Правовые нормы в работе с источниками — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Правовые нормы в работе с источниками

2017-06-19 142
Правовые нормы в работе с источниками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1 …………………………………………………………………………4

1.1.Источники информации: классификация, надежность и достоверность источников, правовые и этические нормы работы с источниками……………………………………………………………………4

1.2.Практика……………………………………………………………………7

Глава 2 …………………………………………………………………………8

2.1. Методы сбора информации в журналистике……………………………8

2.2. Практика………………………………………………………………….11

Глава 3 ………………………………………………………………………..14

3.1. Журналистское произведение как единое целое………………………14

3.2. Практика………………………………………………………………….21

Заключение …………………………………………………………………..24

Библиография ……………………………………………………………….25

 

 

2

Введение

Журналистская деятельность – это в первую очередь творческий процесс, который несет в себе социальный, а иногда даже глобальный характер. Центральное место в работе СМИ занимает корреспондент – носитель профессиональной квалификации, психологии и этики. Любой журналист выполняет роль посредника между властью и обществом, причем не важно на какой он находится должности, велик ли его статус и в каком виде СМИ он работает (телевиденье, газете, радио, интернет портале т.д). Самое главное – это четкое выполнение своих обязанностей, следуя Закону о СМИ и морали самого пресс служащего.

Разумеется, в каждом регионе деятельность СМИ отличается местными традициями и колоритом, которые уточняют, «приземляют» общие профессиональные истины и правила. Но в силу критичности журналистского мышления все равно ни один профессионал не поверит в их несокрушимость, и он будет прав, потому что время и опыт ставят под сомнение даже самые бесспорно верные взгляды и технологии труда.

В данной курсовой работе мы рассмотрим некоторые принципы работы журналиста в целом: подходы к выборам источников информации, правовые и этические нормы работы с источниками, методы сбора информации, факторы выбора темы, жанра, структуру текста.

Исследовательская работа состоит из трех частей: введения, трех глав в виде реферативного ответа, трех практических заданий, заключения и списка литературы.

 

Глава 1

1.1.

«Источники информации: классификация, надежность и достоверность источников, правовые и этические нормы работы с источниками».

Классификация

Информацию для журналиста можно разделить на шесть условных видов:

1) фактографическая (фиксация изменений объектов реального мира, их географического и временного положения, структуры их взаимодействия и пр.);

2) комментарийная (характеристика фактов, позиционирование путем прямых или косвенных оценок);

3) аналитическая (сопоставление нескольких фактов с восстановлением причинно-следственных связей и возможным прогнозом последствий);

4) справочная (статичное описание объектов реального мира в их исходной форме, а также наборы характеристик, позволяющих идентифицировать данный объект, и базовые представления о взаимосвязи между объектами);

5) иллюстративная информация;

6) методическая информация (описание путей изготовления информационного продукта, законов его создания и существования, а также отдельных элементов процесса).

Источниками такой информации могут быть:

• СМИ – как бумажные, так и электронные;

• публицистическая литература;

• научная и специальная литература;

• документы официальных учреждений;

• материалы конференций, круглых столов и других форм непосредственной публичной дискуссии – текстовые, аудио и видео;

• чаты, форумы, сайты, контент которых формируется по принципу форума, и другие формы опосредованной публичной дискуссии;

• аналитические исследования, маркетинговые отчеты, обзоры рынков;

• справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;

• графика, видео - и аудиозаписи.

Этические нормы

Существует несколько обоснованных правил для работников средств массовой информации.

Не следует:

 

1. Представляться работником другой профессии (водопроводчиком, прохожим, почтальоном и т.д), кроме использования включенного видеонаблюдения.

 

2. Запугивать собеседника (хотя западным репортером разрешен шантаж интервьюируемого).

3. Советовать, давать рекомендации.

4. Обещать разобраться и принять меры (это не входит в компетенцию журналистов).

5. Допускать поступки, которые могут вызвать моральное осуждение окружающих.

6. Идти на сближение ни с положительными, ни с отрицательными персонажами.

7. Принимать подарки и услуги, так как могут возникнуть отношения зависимости журналиста от источника информации.

