Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Негативные события жизни как триггеры суицидального поведения

2017-06-19 408
Негативные события жизни как триггеры суицидального поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

У детей и подростков с суицидальными тенденциями обычно наблюдается повышенная чувствительность к стрессовым воздействиям, наряду с упомянутыми когнитивными стилями и личностными чертами (обусловленными наследственными генетическими факторами, а также семейными обстоятельствами и негативными стрессовыми событиями жизни, пережитыми в раннем возрасте) [16]. Эта повышенная чувствительность мешает им адекватно справляться с текущими жизненными трудностями, поэтому обычно суицидальному поведению предшествуют стрессовые события. Психотравмирующие события пробуждают чувства беспомощности, безнадежности и отчаяния, которые могут актуализировать суицидальное мышление и привести к совершению суицидальной попытки или самоубийства [17].

В число ситуаций риска и событий, которые могут спровоцировать совершение суицидальных попыток или самоубийства, входят:

· ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются). Дело в том, что уязвимые дети и подростки нередко воспринимают самые тривиальные ситуации как глубоко ранящие и реагируют на них тревожным и хаотичным поведением. Подростки с суицидальными тенденциями склонны рассматривать подобные ситуации как угрозу их образу «я» и страдают от чувства униженного достоинства;

· неприятности в семье;

· разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;

· смерть любимого или другого значимого человека;

· разрыв отношений с любимым человеком;

· межличностные конфликты или потери;

· проблемы с дисциплиной и законом;

· давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушительному поведению других;

· запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

· разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;

· высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

· безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;

· нежелательная беременность, аборт и его последствия;

· ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

· серьезная физическая болезнь;

· чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы, природные катаклизмы.

 

КАК ВЫЯВИТЬ СТРЕСС И СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК У УЧАЩИХСЯ

Выявление признаков стресса

Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез [18]. К ним относятся:

· потеря интереса к обычной деятельности;

· внезапное снижение успеваемости;

· необычное снижение активности, безволие;

· плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;

· необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;

· увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков (включая гашиш);

· инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.

Перечисленные признаки характерны для учащихся, которые, по всей видимости, переживают психологический или социальный стресс, и у них, возможно, возникают мыслей о самоубийстве, которые впоследствии способны привести к суицидальным действиям.

Если учитель или школьный психолог замечает у ученика какие-либо из приведенных признаков, об этом следует известить школьную команду суицидальной превенции, которая должна принять своевременные меры по оценке состояния данного учащегося, поскольку обычно эти признаки свидетельствуют о серьезных проблемах, и дело может закончиться суицидальным поведением.

Оценка суицидального риска

При оценке суицидального риска работникам школы не следует забывать о том, что проблемы всегда являются множественными.

Предшествующие суицидальные попытки

Одним из самых значимых факторов риска является наличие в прошлом суицидальных попыток. В стрессовой ситуации подростки склонны вновь прибегать к подобным действиям.

Депрессия

Вторым по значимости серьезным фактором риска является депрессия. Конечно, диагноз депрессии должен ставить врач – специалист в области детской и подростковой психиатрии, но учителям и другим работникам школы следует знать разнообразные симптомы депрессии [20, 21].

Трудность оценки депрессии связана с тем, что существуют некоторые общие признаки, характерные как для естественных переходных стадий подросткового возраста, так и депрессии.

Подростковое созревание является нормальным состоянием, при котором часто наблюдаются такие проявления, как снижение самооценки, уныние, нарушения внимания, повышенная утомляемость и нарушения сна. Аналогичные симптомы характерны и для депрессии, но они не представляют повода для тревоги, если не нарастают по степени тяжести и длятся непродолжительное время. По сравнению с взрослыми, страдающими депрессией, юные пациенты проявляют тенденцию к демонстративному поведению, часто больше едят и спят.

Депрессивные мысли могут появляться у здоровых подростков, они отражают нормальный процесс развития, особенно, если юноша или девушка заняты решением экзистенциальных вопросов. Интенсивность суицидальных мыслей, их глубина и продолжительность, контекст, в котором они возникают, невозможность отвлечения ребенка или подростка от этих мыслей (то есть, их упорный, навязчивый характер) отличают молодого человека в состоянии суицидального кризиса от здорового сверстника.

Ситуации риска

Еще одна серьезная задача - выявление перечисленных выше внешних ситуаций и негативных событий жизни, активирующих суицидальные мысли и увеличивающих риск самоубийства.

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ШКОЛЕ

Выявление подростков, переживающих стресс и нуждающихся в помощи, обычно не представляет особой проблемы. Гораздо труднее решить, как следует вести себя в отношении детей и подростков с суицидальными тенденциями.

Многие работники школ обладают способностью к чуткому и уважительному обращению с учащимися, испытывающими страдание и суицидальные переживания, в то время как другие этими навыками не владеют. В последнем случае их следует этим умениям обучить. При контактах с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

Выявление у учащегося признаков суицидального кризиса и оказание помощи в его преодолении может вызвать внутренний конфликт у учителей и других школьных работников, поскольку порой они не либо обладают нужными навыками, либо им не хватает времени, или же они опасаются столкновения с собственными психологическими проблемами.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.