Формальная социология: Г.Зиммель, Ф.Теннис. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Формальная социология: Г.Зиммель, Ф.Теннис.

2017-06-19 1002
Формальная социология: Г.Зиммель, Ф.Теннис. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Чистые формы социации».

Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.

Основные формы социальной жизни: 1) Социальные процессы - к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом может служить такое явление, как мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе. 2) Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка). 3) "Модели развития" - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и ее единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.

Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни: 1) Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др. 2) Несколько далее от потока жизни, т. е. от общественных содержаний, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и пр. формы государственно-правовых организаций. 3) Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы "игровые". Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: "старый режим", т. е. политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; "наука для науки", т. е. знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть "орудием в борьбе за существование".

Форма и содержание в социологии. По Зиммелю, в любом обществе можно отделить форму от содержания, а общество как таковое представляет собой взаимодействие индивидов. Само же взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений и ради определенных целей. Все то, что наличествует в индивидах, наличествует в виде влечений, интересов, целей и т. д., то есть то, из чего формируется воздействие на других людей, он обозначает как содержание, то есть материю обобществления. Причем, сама по себе эта материя, в которой исполняется жизнь, по Зиммелю, в сущности не социальна. Как он пишет, голод, любовь, труд, религиозность, техника и результаты деятельности разума не есть непосредственно общественное. Все это становится таковым лишь постольку, поскольку преобразовывает изолированное существование индивидов в определенные формы совместного существования, подпадающие под общее понятие взаимодействия. Обобществление, следовательно есть, заключает Зиммель, в бесчисленном количестве способов реализующаяся форма, в которой индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. Возникающие формы, которые соответствовали определенным жизненным целям могут оказаться оторванными от реальной жизни из которой они вышли и которой обязаны своим существованием, более того, они, по Зиммелю, могут «играть*» в себя и ради себя, захватывая и создавая материю, которая служит теперь только лишь средством их самореализации.

В соц.жизни есть форма и содержание.

Форма повторяется.Характерна для различ.этапов жизни об-ва, для всех общественно-культурных событий. Форма воспроизводима. Под формой понимается стр-ра соц.взаимодействий.

Содержание – материя соц. взаимодействия

«Понимающая» социология Г.Зиммеля.

Каковы же инструменты познания, через которые реализуются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое многообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма - это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов. Формально-геометрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочных суждений.

Учение об общине и обществе Ф. Тенниса.

Ф.Теннис выделяет два типа соц.связей: община(1) и об-во(2)

1)Община выступает в форме семьи, соседства и дружбы. Отношения носят эмоц.хар-р. Община основана на согласии, на межличностном контакте. Проявляется в обычаях, традициях и преобладает в основном в сельской местности. Основана на иррациональной воле. Иррациональная воля предстает в форме инстинкт. влечений, памяти и привычке.

Община характеризуется естественной (инстинктивной) волей. В общине господствуют инстинкты, чувства, органические отношения.

2)Об-во выступает в форме юрид.лица.Об-во основано на обществ.договоре. Связь опосредована соц.институтами. Об-во реализуется в объединениях, присущих городу.

Об-во основано на рациональной избират.воле, которая предстает в форме умышленности.

Об-во основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения.

На смену общинной связи приходит общественная связь.

Любое соц.образование одновременно содержит и общинную и общественную связь.

Ф.Теннис делил соц-ию на общинную и специальную.

Общинная рассматривает об-во в целом.

Спец-ая рассматривает отдельные аспекты (пример: соц-ия религии)

Специальная соц-ия делится на 3 вида:

-чистая (теоретич.ур-нь)

-прикладная

-эмпирическая (социография)

 

Марксистская социология.

Карл Маркс (1818-1883) - немецкий ученый, философ, экономист и политический деятель. Марксистское учение охватывает большой комплекс научных знаний из различных сторон общественной жизни. Основу этого учения составляет философия Карла Маркса.

