Прикладные музыкальные программы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Прикладные музыкальные программы

2017-06-19 559
Прикладные музыкальные программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.С. ИВАНОВСКИЙ

 

ПРИКЛАДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Курс лекций
для студентов специальности 1-17 03 01 «Искусство эстрады»

 

 

Минск

Институт современных знаний имени А.М. Широкова


УДК

 

Рецензенты:

Угольник В.П., доцент кафедры искусства эстрады Белорусского

государственного университета культуры и искусств

Белов В.В., старший преподаватель кафедры искусства эстрады Белорусского

государственного университета культуры и искусств

 

 

Ивановский А.С.

И Прикладные музыкальные программы [Электронный ресурс]: курс лекций для студентов специальности 1-17 03 01 «Искусство эстрады» / А.С. Ивановский — Минск: Институт современных знаний имени

А.М. Широкова, 2014. — 103 с.

 

ISBN 978-985-6885-37-5

 

Рассмотрены вопросы теории и практики применения прикладных музыкальных программ. Применение многочисленных приложений для записи, обработки и редактирования звука, используемых в творческом процессе современной эстрадной музыки, телевидения, кино и театра. Систематизированы и изучены программы, применяющиеся в этой области, описаны принципы их рабты.

Для студентов вузов, изучающих дисциплины: «Специнструмент (компьютер)», «Основы звукорежиссуры», «Компьютерная аранжировка», «Звукообрабатывающие системы».

 

УДК

ISBN 978-985-6885-37-5 © Ивановский А.С., 2014

© ЧУО «Институт современных

знаний имени А.М. Широкова», 2014

 


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…4

ТЕМА 1. Классификация прикладных музыкальных программ…………………..………….4

ТЕМА 2. MIDI-нтерфейс………………………………………………………………………...7

ТЕМА 3. Аналого-цифровой (АЦП) и цифро-аналоговый (ЦАП) пребразователи………..19

ТЕМА 4. VST и DX модули……………………………………………....................................21

ТЕМА 5. Основные виды обработок звука и эффекты.……………………...........................25

ТЕМА 6. Основные виды электронного синтеза звука…………………………....................33

ТЕМА 7. Аудиоредактор WavwLab….……..………………………………………………....40

ТЕМА 8. Программа Steinberg Cubase………………………………………………………...53

ТЕМА 9. Программа FL Studio………………………………………………………………...74

ТЕМА 10. Программа Reason………………………………………………………………….81

ТЕМА 11. Программа Pro Tools……………………………………………………………….90

ТЕМА 12. Понятие мастеринга………………………………………………………….…….94

ТЕМА 13. Нотные редакторы…………………………………………………………........….99

Литература……………………………………………………………………………………..102

 


ВВЕДЕНИЕ

Современное массовое искусство (кино, театр, радио, телевидение, концерты, шоу-программы, и.т.п.) немыслимо без комплекса компьютерных устройств усиления, обработки, средства записи и воспроизведения звука. Профессиональная деятельность артистов-вокалистов, музыкантов-инструменталистов, музыкальных продюсеров и компьютерных аранжировщиков напрямую связана с использованием такого оборудования. В курсе лекций систематизируются и рассматриваются прикладные музыкальные программы для комплекса специализипрованного оборудования Они делятся на несколько больших групп по своему назначению и применению.

Знакомство с комплексом таких компьютерных приложений, приобретение навыков по их использованию необходимо всем специалистам, задействованным в сфере шоу-бизнеса. Данный курс направлен на изучение комплекса современных прикладных музыкальных программ, их технических возможностей, и принципов работы с такими приложениями.

ТЕМА 1. Классификация прикладных

Музыкальных программ

Программное обеспечение, предназначенное для записи, редактирования и обработки звука, достаточно разнообразно. Эти программы, являются связующим звеном между операционной системой и звуковой картой компьютера. Функциональные возможности программ непрерывно расширяются. Современному специалисту в области компьютерной музыки и аранжировке необходимо иметь знания о существующих прикладных музыкальных программах, уметь самостоятельно выбирать необходимое программное обеспечение в соответствии с требованиями той или иной задачи и иметь практические навыки использования наиболее распространенных обработок.

Все прикладные музыкальные программы условно можно разделить на несколько больших групп:

· аудиредакторы;

· секвенсоры (DAW);

· VST и DX модули обработки сигнала;

· VSTi и DXi синтезаторы;

· нотные редакторы.

