Личности периода новейших времён. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Личности периода новейших времён.

2017-06-19 282
Личности периода новейших времён. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПРОТОИЕРЕЙ ТРОИЦКОГО СОБОРА - МИХАЙЛОВСКИЙ М. М. Был законоучителем в Валдайском уездном училище более 25 лет, пользуется уважением жителей.

ТОРГОВ ИВ. Н. Был Градским главою, открыл приходское женское училище, устроил женскую общественную пожарную команду, сделал за свой счёт пороховой погреб. Около двух лет содержал и был распорядителем Валдайской воскресной школы. Имеет серебряную медаль, а от общества – мундир Градского главы.

ЯКУНИН В. В. с бывшим соборным старостою Дубининым П. А. И Корятковым Ив. Ив., в бытность Градским Главою, имел счастье отправляться в С-Петербург и поднести Государю Императору хлеб-соль на серебряном блюде от граждан Валдая, по случаю спасения Государя от руки убийцы. Имел золотую медаль.

ДУБИНИН Н. А. – купец, окончил курс в уездном училище, пользуясь влиянием на него учителей и чтением книг, поместил много статей периодического содержания в местных изданиях. Он был выбран членом Новгородского Статистического отделения и Геологического общества.

ТЕРЮХИН В. В. - учитель Валдайского уездного училища, во времена существования Валдайской воскресной школы был блюстителем этой школы. Приняв исправление должности (в1871г.) штатного смотрителя Валдайских училищ, он привел в лучший порядок училище по всем частям, ввел в училище хоровое пение, заботился об открытии публичной библиотеки для людей недостаточных. На службе состоял более пяти лет. Во время своего служения был проводником мнений и чувств граждан, особенно выражающих преданность к царскому дому.

КОСАГОВСКИЙ П. П. Был уездным дворянским предводителем во время объявления Высочайшего Манифеста об освобождении крестьян от власти помещиков. Оно в Валдае было так: марта 12 дня 1861года, по распоряжению П. П. Косаговского были собраны в Валдай помещичьи крестьяне, для выслушивания Всемилосивейшего Манифеста Государя Императора Александра 2 о даровании помещечьим крестьянам прав свободных сельских обитателей. Крестьяне вступили в город рано по утру. Они были в праздничных одеждах, как на празднике Светлого Христова Воскресения. В чистых белых балахонах, дубленых полушубках, малахаях, новых синих и серых армяках, некоторые с котомками за плечами. Шли по городу часто друг за другом по тем же следам, молча, не доверяя ещё своему счастью. По обычаю русскому начинать всякое дело молитвою, в 8 часов утра, крестьяне слушали Божественную Литургию, занявши часть храма св. Екатерины и часть площади, а впереди себя имея дворянского предводителя Косаговского, помещиков и почетных людей города. По окончинии богослужения архимандрит Ив. Об. Лаврентий с духовенством, дворянский представитель Косаговский, помещики, почетные люди города вышли из церкви, стали на уготованном месте Екатериненской площади под открытом небом, а крестьяне густою толпою около них в полукружии, и тогда диакон громогласным голосом прочитал Всемилостивейший Манифест. С каким напряжением и вниманием крестьяне слушали Манифест, с каким чувством осенили себя крестным знамением и какой раздался гул, призывающий имя Божие в конце чтения, это трудно передать. По прчтении текста архимандрит, увлеченный чувствами, сказал крестьянам устное наставление, которое и теперь помнят. Он говорил между прочим, что как птичка, воспитанная в клетке,, будучи выпущена не забывает своего хозяина, где воспитываетя, так и вы крестьяне, получившие новые права, не забывайте, не оставляйте своих помещиков и пр. Затем было совершено молебствие и начали расходиться. П. П. Косаговский долго ещё оставался, окруженный крестьянами, объяснял им новые правила, уговаривал крестьян, как они должны поступать. Крестьяне не остались в городе, а в тот же день явились в свои дома, в деревни и возвестили свою радость в семействе. Пьянства не было. Все было тихо.

ТЕРСКОВ СТ. Н. Имеет тёмно - бронзовую медаль, две серебряные и золотую, несколько раз получал Высочайшую благодарность. Для избавления граждан от воинского простоя и для того, чтобы инвалидное начальство имело более возможности содержать лучший надзор за подчинёнными, а в случае несчастий город мог получать помощь. Терсков устроил казармы для инвалидных солдат со снабжением пожарным инструментом. Соболезнуя к несчастным узникам, лишённым иногда годы, приносить молитву к Царю Небес, он устроил на свой счёт в остроге церковь Всех Скорбящих Радосте. В Севастопольскую войну много принёс на алтарь Отечеству. Особенно высказал свою преданность к царскому дому в дни торжества г. Валдая 10, 11, 12, сентября 1856 года. Торжество этих дней незабвенно для жителей. Городской Глава Терсков по окончании молебствия в Соборном городском храме, благополучно совершившимся священным коронованием Их Величеств, пригласил к себе в дом на закуску всех присутствующих в храме, где предложил тост за здравие, благополучие и долгоденствие Государя Императора Александра 2. Единодушный восторг и русское «ура» трёхдневного, блестящего распространившегося до самых скромных уголков города, народного торжества валдайцев, подобных которому не было с основания города.