8. Производить запись разговора на диктофон без ведома собеседника, напротив убедить его в том, что диктофон не позволит исказить его мысли и суждения. В то же время не лишним окажется дублирование диктофона записями в блокнот принципиально важных заявлений и суждений, так как техника, бывает, отказывает.

9. В любом случае, с человеком, которого журналист намерен критиковать, нужен еще один последний разговор, где автор излагает выводы и оценки, к которым пришел, собирая информацию.

10. Также необходимо оставить после себя приятное впечатление, чтобы потом коллеги по цеху могли беспрепятственно для профессиональных и общественных целей взять у человека интервью или получить необходимую информацию.

Вывод: при правильном подходе к работе журналист избавит себя от неприятностей, заработает статус и положение в обществе.

1.2.

Практическое задание

В заметке на сайте «Роскомсвободы» была опубликована новость, о блокировки поста социальной сети Tumblr. В материале был указан сам факт блокировки, но о причинах сказано не было. Соответственно это является своего рода информационным нарушением. Недосказанность главной информации – это грубое профессиональное нарушение работников СМИ. По их данным выстраивалась такая картина: что государственная структура, пользуясь своими полномочиями, взяла и просто заблокировала пост. И любой читатель мог истолковать подобного рода информацию, как угодно. Информационный портал РБК опубликовал опровержение, в котором открыл для читателей мотивацию Роспотребнадзора – пропаганда суицида в стране запрещена. Средство массовой информации извинилось в конце опуса перед

аудиторией, потому что работа их коллег была выполнена некачественно и недостаточно профессионально, и могла дезинформировать общество насчет действий Роспотребнадзора. Опровержения можно было бы и избежать, если бы сайт «Роскомсвобода» выполнял свою работу до конца, объясняя причины возникающих проблем.

Глава 2

2.1.

«Методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента».

Выбор источника информации является большой проблемой в сфере СМИ. Но хочет того журналист или нет, но каждое его донесение должно сопровождаться с ссылкой на источник, тем более если материал относится к информационным жанрам. Отсутствие источника на газетной полосе или в эфире говорит о непрофессионализме репортера.

Очень часто бывает так, что информаторы хотят остаться неизвестными или даже желают оставить предоставленную информацию в секрете от общества. У журналиста в таком случае есть два пути: либо уговорить собеседника использовать предоставленную информацию и указать источник, либо действовать по закону.

Но все каждому работнику прессы хорошо и удобно работать с людьми, которые не бояться обнародования их имён и самой информации, которая может быть полезна, а иногда даже и крайне важна людям.

Итак, классифицируем методы сбора информации в журналистике.

Первый метод – наблюдение.

Этот источник информации, наиболее распространенный в журналистике. Он позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других 8

людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей. Видеокамера и фотоаппарат – весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего. Некоторые журналисты, находясь в эпицентре события, наговаривают собственные впечатления об увиденном на диктофон.

Помимо простого наблюдения журналисты нередко используют и так называемое включенное наблюдение, когда сотрудник редакции на время меняет профессию. Делается это для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия.

Второй метод – интервью.

Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов:

- опрос тех, кто хорошо знает будущего собеседника, в том числе коллег в редакции, имевших с ним дело;

- изучение материалов прессы, если он уже становился предметом интереса журналистов;

- знакомство с результатами его профессиональной работы;

- самообразование, то есть приобретение достаточной компетенции в той области, где собеседник – дока;

- поиск биографических сведений о нем;

- определение его пристрастий, привычек, круга друзей и интересов.

Третий метод – анализ документов.

Документ, то есть информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, – едва ли не самый важный инструмент в работе журналиста. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Он становится 9

аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.

Одна из главных задач, которую приходится решать, – удостовериться в подлинности документа.

Существуют социологические способы получения информации, например – экспериментальный метод.

Суть этого приема заключается в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои «законсервированные» до эксперимента качества. Эксперимент позволяет также обнаружить неочевидные процессы, закономерности в работе учреждений и предприятий.