В свою очередь эти классы включают в себя различные программы, которые отличаются друг от друга в основном фирмой-производителем и интерфейсом, возможностями и заводскими настройками (пресетами).

Аудиоредакторы могут отличаться в зависимости от их предназначения. Самые простые из них имеют ограниченные возможности по редактированию звука и минимальное количество поддерживаемых аудиоформатов. Профессиональные пакеты могут включать многодорожечную запись, поддержку профессиональных звуковых плат, синхронизацию с видео, расширенный набор кодеков, огромное количество эффектов как внутренних, так и подключаемых — плагинов. Звуковые данные графически представляются в виде последовательности отсчетов. Основные задачи аудиоредакторов — запись и воспроизведение звука, преобразование его уровня, динамического диапазона, спектрального состава (АЧХ) звука, фазовых характеристик и многие другие задачи. Имеются многочисленные приборы контроля параметров. Большинство профессиональных аудиоредакторов отличаются лишь интерфейсом и некоторыми возможностями. Это такие программы как WaveLab, Sony Sound Forge, Cool Edit Pro. В данном курсе лекций рассмотрена работа с программой WaveLab фирмы Steinberg. Положительное отличие программы от других редакторов — возможность обработки аудиоматериала различными эффектами в реальном времени.

Секвенсор (sequence, последовательность) — устройство для записи в реальном времени и воспроизведения музыки, как совокупности нот и характеристик их исполнения, представляемых в виде MIDI-сообщений. Принцип работы секвенсера заключается в том, что MIDI-сообщения от устройств (например, от клавишного синтезатора, MIDI-клавиатуры, драм-машины) записываются во внутреннюю программную память для последующего воспроизведения. В настоящее время получили распространение программные секвенсоры — программы для персональных компьютеров (FL Studio, Ableton Live, Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Apple Logic Pro, PreSonus Studio), выполняющие секвенсорные функции. Помимо разнообразных средств записи и редактирования MIDI-данных, они могут записывать, редактировать, обрабатывать и сводить многоканальный звук. Осуществлять вывод на печать ноты созданного произведения. Такие программы получили название DAW (Цифровая Рабочая Аудио Станция).

VST (DX) модули обработки сигнала и VSTi (DXi) синтезаторы — программные приложения, встраиваемые модули для хост-программ (платформ), в качестве которых используются аудиоредакторы и DAW. Следует отметить, что многие из этих приложений могут использоваться самостоятельно (Standalone).

Нотные редакторы — самостоятельные программы для набора, редактирования, распечатки, сохранения и озвучивания нотного текста. Возможности их велики: можно создавать целые партитуры любой сложности и для любогосотава оркестра, выводить для сохранения или на печать отдельные партии музыкальных инструментов в графическом виде, набирать текст вокальных произведений. Такие программы как Sibelius и Finale – лидеры среди нотных редакторов. Так же как и в случае с аудиоредакторами они мало отличаются своими возможностями. В курсе рассмотрены основные характеристики программы Sibelius. Более подробно нотные редакторы изучаются в дисциплине «Нотные издательские ситемы».

 

 

ТЕМА 2. MIDI-интерфейс

Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Создан в 1983 году ведущими производителями электронных музыкальных инструментов Yamaha, Roland, Korg, E-mu и другими. MIDI представляет собой так называемый событийно-ориентированный протокол связи между инструментами. Всякий раз, когда исполнитель производит какое-либо воздействие на органы управления (нажатие/отпускание клавиш, педалей, изменение положений регуляторов и т.п.), инструмент формирует соответствующее MIDI-сообщение. Другие инструменты, получая сообщения, отрабатывают их так же, как и при воздействии на их собственные органы управления. Таким образом, поток MIDI-сообщений представляет собой как бы слепок с действий исполнителя, сохраняя присущий ему стиль исполнения — динамику, технические приемы и т.п. При записи на устройства хранения информации MIDI-сообщения снабжаются временными метками, образуя своеобразный способ представления партитуры. При воспроизведении по этим меткам полностью и однозначно восстанавливается исходный MIDI-поток. MIDI-данные представляют собой сообщения или события (events), каждое из которых является командой для музыкального инструмента. Стандарт предусматривает 16 независимых и равноправных логических каналов, внутри каждого из которых действуют свои режимы работы; изначально это было предназначено для монотембральных инструментов, способных в каждый момент времени воспроизводить звук только одного тембра — каждому инструменту присваивался номер канала, что давало возможность многотембрального исполнения. С появлением многотембровых (multi-timbral) инструментов они стали поддерживать несколько каналов (современные инструменты поддерживают все 16 каналов и могут иметь более одного MIDI-интерфейса), поэтому сейчас каждому каналу обычно назначается свой тембр, называемый по традиции инструментом, хотя возможна комбинация нескольких тембров в одном канале. Канал 10 по традиции используют для ударных инструментов. Различные ноты соответствуют различным ударным звукам фиксированной высоты. Остальные каналы используют для мелодических инструментов, когда различные ноты соответствуют различной высоте тона одного и того же инструмента.

