Гигиена умственного труда, особенности физиологических реакций при умственном труде, критерий тяжести труда, утомление и его особенности у детей. Профилактика данных состояний. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Гигиена умственного труда, особенности физиологических реакций при умственном труде, критерий тяжести труда, утомление и его особенности у детей. Профилактика данных состояний.

2017-06-25 1094
Гигиена умственного труда, особенности физиологических реакций при умственном труде, критерий тяжести труда, утомление и его особенности у детей. Профилактика данных состояний. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

По своему содержанию и характеру умственный труд делится на

· Творческий

· нетворческий.

Творческий характеризует продуктивную деятельность, т.е. деятельность, изменяющую существующую практику. Нетворческий – характеризует репродуктивную деятельность, т.е. деятельность, воспроизводящую действующую практику.

Работоспособность меняется на протяжении суток, недели, года. При интенсивном умственном труде утомление может наступить довольно быстро. Монотонность и однообразие быстро утомляют. Аккуратность, соблюдение планов, сосредоточенность внимания, творческий подъем, усидчивость, настойчивость повышают эффективность умственного труда. Для соблюдения имеют значение ненапряженная поза, достаточная освещенность рабочего места, благоприятная температура и чистота воздуха, цветовое решение интерьера, тишина, активный отдых, физические упражнения и многие др.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18–22°, а относительная влажность–50–70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25–27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем.

Для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно–гигиенические исследования установили, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15–0,45 %, т. е. увеличивается в 5–15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.

Все это говорит о необходимости проветривать аудитории.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40–50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75–80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию.

На столе желательно иметь пюпитр–подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха.

4. Гигиена: содержание, задачи, методы

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабаты­вающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от греческого слова, что значит "целебный, приносящий здоровье".

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

1)Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2)Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3)Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2.Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

4. Статистические (медико-статистические) методы.

Связь гигиены с другими дисциплинами.

В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями ги­гиены тесно связана с эпидемиологией.

В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др.

В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физи­ка, химия, биохимия и др.

5. научно исследовательские учреждения в РФ, их роль в развитии гигиены

1. "Научно- исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды имени А. Н. Сысина" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ "НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина" Минздрава России).

Институт является одним из старейших российских медицинских профилактических учреждений:

· 1919 г. – сформирован отдел коммунальной санитарии и гигиены Государственного института народного здравоохранения им. Пастера.

· 1931 г. – отдел преобразован в Центральный научно- исследовательский санитарно-гигиенический институт, позднее переименованный сначала во Всесоюзный научно- исследовательский институт коммунальной санитарии и гигиены Наркомздрава, а затем – в Институт общей и коммунальной гигиены.

· 1945 г. – Институт переименован в Научно- исследовательский институт общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук (АМН) СССР.

· 1992 г. – Институт переименован в Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук.

C момента образования Институт являлся ведущим научно-методическим центром страны по изучению влияния на человека разнообразных химических, физических и биологических факторов окружающей среды.

2. Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, основан в 1959 в системе АМН СССР, с 1964 — в ведении Министерства здравоохранения СССР.

Исследования по проблемам здоровья и физического развития подрастающего поколения, влияния факторов окружающей среды, обучения и трудовой деятельности на состояние детей и подростков и др.; разрабатываются нормативы умственной и физической нагрузки детей и подростков,

гигиенические нормы строительства и санитарного благоустройства дошкольных учреждений, школ и т.п.

3. Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, основан в 1923 как Московский институт по изучению профзаболеваний имени Обуха, с 1944 — в системе АМН СССР под современным названием. Разрабатывает проблемы гигиены труда в ведущих отраслях промышленности, а также методы профилактики, диагностики и лечения профзаболеваний, материалы для санитарного законодательства (например, ГОСТы) и др. Имеется клиническое отделение. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1973). Деятельность института связана с именами учёных: А. А. Летавета, Е. И. Воронцовой и других.

