Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-06-25 | 881 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Закаливание -повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды путем систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.
Физиологические аспекты закаливания. Сущность закаливания к холоду состоит в том, что раздражение рецепторов кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей вызывает кратковременное сужение поверхностных сосудов, при этом кровь оттекает к внутренним органам, сохраняя тепло. Одновременно усиливается обмен веществ, который приводит к выработке дополнительного тепла и расширению сосудов. По мере систематического повторения раздражающего воздействия создается тренированность саморегуляции вегетативных функций. Ребенок не чувствует охлаждения, а внешнее раздражающее холодовое воздействие ограничивается только «игрой сосудов» (сужением и расширением) на месте действия раздражителя. Сокращается время от первичного спазма сосудов до их расширения. У незакаленного ребенка сужение поверхностных сосудов происходит значительно медленней, что способствует потере тепла организма. Отсутствует «игра сосудов», наблюдается бледность кожных покровов. Действие химической терморегуляции задерживается, наступает переохлаждение организма, и ребенок может заболеть.
Основные принципы проведения закаливания:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка, его состояния здоровья, условий жизни и среды, индивидуальных свойств его нервной системы и организма в целом. Перед проведением закаливающих процедур детей необходимо распределить на группы по состоянию здоровья.
2. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия при проведении закаливающих процедур.
|
3. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерыва. При прекращении закаливания происходит быстрое угасание выработанных рефлексов, а перерыв в закаливании в 2-3 недели приводит к необходимости начинать процесс закаливания с первоначального этапа. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение всего года можно только в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток.
4. Комплексное использование всех природных закаливающих факторов (воздух, вода, солнечные лучи) совместно с физическими упражнениями и правильное разнообразное их сочетание.
5. Проведение закаливающих мероприятий на положительно- эмоциональной основе детей. При положительном эмоциональном настроении легче вырабатываются положительные условные связи и в дальнейшем ребенок охотно принимает закаливающие процедуры, которые ассоциируются у него с хорошим настроением.
Водой комнатной температуры (18-20ºС) моют лицо, шею, руки утром и после школы, а вечером еще и ноги. Это необходимо как с гигиенической точки зрения, так и с целью закаливания.
Закаливание носоглотки. Носоглотка – одно из холодо уязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла водой с понижающейся температурой от 28º до 18 0 С, обтирание шеи (рекомендуется проводить во время утреннего туалета). В
Местное влажное обтирание рекомендуется проводить во время утреннего умывания. Обтираются руки и туловище до пояса варежкой из мягкой ткани, смоченной в воде +34ºС. Температуру воды постепенно снижают на 1-2ºС в течение 5-6 дней и доводят до 28ºС для ослабленных детей и до 20ºС для здоровых.
Сухое обтирание кожи следует непосредственно за влажным, осуществляется мягким сухим полотенцем с применением легкого массажа кожи поглаживающими движениями в направлении от кисти к плечу и круговыми движениями по поверхности спины, груди, боков. Обливание стоп. Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул или табурет, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания – сек. Температура воды вначале 28-27ºС, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2ºС; конечная температура не должна быть ниже 10 о С. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну.
|
Ножные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная температура воды – С, конечная – 15-13ºС; она снижается через каждые 10 дней на 1-2ºС. Длительность первых ванн – не долее 1 мин, а в конце – до 5 минут; она возрастает постепенно. Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движения пальцами и стопами. После ванны ноги досуха вытирают. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна. Контрастные ножные ванны. В одно ведро (или таз) наливают горячую (38-40ºС), а в другое – холодную (30-32ºС) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5-2 мин., а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5-10 сек. Такую смену произвести 4-5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2ºС и к концу курса закаливания доводят до 15-12ºС. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 сек. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8-10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.
Обтирание. Оно проводится махровой рукавицей или махровым полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании – от периферии к центру. Каждую часть тела обтирают отдельно, после чего вытирают досуха. Длительность процедуры от 1 до 2 мин. Температура воды снижается на 1-2 о С через каждые 10 дней. Для младших школьников начальная температура зимой о С, летом – о С; конечная температура соответственно о С и С. Обтирание рекомендуется проводить утром после зарядки: зимой – в помещении, летом – на открытом воздухе (при открытых окнах).
|
Обливание туловища. Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды
для младших школьников зимой не ниже 30 0, летом не ниже 28, а конечная (предельная) соответственно 20 0 и 18 0 С. Ее снижение производят постепенно через каждые 10 дней.