MIDI-сообщения делятся на канальные, относящиеся к конкретному каналу, и системные, относящиеся к системе (устройству) в целом.

 

Стандарты MIDI-систем

Стандарт General MIDI (GM) разработан ассоциацией MIDI-производителей (MMA) в 1991 году в целях обеспечения частичной со­вместимости выпускаемых MIDI-устройств и облегчения переноса партитур между устройствами различных производителей. Устройство, совместимое с GM Level 1, должно удовлетворять следующим требованиям:

· полифония не менее 24 голосов;

· наличие 128 мелодических и 47 ударных тембров;

· раздельный выбор тембров по всем 16 MIDI-каналам;

· поддержка специальных канальных контроллеров 121 и 123;

· выделение канала 10 для ударных тембров, остальных каналов — для мелодических тембров.

Полифония в 24 голоса устанавливается либо общей для всех каналов, либо с разделением на 16 голосов для мелодических каналов и 8 - для удар­ных. Поведение системы при исчерпании свободных голосов стандартом не определено.

В GM обязательна поддержка следующих контроллеров:

1 — Modulation (глубина частотной модуляции);7 — Main Volume (громкость всех звуков в канале);10 — Pan (панорама - положение инструмента на стерепанораме);11 — Expression (экспрессивность, выразительность звука);64 — Sustain Pedal (удержание звучания всех отпущенных нот).

Контроллер Main Volume служит для долговременной установки гром­кости в канале, а Expression — для управления громкостью звучания отдель­ных нот или партий.

Для устройств, поддерживающих GM и другие стандарты син­теза, введен SysEx «General MIDI On» для переключения в режим GM: F0 7E 7F 09 01 F7.

Стандарт General Synthesis (Roland) (единый синтез, GS) разработан фирмой Roland в 1991 году, практически одновременно с GM. Целью создания стан­дарта было обеспечение совместимости не только базового набора тембров и способов управления, но и более тонких методов воздействия на звук. Требо­вания к устройству, поддерживающему GS:

· поддержка стандарта GM Level 1;

· поддержка 98 дополнительных тембров и 8 наборов ударных;

· приоритетное назначение голосов каналам - вначале 10, далее с 1;

· назначение дополнительных ударных каналов через SysEx;

· резервирование голосов в канале через SysEx;

· наличие управляемого резонансного фильтра в каждом канале;

· поддержка эффектов Reverb, Chorus и Delay.

Выбор банков осуществляется передачей старшего байта номера (кон­троллер 0). Младший байт (контроллер 32) при этом либо не используется, либо переключает режимы совместимости (например, SC55/SC88). Основной набор тембров (General MIDI) выбирается банком 0. Дополнительные мелоди­ческие тембры и звуковые эффекты распределены по 12 банкам, именуемым Variation Tones: 1..9, 16, 24 и 32. Дополнительные наборы ударных и набор звуковых эффектов имеют нумерацию начиная с нуля.

Инструменты, поддерживающие стандарты GM и GS, почти всегда имеют дополнительные средства управления синтезом и обработкой звука, расширяющие рамки стандарта. При этом используемые способы управле­ния, как правило, сохраняются внутри одной линии инструментов и внутри инструментов одного производителя.

Устройства, совместимые с GS, должны поддерживать SysEx «General Synth On» (переключение в режим Roland GS): F0 41 10 42 12 40 00 7F 00 41 F7.