Колокольный звон в течении 3-х дней от полудня и до вечерни потрясал слух валдайцев, как в великий праздник, а к вечеру, по мере того как смеркалось, город покрывался огненными вензелями, цветами, гирляндами, разными фантастическими изображениями и был оглашаем русскою песнею. Музыкой и радостными восторженными криками жителей, гулявших по освещенной улице до глубокой ночи. И прекрасен был в то время вид. Соборная площадь блистала ослепительным светом. Там каждый дом имел своего рода иллюминирование, но между ними более красовался дом Градского Главы. Пламя сплошного ряда горящих на земле плошек было фундаментом на его доме множеству огней, которые бросали яркий свет на Соборный храм, имея в середине, блеске искусственного светила, гимн народный «Боже, царя храни». В гирлянде из лавров, венчанный коронами вензель их Величества, осененный лучами силы небесной, напоминал чудесное избавление России от нашествия Тамерлана, бородинский бой и священное коронование Государя Императора, виновника мира, прекратившего убийственную войну.

На улицах же от Соборной площади сияли то китайские цветные фонари с ярусами и пирамидой, то вензеля августейших на разных фонах, то ряды огней в виде пилястр, решёток, горок, светлых точек, которые простирались к огненной вьющейся гирлянде около каменной галлереи, где хранится царская лодка, или соединялись со светлой бордюрой городской пристани. За городской пристанью, на горизонтальной поверхности озера, взор останавливался на возносящем пламени смоляных бочек и поражал величественным зрелищем. На освященном огнями горизонте озера, вмещавшем, как зеркало, отражение склоненного к нему города, стояла иллюминированная огнями и флагами лодка- эмблема катера, гордости и кумира валдайцев, катера, подаренного городу Государем Императором.

Открыты вместо присутственных прежде мест: Земская Управа 1865г., Полицейское управление 1863г., Мировой Съезд 1866г., и введено новое городское положение 1872г. Эти открытия были проведены с особенно торжественной церимониею; особенно памятно для валдайцев открытие Мирового Съезда. Оно было 23ноября 1866г.

Праздники: Особенно почитается в Валдае день св. Параскевы. Этот праздник по простонародью называется Каповщина. В этот день хозяева домов собирают обеды, делают вечера. Празднование это в цветущий период было очень шумно.

 

 

Город Валдай.

(1858 – 1865 год)

Город Валдай, прежде бывшее село, учрежден в 1772 году. Село Валдай существует издавна, о нем уже упоминается в Новгородских писцовых книгах в 1495 году; а в 1584 году в первый раз упоминается о деревянной церкви в Валдае в честь мученицы Параскевы Пятницы. С этого времени история Валдая становится яснее. В 1611 году Валдай был разорен шведами. В царствование Алексея Михайловича он назывался “государевым селом” и был населен пленными поляками, от которых только сохранилось название одной улицы – Панской. С 1654 года село Валдай, вместе с окружными вотчинами, было приписано к Иверскому монастырю и находилось в его владении до 1772 года, когда оно было переименовано в уездный город Новгородской губернии. В 1854 году Валдай на половину истребили два сильных пожара.

Город Валдай расположен по берегу озера Валдайского, на скате Алаунских гор, на пространстве трех квадратных верст*. Он отстоит от губернского города на 131,2 версты по Московскому шоссе, которое его прорезывает; а от станции Валдайки – Николаевской железной дороги – на 38 верст.

Приходов в Валдае два: Троицкий соборный и Введенский. Троицкий собор построен в 1744 году (до него была Пятницкая деревянная церковь). К Троицкому собору были причислены причты Николаевской и Пятницкой церквей. В 1759 году при соборе учреждена должность протоиерея.

В 1736 году прихожане Введенского прихода выстроили каменную церковь Введения во Храм Пресвятыя Богородицы. Приход Введенский сначала был в селе Нерцах; в 1604 году упоминается в грамоте митрополита Корнелия, что Введенская церковь сгорела, притч ее причислен к Николаевскому, который в последствии был соединен с собором. В 1764 году Введенская церковь сделалась самостоятельным приходом, и прихожане надстроили еще этаж с церковью Вознесения Господня. Кроме этих церквей, в селе Валдае две безприходные: Живительного Источника – древняя деревянная и святой мученицы Екатерины – каменная, построена в 1794 году по повелению Императрицы Екатерины II.

На кладбище две церкви: одна деревянная Богоотец Иоакима и Анны, построена в 1780 году, принадлежит собору; а другая – каменная Святых Апостолов Петра и Павла, построена в 1853 году купцом Колобовым, принадлежит Введенской церкви.

Домов в приходе: каменных – 72, деревянных – 203. Земли, принадлежащей соборному причту, за городом – 10 десятин* и в пустошах – 71 десятина. Жалованья – 236 рублей, прибыли от свеч – 136 руб. 40 коп. Сборов кружечных и кошельковых – 4194 рублей. К приходу приписано 11 деревень.

