Речевое общение как фактор освоения социального опыта и развития речи детей. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Речевое общение как фактор освоения социального опыта и развития речи детей.

2017-06-19 1052
Речевое общение как фактор освоения социального опыта и развития речи детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведущим средством общения является речь, являясь одним из видов коммуникативной деятельности человека. С помощью речи ребенок рассказывает о значимых для него событиях, делится с окружающими своими впечатлениями, познает окружающий мир, постепенно формируя собственную систему ценностей. Речевое общение включает в себя речевую деятельность как процесс говорения и его продукт, т.е. речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

С одной стороны, речевая деятельность представляет собой самостоятельный вид деятельности, с другой стороны, - компонент других видов деятельности (трудовой, игровой, познавательной) (А.Н. Леонтьев, 1981). Поскольку речевая деятельность употребляется только для общения, то, по сути, она является деятельностью общения. В зависимости от способа формулирования мысли выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение. В дошкольном возрасте преобладает устный вид речевой деятельности (говорение и слушание).

В процессе общения у ребенка появляется осознание социальной роли и системы общественных связей и отношений. Первичным звеном этой системы является совместная деятельность ребенка со взрослыми, прежде всего с членами семьи или с близким окружением. В дошкольном возрасте формы общения ребенка со взрослым сменяют последовательно друг друга: ситуативно – личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно – позновательная, внеситуативно – личностная. (М.И.Лисина, 1986).

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым; оно складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для её выполнения. Общение со сверстниками так же обусловлено учетом характерных форм поведения ребенка, аспектами межличностного общения, эмоциональным состояния собеседника (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, 2003). Личностно – характерологические особенности ребенка, тип темперамента, индивидуальность особенно влияют на успешность эволюции его отношений со сверстниками, что оказывает огромное воздействие на развитие ребенка, личности в целом, дальнейшую адаптацию и мировидение.

При развитии речевых навыков и умений необходимо несколько условий (И.А.Зимняя, 1967; Городилова, 1969):· перенос структуры модели в реальную речевую ситуацию,· замена одного или двух элементов модели соответственно реальной речевой ситуации,· самостоятельный подбор двух или нескольких моделей по заданным смысловым связям реальной речевой ситуации,· программирование высказывания с опорой на образец,· программирование высказывания без образца в приделах общей темы,· программирование высказывания по всем темам.

В настоящее время имеется множество программ по развитию навыков общения: психокоррекционая программа Панфиловой М.А. (2000), программа развития коммуникативных навыков Шипицыной Л.М., Защиринской О.В. и др. (2003), речевых Арушановой А.Г. (2002), Смирновой Е.О. (2000). Значимость их очень высока. Так, например, Шипицына Л.М., Защиринская О.В. с соавторами рассматривает личностный аспект отношений детей со взрослыми и сверстниками, предупреждает трудности и отклонении, которые возникают в межличностном общении. Программа учит искусству общения на основах адекватной оценочной деятельности детей, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, создание благоприятного психологического климата, успешного взаимодействия взрослого с ребенком (установление детско – родительских контактов, адекватной родительской позиции). Эта программа разбита на темы, разделы: общение детей в семье, общение детей со сверстниками, игровое взаимодействие, педагогическое общение (взаимодействие воспитателя с ребенком), межличностное взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми, коррекционные приемы преодоления барьеров в общении. Этому посвящены следующие разделы: «Мир познания», «Языки общения», «Тайны моего «Я», «Этот странный взрослый мир», «Фантазия характеров» и др. Этот богатейший и интереснейший материал, служит базой, основой обучения навыком общения, концентрумом преломления навыков общения в межличностном взаимодействии.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.