Основные принципы построения режима дня для детей преддошкольного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей. Компоненты режима дня — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные принципы построения режима дня для детей преддошкольного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей. Компоненты режима дня

2017-06-25 1510
Основные принципы построения режима дня для детей преддошкольного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей. Компоненты режима дня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Физиологической основой режима дня является динамический стереотип – это цепь условных рефлексов сигналом для начала следующей деятельности является либо время начала следующей, либо окончание предыдущей деятельности.

Режим дня детей в соответствии с возрастом включает следующие компоненты:

1. Режим питания (интервалы между приёмами, кратность);

2. Время пребывания на воздухе в течении дня;

3. Продолжительность и кратность сна;

4. Продолжительность и место обязательных занятий в ДДУ и дома;

5. Свободное время реб-ка для обеспечения двигательной акт-ти по собственному выбору.

Принципы построения режима дня:

1. учёт состояния здоровья детей;

2. учёт возрастных особенностей детей.

3. учёт сезонности (время года);

4. учёт климатических условий данной местности.

Правильно организованный режим дня создаёт бодрое настроение, интерес к играм и творческой деятельности.

Первые месяцы жизни центральная нервная система отличается функ-ой слабостью. Многие внешние раздражители являются сверхсильными для нервной спечем и ребенка и вызывают ее быстрое истощение. И в связи с этим на активное бодрствование ребенка отводится незначительное время (5—7 ч) и через каждые 2 ч ребенок засыпает.

В дальнейшем бодрствования увеличивается и соответственно этому уменьшается частота и длительность дневного сна. Кроме того, уменьшается и число приемов пищи: от 6 раз в сутки до 4 раз. Во время пребывания в детских яслях дети несколько раз переходят на новый режим.

Особенностью высшей нервной деятельности детей первых 3 лет является также преобладание процессов возбуждения на процессами торможения. Ребенка значительно легче научить какому-либо действию, чем тому, как воздержаться от действия.

У детей преддошкольного возраста отмечены сравнительно быстрое образование положительных условных рефлексов и трудность их переделки. Резкие изменения окружающих условий, нарушение установленного порядка жизни могут привести к срыву высшей нервной деятельности, проявляющемуся нарушением поведения, расстройством сна, отказом от еды. Такие явления наблюдаются нередко при госпитализации, а также в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении. При организации режима дня детей раннего возраста необходимо учитывать и сравнительно малую подвижность, определенную инертность нервных процессов. Выражается это в трудности перехода от одной деятельности к другой.

Кроме указанных особенностей функционирования нервной системы, недостаточная регулирующая роль коры больших полушарий в деятельности подкорковых отделов мозга. В связи с этим поведение ребенка находится в большой зависимости от удовлетворения его органических потребностей — утоления голода, необходимости сна

Главными компонентами режима дня детей преддошкольного возраста являются кормление, сон и бодрствование.

В 1-й месяц жизни у ребенка отсутствует правильный ритм сна и бодрствования. Сон недостаточной глубиной. Бодрствование поддерживается в основном раздражениями, действующими на интерорецепторы. Во время приема пищи активность поддерживается пищевым возбуждением и сосательными движениями. После насыщения ребенок быстро засыпает. Внешние раздражители вследствие недостаточного развития клеток коры большого мозга не воспринимаются.

При правильной жизни ребенка уже к концу первого месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. Ребенок прислушивается к звукам, смотрит на окружающие предметы. Для поддержания его активного состояния необходимы эмоциональные воздействия: разговор взрослого, перемена положения, выкладывание в манеж и др.

Активное бодрствование способствует наступлению глубокого и спокойного сна. Наиболее благоприятное влияние на глубину сна оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна.

Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей первого года жизни должна составлять не менее 5—6 ч и сутки.

Для детей первого года жизни рациональна такая последовательность: сон — кормление — бодрствование. Сразу же после сна необходимо удовлетворить потребность ребенка в еде. К моменту пробуждения вновь возникает возбуждение пищевого центра, ребенок активно и с аппетитом ест. В более старшем возрасте, когда главным жизни становится не еда, переходит на другую последовательность: сон— бодрствование — кормление. Бодрствование заполняется играми, сначала в манеже, а затем все усложняется. Самостоятельная деятельность ребенка должна сменяться индивидуальным общением со взрослыми.