Представим такую ситуацию. Например, журналист должен написать рецензию на новый ресторан, чтобы написать настоящий отзыв, мало посетить его, лучше всего внедриться в эту кухню и выяснить все интересующие моменты. Именно этот метод исследования действительности позволит решить все поставленные задачи корреспонденту. Хотелось бы выделить, то что экспериментальный метод относится к расследовательскому уровню информации в журналистике.

Также имеет место быть метод прогнозирования, и его тоже можно считать источником информации в журналистской среде. По-другому этот метод называют методом экстраполяции существующего тренда. Этот способ получения сведений позволяет предугадывать, просчитывать те или иные события. Например, когда журналист описывает спортивное состязание, аргументируя, дает свою оценку, старается предугадать победителей чемпионата.

Таким образом, мы выявили все основные методы сбора информации в журналистике и доказали, что каждый из этих способов необходим и уникален.

2.2.

Практическое задание

Рецензия

Продукт журналистики – это, прежде всего, грамотные и социально значимые тексты, написанные в различных стилях. Стилистика СМИ очень разнообразна, и по сути каждый жанр в профессии уникален и имеет свои отличительные черты. Но именно жанр интервью позволяет узнавать читателям, какой человек на самом деле. Итак, проанализируем всю прочитанную информацию об этом стиле писания более подробно.

История интервью

Развитие чего-либо всегда начинается с истории, и я узнала очень много интересных фактов о жанре интервью: выяснила, как и когда основался этот стиль, как продолжал развиваться в другие эпохи. Вот вы знаете что-нибудь о знаменитых беседах Сократа и философских диалогах Платона? А ведь именно эти мудрецы стали законодателями жанра интервью. Уже в 19 веке появились известные интервьюеры, которые внесли свою лепту в развитие этого жанра. Особенно хотелось бы подчеркнуть деятельность Оскара Уальда, сделавшего прорыв в истории интервью. Ведь благодаря ему в модных журналах появились первые интервью. Он приучил людей читать записанные разговоры. В то время писатель и драматург находился на посту главного редактора женского журнала «The Women`s World». И именно он сделал так, что народ вдруг услышал разговоры, которые ведутся в светских салонах и на обедах у премьер-министра. Таким образом люди получили доступ в мир высшего общества, и интервью в глянцевой индустрии стояло на первом месте не только у прессы, но и у самих масс.

Информация, которую можно получить из первых уст, действительно имела большую популярность. Временем рассвета жанра интервью можно считать начало 20 века.

В этот промежуток интервью получило разоблачающий характер. В прессе стали появляться компрометирующие материалы. А во время Первой Мировой войны интервью использовалось как средство пропаганды. И в нашем 21 веке никто не может избежать интервью – хорошо это или плохо покажет время.

Помимо исторических сведений, из прочитанного материала я узнала практические сведения, которые помогут в дальнейшем грамотно брать интервью, а также позволят превратить этот жанр в постоянный источник дохода. Сегодня журналисту, чтобы оставить приятное впечатление у собеседника после интервью, нужно хорошо подготовиться. Благодаря прочитанной статье я теперь знаю, как добиться успеха в этом поприще.

Конечно, жанр интервью довольно сложный среди других стилей обозрения в журналистике. Существуют разные виды этого жанра, но самые сложные – это интервью-портрет и так называемое креативное интервью. Нужно хорошо изучить окружение героя, его интересы, чтобы потом не было неприятных инцидентов. Креативное интервью предполагает создание очерка о герое программы, но для того чтобы все прошло хорошо, мало изучить всю информацию о герое, важно следить за нитью разговора, смотреть с интересом на оппонента и стараться при случае замечать важные детали. Вот все эти навыки помогут в этом непростом творческом деле.

Как мне кажется, в профессии лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Для того чтобы собеседник тебе доверял, нужно готовится на 80 %. Тогда беседа будет иметь хорошее содержание и оставит после себя только приятное. Настоящий профессиональный журналист должен разбираться в теме разговора не хуже героя, тогда и разговор будет интересным. Также нужно научиться быстро реагировать в предложенных обстоятельствах и задавать действительно нужные вопросы, проявлять интерес к опрашиваемой личности и к любимому делу героя. Тогда не будет возникать таких ошибок, как, например, в программе Дмитрия Гордона,

где журналист брал интервью у Сергея Маковецкого и совсем не постарался выполнить необходимые задачи работника СМИ. Он совершенно не изучил типаж актера, не попытался поучаствовать в беседе, он лишь подготовил вопросы, которые были все «мимо кассы». Видео с этим интервью отличная шпаргалка для студентов жур-фака под лозунгом: «Типичные ошибки при взятии интервью». Спасибо за этот урок!