Марксистская социология может быть представлена в следующих тезисах:

1.развитие общества - это естественно-исторический прогресс;

2.люди сами творят свою историю, однако ход развития определяется не желанием, а материальными условиями их жизни;

3.человек рождается и формируется как личность в уже сформировавшемся обществе со сложившимися устойчивыми социальными отношениями, и становление человека происходит под их влиянием ("человек - совокупность общественных отношений");

4.первичными в системе общественных отношений являются экономические отношения; производственные отношения и производственные силы общества определюят все сферы жизни: производство непосредственно материальных сил жизни и тем самым каждая ступень экономики периода и эпохи образуют основу из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления людей, из которых они должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор;

5.единство и взаимодействие определенных производственных сил и отношений (способов производства) составляют отдельные этапы в развитии общества - общественно-экономические формации ("сложившиеся на основе данного способа производства конкретно исторические формы бытия общества");

6.общество, эволюционизируя в своем развитии, последовательно проходит следующие стадии развития (формации): первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (анализ формаций Маркс произвел в своем труде "Капитал", коммунистическая формация была выведена им как научный прогноз, основывающийся на применении диалектики Гегеля);

7.основу общественной жизни общества составляет классовая борьба, которая рассматривается как источник и движущая сила общественного прогресса; для каждой формации существуют классы антагонисты, отношения между которыми определяют содержание истории;

8.переход от одной формации к другой происходит в виде социальных революций, в ходе которых на смену одному господствующему классу приходит следующий и классовая борьба развивается между новыми классами-антагонистами; классовая принадлежность является основной характеристикой индивида, она определяет его сознание, систему ценностей и поведение.

Согласно Марксу, ни одна экономическая формация не может уйти в прошлое, пока она дает возможность развитию производственных сил и производственных отношений, а новые производственные силы и производственные отношения не появятся раньше, чем создадутся условия для их развития внутри формации.

«Экономический материализм».

Маркс не был социологом и зарождающуюся европейскую социологию считал лженаукой, однако один из разделов марксисткой философии - исторический материализм, лег в основу социальной теории, которая позднее стала марксистской школой социологии.

Исторический материализм Маркса базируется на трех основных принципах:

принцип всеобщего исторического детерминизма означает, что дабы понять происходящие в обществе перемены, необходимо рассматривать их в исторической перспективе, поскольку всякое состояние общественной жизни определяется предшествующим историческим существованием;

принцип связи общественного бытия и общественного сознания предполагает первичность общественного бытия;

принцип первичности социально-экономического структуры в общественной жизни означает, что экономические факторы, такие как производство и распределение благ и соответствующее им отношение к общественной жизни, являются движущей силой развития общества.

Учение об естественно-историческом процессе и общественно-экономических формациях.

История человечества это естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация — вмарксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею[1]. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений[2]. В основе каждой формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе (например, социальными группами, народностями, нациями и т.п.), а также определённые формы быта, семьи, образа жизни[3]. Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений.

В работе «К критике политической экономии»(1859) Карл Маркс выделил «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный и капиталистический. Хотя завершённой теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний позволило советским историкам (В. В. Струвеи др.) сделать вывод, что он выделял пять формаций, в соответствии с господствующими производственными отношениями (или формами собственности):

- первобытно-общинную; Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.

- рабовладельческую; Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

- феодальную; В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

- капиталистическую; Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту).

- коммунистическую. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение.

 

Конфликт – главный источник изменения классовых систем.

К. Маркс считал, что конфликт в обществе является неизбежным явлением из-за разделения людей на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. Основными классами общества, по Марксу, являются буржуазия и пролетариат, между которыми происходит постоянная вражда, так как целью буржуазии является господство и эксплуатация наемных рабочих. Антагонистические конфликты приводят к революциям, которые являются локомотивами истории. Конфликт в этом случае рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие оправдывается задачами будущего созидания.

Противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений являются источником социального конфликта. Их несоответствие превращает производственные отношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил. Возникает конфликт. Отсюда и объективная потребность в разрешении данного противоречия. Решение содержится в социальной революции, классическая формулировка которой дана К. Марксом: 'На известной ступени своего развития, производительные материальные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке'. Любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы.

Основные положения теории Маркса заключались в следующем:

· Глубина конфликта между господствующим и подчиненным классом прямопропорциональна неравномерности распределения в системе дефицитных ресурсов.

· Вероятность сомнений подчиненных классов в справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем выше порог осознания ими собственных интересов.

· Открытый конфликт между господствующим и подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание последним незаконности распределения ресурсов.

 

 

· Поляризация противостоящих классов будет тем сильнее, чем более развита структура политического руководства, которая в свою очередь зависит от идеологической унификации членов коллектива.

· Степень насильственности конфликта прямопропорциональна степени поляризации господствующих классов.

· Уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных изменений системы и степень перераспределения недостающих ресурсов.

Достоинством марксистской теории является то, что в ней существует конкретный исторический опыт анализа различных конфликтных ситуаций.

 

Проблематика отчуждения в ранних работах Маркса.

Отчуждением именуется особый вид взаимоотношений, складывающихся между людьми. Они представляются в форме утраты человеком контроля над какими-то предметами или даже собственными качествами, составляющими его собственную сущность. Наиболее отчетливо суть отчуждения проявляется в отношениях собственности и в отношениях рыночного обмена.

Маркс считал, что основы отношений отчуждения коренятся в самих социальных структурах, которые отказывают людям в их сущностной человеческой природе. Он был убежден, что человеческая сущность реализуется в труде, творческая активность получает логическое завершение в сотрудничестве с другими, посредством чего люди преобразуют мир вне себя. Процесс производства – это одна из «объективаций», посредством которой люди создают материальные объекты, воплощающие в себе человеческое творчество, но при этом стоящие как сущности отдельно от своих создателей. Отчуждение имеет место в тех случаях, когда, объективировавшись, человек не узнает себя в своем продукте, который становится чуждым ему, «не является больше его собственностью» и «противостоит ему как автономная сила».

Маркс выделял четыре особых проявления отчуждения в капиталистическом обществе:

1) рабочий отчужден от продукта своего труда, поскольку то, что он производит, присваивается другими, и он не контролирует дальнейшую судьбу этого продукта;

2) рабочий отчужден от акта производства. Работа становится отчужденной активностью, которая не дает внутреннего удовлетворения, давит на рабочего в качестве внешней принудительной силы, и перестает быть окончанием в себе и при этом включает в себя труд по цене, предложенной кем-то другим как принудительный труд. Фактически работа становится предметом торговли, который продается и единственной ценностью которого для рабочего является спрос на него как на агента производства;

3) рабочий отчуждается от своей человеческой природы или от своего «родового бытия», потому что первые два аспекта лишают его производственную активность тех специфически человеческих качеств, которые отделяют ее от активности животных и таким образом определяют собственно человеческую природу;

4) рабочий отчуждается от других людей, поскольку капитализм преобразует все его отношения с другими людьми в рыночные отношения; о людях судят по тому положению, которое они занимают на рынке, в большей степени, нежели по их чисто человеческим качествам. Люди начинают рассматривать друг друга как некие «воплощения» (как рабочего, капиталиста, начальника или подчиненного), не как личности. Капитал сам по себе является источником дальнейшего отчуждения в рамках развитой капиталистической экономики. Это происходит вследствие того, что само капиталистическое накопление порождает свои собственные потребности, которые принижают людей до уровня предметов потребления. Рабочие становятся факторами приведения в действие капитала, и над их деятельностью господствуют скорее их способности принести выгоду работодателю, нежели их собственные человеческие потребности и сущности.

 

В.Парето как оппонент К.Маркса.