Существенное значение имеет пребывание на свежем воздухе. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия проводятся на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день.

На протяжении первых 3 лет жизни режим дня должен меняться несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Основные принципы построения режима дня для детей младшего школьного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей организма для данного возраста. Компоненты режима дня. Особенности режима дня у детей, начавших обучение с 6-ти летнего возраста.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

При построении режима дня для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течении дня имеет 2 подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: 8-12 ч. и в 16-18 ч. 1-й подъем гораздо выше и продолжительнее 2-го.

Компоненты режима дня для детей младшего школьного возраста:

1. Учебные занятия в школе и дома

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом.

Домашние задания должны проводиться во время подъема работоспособности (или после обеда и достаточного отдыха). Продолжительность: в 1-м классе – 1 ч. 2-м – 1,5 ч. 3-4-м – 2 ч.

2. Отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе

Лучше всего отдыхать на свежем воздухе (активация обменных процессов, благотворное влияние на рост и развитие). Время пребывания на свежем воздухе для детей младшего школьного возраста должно составлять не менее 3-3,5 ч.

3. Регулярное и достаточное питание

4. Гигиенически полноценный сон

5. Время для свободных занятий по собственному выбору ребенка (спортивные, творческие секции)

6. Время для самообслуживания и гигиенических процедур.

Должно составлять для школьников младшего школьного возраста 1-1,5 ч. Лучше всего этот период определить во время спада физиологических функций. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2-х кружках. Продолжительность общественно полезного труда не должна единовременно превышать для учащихся 1-4 классов 30 минут

Основные принципы построения режима дня для детей среднего школьного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей организма для данного возрастного периода. Компоненты режима дня.

Начало смотри вопрос 18.

Компоненты режима дня для детей младшего школьного возраста:

1. Учебные занятия в школе и дома

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом.

Домашние задания должны проводиться во время подъема работоспособности (или после обеда и достаточного отдыха). Продолжительность: в 5-6-м классе – до 2,5 ч. В 7-м – до 3 ч. В 8-9 – до 3,5 ч.

2. Отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе

Лучше всего отдыхать на свежем воздухе (активация обменных процессов, благотворное влияние на рост и развитие). Время пребывания на свежем воздухе, для детей среднего школьного возраста должно составлять не менее 2,5-3 ч.

3. Регулярное и достаточное питание

4. Гигиенически полноценный сон

5. Время для свободных занятий по собственному выбору ребенка (спортивные, творческие секции)

Должно составлять для школьников среднего школьного возраста 1,5-2,5 ч. Лучше всего этот период определить во время спада физиологических функций. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2-х кружках. Продолжительность общественно полезного труда не должна единовременно превышать для учащихся 5-9 классов 40 минут

6. Время для самообслуживания и гигиенических процедур.

Основные принципы организации режима дня у детей и подростков старшего школьного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей организма для данного возрастного периода. Компоненты режима дня.

Рациональный (соответствующий возрастным особенностям) режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Гигиеническое значение соблюдения режима - сохранение жизненного стереотипа, т.е. организм привыкает делать определенные действия в одно и тоже время, таки образом процессы протекают быстрее и легче (с меньшей "физ. стоимостью")

Ведущие факторы режима дня:

* адекватная физическая подвижность (обеспечивает необходимую для стимуляции остеогенеза и роста хрящей вертикальную и перемежающуюся по направлению механическую нагрузку);

* достаточность сна

Продолжительность сна:

* 11-14 лет - 10-9 ч.;
* 15-17 лет - 9 -8 ч.

Режим дня учащихся должен учитывать особенности функционирования НС: высокий уровень активности коры БП в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. ‣ Работоспособность школьников в течение дня имеет 2 подъема: в 8-12 ч. и в 16 - 18 ч.