В конце многих программ ведущие проводят небольшие блиц-опросы. Из изученных материалов, я выяснила, откуда взялись эти клише-вопросы, и что именно они являются профессиональным секретом современного интервьюера Владимира Познера.

В заключение, хотелось бы сказать о том, что интервью – это настоящий творческий процесс и все изученные мною информация поможет мне в дальнейшем при подготовке к интервью.

 

 

Глава 3

3.1.

«Журналистское произведение как единое целое: факторы выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура текста (специфика заголовков, лидов, особенности композиции), язык произведения».

Профессия журналиста довольно специфическая сфера духовно-практической деятельности человека, и продуктом работы любого пресс служащего является готовое произведение, которое должно быть представлено в виде любого журналистского жанра. Для того чтобы статья получилось, нужно соблюсти большое количество факторов. Первый фактор – это выбор темы материала.

Этапы формирования замысла.

После того как журналист определился с темой материала, он приступает к формированию замысла произведения. Итак, этапы формирования замысла в журналистике. Замысел – это микромодель произведения, у которого существуют две стороны: сюжетная, где автор заранее подмечает ход событий и идейная, в которой предполагается разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов.

Валерий Аграновский выделяет два источника возникновения замысла: 1. Социальный опыт журналиста, его информированность, а также знания, которые достигнув определённой концентрации, становятся замыслом. 2. Факт, пришедший со стороны и дающий толчок для возникновения замысла.

Если же обратиться к Г.В. Лазутиной, то у неё мы увидим не только отличающуюся формулировку «замысла», но и то, что эту стадию она как бы делит на два этапа. Первым из них является «окончательное формирование замысла». Этот процесс, в ходе которого рождается мысленный образ будущего произведения, включающий в себя в свёрнутом виде и тему его, и идею, и принцип организации («ход»). Второй этап – «конкретизация замысла» - это процесс, который может проходить как составление плана; предварительных заметок по тексту, своего рода «опережающий конспект»; либо составление кратких тезисов «выписка» отдельных частей материала.

Таким образом, мы выявили и доказали, что вся начальная работа над будущим произведением, представляет микромодель этого произведения, то есть сам замысел.

Выбор жанра

Далее мы рассмотрим жанровую составляющую журналистского произведения. Журналисту важно не только создать интересный материал, но и соблюсти при этом ряд определенных правил. Это необходимо, во-первых, в рамках профессионального общения самих журналистов, во-вторых, чтобы соблюсти характер и позицию издания, где журналист работает, в-третьих, чтобы глубже проникнуть в суть отображаемого явления и эффективно осветить его.

Выбор жанра для нового произведения играет немаловажную роль. Если сотрудник СМИ ведет какую-то определенную рубрику в журнале, газете, то ему приходится оформлять все в том жанре, который был заявлен редакцией. Но иногда пресса ломает стереотипы, придумывает что-то новое, более интересное и актуальное, поэтому, в первую очередь, выбор жанра основывается на потребностях аудитории, потому что не только содержание влияет на впечатление от материала, но и его структурные особенности. Также выбор жанра произведения может основываться на количестве и качестве собранного материала, если информация без особых комментариев и подробностей, то можно составить заметку, а если тема глобальна и широка и сведений больше, чем достаточно, то её можно развернуть и в репортаж, и в статью, причем с глубоким анализом, конечно ссылаясь на достоверные источники.

Какие вообще существуют жанры? Давайте рассмотрим и охарактеризуем каждый из видов.

3.2

Практическое задание

1.

«В Волгограде прошел семинар по повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования».

Мероприятие было организовано в рамках проекта Минфина России. Главной задачей семинара стало повышение уровня квалификации финансовой грамотности населения и развитие финансового образования.

