным требованием к исследователю является его информационная осведомленность об объекте и предмете исследования);

в) вероятностным характером и риском (всегда трудно предугадать, успешно ли закончится задуманное исследование и будет ли получен предполагаемый результат);

г) доказательностью, то есть убедительностью результатов научной работы и их воспроизводимостью.

 

Научная деятельность классифицируется:

– по целевому назначению: развитие теории, разработка новой техники, совершенствование технологии и т. п.;

– видам научных работ: фундаментальные, прикладные исследования, разработки;

– диапазону исследовательских работ: направления в науке, научная проблема, научная тема, научный вопрос;

– методу исследования: теоретическое, экспериментальное, смешанное.

Научные учреждения, независимо от их подчиненности, названия, ранга, помимо научных сотрудников должны иметь средства научной деятельности (научное оборудование – измерительное, вычислительное и т. д.), объекты научного труда (исследуемые предметы или явления), информационный массив (библиотечный и патентный фонды), а также психологический микроклимат для научной деятельности.

По отношению к сфере человеческой деятельности научные учреждения Республики Беларусь классифицируются так:

– к непроизводственной сфере относятся академические институты, входящие в состав Национальной Академии наук Республики Беларусь, научно-исследовательские институты общенаучного и гуманитарного профилей, а также вузы непроизводственного профиля (медицинские, юридические и др.);

– к производственной сфере относятся все отраслевые институты – проектные и конструкторские бюро, научно-производственные комплексы и объединения, технические вузы.

 


Организация научно-исследовательской работы в РБ

Управление в сфере науки

Отношения между производителями научной продукции, органами власти и потребителями научной продукции регулируют законы: «О научной деятельности» (21 октября 1996 г. № 708-XІІІ), «Об основах государственной научно-технической политики» 19 января 1993 г. № 2105-XІІ).

Основными принципами государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

– государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;

– ориентация научной и научно-технической деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

– непосредственная связь научной и научно-технической деятельности с образованием;

– государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;

– обеспечение свободы научной и научно-технической деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;

– равноправие всех субъектов научной и научно-технической деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;

– повышение престижа научного труда и технического творчества;

– взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;

– открытость научно-технической политики, не приносящая ущерба национальной безопасности, обороноспособности и жизненно-важным интересам Республики Беларусь.

 

Общее руководство научными исследованиями осуществляет Совет Министров Республики Беларусь, который является высшим органом управления в стране.

 

Непосредственное руководство научными исследованиями в стране осуществляет специальный орган управления – Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ).

ГКНТ проводит государственную политику, регулирование и руководство в области науки, технологий и информатизации. Главными задачами ГКНТ являются:

– разработка и реализация государственной политики в области науки, технологии и информатизации;

– координация деятельности министерств и иных республиканских органов управления, объединений, организаций и заведений в области научной, научно-технической, инновационной деятельности и информатизации, а также международного сотрудничества в этих направлениях;

– контроль за рациональным расходованием средств республиканского бюджета, выделяемых на подготовку научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям науки, определяет перспективные и актуальные направления их подготовки;

– проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;

вносить предложения в Совмин по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в республике.

 

Гос комитет по науке и технологиям координирует различные международные проекты, например, работу белорусско-китайского технопарка г. Чанчуне, КНР.

Высшим научным учреждением Республики Беларусь является Национальная Академия наук, которая осуществляет фундаментальные научные разработки в области общественных и естественных наук и координирует такие исследования во всех научных учреждениях и высших учебных заведениях страны.

Академия наук подчиняется президенту и подотчетна СовМину Беларуси.

Академия наук также является органом государственного управления в сфере науки, её полномочия установлены Законом Республики Беларусь "О Национальной академии наук Беларуси" и Уставом Национальной академии наук Беларуси.

Академия основана в 1929 году. В ней работают около 18 тысяч человек. Средний возраст составляет 47 с лишним лет. По состоянию на 2002 год насчитывалось 54 научные организации, 9 самостоятельных хозрасчетных конструкторских бюро и опытных производств, 180 самостоятельных инновационных предприятий.

Руководство работой Академии осуществляет президент и выбранный коллективный орган – президиум. Научно-методическое руководство своими учреждениями Академия проводит через шесть отделений:

– физики, математики и информатики;

– физико-технических наук;

– химических наук и наук о Земле;

– биологических наук;

– медицинско-биологических наук;

– гуманитарных наук и искусств.

 

В нашей стране научные исследования ведутся в научных организациях:

– научно-исследовательские институты, входящие в состав АН;

– высшие учебные заведения (вузы);

– научно-исследовательские институты, подчиненные отраслевым министерствам.

– проектно-конструкторские и технологические институты, лаборатории, обсерватории, опытные станции, полигоны, ботанические сады и заповедники, музеи, библиотеки, архивы и др. учреждения, подчиненные различным ведомствам.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.