Основные компоненты:

* учебные занятия в школе и дома;
* отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;
* регулярное достаточное питание;
* гигиенически полноценный сон;
* время для свободных занятий по собственному выбору;
Режим дня в период экзаменов:

* Должно предусматриваться обычное время пробуждения и отхода ко сну, питания, пребывания на воздухе.
* Занятия должны проводиться в период наибольшей функциональной активности организма - в утренние часы.
* Через каждые 45 минут необходимы короткие перерывы, а после 2,5-3 ч. - 2й завтрак и более длительный отдых на воздухе.
* После возможно продолжение занятий в теч. 3х часов.
* Затем следует обед и 2,5-3-часовой отдых со сном и пребыванием на воздухе.
* В 16 ч. занятия возобновляются на 2-3 ч.
* Общая продолжительность занятий в теч. дня не более 9 часов.

Режим дня выходных и каникулярных дней:

* максимальное пребывание на свежем воздухе;
* больше подвижных игр и развлечений, спорта, экскурсий и туристических походов;

* время на чтение книг, помещения театров, кинотеатров;
* ежедневное выделение времени для помощи семье или общественно полезного труда;
* время на творческую деятельность;
* прод. сна и времени на самообслуживание должны соответствовать возрастным возможностям;
* целесообразно оздоровление детей в лагерях

72. построение урока, дня, недели в школах и учебных учереждениях.

Гигиенические принципы организации учебно-воспитательной работы в школьно-дошкольных учреждениях. Особенности нервной системы у детей дошкольного и школьного возраста.

Гигиенические принципы организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях:

* соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;

* научная организация учебного процесса в современной школе;

* обеспечение оптимальных условий обучения.

Научная организация учебного процесса в школе:

* рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, принимать во внимание классическую кривую восстановления работоспособности;

* непрерывность учебного процесса, когда начало последующей деятельности, совпадает с фазой повышенного уровня работоспособности во время отдыха (учебная деятельность чередуется с отдыхом в суточном, недельном и годовом циклах). Физиологическое обоснование этого требования - попеременное возбуждение участков КГМ, ответственных за выполнение разных видов деятельности.

* Распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности. На начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании, т.е. нагружающие преимущественно вторую сигнальную систему (русский язык,

литература, математика и др.). К концу учебного дня, полезно в расписание включать те уроки, которые основаны на предметном, образном, конкретном восприятии (рисование, черчение, в начальных классах - аппликация, лепка).

Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т.е. на 1-м уроке, когда происходит врабатывание, и на последнем уроке, когда выражено утомление. Наибольшее утомляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники при обучении встречаются впервые: для учащихся 2-го класса — природоведение, 4-го—история, 5-го — география, ботаника, литература, 6-го - физика, для 7-го — химия

Нецелесообразно сдваивать уроки по одному предмету, например по русскому языку, математике и черчению. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание 2-3 уроками, а не первыми или последними, т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание 2 или 3 трудных уроков подряд

Особенности НС у детей:

* незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем (ЦНС, зрительный и слуховой анализаторы);

* относительно низкие функциональные возможности нейронов КГМ, их повышенная истощаемость без субъективных признаков

утомления;

* неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением, иррадиации над концентрацией;

* быстрота выработки и недостаточная прочность условных рефлекс

Гигиенические требования к организации учебных занятий для школьников, обоснование длительности урока и его построение. Физиолого-гигиенические принципы распределения учебной нагрузки в течение недели, четверти. Особенности организации учебного процесса у детей, обучающихся с 6 лет.

Гигиенические требования организации обучения детей в школе:

* соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка и подростка;

* научная организация учебного процесса в современной школе;

* обеспечение оптимальных условий обучения

Динамика дневной и недельной кривой работоспособности учащихся: I - период врабатывания (5-10мин); II - период высокой и устойчивой работоспособности (20-25мин); III - период снижения работоспособности(10-20мин); а - зона неполной компенсации; б - зона конечного порыва; в - зона прогрессивного падения

Гигиеническая оптимизация уроков достигается прежде всего путем регламентации длительности как каждого урока, так и отдельных видов учебной деятельности (чтение, письмо, счет, просмотр фильмов и др.).

В нашей стране, как и во многих странах мира, установлена продолжительность урока 45 мин.