 

Собрание состоялось 2 декабря. Площадкой проведения был выбран конференц-зал отеля «Park Inn By Radisson». Трендовыми темами для обсуждения стали: рынок финансовых услуг, закон о банкротстве физических лиц, личное финансовое планирование. В конце мероприятия гостям был предложен шведский стол, чтобы все приглашенные люди расслабились, ощутили атмосферу гармонии и уюта.

 

Данный материал нужно дополнить информаций. Во-первых, расписать каждую тему обсуждения на семинаре более подробно, для этого достаточно личного присутствия журналиста на конференции. Во-вторых, взять комментарии у экспертов по каждому заданному вопросу, а именно: рынок финансовых услуг, закон о банкротстве физических лиц, личное финансовое планирование. При помощи метода наблюдение можно получить эксклюзивные экспертные мнения людей.

 

2.

«В Волгограде состоялся мастер-класс для молодых журналистов».

Событие регионального масштаба прошло в рамках всероссийского образовательного проекта «Медиасмыслы». Представителями данной конференции были: журналистка Антонина Донцова, генеральный директор ООО «Благомедиа», редактор и автор журнала «Быть человеком», а также пресс-секретарь, руководитель медиацентра ВолГАУ и Зав. сектором информационного обеспечения в центре молодежной политики Волгоградского региона Решетникова М.С.

Форум начался с приветственного слова Антонины Донцовой. Позже ею была показана презентация под названием «Этика журналиста. Оставить читателя в живых», в которой журналисты могли выяснить для себя что-то новое, а некоторые и сделать немало важных «открытий» в сфере влияния информации на человека. В презентации рассматривались такие темы, как: «Профессия журналист в сравнении с фармацевтикой и её современные тенденции», «Потеря ответственности журналиста перед аудиторией». Гости форума имели возможность задать все интересующие вопросы. Самыми

злободневными темами для обсуждения стали вопросы, связанные с борьбой журналиста за внимание читателя, с согласованностью информации с первоисточником. Но самое актуальное место занял вопрос, напрямую относящийся к журналистской этике.

Госпожа Решетникова поведала аудитории о погоне за сенсацией, подняла на общественный уровень проблему журналистики и блогерства, так как многие считают эти два вида деятельности одним и тем же.

Далее Антонина Донцова открыла вопрос о проблемах в жанре интервью. Представитель прессы поделилась секретами идеального интервью, рассказала, что оно заключается, не в подготовке вопросов, а в нахождении точек соприкосновения с личностью и вдохновения человеком.

«Все мы люди, а журналист в первую очередь должен оставаться человеком. Главная ошибка нашей профессии - недооценивать силу слова. Ваша совесть - ваш главный редактор», - обратилась к слушателям Донцова. Именно на этой прощальной ноте завершилось данное мероприятие.

В начально представленном материале содержится ряд ошибок, которые сразу бросаются в глаза. В самом начале текста, где идет перечисление ведущих конференции, из-за большого количество названных регалий непонятно кто, есть кто. Фамилия в журналистском произведении Решетникова М.С не должна употребляться с инициалами, как и любая другая. Что касается содержания, фактуры, то здесь не хватает впечатлений самих приглашенных на конференцию, потому что многим было бы интересно узнать информацию из первых уст и прочитать, как на самом деле относятся ко всему сказанному на мероприятии молодые журналисты, чему им стоит подучиться, чему они уже научились, их общая оценка ценности всего произнесенного на конференции.

23

Заключение

В данной курсовой работе мы обозначили и проанализировали самые главные составляющие профессии журналиста. Во-первых, классифицировали виды источников информации, рассмотрели этические и правовые нормы в работе с источниками, применили теоретические знания на практике. Во-вторых, выявили методы сбора информации в журналистике, изучили материалы, касающиеся жанра интервью. В-третьих, обозначили, что необходимо для создания правильного и гармоничного во всех отношениях журналистского произведения, проделали редактуру представленных материалов.

Таким образом, изучив все главные основы журналистской деятельности, мы доказали, что работа в средствах массовой информации – это сложный творческий процесс, и не смотря на местный колорит отдельных редакций и их установленные правила, каждый работник СМИ должен четко выполнять свои обязанности и действовать согласно закону и потребностей аудитории.