Купание в открытых водоемах очень эффективное средство закаливания, так как на организм одновременно воздействует солнце, воздух и вода. При купании надо соблюдать следующие правила: Купаться можно не раньше чем через 1-1,5 ч. после еды и не позже чем через 1 ч. до нее. Его лучше проводить в послеполуденные часы, когда вода успевает прогреться. В воде рекомендуется активно двигаться: плавать, играть в мяч и т.п. Во время купания необходим контроль над самочувствием детей. При первых признаках переохлаждения - бледность и синюшность кожи, «гусиная» кожа, озноб и сильная дрожь - немедленно прекратить купание, вывести детей из воды и организовать для них энергичные физические упражнения для разогревания. В случае очень сильного охлаждения наряду с физическими упражнениями рекомендуется горячее питье и теплая одежда. Нельзя разрешать детям входить в воду потными и разгоряченными. Нужно дать время им остыть и только затем входить в воду. Если ребенок озяб, то перед купанием при помощи физических упражнений и игр его нужно разогреть и только тогда разрешить входить в воду. После купания надо обтереть тело досуха, одеться и отдохнуть в тени. Для ослабленных детей не рекомендуется купаться несколько раз в день. При определении длительности купания надо учитывать температуру воды и воздуха. После предварительного закаливания воздухом и водой начинать купания можно при температуре воды 20°С и воздуха 24°С, по мере привыкания можно купаться при температуре воды 17-18°С.
Солнечные ванны. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях целого ряда физиологических систем: улучшается работоспособность и состав крови, усиливается обмен веществ, повышается защитные силы организма, улучшается сон, усвояемость витаминов, вырабатывается витамин Д. Необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей. Однако нельзя злоупотреблять солнечными лучами. Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: повышенная температура тела, катары верхних дыхательных путей, острые воспалительные процессы в легких, почках, желудочно-кишечном тракте, декомпенсированные пороки сердца, повышенная возбудимость центральной нервной системы, сильное истощение и малокровие, фотодерматозы, ревматизм, хронические болезни печени и желчных путей, крови, эндокринной системы и некоторые другие. При приеме солнечных ванн необходимо соблюдать следующие правила. Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 ч. до еды и не раньше чем через 1,5 ч. после еды. Нельзя их принимать натощак. Во время солнечной ванны рекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Солнечные ванны лучше принимать в движении – при ходьбе, работе в саду, огороде, гребле на лодках и т.д. Это облегчит работу механизмов терморегуляции. После солнечной ванны рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20-25°С), а затем на мин перейти в тень и отдохнуть. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для детей со слабо пигментированной кожей, с повышенной возбудимостью длительность солнечной ванны нужно сократить. Необходим контроль над самочувствием детей. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служат сигналом неблагоприятной реакции; таких детей нужно немедленно перевести в тень, дать спокойно отдохнуть. В дальнейшем длительность солнечных ванн для них следует ограничивать. Оптимальным временем для солнечных ванн являются утренние часы: в южных районах – от 7 до 10, в средней полосе – от 8 до 11, в северных районах от 9 до 12 часов. Главным условием их эффективности является дозирование.
|
81. Методы оценки ФР (сигмальный, регрессии, вентильный, комплексный)
82. проблемы гигиены детей и подростков.
1)гигиена обучения и воспитания; 2)гигиена труда подростков; 3)гигиена детских и подростковых учреждений; 4)гигиена физического воспитания; 5)изучение и коррекция состояния здоровья детей и подростков; 6) гигиенические основы питания детей и подростков.