Стандарт Extended General (Yamaha) (расширенный единый, XG) разработан фирмой Yamaha в 1994 году в виде расширения стандарта GS. Цель расширения стандарта — в первую очередь внести развитое управление эффект-процессором и значительное увеличение количества тембров. Устройства, удовлетворяющие XG, способны самостоятельно создавать доста­точно современное звучание без применения дополнительных тонгенерато­ров и модулей обработки и, к тому же, гарантируют переносимость партитур с младших моделей на старшие фактически без доработки. Требования к устройству, поддерживающему базовый уровень XG (Level 1):

· 32-голосная полифония;

· поддержка стандартов GM и GS;

· наличие 676 мелодических тембров и 21 набора удар­ных;

· независимая подстройка высоты каждой ступени звукоряда;

· поддержка плавного скольжения высоты тона (портаменто);

· управление чувствительностью тембра к силе удара (Velocity);

· синхронное и независимое управление высотой и амплитудой звука,

· частотой среза фильтра от нескольких MIDI-контроллеров;

· наличие трех эффект-процессоров — Reverb, Chorus и Variation.

Возможные расширения XG:

· до 64 MIDI-каналов (до четырех раздельных MIDI-портов с воз­можностью управления всем устройством по любому из них);

· до 64 AD-каналов — аналоговых каналов с АЦП на входе, сигналы с которых поступают на обработку эффект-процессорами;

· дополнительный трехполосный эквалайзер;

· дополнительные эффект-процессоры — Distortion, Harmonizer…

Набор тембров состоит из двух перекрывающихся наборов: 480/10 в режиме XG и 579/11 в режиме TG300B (GS).

В режиме GM доступны 128 стандартных мелодических тембров, стандартный набор ударных и стандартные контроллеры RPN. В режиме XG доступны дополнительные банки, контроллеры, NRPN и SysEx.

Выбор банков осуществляется передачей обоих байтов номера; при этом старший байт (контроллер 0) задает тип банка, а младший байт (кон­троллер 32) — номер банка указанного типа. В XG определено четыре типа банков:

· 0 Normal (мелодические);

· 64 SFX (звуковые эффекты с переменной высотой);

· 126 SFX (звуковые эффекты с фиксированной высотой);

· 127 Drums (ударные).

XG Level 1 определяет по 8 эффектов типа Reverb и Chorus и 36 эффек­тов типа Variation, в число которых также входит по 8 таких же типов Reverb и Chorus. Параметры каждого из трех выбранных эффектов управляются по­средством набора SysEx. Устройства, совместимые с XG, должны поддерживать SysEx «XG System On» (переключение в режим Yamaha XG): F0 43 1N 4C 00 00 7E 00 F7, где n - номер устройства в сети (устанавливается по-разному для разных уст­ройств, по умолчанию 0). Для полной инициализации MIDI-системы необхо­дима подача этого сообщения из режима GM.

 

Применение MIDI

Основное применение MIDI — хранение и передача музыкальной ин­формации. Это может быть управление электронными музыкальными инст­рументами в реальном времени, запись MIDI-потока, формируемого при игре исполнителя, на носитель данных с последующим редактированием и вос­произведением (так называемый MIDI-секвенсор), синхронизация различной аппаратуры (синтезаторы, ритм-машины, магнитофоны, блоки обработки звука, световая аппаратура, дымогенераторы и т.п.).

Устройства, предназначенные только для создания звука по MIDI-ко­мандам, не имеющие собственных исполнительских органов, называются тон-генераторами. Многие тон-генераторы имеют панель управления и инди­кации для установки основных режимов работы и наблюдения за ними, од­нако создание звука идет под управлением поступающих MIDI-команд. Устройства, предназначенные только для формирования MIDI-сообщений, не содержащие средств синтеза звука, называются MIDI-контроллерами. Это может быть клавиатура, педаль, рукоятка с несколькими степенями свободы, ударная установка с датчиками способа и силы удара, а также струнный или духовой инструмент с датчиками и анализаторами способов воздействия и приемов игры. Тон-генератор с достаточными возможностями по управлению может весьма точно воспроизвести оттенки звучания инстру­мента по сформированному контроллером MIDI-потоку.

Для хранения MIDI-партитур на носителях данных разработаны фор­маты SMF (Standard MIDI File ― стандартный MIDI-файл) трех типов:

0 — непосредственно MIDI-поток в том виде, в каком он передается по интерфейсу;

1 — совокупность параллельных треков, каждая из которых обычно представляет собой отдельную партию произведения, исполняемую на од­ном MIDI-канале;

2 — совокупность нескольких произведений, каждое из которых со­стоит из нескольких дорожек.