 

 

 

Библиография

1.Тертычный А.А. "Жанры аналитической журналистики"
2.Тертычный А.А. "Жанры периодической печати"

3.Шибаева Л. "Жанры в теории и практике журналистики"

4.Критерии оценки. Из книги центра "Право и СМИ"
5.Методы сбора информации. Интервью. Из книги центра "Право и СМИ"
6.Профессиональная этика. Из книги центра "Право и СМИ"

7.Эрик Фихтелиус "Десять заповедей журналистики"

8.Козлова М.М. "История журналистики зарубежных стран"
9.Козлова М.М. "История зарубежной журналистики"

10.Шостак М. "Репортер - профессионализм и этика"

11."Основы журнлистики" наглядное пособе по курсу

 

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1 …………………………………………………………………………4

1.1.Источники информации: классификация, надежность и достоверность источников, правовые и этические нормы работы с источниками……………………………………………………………………4

1.2.Практика……………………………………………………………………7

Глава 2 …………………………………………………………………………8

2.1. Методы сбора информации в журналистике……………………………8

2.2. Практика………………………………………………………………….11

Глава 3 ………………………………………………………………………..14

3.1. Журналистское произведение как единое целое………………………14

3.2. Практика………………………………………………………………….21

Заключение …………………………………………………………………..24

Библиография ……………………………………………………………….25

 

 

2

Введение

Журналистская деятельность – это в первую очередь творческий процесс, который несет в себе социальный, а иногда даже глобальный характер. Центральное место в работе СМИ занимает корреспондент – носитель профессиональной квалификации, психологии и этики. Любой журналист выполняет роль посредника между властью и обществом, причем не важно на какой он находится должности, велик ли его статус и в каком виде СМИ он работает (телевиденье, газете, радио, интернет портале т.д). Самое главное – это четкое выполнение своих обязанностей, следуя Закону о СМИ и морали самого пресс служащего.

Разумеется, в каждом регионе деятельность СМИ отличается местными традициями и колоритом, которые уточняют, «приземляют» общие профессиональные истины и правила. Но в силу критичности журналистского мышления все равно ни один профессионал не поверит в их несокрушимость, и он будет прав, потому что время и опыт ставят под сомнение даже самые бесспорно верные взгляды и технологии труда.

В данной курсовой работе мы рассмотрим некоторые принципы работы журналиста в целом: подходы к выборам источников информации, правовые и этические нормы работы с источниками, методы сбора информации, факторы выбора темы, жанра, структуру текста.

Исследовательская работа состоит из трех частей: введения, трех глав в виде реферативного ответа, трех практических заданий, заключения и списка литературы.

 

Глава 1

1.1.

«Источники информации: классификация, надежность и достоверность источников, правовые и этические нормы работы с источниками».

Классификация

Информацию для журналиста можно разделить на шесть условных видов:

1) фактографическая (фиксация изменений объектов реального мира, их географического и временного положения, структуры их взаимодействия и пр.);

2) комментарийная (характеристика фактов, позиционирование путем прямых или косвенных оценок);

3) аналитическая (сопоставление нескольких фактов с восстановлением причинно-следственных связей и возможным прогнозом последствий);

4) справочная (статичное описание объектов реального мира в их исходной форме, а также наборы характеристик, позволяющих идентифицировать данный объект, и базовые представления о взаимосвязи между объектами);

5) иллюстративная информация;

6) методическая информация (описание путей изготовления информационного продукта, законов его создания и существования, а также отдельных элементов процесса).

Источниками такой информации могут быть:

• СМИ – как бумажные, так и электронные;

• публицистическая литература;

• научная и специальная литература;

• документы официальных учреждений;

• материалы конференций, круглых столов и других форм непосредственной публичной дискуссии – текстовые, аудио и видео;

• чаты, форумы, сайты, контент которых формируется по принципу форума, и другие формы опосредованной публичной дискуссии;

• аналитические исследования, маркетинговые отчеты, обзоры рынков;

• справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;

• графика, видео - и аудиозаписи.