83. Недостаточность питания алимент. маразм квашиоркор
Белково-калорическая недостаточность развивается обычно при общем голодании и сопровождается дефицитом белков, особенно полноценных, в сочетании с недостаточностью энергетических субстратов (жиров и углеводов). При длительном недостатке белка в питании замедляется рост и развитие, снижается масса тела, т.к. белок является основным пластическим материалом в организме. Кроме того, наблюдаются выраженные отеки, связанные со снижением онкотического давления плазмы. Выраженная белковая недостаточность может приводить к нарушению функции ЦНС (алиментарный маразм). Наблюдается нарушение образования холина в печени,следствием чего является жировая инфильтрация печени. Недостаток белка приводит к снижению защитных свойств организма, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к охлаждению и инфекции. Недостаток белка также приводит к развитию патологических изменений в эндокринных железах (половые железы, гипофиз, надпочечники) и понижению их функциональной способности.
Калорическая недостаточность, связанная с недостатком в пище жиров и углеводов, приводит к энергетическому дефициту, который проявляется общей слабостью, сонливостью, снижением памяти, умственной и физической работоспособности, головной болью, снижением усвояемости белков, витаминов, ацидозом и др.
Квашиоркор (местное африканское название, означающее «золотой мальчик», «красный мальчик») -тяжелое расстройство питания у детей, преимущественно раннего возраста, обусловленное белковой недостаточностью.
Встречается преимущественно в странах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, но может наблюдаться и в развитых странах при неправильном вскармливании детей (вегетарианские диеты и др.), наследственных нарушениях обмена аминокислот. В начале заболевания ребенок становится беспокойным, затем -малоподвижным, апатичным, по долгу остается в застывшей позе.
Развивается гипотрофия, гипотония мышц и их атрофия, дистрофические изменения во внутренних органах. Характерна задержка роста, замедление или прекращение нарастания массы тела.
В случае прогрессирования заболевания появляются отеки, изменения волос (нарушения пигментации, исчезновение блеска, ломкость и выпадение), кожи (вначале на открытых местах отмечается гиперпигментация, появляются слоистые струпья, после отторжения которых образуются участки розового цвета -депигментации). Нередко наблюдается рвота, поносы, которые затем сменяются запорами. В крови выявляется гипопротеинемия, гипогликемия, гипокалиемия. Развивается иммунная недостаточность, в результате чего часто присоединяется вторичная инфекция. Нередко процесс приобретает генерализованный характер с развитием сепсиса.
Профилактика квашиоркора сводится к рациональному питанию детей раннего возраста, которое подразумевает естественное вскармливание на первом году жизни, своевременное и правильное введение прикорма, достаточное содержание в рационе молочных продуктов, богатых белком.
|
84. факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
- правильное питание;
- достаточные физические нагрузки;
- максимальная продолжительность гуляния.
В своей профессиональной и общественной деятельности врач, помимо оказания медицинской помощи детям и подросткам, должен проводить профилактическую работу, направленную на охрану здоровья подрастающего поколения. Общеизвестна важная роль воспитания и обучения для сохранения здоровья детей и подростков. Доказано, что уже в детском возрасте развиваются, под влиянием не благоприятных факторов окружающей среды такие заболевания, как атеросклероз, сахарный диабет и особенно гипертоническая болезнь. Охрана здоровья детей и подростков включает проведение комплекса санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий. Разработка гигиенических рекомендаций и оздоровительных мероприятий в отношении организованных детских коллективов проводится с учетом морфологических, функциональных и психологических особенностей растущего организма. Таким образом, гигиена детей и подростков — возрастная гигиена. Для детского организма характерна высокая чувствительность и реактивность по сравнению со взрослым. Каждому периоду жизни ребенка в зависимости от степени морфофункциональной зрелости отдельных органов и систем свойствен особый уровень ответных физиологических реакций на воздействие отдельных факторов окружающей среды. Поэтому для детского и подросткового контингента, в отличие от взрослых, разрабатываются специальные гигиенические нормативы для каждой группы, которые меняются на различных возрастных этапах. При этом смена «норм» происходит неодновременно. В задачу гигиенического нормирования входит не только сохранение и укрепление здоровья, но и обеспечение благоприятного развития детей и подростков. Основными гигиеническими проблемами являются изучение здоровья и физического развития детей и подростков, гигиенических основ воспитательно-образовательной и учебно-производственной работы в детских и общеобразовательных учреждениях, гигиенических основ физического воспитания, гигиенических принципов планировки, строительства и оборудования детских учреждений, гигиенических основ питания детей и подростков и др. Под акселерацией физического развития понимают ускорение роста детей и подростков, а также наступления половой зрелости в более раннем возрасте. Профориентация решает вопросы по изучению потребности общества в специалистах различного профиля и их квалификации. В п/о приимают участие врачи, физиологи, педагоги, психологи. Задача профконсультации- рекомендовать для подростков одну из возможных профессий, которая бы отвечала состоянию здоровья.