В основном применяется формат 1, позволяющий хранить одно произ­ведение в файле. Кроме MIDI-событий, файл содержит также «фиктивные события» (Meta Events), используемые только для оформления файла и не передаваемые по интерфейсу ― информация о метре и темпе, описание произведения, названия партий, слова песни и т.п.

В 1999 году появился новый General MIDI Level 2 (GM2). В новом стандарте расширили полифонию и палитру доступных инструментов до 256, добавили ряд новых контроллеров. В GM2 прослеживается влияние стандар­тов Роланда и Ямахи. Несмотря на соглашение между этими фирмами General MIDI Level 2 пока не получил широкого распространения.

Каждый MIDI-файл содержит короткое Sysex-сообщение, инициализирующее MIDI-устройство. По виду этого сообщения можно определить какая спецификация должна использоваться для проигрывания файла:

GM System On — F0 7E 7F 09 01 F7

GS Reset — F0 41 10 42 12 40 00 7F 00 41 F7

XG System On — F0 43 10 4C 00 00 7E 00 F7

GM2 System On — F0 7E 7F 09 03 F7

 

ТЕМА 4. VST и DX модули

VST и DX аудиоэффекты, обработки и виртуальные инструменты, реализованные программным путем и работающие в режиме реального времени, представляют собой как самостоятельные приложения, так и плагины, предназначенные для использования из других приложений — приложений-хостов. Плагин (plugin) — подключаемый к программе модуль, благодаря которому эта программа или устройство получает новые возможности. Приложение-хост — это программа, которая позволяет подключать к себе плагины. Взаимодействие хоста с плагином регламентируется интерфейсом прикладных программ (Application Programming Interface — API). В настоящее время наиболее популярными музыкальными API на платформе PC можно считать VST и DX.

DX — технология, обеспечивающая взаимодействие приложений-хостов с виртуальными эффектами и инструментами (синтезаторами; сэмплерами; эффектами, управляемыми по MIDI, и др.) посредством интерфейса прикладных программ Microsoft DirectX. После установки DX-плагинов в систему они становятся доступными из любых приложений, позволяющих использовать данную технологию.

VST — Virtual Studio Technology — API фирмы Steinberg. Virtual Studio Technology изначально разрабатывалась для применения в программных продуктах Steinberg, которая ориентирована на работу с VST-плагинами. Программой в полной мере поддерживаются VST-плагины (и эффекты, и инструменты VST). DX-плагины поддерживаются с ограничениями: Cubase не отличает DX-плагины эффектов от плагинов инструментов DXi, не поддерживается автоматизация параметров DX-плагинов. Все плагины фирмы Steinberg поддерживают стандарт VST. Наиболее мощные по возможностям и качеству звучания (и наиболее популярные) плагины третьих фирм поддерживают оба стандарта: и DX, и VST. Инсталляция VST-плагинов, входящих в поставку Cubase SX, осуществляется во время установки самой программы Cubas. Для инсталляции дополнительных модулей следует указать путь: по умолчанию это C: /PROGRAM FILES /STEINBERG/CUBASE /VSTPLUGINS.

VST-инструменты (VSTi) — это, по существу, плагины, управляемые по протоколу MIDI. Для того чтобы задействовать в Cubase какой-либо виртуальный инструмент, требуется подключить плагин VSTi к проекту и выбрать на одном из MIDI-треков в качестве выходного порта виртуальный MIDI-порт данного инструмента.У каждого VST-инструмента есть свои особенности. Большинство из инструментов уникально: в них используются различные типы синтеза звука, они отличаются архитектурой и методами обработки генерируемого звука. Многие из них обладают собственным, как правило, ни с чем не совместимым набором MIDI-контроллеров. Однако перечень этих контроллеров, банков и патчей может передаваться в приложение-хост. В этом случае вы обращаетесь к требуемому контроллеру уже не по номеру, а по его названию. Выбирать и корректировать тембры удобнее всего в окне самого VST-инструмента. Все настройки VST-инструмента, сделанные в этом окне, сохраняются непосредственно в проекте.

