СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ.



Субъективная социология представляет собой наиболее значительное, специфически русское направление в отечественной социологии, сложившееся в русле позитивизма уже на раннем этапе развития в России научной социологии.

Имеет несколько названий: - субъективная школа

- этико-социологическое направление

- субъективный метод

- русская социологическая школа

Появилась в 60-70гг ХIX века.

Её представители обратились к таким темам как духовная жизнь общества, внутренний мир личности, нравственный идеал и др.

Задача социологии: обоснование нравственного идеала и выбор средств практической деятельности => практическая социология призвана вырабатывать нормы поведения людей и давать им оценки с точки зрения нравственного идеала.

Теоретики ставили перед собой задачу обоснования путей практического решения жизненных проблем российского общества и поиска средств, необходимых для социальных преобразований.

Основатели:

· Лавров П.Л. (1842-1900) «Исторические письма» «О методе в соц-ии»

· Михайловский Н.К. (1842 -1904) «Герой и толпа»

Субъективная социология как научная теория – стройная система знаний со своим пониманием предмета социологии, со своей структурой, задачами, с особым понятийным аппаратом и методом.

Субъективный фактор, т.е. все то, что составляет содержание внутреннего мира человека – главный объект исследований. Человек – подлинный субъект истории и социальных отношений.

Предмет социологии: наука, которая занимается исследованием солидарности сознательных существ => задача: изучение условий зарождения солидарности, причин её усиления / ослабления и особенностей её конкретно-исторических форм.

Личность – ключевое понятие => человек – центр мира, но мира не вообще, а такого, который должен быть понят человеком, покорен его мыслью и руководствуется его целью.

Обоснование роли личности как носителя критической мысли, в которой видели главную движущую силу истории, потребовало введения понятий критически мыслящей личности и нравственного идеала.

Личность – субъект оценки социальных фактов => количественным ростом массы критически мыслящих личностей д.б. обеспечиваться совершенствование нравственного состояния общества и обогащения содержания нравственного идеала.

Поставлен вопрос о личности как целостности и о невозможности её полного поглощения общественным целым => в результате анализа характерных особенностей КМЛ стало создание теории интеллигенции: особая социальная категория, рассматриваемая в качестве носителя и генератора нравственного идеала. Играет роль главной и решающей общественной силы, способной влиять на ход истории, на течение любого процесса в обществе. Это совокупность личностей, обладающих такими моральными и интеллектуальными качествами, которые делают её способной выполнять особую историческую миссию – быть двигателем соц прогресса => к достижению общественного блага => численный рост критически мыслящих личностей составляет не только условие соц прогресса, но и его действенный фактор.



Лавров, Михайловский: идеологи и практики народнического социализма, публицисты.

Лавров: социология – наука о солидарности сознательных особей. Солидарность – способ связи людей, основу которой составляет общность привычек, интересов, эмоций, убеждений.

Общество – солидарное целое, люди ставят перед собой сходные / тождественные цели. Если этого нет, общество разваливается.

Солидарность – единственная форма соц жизни, которая закреплена в традициях, нравах, мыслях.

Социология – новая наука, синтетическая, обобщающая. Это наука, которая дает объективное, позитивное и опытное знание.

Социология в ряду естественных наук занимает особое место, т.к. она отличается от них.

Естественные науки основаны на объективном методе, а социология должна использовать и субъективный, т.к. общество – результат взаимодействия людей, а люди в своей деятельности имеют волю, мысли => на человеческие действия влияет субъективный фактор => формирование реального социального действия человека.

Социология – единственная наука, в которой систематически вырабатывается научное знание, на основе которого разрабатывается и практическое знание неотделимое от теории.

Основной метод познания соц мира – субъективный метод – метод сопререживаний – наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого и занимается самоанализом.



Социолог должен дополнить свой личный опыт опытом других, который становится личным опытом. Всегда должно присутствовать сочувствие и сопереживание.

Михайловский: предмет социологии- исследование борьбы за индивидуальность.

Прогресс связан с развитием индивидуальности.

Индивидуальность – целостность человека в его взаимодействии с различными соц структурами.

Обращение к психологическим аспектам поведения человека.

Теория факторов:

История – хаотические действия и людей и влияния различных факторов. Результат исторического развития – комбинирование множества факторов => задача социолога – проанализировать каузальные (причинно-следственные) связи между людьми.

Законы истории – законы вероятностные. История – рез-тат комбинир-я различ. факторов.

История не имеет смысла. Он привносится человеком извне. Смысл вносят челов. действия, кот. имеют цель.