85. Здоровый образ жизни в зависимости от возраста, режим труда и отдыха
В основу здорового образа жизни должны быть положены следующие требования:
- соблюдение режима труда (учебы), отдыха, сна на основе требований суточного биоритма
-двигательная активность
-закаливание
-рациональное питание
-умение снимать нервное напряжение
-отказ от вредных привычек.
Идеология медицины заключается в здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни - это профилактика всех болезней. Неотъемлемые части здоровья - это здоровье физическое, психическое, духовное.
Оптимальный режим труда и отдыха — важнейшее условие поддержания высокой работоспособности человека. Под режимом труда понимают порядок чередования и продолжительность периодов труда и отдыха. При введении на определенное время в течение трудового дня физиологически обоснованных перерывов и их рациональном использовании можно предотвратить и замедлить наступление утомления. Работоспособность человека изменяется и в течение суток. Максимальный ее уровень наблюдают с 9 до 20 ч, минимальный — с 2 до 4 часов утра. Время установления дополнительных (кроме обеденного) перерывов и их длительность зависят от характера работы. Чем она тяжелее и напряженнее, тем раньше после начала смены (или после обеденного перерыва) вводят регламентированный перерыв (или несколько перерывов). Продолжительность пауз различна и находится в прямой зависимости от тяжести и напряженности работ.сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:
1) для работников в возрасте 13-14 лет или для работников, обязанных посещать школу, - 4 часа в день или 20 часов в неделю;
2) для работников в возрасте 15 лет, которые не обязаны посещать школу, - 6 часов в день или 30 часов в неделю;
3) для работников в возрасте 16-17 лет, которые не обязаны посещать школу, - 7 часов в день или 35 часов в неделю.
86. Значение воды и её примесей.
Гигиенические требования питьевой воды.
Доброкачественная вода должна быть бесцветной, прозрачной, не иметь посторонних привкусов и запахов, не должна содержать ядовитые и токсические вещества в количествах, превышающих ПДК, не содержит болезнетворных микробов, яйца и зародыщи гельминтов, патогенные для человека.
Гигиеническая оценка воды производится по следующим показателям:
-органолептические свойства
-химические свойства
-бактериологические свойства
1. Органолептические свойства
*вкус и запах определяется в баллах (не должно превышать 2 баллов)
*прозрачность: не менее 30 см
*цветность: не более 20 (немного желтоватый оттенок)
*температура воды: 7-15 градусов (из под крана)
2. Химический состав воды
-почти все элементы таблицы Менделеева
-по влиянию на организм делятся:
а) вещества, являющиеся возможными показателями загрязнения воды пат.микроорганизмами
б)биомикроэлементы: вещества, играющие положительное значение
в) веществав объеме выше ПДК, оказывающие токсическое влияние
г)индифферентные или даже полезные вещества (не нуждаются в нормировании)
Характеристика перечисленных веществ:
а)Соединения, в известных концентрациях не оказывающие токсического влияния на организм, но указывающие, что вода содержит соединения и, возможно, патогенные микроорганизмы
-альбуминоидный азот (азот белковых соединений)
-отщепление NH3 (N=0,1 мг/л)
-нитриты(N=не выше 45 мг/л)
окисляемость: количество мг О2, которое необходимо для окисления органических веществ в 1 л воды (N=не выше 4 мг/л)
*болотистые воды: 10-16 и выше
-биохимическое потребление О2 за 5 и 20 суток; количество потребленного О2 за 5 и 20 суток
б)Биомикроэлементы-вещества, в известных количествах оказывающие положительное влияние на организм человека
железо, йод, фтор, марганец, медь, кремний…
Эндемические заболевания возникают на определенной территории с аномально высоким или низким содержанием биомикроэлементов в почве и в воде.