Хотя Парето в целом отрицательно относился к теории Маркса, рас­сматривая ее главным образом как одну из «идеологий», он признавал известное научное значение исторического материализма и марксовой концепции классовой борьбы. Последняя, с его точки зрения, должна ин­терпретироваться шире, так как она имеет место на протяжении всей истории человечества, и классовые конфликты отнюдь не исчезнут с ис­чезновением конфликта «труда и капитала» [2, §§ 829-830] 2.

2 Исторический материализм, согласно Парето, «заключает в себе часть истины, ко­торая состоит в существовании взаимной зависимости экономики и других социальных явлений. Ошибка состоит в превращении этой взаимозависимости в отношение причины и следствия»

Если обобщить способы «опровержения» марксизма, применяемые Парето, то можно сказать, что он стремился представить марксистскую теорию одним из частных случаев своей «более широкой» концепции. Учение о классовой эксплуатации должно было быть растворено в более «широкой» концепции чередования элит, классовые различия оказывались частным случаем «более широких» — психологических — различий и т. п. Марксистской партийности противопоставлялось требование придерживаться логико-экспериментальной установки на свободную от ценностных суждений позицию и нейтральную объективность.

Марксистская социология после Маркса: А.Грамши, Г.В.Плеханов, Г.Лукач, В.И.Ленин.

Вариантом неомарксизма были и идеи Антонио Грамши (1891-1937), одного из основателей Итальянской компартии. В ряде работ, особенно в основном труде «Тюремные тетради», написанном в зак­лючении с 1929 по 1935 гг.. он развивал политико-философский ас­пект марксизма, расширяя рамки первоисточника и частично реви­зуя его. Новаторской была мысль о том, что движущей силой истории является не развитие производительных сил, как утверждал К. Маркс, а конкуренция гегемонии и культурных моделей, причем не обязательно связанных с экономикой.

Одна из главных тем политической философии А. Грамши - тео­рия гегемонии, которая использовалась для обоснования стратегии перехода к социализму. Смысл этой теории состоял в достижении рабочим классом экономического, политического и идейно-нрав­ственного господства в обществе путем создания «исторического блока» с другими угнетаемыми классами и слоями, внедрения в массовое сознание новой культуры, ориентированной на социалис­тические ценности.

Важную роль в завоевании рабочим классом господствующих позиций в обществе А. Грамши отводил интеллигенции рабочего класса, по его выражению, «органической интеллигенции». Она должна не просто творить культуру, но и посредством культуры объединять нацию вокруг доминирующего класса, формировать коллективную волю нации. Ее миссию А. Грамши видел и в том, чтобы привлечь в «исторический блок» «традиционную интелли­генцию», доставшуюся от прошлой эпохи.

Согласно теории гегемонии, интеллектуальным лидером нации («коллективным интеллигентом») должна стать марксистская пар­тия как выразитель коренных интересов рабочего класса. Именно эта партия, согласно А. Грамши, обладает монополией на истину и подобна божеству (или церкви), которой следует подчиняться.

Оригинальна и разработанная А. Грамши концепция революции как способа достижения рабочим классом полной гегемонии. Он считал, что прямое столкновение со старым режимом и государ­ством, как это было в России в 1917 г., малоэффективно. В условиях гегемонии буржуазии рабочему классу будет трудно взять власть в результате одной, пусть даже и хорошо подготовленной, атаки на капитал. Для овладения господствующими позицияминеобходима «маневренная война» в политическом обществе и «позиционная война» в структурах гражданского общества, целенаправленная по­литико-воспитательная деятельность марксистской партии среди широких слоев населения.

Теоретик марксистской социологии, политический деятель, основатель российской социал-демократии Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) отстаивал взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса в идейно-теоретической борьбе против представителей позитивизма и субъективной социологии. На формирование социально-политических воззрений Г. В. Плеханова сильное влияние оказали идеи революционных демократов, народников и анархистов. Наибольшее воздействие он испытал со стороны европейских и отечественных марксистов.