Во Введенском приходе домов каменных – 27, деревянных – 245. Жалованья на один причт ассигновано 212 рублей. Свеч продается до 8 пудов – на 300 рублей. Прибыли от них 74 рубля. Сборов кружечных и кошельковых – 830 рублей. К приходу причислено 8 ближайших к городу деревень.

 

По полицейским сведениям за 1863 год жителей в городе Валдае:

Дворян потомственных – 34 муж. 62 жен.

Дворян личных – 17 24

Белого духовенства – 32 53

Монашества – 53 –

Граждан потомственных – 9 5

Граждан личных – 40 24

Купцов – 323 361

Мещан – 917 1083

Крестьян государственных – 58 136

Крестьян временно-обязанных – 34 44

Дворовых людей – 17 30

Регулярных войск – 252 45

Отставных нижних чинов – 105 86

Не принадлежащих к показанным

Разрядам – 61 64

Итого – 1952 2017

 

Городничий:

Поручик Николай Петрович Арбенин.

Письмоводитель, Василий Егорович Тушев.

В дворянской опеке:

Предводитель дворянства*, поручик Алексей Николаевич Лупандин.

В уездном суде:

Судья, прапорщик Андрей Павлович Косаговский.

Дворянские заседатели:

Коллежский регистратор* Александр Степанович Вирязов.

Титулярный советник* Александр Борисович Анненков.

Секретарь:

Титулярный советник Дмитрий Матвеевич Ильинский.

В земском суде:

Исправник, коллежский секретарь* Алексей Васильевич Аничков.

Непременный заседатель, капитан-лейтенант Антон Яковлевич Подушкин.

Пристава:

1-го стана губернский секретарь* Петр Николаевич Шипин.

2-го стана титулярный советник Василий Федорович Сабо.

3-го стана коллежский регистратор Сергей Макарович Глазатов.

Замечательные купцы:

1-й гильдии Василий Федорович Епишкин.

Третью часть жителей города составляют лица, находящиеся на государственной службе, духовенство и войско. За исключением третьей части, мужское население Валдая занимается торговлей и промыслами. Пока не прошла железная дорога, торговля в Валдае была довольно оживленна, особенно ее поддерживали постоялые дворы, где сбывались жизненные припасы. С уничтожением движения по шоссе торговля эта значительно пала. С этого же времени известные валдайские баранки утратили свою популярность. (Вязка кренделей 35 штук из муки 1-го сорта стоила 1 рубль. “ Новгородские Губернские Ведомости”, 1885 год.).

Колокольных заводов в Валдае четыре, но колокольное производство упало, и надо полагать, более потому, что искусство литья колоколов нисколько не усовершенствовалось, оно осталось в том же виде, как было и при начале; во всем Валдае нельзя найти ни одного порядочного столового колокольчика, который бы, сколько нибудь отличался от поддужного. Большие церковные колокола для Новгородских церквей льются или в Юрьеве монастыре, или в Петербурге, на поддужные* колокольчики требование уменьшилось. (За работу по изготовлению колоколов берут 3 – 4 рубля с пуда меди, материал стоит 13 – 17 рублей за пуд* меди. Колокол 400 пудов стоит 6400 – 8400 рублей на заводе Усачевых. Столовый колокольчик, хорошо отделанный 1 фунт веса – 2 рубля. Колокольчик поддужный 2 фунта – 2 рубля. “Новгородские Губернские Ведомости”, 1885 год.).

Садоводства почти не существует, только два сада в городе у купцов Колобова и Хахулина; суровость климата препятствует успешному садоводству; хорошие сорта яблонь скоро перерождаются в низкие сорта, окулировки вымерзают.

Огородничество тоже не в цветущем состоянии. Многие из жителей занимаются землепашеством, меньшая часть рыбной ловлей.

Самый значительный торг производится битыми и живыми зайцами, которых скупают городские жители у окрестных крестьян и доставляют в Петербург. Цена зайцев на месте: битые от 5 до 8 копеек за штуку, живые немного дороже.

Жители города коренные русские; хотя и были поселены в Валдае пленные поляки, но польского элемента нисколько не заметно. В городе есть уездное училище.

Замечательно предание о начале колокольного дела. Рассказывают, когда везли вечевой колокол из Новгорода в Москву, он сорвался в Валдае с воза, скатился с горы и разбился на мелкие куски, из этих кусков жители начали лить поддужные колокольчики. По другому варианту куски разбитого колокола сами превратились в мелкие колокольчики. Озеро Валдайское в длину 8 верст, в ширину от 5 до 6 верст, в окружности до 25 верст; на нем семь островов, на одном острове Иверский монастырь, а прочие покрыты отличным строевым лесом. Глубина озера в некоторых местах доходит до 27 сажень*. Берега озера по большей части отлогие и песчаные. Вода в нем здорова, прозрачна и чиста. Рыбой озеро необильно, много рыбы истребляют волосатики, водящиеся во всех валдайских водах, и постоянный лов рыбы неводами.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.