4. Научно-исследовательский институт питания АМН РФ

Основной задачей деятельности Клиники института в настоящее время является развитие проблемы клинической нутрициологии, разработка рационов лечебного питания при различных нозологиях у взрослых и детей, внедрение современных нутрициологических методик в деятельность практического здравоохранения. Ежегодно в стационарных отделениях Клиники проводится лечение более 3500 пациентов - детей и взрослых с различными заболеваниями, в условиях поликлиники ежегодно осуществляется обследование и консультирование 15 - 20 тысяч пациентов.

В Клинике на основе индивидуального подхода разрабатываются и совершенствуются диетические рационы, проводится научное обоснование создания новых диетических продуктов, решаются научно-методические вопросы по организации лечебного питания в ЛПУ страны. Проводится подготовка и повышение квалификации кадров по лечебному питанию, осуществляется широкая пропаганда здорового и лечебного питания среди населения (в печати, на радио и телевидении).

В своей деятельности Клиника НИИ питания РАМН опирается, как на многолетние традиции, так и на последние достижения мировой и отечественной медицины.

6. гигиена, ее значение в работе врача

Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье.

Окружающая среда — это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно- этнического характера.

Определение здоровья дается экспертами Всемирной организации здравоохранения. Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

За минувший XX в. основные средства, вкладываемые в здравоохранение, шли в основном на решение уже возникших проблем, а не на то, чтобы предотвратить их появление. Упор делали на излечение болезни, на терапевтическую помощь, а не на укрепление здоровья и предупреждение болезней. Большее внимание должно уделяться профилактическому направлению развития медицины. Задача гигиены состоит в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь — полноценной, а смерть — наиболее отдаленной.

Знание гигиены необходимо в практической деятельности врачей различного профиля: лечебного, педиатрического и стоматологического. Общеизвестно, что на развитие различных патологий оказывают влияние факторы окружающей среды. Если не учитывать эти факторы, эффективность проводимого лечения снижается. Например, в области патологии заболеваний ротовой полости известно влияние профессионального фактора. Работа с теми или иными химическими веществами может усилить развитие патологического процесса в полости рта, кариеса, других заболеваний. На развитие кариеса оказывает значительное влияние такой фактор, как характер питания (алиментарный). Общеизвестно, что кариес чаще развивается у тех, кто потребляет большее количество рафинированных углеводов. В настоящее время в медицине известно значительное количество заболеваний, имеющих в генезе экологический фактор. На течение целого ряда заболеваний оказывают влияние жилищные условия, потребление воды того или иного минерального состава. Врачу необходимы знания воздействия того или иного фактора на организм: алиментарного фактора, характера воды, ее состава, качества. При проведении того или иного лечения с использованием фармакологических препаратов следует учитывать характер питания, так как оно может ослабить или усилить действие препарата (так же, как и питьевая вода может усилить действие или, наоборот, ослабить эффективность проводимого медикаментозного лечения).

 

7. основные задачи больничной гигиены. Современные проблемы больничного строительства. Система застройки и зонирования больниц и больничных участков

Больничная гигиена является отраслью гигиены, разрабатываю­щей теоретические основы и практические мероприятия по созданию благоприятных условий для медицинского персонала и благоприятной обстановки для больных в целях их быстрейшего выздоровления.

Распространяясь на все области медицины, больничная гигиена затрагивает не только ряд специфических проблем гигиены (комму­нальной, труда, питания), но и технических дисциплин (архитекту­ры, строительства, дизайна и т.п.).

Так как больничная гигиена изучает влияние условий труда на здоровье медицинского персонала (врачей, среднего и младшего персонала), а также влияние больничной обстановки на процесс ле­чения больных, то здесь следует различать два направления: гиги­ену труда медицинского персонала, как специфический раздел гиги­ены труда, и гигиену медицинских учреждений.

Предметом больничной гигиены является влияние больничной обстановки на процесс лечения и выздоровления больных.