Фтор: N=от 0,5 до 1,5 мг/л
Недостаток: кариес
Избыток: флюороз, разрушение зубов (безболезненное)
Профилактика: фторирование питьевой воды, препараты с фтором, зубные пасты с фтором, питание
Йод: избытка в природе нет
Недостаток(не синтезируется тирозин): сонливость, быстрая утомляемость, отеки, кретинизм (у детей).
Оптимальное содержание: 20-25 мкг/л
Профилактика: йодированная соль, препараты йода
Селен: у человека- изменениям ССС, иммунитета
Мышьяк: избыток-некроз
в)вещества, оказывающие токсическое влияние. Требуют строгого нормирования. Профилактика: регламентирование выброса в атмосферу и воду.
Нитраты и нитриты
Высокое содержание-развитие нитратной метгемоглобинемии. Развитие гипоксии.
Соли тяжелых металлов
-мышьяк: N=не выше 0,05 мг/л. Расстройства ЦНС и периферической НС (энцефалопатия, полиневриты).
-свинец: N=0,003 мг/л. Накопление в костях и паренхиматозных органах. Поражения ЦНС и ПНС, хронически спастический колит, дистрофические изменения печени и почек, остеопороз, остеомиелит, стоматиты, угнетение функции ферментов и гормонов.
-ртуть: N=0,005 мг/л(неорганические соединения), N=0,0001 мг/л (органические соединения). Накапливается, медленно выводится из организма, нарушения интеллекта, энцефалопатии, сужение полей зрения, проникает через плацентарный барьер
-кадмий: N=не выше 0,01 мг/л. Накапливается в костях, остеопороз, остеомиелит, боли в спине, трубчатых костях нарушения функции почек. Источники: морепродукты, сточные воды, рис (при орошении рисовых полей), сигаретный дым.
г) Вещества, отсутствие или накопление которых не сказывается на качестве воды, и только при достижении определенных концентраций они ухудшают органолептические или физические свойства воды. Нормируются по органолептическому порогу.
Сульфаты
N=не более 500 мг/л. Выше-горький вкус, послабляющее действие
Хлориды
N=не выше 350 мг/л. Выше-соленая вода.
Жесткость воды -способность воды отрицательно влиять на моющие свойства и образовывать накипь на еотлах и кипятильниках. N=не выше 7 мг/Е/л (централизованное водоснабжение). Карбонаты, гидрокарбонаты-временная устранимая жесткость
Сульфаты кальция, магния-постоянная, неустранимая.
Если железо выше 0,3 мг/л-металлический привкус
3.Бактериологические свойства воды
Обитатели:
а) постоянные
-полисопробные: микроорганизмы, черви, насекомые. Вода очень грязная, не используется для питья.
-мезосопробные: инфузория-туфелька, ракообразные, карась. Можно использовать для водоснабжения.
-олигопробные: стерлядь, форель, водоросли. Воды горных рек и озер. Мало органических соединений.
б)случайные обитатели
-Непатогенные (бактерии группы кишечной палочки)
-Патогенные (возбудители брюшного тифа, сальмонеллеза, дифтерии, холеры.
Непатогенные-определяют регулярно:
-количество общих колифорбных бактерий
-общее микробное число (не более 50 в 1 мл)
-термотолерантные колифорбные бактерии (в 100 мл отсутствуют)
-колифаги (в 100 мл отсутствуют)
-споры сульфидредуцирующих клостридий (отсутствуют в 20 мл)
-цисты/лямблии (в 50 мл отсутствуют)
1. Общефизиологическое значение:
-структурная роль (60-70% массы тела, у новорожденного 70-80%)
-роль химических веществ
-участие в солевом обмене
-транспортная функция
-участие в теплообмене путем испарения
-климатообразующий фактор
-для существования растительного и животного мира
2. Хозяйственно-бытовое и санитарное значение:
-вода питьевого качества необходима для существования основных гигиенических процедур и поддержания чистоты жилища
-уход за телом
-уход за помещением и т.д.
-для поддержания санитарно-гигиенического режима на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания
*В крупных городах для помывки улиц и полива садовых насаждений
3. Эпидемиологическое значение:
С водой могут передаваться бактериальные инфекции, вирусные инфекции (гепатит В, полиомиелит), простейшие (амебы, лямблии), яйца гельминтов.