Гигиенические требования к проведению урока:

* учебная нагрузка, постепенно увеличиваясь, должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться;
* в процессе занятий должны создаваться микропаузы;
* урок условно делится на 3 части - вводную, основную и заключительную;
* вводная часть урока отводится для организационных мероприятий и опроса;
* основная - для изложения нового материала;
* заключительная - для тренировочного воспроизводства;

Нормирование величины учебной нагрузки:

* 1 класс, при 5тидневной неделе не более 21 часа;
* 10 класс не более 34 часов

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

* чередование разных видов деятельности;
* распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Общий объем нагрузки в течении дня:

* первые классы - 4 урока,1 раз в неделю - 5 (за счёт физ-ры);

* 2е-11е классы не более 8 уроков

Правильная организация учебной недели:

* в понедельник происходит постепенное включение школьников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день не достигает оптимальных значений;
* наиболее продуктивны вторник и среда;
* с четверга постепенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице и субботе;
* наиболее выраженное утомление учеников почти во всех классах чаще отмечается в пятницу, последующий подъем работоспособности в субботу обусловлен положительным эмоциональным воздействием ожидания предстоящего отдыха и в физиологии деятельности известен как «конечный порыв»;
* не рекомендуется ставить в один и тот же день уроки по предметам, требующим большой затраты времени на подготовку домашних заданий;
* наиболее трудные и утомительные для каждого возраста предметы следует располагать в расписании уроков в дни недели, характеризующиеся высокой работоспособностью;

Регламентация перемен:

* должны быть достаточно продолжительными, чтобы обеспечивались обе фазы отдыха: восстановление «функциональных потенциалов» и упрочение восстановленного уровня;
* для учащихся всех классов установлена 10-минутная продолжительность перемен между уроками;
* большая перемена (после 2-го урока) должна длиться 30 мин. Вместо1 большой перемены допускается устраивать после 2-го и 3-го уроков 2 перемены по 20 мин

При обучении детей с 6 лет в школах необходимо соблюдение определенных требований:

* учитывать состояние здоровья ребенка и его функциональную готовность к обучению в школе;
* иметь достаточный набор помещений и благоприятные условия для организации занятий;
* адаптировать программу и методику преподавания к функциональным возможностям данного возраста;
* соблюдать гигиенические рекомендации по режиму обучения;
* организовать рациональное питание с учетом возрастных особенностей детей.

Продолжительность обучения этих детей уменьшена и составляет 32 учебные недели в год. Все учебные занятия организуются только в 1-ю смену. Наилучшее время начала занятий в школе - 9 ч; предельная учебная нагрузка в неделю - 20 ч; дневная учебная нагрузка - 4 урока по 35 мин.

В середине урока учитель обязан организовать физкультурную минуту. Перемены между уроками устанавливаются по 15-20 мин, и во время их проводятся подвижные игры. После 2-3 занятий под руководством учителя ежедневно должно проводиться динамическое занятие на воздухе длительностью не менее 40 мин, заполненное подвижными играми и развлечениями.

Занятиям предшествует гигиеническая гимнастика, 2-й урок отводится для самой напряженной учебной деятельности (уроки русского языка и математики). Предметы с преобладанием динамического компонента (физкультура и музыкальные занятия) в расписании ставятся на 3-й урок. Четвертое занятие - изобразительное искусство, труд (конструирование) и ознакомление с окружающим миром.

В субботу или четверг занятия не проводятся. В этот день организуют работу группы продленного дня для тех детей, которые в этом нуждаются. В течение учебного года для учащихся 6-летнего возраста, кроме обязательных, вводятся дополнительные (1 неделя) каникулы, которые приходятся на середину III учебной четверти.

Некоторые особенности детей младшего возраста:

* быстрый темп развития, ранимость и пластичность органов; взаимозависимость физического и нервно-психического развития;

* высокая потребность в двигательной активности; несовершенство терморегуляторного аппарата;

* незавершённость развития важных для обучения органов и функциональных систем;

* быстрота выработки и недостаточная прочность условных рефлексов; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, иррадиации над концентрацией;

* повышенная истощаемость клеток коры ГМ без субъективных признаков утомления


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.