Социологические воззрения Г. В. Плеханова нашли отражение в работах "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885), "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "К вопросу о роли личности в истории" (1898), "Материалистическое понимание истории" (1901), "Основные вопросы марксизма" (1908).

Г. В. Плеханов последовательно отстаивал марксистскую методологию материалистического понимания истории

Ядро социологических воззрений Г. В. Плеханова составляли:

- экономическая доминанта (базис) классовой модели общества;

- радикальное изменение социального порядка революционным способом;

- подчиненный социальной среде статус личности.

С именем К. Маркса, заявлял Г. В. Плеханов, связано прежде всего новое понимание истории. Исторический материализм он определял как научную социологию марксизма.

Объясняя общественный прогресс как "устранение старой формы и замещение ее новою", русский марксист в качестве источника общественного прогресса объявлял противоречие между содержанием и формой общественного развития. Современная история, в его понимании, характеризуется тем, что она следует не закону "притупления" противоречий, а закону их "обострения". Для разрешения этого противоречия "необходима социальная революция" как результат политической борьбы противоположных классов.

Применяя марксистскую концепцию этапов общественного развития к России, Г. В. Плеханов в противовес русским революционным демократам и народникам, был убежден в том, что Россия в своем развитии обязательно должна пройти эпоху капитализма.

Значительное место в системе социологических взглядов Г. В. Плеханова занимали проблемы, связанные с возникновением и формированием капиталистических общественных отношений. Они рассматривались им не только в контексте критики народнической идеологии, но и как самостоятельный предмет исследования. Особое внимание было уделено анализу социально-экономических отношений пореформенной России, капиталистического пути развития города и деревни.

Большое внимание Г. В. Плеханов уделил рассмотрению общественного сознания. Он показал, с одной стороны, генетическую зависимость общественного сознания от базиса, а с другой - относительную самостоятельность в развитии форм общественного сознания. Им также были сформулированы следующие социологические законы функционирования и развития общественного сознания:

- закон преемственности - "теснейшей и положительной или отрицательной связи" с общественным сознанием предшествующего времени;

- закон классовой обусловленности, согласно которому общественное сознание отражает историю классов и их борьбу друг с другом;

- закон зависимости одних форм общественного сознания от других;

- закон взаимовлияния форм общественного сознания одного народа на аналогичные формы у другого народа при сходстве существующих у них общественных отношений и одинаковой ступени общественного развития;

- закон усложнения общественного сознания какой-либо страны в результате идеологического воздействия других стран.

Говоря о приоритете классовых интересов и о классовой борьбе как законе общественного развития, Г. В. Плеханов допускал возможность существования общего для всех классов интереса и их сотрудничество. Он полагал, что взаимная борьба классов происходит там, где дело касается внутреннего общественного устройства, а сотрудничество классов - "там, где заходит речь о защите страны от внешних нападений". Отсюда история общества представлялась ему как история борьбы и сотрудничества классов в различных областях общественной жизни.

 

Радикальной версией марксизма являлся ленинизм, ставший идейной основой большевизма. Как партия и течение политической мысли большевизм возник после раскола РСДРПна большевиков во главе с В.И. Лениным. В. И. Ленин, как и Г. В. Плеханов, всегда подчеркивал истинность и неопровержимость основных положений марксизма. Его работы середины 1890-х гг. были продиктованы не столько потребностью развития идей марксизма, сколько попыткой защитить марксизм от всевозрастающей критики. Для него марксизм выступал как "социология революционной борьбы", ориентированной на установление идейно-теоретического господства в российском политическом движении.

Свое понимание материалистической социологии В. И. Ленин изложил в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?". Он доказывал, что только материалистическое понимание истории К. Маркса превратило социологию в науку.