Очень важно, чтобы больному человеку были созданы в лечеб­ном учреждении такие условия, в которых он бы чувствовал уют и благожелательную атмосферу.

Основными задачами больничной гигиены следует считать:

· изучение условий труда в лечебно-профилактических учреж­дениях и их влияние на состояние здоровья и работоспособность медицинского персонала

· изучение и оценка влияния коммунально-бытовых условий на состояние лечебной работы

· гигиеническое воспитание медицинского персонала и пациен­тов;

· профилактика внутрибольничных (внутригоспитальных) инфек­ций;

· санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением гигие­нических и профилактических мероприятий в процессе лечения боль­ных.

Следовательно, мероприятия больничной гигиены следует расс­матривать как одно из условий эффективного медицинского обслужи­вания населения.

Здравоохранение располагает большим количеством лечебных и лечебно-оздоровительных учреждений: амбулатории, поликлиники, различные диспансеры и консультации, общесоматические и специализированные больницы, родильные дома, специализированные и об­щесоматические санатории, дома отдыха, профилактории и т.п.

Объектом больничной гигиены является человек (медицинский персонал и больной) и больничная среда. Изучение влияния больничной среды на здоровье персонала и больного составляет предмет этой отрасли гигиенических знаний.

Содержательная сущность больничной гигиены состоит в разработке и реализации основных ее положений, осуществляемых при единстве усилий специалистов различного профиля, должностных лиц и всего персонала лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), для обеспечения благоприятных условий пребывания больных и труда медицинских работников, должного качества госпитальной среды, определяющих безопасность и эффективность лечебно-диагностического и оздоровительного процессов в системе "человек-больничная среда".

Больничная среда - это сложная, специфическая и очень динамичная система факторов, среди которых можно выделить:

· объективные - топографические (больницы располагаются на определенной местности); архитектурно-планировочные (система застройки); санитарно-технические; бытовые и др.;

· субъективные: организация питания, водоснабжения; квалификация персонала; укомплектованность кадрами и др.

Требования к земельному участку для строительства больницы.

1) Обычные больницы располагаются в черте города, а некоторые спе­циализированные (онкологические, туберкулезные, психиатрические и др.) - вне города.

2) Требования непосредственно к участку:

  1. Возвышенное положение, сухое, проветриваемое и инсолируемое место, подходящий для капитального строительства фунт и тд.
  2. Предпочтительна прямоугольная форма участка с расположе­нием длинной оси в направлении с востока на запад (обеспечивает наиболее благоприятную южную ориентацию большего числа палат)
  3. Удаленность от источников загрязнения, расположение отно­сительно них с учетом розы ветров.
  4. Удаленность от источников шума и др.

Учитывая тот факт, что большинство больниц оказывает услуги не только госпитализированным больным, но и населению района расположения, необходимо предусматривать расположение больницы непосредственно в селитебной (жилой) зоне или в центре обслуживаемого района (соматический профиль). Специализированные отделения или комплексы для пребывания больных в течение длительного времени (психиатрические, туберкулезные, восстановительного лечения и др.) в пригородной зоне или окраинных районах, по возможности в зеленых массивах или в непосредственной близости, с соблюдением разрывов в 1000м от селитебной территории, для использования природных условий в качестве дополнительного фактора. Женские консультации, стоматологические поликлиники и прочие амбулаторные учреждения можно размещать в жилых и общественных зданиях в пределах пешеходной допустимости (1,5-2км), вблизи улиц и дорог с общественным транспортом. Лечебные учреждения, согласно СНиПП-69-78 «Лечебно-профилактические учреждения» следует размещать в соответствии с генпланом и проектами детальной планировки населенного пункта, с учётом его функционального зонирования.