Правовые нормы в работе с источниками

В каждой работе существуют свои правила. Журналистская деятельность не является исключением. В статье 47 «О правах журналиста» четко сказано, что имеет делать право представитель прессы, а что не имеет. Рассмотрим информацию по пунктам.

Журналист может:

1. искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2.посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3. быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4. получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5. копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии

соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6. производить записи, в том числе с использованием средств аудиои видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7. посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях.

Этические нормы

Существует несколько обоснованных правил для работников средств массовой информации.

Не следует:

 

1. Представляться работником другой профессии (водопроводчиком, прохожим, почтальоном и т.д), кроме использования включенного видеонаблюдения.

 

2. Запугивать собеседника (хотя западным репортером разрешен шантаж интервьюируемого).

3. Советовать, давать рекомендации.

4. Обещать разобраться и принять меры (это не входит в компетенцию журналистов).

5. Допускать поступки, которые могут вызвать моральное осуждение окружающих.

6. Идти на сближение ни с положительными, ни с отрицательными персонажами.

7. Принимать подарки и услуги, так как могут возникнуть отношения зависимости журналиста от источника информации.

8. Производить запись разговора на диктофон без ведома собеседника, напротив убедить его в том, что диктофон не позволит исказить его мысли и суждения. В то же время не лишним окажется дублирование диктофона записями в блокнот принципиально важных заявлений и суждений, так как техника, бывает, отказывает.

9. В любом случае, с человеком, которого журналист намерен критиковать, нужен еще один последний разговор, где автор излагает выводы и оценки, к которым пришел, собирая информацию.

10. Также необходимо оставить после себя приятное впечатление, чтобы потом коллеги по цеху могли беспрепятственно для профессиональных и общественных целей взять у человека интервью или получить необходимую информацию.

Вывод: при правильном подходе к работе журналист избавит себя от неприятностей, заработает статус и положение в обществе.

1.2.

Практическое задание

В заметке на сайте «Роскомсвободы» была опубликована новость, о блокировки поста социальной сети Tumblr. В материале был указан сам факт блокировки, но о причинах сказано не было. Соответственно это является своего рода информационным нарушением. Недосказанность главной информации – это грубое профессиональное нарушение работников СМИ. По их данным выстраивалась такая картина: что государственная структура, пользуясь своими полномочиями, взяла и просто заблокировала пост. И любой читатель мог истолковать подобного рода информацию, как угодно. Информационный портал РБК опубликовал опровержение, в котором открыл для читателей мотивацию Роспотребнадзора – пропаганда суицида в стране запрещена. Средство массовой информации извинилось в конце опуса перед

аудиторией, потому что работа их коллег была выполнена некачественно и недостаточно профессионально, и могла дезинформировать общество насчет действий Роспотребнадзора. Опровержения можно было бы и избежать, если бы сайт «Роскомсвобода» выполнял свою работу до конца, объясняя причины возникающих проблем.

Глава 2

2.1.

«Методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента».

Выбор источника информации является большой проблемой в сфере СМИ. Но хочет того журналист или нет, но каждое его донесение должно сопровождаться с ссылкой на источник, тем более если материал относится к информационным жанрам. Отсутствие источника на газетной полосе или в эфире говорит о непрофессионализме репортера.

Очень часто бывает так, что информаторы хотят остаться неизвестными или даже желают оставить предоставленную информацию в секрете от общества. У журналиста в таком случае есть два пути: либо уговорить собеседника использовать предоставленную информацию и указать источник, либо действовать по закону.

Но все каждому работнику прессы хорошо и удобно работать с людьми, которые не бояться обнародования их имён и самой информации, которая может быть полезна, а иногда даже и крайне важна людям.

Итак, классифицируем методы сбора информации в журналистике.

Первый метод – наблюдение.

Этот источник информации, наиболее распространенный в журналистике. Он позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других 8

людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей. Видеокамера и фотоаппарат – весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего. Некоторые журналисты, находясь в эпицентре события, наговаривают собственные впечатления об увиденном на диктофон.

Помимо простого наблюдения журналисты нередко используют и так называемое


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.