Движущей силой истории и познания является критически мыслящая личность – их мало, но они создают инновации – это элита человечества – интеллектуальная, но не правящая. Она появляется благодаря тому, что у неё есть время быть свободной (образование).

Эти условия создаются трудом большинства => понимание того, что у него есть долг за то, что он стал таким => он должен макимально служить народу за свои долги.

Историческая миссия этого типа личности – вернуть народу моральный долг, плату за прогресс, посредством изменений условий жизни.

Мысль всегда действующая => она становится фактором исторического развития.

Личность – движущая сила общественного развития; мерило общественного прогресса, т.к. развитие индивидуальности, главное в прогрессе.

Цель общественного прогресса – всестороннее развитие личности, условием которого является создание отношений, которые этому будут способствовать.

Михайловский вводит понят. «герой» - тот, кто может увлечь своим примером массу на хорош. и дурное. Он мож.быть позитивным и негатив. Великий чел-к мож. Быть только позитивным. Он появл. в переломн. эпохи, выраж. Наличие потребности преобразования. Толпа – масса способная увлекаться люб. Примером. Мех-зм возд-я на толпу – подраж-е. Толпа – не народ. Народ буд. Толпой до тех пор, пока кажд. Чел-к не станет развитой индивидуальн-ю.

Особ-ти развития России: в истор. нет единого пути. Сущ-ет возмож-ть миновать стадию капитализма, т.к. есть община и революцион. интеллиг-я. По Лаврову, необх. Пропагандировать социалист. Идеи, т.к. народ еще не готов к революции. Револ-я возмож. Тогда, когда народщ осозн. ее необход-ть.

Роль соц-га – соц-гом мож.быть только критич. мыслящ. Личность, беспритрастн. фиксир-е фактов, критика сущ-щих соц-х форм. Соц-г долж. быть практиком.

 

 

Н.И.Карев именно ему социология в России обязана появлением термина «субъективная школа». Основной предмет социологического интереса Кареева — личность как субъект исторического процесса, взятая в единстве психологического, антропологического и социального начал. Выделяя четыре главных социологических подхода — органический, дарвинистский, экономико-материалистический, социально-психологический, Кареев особое внимание обращал на последний, считая его наиболее значимым. Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация,контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности. Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3)отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслении чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Для Кареева социальная организация – показатель пределы личной свободы.

РУССКИЙ СОЦИАЛ-ОРГАНИЦИЗМ.

Павел Федорович ЛИЛИЕНФЕЛЬД (1829—1903) — крупный царский сановник, монархист. Большую известность ему принесла его книга “Мысли о социальной науке будущего” (1872). В 1894-1896 гг. им была написана “Социальная патология”.

Для Лилиенфельда идея отождествления социального и биологического организма выступала не как рабочая гипотеза, а как вполне реальная аналогия.Так как общество есть организм, по мнению Лилиенфельда, то оно обладает всеми отличительными чертами организма — единство, целесообразность, специализация органов и т.д. Но в социальном организме нет костного скелета, лимфатической, кровеносной, мускульной систем. Оно состоит из нервной системы, основу которой составляют своими нервными клетками люди, входящие в данное общество, и из междуклеточной ткани — это все то, что создано людьми (дома, железные дороги, книги, деньги, пережитки, писаные законы).

Лилиенфельд выделял в жизни общества 3 главные функции:

1. Физиологическая, или экономическая.

2. Морфологическая, или юридическая.

3. Индивидуальная (объединяющая), или политическая.

Хозяйственная сфера общества аналогична кровообращению биологического организма; право — нервной системе, которая управляет образованием органов и тканей; правительство — центральной нервной системе.Здоровье социального организма обусловлено правильным соотношением консервативного и либерального направлений (наследственности и приспособления), Некоторые болезни соответствуют заболеваниям мозга, так больное правительство — это паралич. Смерть общества происходит по тем же причинам, по которым умирает любой организм — распадение частей, разложение. Она может быть обусловлена как внешними причинами, так и внутренними. Но возможно и перерождение общества, такая возможность существует у очень развитых обществ.Он считал, что классовая борьба и революция — это патология, ненормальное развитие человеческой истории. Его утверждение о неизменной и естественной природе всех социальных институтов и явлений было на руку реакционным кругам русского дворянства и буржуазии.В социологической концепции Лилиенфельда аналогия социального с биологическим, имевшая место у Спенсера, превратилась в полное тождество. Идеи Лилиенфельда оказали влияние на теории западных органицистов. В русской же социологии ни географический детерминизм, ни органицизм не заняли ведущего положения.

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.