Мультитембральными VST -инструментами можно управлять по нескольким MIDI-каналам с нескольких MIDI-треков. Для того чтобы свести к минимуму задержку между поступлением MIDI-команды VST-инструменту и ее реализацией в звуке, требуется достаточно мощный процессор и звуковая карта с ASIO-драйверами. На MIDI-треке, управляющем VST-инструментом располагается партия для данного инструмента, записанная нотами или с помощью отпечатков клавиш. Субъективное качество звука, генерируемого виртуальными синтезаторами, зависит исключительно от разработчиков. Если вы работаете с аппаратным синтезатором, то для переброски MIDI-партии этого инструмента на аудиотрек или в WAV-файл требуется делать внутреннее пересведение: нужно воспроизводить MIDI-треки, относящиеся к данному синтезатору, и одновременно записывать звучание синтезатора на аудиотрек. Качество записи при этом зависит от самого синтезатора, соединительных кабелей и качества АЦП звуковой карты. Цифровые выходы имеются почти у всех «железных» синтезаторов. Используя VST-инструменты, можно добиться серьезных результатов, обладая всего лишь компьютером с достаточно мощным процессором и звуковой картой с минимальными возможностями. Стоимость такой студии гораздо меньше, чем студии с несколькими аппаратными синтезаторами и сэмплерами. Единственные два требования к звуковой карте состоят в том, что она должна обеспечивать качественное аналого-цифровое преобразование для записи вокала и живых инструментов и качественное цифро-аналоговое преобразование для мониторинга (вы должны слышать результаты своих действий).

DXi (DirectX Instruments) - технология, обеспечивающая взаимодействие приложений-хостов с виртуальными инструментами (синтезаторами; сэмплерами; эффектами, управляемыми по MIDI и др.) посредством интерфейса прикладных программ Microsoft DirectX. Приложение-хост — это программа, которая позволяет подключать к себе плагины. После установки DXi в систему они становятся доступными из любых приложений, позволяющих использовать данную технологию. Впервые возможность использования DXi появилась в музыкальном секвенсоре Sonar фирмы Cakewalk. У каждого DX-инструмента есть свои особенности. Большинство из инструментов уникальны: в них используются различные типы синтеза звука, архитектуры и методы обработки генерируемого звука. Многие из них обладают собственным набором MIDI-контроллеров. Однако перечень этих контроллеров, банков и патчей может передаваться в приложение-хост. В этом случае можно обращаться к требуемому контроллеру уже не по номеру, а по его названию. Выбирать и корректировать тембры удобнее в окне самого DXi. Все настройки DXi, сделанные в этом окне, сохраняются непосредственно в проекте. Следом за самим DXi можно подключать эффекты реального времени для обработки синтезируемого звука. Мультитембральными DX-инструментами можно управлять по нескольким MIDI-каналам с нескольких MIDI-треков.

VSTi — это программный интерфейс, позволяющий подключать виртуальные инструменты (синтезаторы, сэмплеры, управляемые по MIDI процессоры эффектов и др.) к приложениям — виртуальным студиям. Обмен данными с VSTi по MIDI может быть двусторонним, т. е. VSTi могут не только получать MIDI-команды, но и сами их генерировать. Поэтому панели VSTi можно расценивать как виртуальные MIDI-контроллеры. Многие VSTi включают в себя процессоры эффектов (реверберации, хоруса, задержки и др.). Однако зачастую имеет смысл использовать внешние по отношению к VSTi эффекты и обработки, общие и для VSTi и для аудиотреков. После подключения VSTi к проекту в микшере Cubase появляются модули, соответствующие каждому из каналов VSTi. Они мало чем отличаются от модулей аудиотреков. Для каждого из каналов независимо вы можете использовать эффекты и обработки, реализованные в виде VST-плагинов. После подключения VSTi к проекту его панель можно вызвать двумя способами: 1) щелчком на кнопке в слоте окна VST Instruments, к которому подключен нужный VSTi. 2) щелчком на кнопке в основной секции инспектора того MIDI-трека, который настроен на работу с нужным VSTi. На панели VSTi собраны все доступные для пользователя параметры. В верхней части панели каждого VSTi имеются элементы, общие для всех VSTi: кнопка временного отключения VSTi, кнопка включения режима воспроизведения автоматизации (R), кнопка включения режима записи автоматизации (W), кнопки для перебора пресетов, список пресетов. Нажатием на кнопку File открывается меню, позволяющее сохранить или загрузить текущие настройки модуля.

 

Модули анализа

В WaveLab можно измерять параметры сигнала с помощью шести анализаторов, которые выбираются из меню Analysis или с пнели Meters.

Измеритель Level/Pan Meter может использоваться во всех частях программы, где есть звуковые данные: в окне с файлом, в окне Audio Montage, в списке треков при подготовке аудио-CD, в диалоге открытия файла при прослушивании «на лету». В этом режиме мониторная точка находится непосредственно перед буфером, из которого звуковые данные передаются «железу», то есть после мастер-фейдеров и блока дизеринга.