Нормы потребления в СПб: 250-300 л/чел (холодная вода питьевого качества)
+вопрос 33 (по поводу распространения заболеваний)
87. методы очистки воды(обесцвечивание, обеззараживание)
Улучшение качества воды-исправление таких свойств, которые затрудняют или делают невозможным использование ее для удовлетворения физиологических, хоз.-бытовых и технических потребностей воды.
Очистка воды-освобождение воды от веществ, обусловливающих мутность и цветность воды
-отстаивание (оседание частиц под действием силы тяжести)
-фильтрация (пропускание воды через пористые материалы: дренажная система, фильтр.материал-гравий и песок)
Фильтры:
-медленные (скорость 0,1-0,2м/ч, диаметр песчинок 0,3-0,5 мм, качество фильтрации до 90%, задерживаются микроорганизмы, обеззараживающее действие)
-скорые (скорость 5-7 м/ч, диаметр песчинок 0,7-1,5мм, качество небольшое)
Коагуляция-очистка воды с помощью соединений (сульфат алюминия, сульфат железа II, хлорид железа III). Скорость коагуляции зависит от временной жесткости, рН, температуры (чуть выше, чем 0), движения воды (перемешивание-образование хлопьев), природы взвешенных частиц.
Обеззараживание-освобождение воды от пат.микроорганизмов. Методы: физические, химические, механические)
1.Физические:
-действие высокой температуры (кипячение в течение 2 часов-гибель спор)
плюсы: повышенное давление-гибель спор за 5 минут, не зависит от хим.состава
минусы: дорого, большое количество теплоэнергии
-Ультрафиолет: лучи с длиной волны 200-295 нм
а)погружного типа
б)непогружного типа
плюсы: широкий антибактериальный спектр, короткая экспозиция, сохранение природных свойств воды, экономно, полная автоматизация процесса
минусы: зависимость от физических и химических свойств, до обработки необходимо обезжелезивание, необходимость перемешивания воды, отсутствие экспресс-метода контроля эффективности обеззараживания
-Ультразвук: частота 30-40 кГц
плюсы: состав воды не влияет на бактерицидный эффект, широкий антибактериальный спектр, не изменяет органолептических свойст воды
минусы: трудность конструирования больших излучающих поверхностей
2.Химические:
а) хлорирование
плюсы: простота в применении, дешево, относительная безвредность остаточных количеств в воде, надежность бактерицидного эффекта, удобная экспресс-методика контроля эффективности обеззараживания
минусы: неспособность в обычно применяемых дозах уничтожить споры микроорганизмов, неприятный вкус и запах воды, активный хлор-обеззараживающее действие
Методы хлорирования:
-по хлорпотребности (количество мг хлор акт., которое необходимо для обеззараживания литра воды, чтобы после 30 минут контакта в ней осталось 0,3-0,5 мг хлора). Хлорпотребность=хлорпоглощаемость+остаточный хлор.
-хлорирование с преаммонизацией (предварительное введение NH3)
-гиперхлорирование (в экстремальных ситуациях и полевых условиях; применение высоких доз, превышающих хлорпотребность, затем дехлорирование)
б) Озонирование
плюсы: высокий бактерицидгый и спороцидный эффект, улучшение органолептических свойств, получение на месте из воздуха.
минусы: высокая стоимость, зависимость действия озона от цветности, мутности, высокое коррозирующее действие на трубы
N=0,15-0,2 мг/л
в)Серебро
Обеззараживание проходит тем лучше, чем выше концентрация серебра и выше температура воды, которая обеззараживается. По своей бактерицидности “серебряная вода” дает более сильный эффект, чем хлорирование. 1 мг/дм3 серебра полностью обеззараживает воду через 2 часа. Остаточная концентрация серебра в воде не должна превышать 0,05 мг/дм3.
88. Характеристика источников водоснабжения. Методы улучшения свойств воды.
Санитарная характеристика централизованной и децентрализованной системы водоснабжения. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении.