В. И. Ленин утверждал, что капиталистическое общество на рубеже XIX-XX вв. вступило в свою "высшую" и "последнюю" стадию развития - империалистическую. К основным признакам империализма он относил:

- концентрацию производства и капитала до степени монополии;

- слияние промышленного и банковского капитала до степени олигархии;

- усиление вывоза капитала за границу;

- образование международного союза капиталистов;

- завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами.

Объявляя империализм "паразитическим и загнивающим", В. И. Ленин видел в нем "канун социалистической революции".

Классовую структуру современного российского общества В. И. Ленин представил тремя основными классами: буржуазия, пролетариат и крестьянство. Буржуазию и пролетариат он называл "решающими силами" общественной жизни, а крестьян - "переходным классом". Для крестьянства с его мелкобуржуазной природой, отмечал русский марксист, характерно "двуличие", которое проявляется в том, что крестьяне, с одной стороны, тяготеют к пролетариату, а с другой - к буржуазии. В пролетариате он видел самый "организованный, сплоченный, обученный, просвещенный" класс; последовательного и решительного врага буржуазии, крепостничества и самодержавия; основную политическую силу социалистической революции и построения социализма.

В марксистской теории классовой борьбы В. И. Ленин в качестве ее главных форм выделял экономическую, политическую и идеологическую. Ведущей, аккумулирующей в себе другие формы классовой борьбы, он признавал борьбу политическую. Политическая борьба, по его мнению, проявляется прежде всего в борьбе политических партий, которые призваны организовывать и руководить всеми формами классовой борьбы.

Основной вклад Лукача в марксистскую теорию представлен его трудами по двум главным вопросам: овеществления и классового сознания. Знаковой работой для последующего развития неомарксизма стала его работа dИстория и классовое сознаниеt. Идея Маркса, что товарам и рынку в капиталистическом обществе приписывается независимое объективное существование, стала основой концепции овеществления Лукача. Она была расширена от применения только по отношению к экономическим институтам, до применения ко всему обществу (государству, праву). Лукач рассуждает о том, как социальные структуры приобретают объективный характер в представлении и восприятии людей.

При капитализме господство в обществе товарных форм достигает такого уровня, что все отношения между людьми принимают характер dвещностиt, за которой исчезает истинная человеческая сущность отдельных индивидуумов. В условиях капитализма овеществление становится органичной частью сознания людей, распространяется на все сферы повседневного и теоретического идеологического сознания.

Развитие марксистских идей и критика капитализма в рамках «критической теории общества».

Современный академический марксизм (И.Валллерстайн).

Главной неомарксистской концепцией является мир-системная теория И. Валлерстайна. Суть ее заключается в том, что современный мир представляет собой глобальную «мир-систему», главным элементом которой выступают западные страны, или страны ядра. Рядом с ними располагаются полупериферийные страны, в недавнем прошлом государства социалистического лагеря. И, наконец, периферию образуют отсталые страны т. н. «третьего мира».

По мнению И. Валлерстайна, сложившаяся мир-системная зависимость дает возможность странам ядра эксплуатировать слаборазвитые страны, которые время от времени поднимают восстания против «ядра». В XX в. крупнейшим таким восстанием была Октябрьская революция в России, закончившаяся, в конечном счете, поражением глобальной периферии. Мир-системная теория подчеркивает исторический характер мирового неравенства и зависимости, тем самым намекая на высокую вероятность сохранения данной системы межгосударственных отношений в будущем.

Примеров, иллюстрирующих данную теорию, достаточно много. Это и так называемая «двухуровневая экономика» в развивающихся странах, в которой рядом с архаичными формами экономической жизни существуют развитые сектора, целиком ориентированные на экспорт товаров в страны «ядра», и так называемая «голландская» или «венесуэльская» «болезни», проявляющиеся в преимущественно сырьевой ориентации экономики слаборазвитых стран, и долговременный, можно сказать, исторически сложившийся диспаритет экономик многих регионов мира.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.