Режим Monitor audio input имеет смысл только при записи. Мониторная точка расположена сразу за входным буфером программы. В этом режиме мастер-секция во внимание не принимается. Команда Freeze all meters в момент вызова «замораживает» показания всех анализаторов. В обычных окнах редактирования доступны еще два режима: Monitor edit-cursor position и Analyse selection, в них также не принимается во внимание звуковой тракт мастер-секции. Оба режима работают при остановленном воспроизведении. Первый предназначен для измерения параметров в точке расположения курсора, второй — для анализа выделенного фрагмента. При выделении нового фрагмента нужно не забывать о принудительном обновлении показаний анализаторов (команда Refresh selection analysis).

Битскоп. Прибор может работать в одном из двух режимов: Intuitive или True. В первом режиме индикаторы активности разрядов работают от абсолютных значений отсчетов. Это проще для восприятия, поскольку показания битскопа становятся похожи на показания индикатора уровня, хотя и реагируют на изменения уровня несколько по-другому. В режиме True показания битскопа не зависят от уровня сигнала. Это связано с особенностями кодирования целых отрицательных чисел: в отрицательном числе старший разряд всегда равен единице, а младшие не соответствуют абсолютному значению. Крохотное отрицательное значение отсчета, попавшее на разрядную сетку битскопа, обычно приводит к заполнению большинства индикаторов активности. Поскольку в звуковом сигнале чередуются положительные и отрицательные полупериоды, то сразу после включения битскопа в режиме True разрядная сетка заполняется целиком до самого младшего активного бита (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Битскоп

Внутренние индикаторы прибора (те, что ближе к номерам разрядов) отображают мгновенную активность, внешние — с удержанием; время удержания можно задать в окне настроек прибора. Индикатор Over загорается в случае переполнения разрядной сетки (при перегрузке). Разряды пронумерованы сверху вниз, от старшего бита к младшему. Индикатор Inter загорается при появлении отсчетов в формате 32 бита с плавающей запятой, индикатор Below говорит о том, что в отсчетах высокой разрядности за пределами старших 24 бит появились младшие ненулевые биты.

Векторный осциллограф работает совместно с коррелометром (измерителем корреляции), как это обычно и бывает в аппаратных устройствах. Коррелометр отображает информацию о фазовом соотношении правого и левого компонентов стереосигнала (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Векторный осциллограф

Быстрые беспорядочные движения зеленой (центральной) риски коррелометра вокруг нулевого значения характерны для идеального с точки зрения соотношения фаз сигнала. Отклонение в сторону «-1» свидетельствует о наличии в стереосигнале противоположных по фазе компонентов (мононесовместимость), положение «+1» соответствует монофоническому сигналу. Колебания между «0» и «+1» характерны для хорошо сбалансированного стереосигнала, который пригоден для преобразования в моно. Справа и слева от зеленой риски находятся красные, помогающие оценить максимальные отклонения основной риски за время удержания. Время это можно задать в окне настроек прибора.

Pan Meter — сдвоенный индикатору уровня с оригинальным индикатором панорамы (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Pan Meter

Он отображает разницу в уровнях между левым и правым каналами, верхняя часть индикатора — мгновенную, нижняя — усредненную. Указатель отклоняется в сторону того канала, какой «перетягивает».

Wave Scope (осциллоскоп) — показывает то же самое, что и окно с волновой формой при масштабе 1:1 (рис. 7.4)

Рис.7.4. Wave Scope

При нажатии кнопки "+/-" (на стереосигнале) в верхнем канале будет отображаться сумма левого и правого каналов, в нижнем — разность. При подозрении на монофоничность стереофайла Wave Scope оказывается первым и самым простым средством проверки, как, впрочем, и при подозрении на противофазу. Прибор имеет функцию автонормализации: сигнал любого уровня отображается с максимально возможным разрешением по вертикальной оси.

Двухмерный FFT-анализатор спектра работает в реальном времени (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Двухмерный FFT-анализатор спектра

Кроме самой спектральной кривой, на графике в виде черточек отображаются максимальные значения амплитуды за время удержания. При нажатии кнопки с фотоаппаратом текущая кривая сохраняется на экране до следующего нажатия. Это удобно использовать при анализе выделенного фрагмента, например, до и после эквализации. Можно также сохранять текущую кривую в текстовом файле для последующего импорта в программу типа Excel или Statistica. Модуль содержит много настроек, влияющих на представление спектра.