В настоящее время используют 2 системы водоснабжения:
-централизованная (вода подается в жилые дома, учреждения, предприятия бытового обслуживания)
-нецентрализованная-местная (потребитель сам берет воду непосредственно из водоисточника)
Централизованное водоснабжение осуществляется путем устройства водопровода. Современный водопровод может применять воду открытых водоемов и воду подземных источников (межпластовую). В некоторых крупных городах имеется комбинированная система водоснабжения из подземных и поверхностных водоисточников. Преимущество водопровода из подземного водоисточника заключается в том, что отпадает необходимость подвергать воду очистке и обеззараживанию, так как она надежно защищена от загрязнения водоупорными слоями. Водозабор расположен в самом населенном пункте или в непосредственной близости от него. Схема водопровода: состоит из скважины, насосов первого подъема, поднимающих воду в водосборный резервуар, сборного (или запасного) резервуара, насоса второго подъема, который выкачивает воду из сборного резервуара и подает ее в разводящую сеть. По ходу разводящей сети устанавливается водонапорный резервуар. Для забора воды сооружаются вертикальные скважины, горизонтальные водозаборы (галереи, трубчатые водосборы), каптажи выходов подземных вод. Выбор типа водозабора определяется глубиной и условиями залегания подземных вод, характером пород, величиной давления в пласте, мощностью водоносного пласта и количеством воды.
Централизованное водоснабжение из открытых водоемов. Оно организуется путем сооружения водопроводной сети, состоящей из:
-водозаборных сооружений
-сооружения для улучшения качества воды (главным образом для очистки и обеззараживания)
-распределительной сети.
Для забора воды из открытого водоема пользуются специальным приемником. Месторасположение приемного отверстия трубы должно быть тщательно выбрано и максимально удалено от берега, поверхности и дна водоема, что устраняет опасность загрязнения воды непосредственно в момент ее забора. Приемник может быть устроен в виде берегового колодца или ковша. Далее при помощи насосов первого подъема вода подается на очистные сооружения, где улучшаются ее свойства.
Нецентрализованное водоснабжение: чаще организуется за счет подземных вод. Вода забирается из разных водоносных горизонтов и из разной глубины, но чаще используются подпочвенные воды из второго и третьего водоносных защищенных от загрязнения горизонтов. Чем глубже расположен слой воды, тем вода более чиста. Фильтруясь через толщу почвы, дождевые и талые воды очищаются от физических загрязнений и микроорганизмов. При этом происходит обогащение воды минеральными солями, которые вымываются из геологических пород, с которыми сталкивается вода. При децентрализованном водоснабжении обычно обработка воды не проводится. Потому к колодезной воде нельзя предъявлять такие высокие требования, как к воде при централизованном водоснабжении. Для обеспечения питьевой водой небольшого населенного пункта или его части устраиваются разного типа колодцы. В сельских условиях часто строят шахтные или трубчатые колодцы. Чтобы предотвратить загрязнение подземных вод во время эксплуатации, место для колодца выбирают на возвышении, не ближе 20-30 м от возможного источника загрязнения. Стенки колодцев (сруба) укрепляют бетонными кольцами, камнями или деревом. Они должны быть крепкими и водонепроницаемыми. Для этого используют камень, дерево только крепких пород, лучше бетонные кольца. Верх колодца закрывают крышкой и устраивают навес. Чтобы не допустить загрязнения воды из поверхности, вокругколодца устраивают «глиняный замок” из послойно утрамбованной глины или жирного суглинка глубиной 2 м и шириной 1 м. Для получения подземной воды часто устраивают разные типы трубчатых колодцев. Преимуществом их есть то, что можно поднимать воду из значительной глубины. Стенки колодца защищают металлическими трубами, а воду поднимают с помощью насосов. Если почвенные воды расположены не глубже 6-8 м, то применяют так называемые мелкотрубчатые колодцы, дебит которых достигает 0,5-1 м3 через час.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды:
1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
3. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. При определении проводится трехкратное исследование по 100 мл отобранной пробы воды. Превышение норматива не допускается в 95% проб, отбираемых в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в течение 12 месяцев, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год. Определение проводится только в системах водоснабжения из поверхностных источников перед подачей воды в распределительную сеть. Определение проводится при оценке эффективности технологии обработки воды.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!