Территория больницы должна быть удалена от источников шума, загрязнения воздуха, почвы и воды (общегородских свалок, полей ассенизации, скотомогильников и промышленных предприятий) с санитарно- защитной зоны от 50 до 1000м в зависимости от степени вредности объекта, с наветренной стороны – от источников загрязнения воздуха. Участок размещают на хорошо инсолируемой, проветриваемой и богатой растительной почве, с естественным или организуемым уклоном (0,5-10°) для обеспечения инсоляции и стока атмосферных вод. Грунты должны допускать использование естественных оснований без дополнительных мероприятий, иметь незагрязнённую, фильтрующую почву. Низкое стояние грунтовых вод (не ближе 1,5м от поверхности земли и 1м от подошвы фундамента) должно позволять строительство без проведения работ по искусственному понижению уровня и устройства сложной гидроизоляции. Участок не должен затопляться, заболачиваться, на нём не должны быть карстовых и оползневых явлений.

Расчет потребности населения в учреждениях здравоохранения и размеров земельных участков производиться в соответствии со СРиП»Планировка и застройка городов, посёлков и сельских населенных пунктов». Для лечебно-профилактического учреждения отводится зеленые участки, наиболее благоприятные по своим естественным условиям, расположенные на возвышенной сухой местности, хорошо проветриваемые. При выборе участка следует учитывать возможность присоединения здания больницы к имеющимся сетям водопровода, канализации, електрификации, теплофикации и газификации.

 

Требования к генеральному плану.

1.При планировке необходимо зонирование больничного участка:

1. Зона лечебных корпусов

а) Неинфекционных

б) Инфекционных

2. Зона поликлиники

3. Садово-парковая зона

4. Зона хозяйственных корпусов (кухня, прачечная, котельная и тд.)

5. Зона патологоанатомического корпуса

6. Зона радиологического корпуса

Между зонами должны быть предусмотрены полосы зеленых насаждений шириной не менее 15 м.

2) Правильное размещение различных зон в пределах участка.

Админи­стративно-хозяйственные здания можно размещать на границе участка, при­чем административные (а также поликлинику) - ближе к наружной границе и главному въезду, а хозяйственные - на противоположной стороне участка. В глубине участка следует также располагать патологоанатомический корпус с моргом.

3) Соблюдение достаточных разрывов между различными строениями.

  1. Между лечебными корпусами, службой приготовления пищи и патологоанатомическим корпусом - не менее 30 м
  2. Между радиологическим корпусом и другими зданиями - не менее 25 м.
  3. Между соседними зданиями (между стенами с окнами палат) - не менее 2х/2 высоты противостоящего здания (но не менее 25 м).

Современные системы застройки больниц и их оценка с гигиенической точки зрения. В настоящее время существует несколько систем застройки больниц:

· Централизованная

· Децентрализованная (павильонная)

· Смешанная системы.

Централизованная система застройки характеризуется двумя типами размещения: моноблочным, где все функциональные подразделения лечебных учреждений (ЛУ) располагаются в одном корпусе - моноблоке, и централизованно-блочным, при котором часть подразделений находится в главном корпусе, остальные – в зданиях меньшей этажности (блоках), соединенных с основным корпусом переходами.

В больницах централизованного типа рациональнее используются коечный фонд, врачебные кадры, медицинская техника, эффективнее и шире применяются современные методы диагностики и лечения. Здесь имеется возможность максимального централизованного использования специализированных лечебно-диагностических и вспомогательных отделений (рентгенодиагностики, клинических лабораторий, отделений функциональной диагностики, а также операционных, родильных и анестезиологических) и отделений интенсивной терапии. Такие больницы легче подключить к внешним коммуникациям, обеспечить бесперебойным теплом, эффективной центральной стерилизацией материалов и инструментария, дезинфекцией постелей и др. При этом значительно сокращаются протяженность транспортных путей и экономические затраты.

Однако и эта система имеет целый ряд серьезных недостатков: концентрация большого числа ослабленных больных и персонала на ограниченной территории многоэтажного здания; трудности в организации и поддержании лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режимов; шумовое загрязнение больничной среды. Все это ухудшает показатели микроклимата помещений; создает опасность распространения микрофлоры по всему зданию из-за активного перемещения воздушных потоков по этажам.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.