60-полосный анализатор спектра WaveLab позволяет точно оценить частотный спектр аудиосигнала в реальном времени.

К достоинствам всех приборов можно отнести возможность растягивать их окна до любого удобного размера и настраивать цветовую гамму по своему желанию. Все шесть анализаторов работают в реальном времени без специализированных DSP и при этом незначительно нагружают процессор.

 

 

Мастер-секция

Панель эффектов содержит восемь слотов для эффектов (рис. 7.7)

Рис.7.7. Мастер-секция

Порядок обработки эффектами изменяется простым перетаскиванием поля с названием эффекта из одного слота в другой. Видимость панелей управления модулями регулируется командами Show и Hide контекстного меню. Кнопка Bypass отключает все эффекты, а кнопка Presets запускает новый менеджер пресетов мастер-секции (рис. 7.7). В пресете хранится конфигурация панелей мастер-секции и каждый параметр модулей обработки. Пресеты можно сохранять по группам и назначать им клавиатурные сокращения, что очень удобно при работе над несколькими проектами.

Панель дизеринга состоит из слота, в который можно вставить один из трех модулей: Inter, UV 22 и UV22 HR. При выборе первого становятся доступны кнопки самой панели, с помощью которых можно настроить свой алгоритм. При выборе алгоритмов от Apogee появляются отдельные панели для их настройки. Кнопки Normal и Low служат для управления уровнем шума, подмешиваемого при дизеринге, кнопка Autoblack выключает шум на низкоуровневом сигнале. Алгоритм UV-22HR отличается от UV22 тем, что подмешиваемый им шум сосредоточен в очень узкой спектральной полосе около частоты Найквиста (половины частоты дискретизации), что делает его практически незаметным на слух. Кроме того, UV22HR позволяет выбирать между несколькими разрядностями выходного сигнала (от 8 до 24 бит).

Дизеринг (Dithering) — технология для избавления от последствий перевода в формат с меньшей глубиной оцифровки (16 бит, 8 бит) из более высокой (24 бита, 32 бита). Это происходит с помощью так скажем наложения шума (еще называют «белым» шумом) что приводит к уменьшению влияния ошибок квантования. Функция Render пересчитывает файл или создает новый с учетом эффектов и настроек мастер-секции.

 

Штатные обработки программы

VST-совместимый ревербератор NaturalVerb (рис. 7.8).

Рис. 7.8. NaturalVerb

Модуль имеет 11 параметров настройки: время предварительной задержки (до 100 мс), частота среза пропускающих фильтров высоких и низких частот, размер помещения (влияет на характер ранних отражений), время затухания реверберации (до 11,63 с), дополнительное ослабление высоких частот для имитации материала стен помещения (Damping). Параметр Stereo Mix позволяет смешивать сигналы левого и правого каналов перед подачей на вход модуля. При значении 0% левый и правый каналы не смешиваются, что делает NaturalVerb истинным стереопроцессором. При значении 100% каналы суммируются и получается конфигурация Mono In — Stereo Out. Промежуточные значения означают присутствие сигнала левого канала в правом, и наоборот (в процентах). За регулятором баланса прямого/обработанного сигналов идет секция гейта, которая включается кнопкой под движками. Параметры Sensitivity и Fade-Out — это не что иное, как время атаки и восстановления гейта, между ними — регулятор порога срабатывания. NaturalVerb содержит 11 пэтчей, из которых наиболее реалистичны листовой ревербератор (Plate), Room, Spoken Voice Warmth и Gated Drums и программы с длинными «хвостами» — Hall, Cathedral.

Встроенный эквалайзер VST-модуль Q (рис. 7.9).

Рис. 7.9. VST-модуль Q

Это четырехполосный стереоэквалайзер с двумя полнопараметрическими серединами. Первая и четвертая полосы могут работать в одном из двух режимов: «полка» или пропускающий фильтр высоких/низких частот с фиксированной крутизной спада 12 дБ на октаву. Частота настройки фильтра в средних полосах изменяется от 20 Гц до 20 кГц, степень усиления/ослабления +/-20 дБ, ширина полосы от 0,05 до 5 октав. На графике в верхней части модуля отображается АЧХ вместе с подсказками и хендлами, с помощью которых можно изменять любые параметры фи<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.