Психологическая готовность к рефлексивности в период поздней юности — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Психологическая готовность к рефлексивности в период поздней юности

2017-06-11 424
Психологическая готовность к рефлексивности в период поздней юности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поздний юношеский возраст, представляется одним из переломных моментов в психологическом развитии личности, ставится отпечаток на ценностно - смысловую сферу: наблюдается ее перемена и искажение. В условиях складывающейся системы мотивов уместно говорить об участии в саморегуляции поведения направленности личности, выражающейся в совокупности мотивов, ориентирующих деятельность.

Рефлексия как познание деятельности полагает выявление целей, стадий, проблем, выводов. При этом направленность рефлексии может быть самой разной: чувства, ощущения, динамика, изменения настроения, ход мыслей, возникшие противоречия, способы деятельности. Разумеется, рефлексия затрагивает и знаний – это осмысление их начальной ступени, сопоставления его с итогом, определение количественных и качественных перемен. (Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М.: 2007. - 352 с.)

В позднем юношеском возрасте укрепляется осознание мотивов поведения, но способность к саморегуляции развита еще не совсем достаточно, нередко молодые люди идут на неоправданный риск, не умея представить последствия своих поступков. Самооценка в позднем юношеском возрасте двойственна. Сомнение в себе и своих возможностях часто компенсируется прямолинейностью суждений и самонадеянностью в поведении. Происходит стабилизация характера. Проявляются смелость, решительность увлечённость определенными идеями, идейная убежденность, оптимизм, стремление к новизне.

Главным в позднем юношеском возрасте является умение успешно овладеть профессиональными знаниями и последу их применение на практике не может быть осуществлено в жизнь без определенных личностных изменений, главных в осознании человеком себя и своего жизненного пути. Осознание себя происходит посредством рефлексии, учитывается в качестве одного из важных механизмов, формирующий адаптацию человека к переменчивой действительности, трактующейся как всесторонний механизм развития в самоорганизующихся системах, разрешающий понять потребность в трансформации индивидуального самосознания и реализовать ее в целях эффективной адаптации. (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Н.И. Непомнящая, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.).

Рефлексия является залогом позитивных межличностных контактов, обуславливая такие коммуникативные качества личности, как наблюдательность, эмпатию, толерантность, безоценочное понимание и принятие другого человека и др. (С.В. Кондратьева, В.А. Кривошеев, Б.Ф. Ломов);

Важным в юношеском возрасте является, стремятся понять себя, познать, что подталкивает к рефлексии, к углубленному самоанализу, где учитываются причины тех или иных действий при определенных обстоятельствах. За счет появления рефлексии и открытия для юношей и девушек внутренней психической действительности возникает осознанность своей мыслительной деятельности, ее рефлексивность. Именно благодаря развитию рефлексии в области интеллектуальных эмоций становится доступной для понимания юношей и девушек.

В поздней юности создаются положительные условия для организации комплексного психического образования в поиске смысла жизни, при котором формируется мировоззрение - система взглядов человека на бытие и его место в нем, формируются ценностные ориентации.

Чем опытнее и взрослее становится личность, тем в больше степени его воспитание превращается в самовоспитание.

Размышление о сторонах своего характера приводит молодых людей к соотнесению и сравнению себя с другими людьми, идет размышление о своих достоинствах и недостатках, сходствах и различиях, сопоставление своего поведения с остальными. Эти соображения приводят к более глубокому осознанию себя и других, в результате чего начинается этап самосовершенствования.

Если у молодых людей будет недостаточно развита саморефлексия, то это повлияет на отсутствие глубокого самопознания, существенно влияющего на процесс самоопределения, что приведет к метаниям и множественным выборам во взрослой жизни.

Насыщенность и характер общения юношей будет зависеть от значимых факторов, от уровня интеллектуального, физического развития, от тех значимых сфер жизнедеятельности, в которых реализует себя субъект отношений. Тематика общения будет зависеть от индивидуально значимой

ценностно-смысловой доминанты. (Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.)

Рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий);

Рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению активизирует процессы самосознания, обогащает "Я -концепцию" человека, является одним из главных фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинченко);

В позднем юношеском возрасте интенсивно идет развитие рефлексии, фиксируя неплохой рывок в саморазвитие.

Также в поздней юности, в возрасте 18 - 25 лет, развиваются основные элементы личности – характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные элементы формирующие личность, являются психологической готовностью к вступлению в самостоятельную, взрослую жизнь. (40. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.)

Период 18-23 лет И.С. Кон называет поздней юностью или началом взрослости [9;59]. (Кон И.С. Открытие «Я». М.,1978.).

В этом возрасте большое количество людей вливаются в процесс трудовой деятельности. По мнению американских психологов Дж. Гивитца, Дж. Конгера и П. Массена, в этом возрасте большинство людей имеют дело с выбором карьеры и спутника жизни, ставят жизненные цели и начинают их воплощать.

Юность особенно чувствительна к «внутренним» психологическим проблемам. Чем старше становится девушки и юноши, тем больше их волнует психологическое содержание возникающего действия, действительность и тем меньше для него значит «внешний» информационный событийный контекст.

(Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.)

В позднем юношеском возрасте отмечается несоответствие между мнением о себе как индивиде жизнедеятельности и своими реальными способностями. Несоответствие можно исправить посредством развития личностной рефлексии как механизма самопознания, с помощью которого юношество создает реальное представление о себе и своих способностях необходимых для всесторонней реализации себя в процессе жизни и деятельности. Успешность юношей и девушек в развитие профессиональных способностей личности обуславливается личностным ростом, который определяется глубиной их рефлексивного переосмысления себя (А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и.т.д.

В конечном итоге аспект знания структуры и специфики развития личностной рефлексии в юношеском возрасте является необходимой психологической основанием для диагностической и коррекционно - развивающей работы, содействующие в конкретизации целей и задач, в подготовке средств формирования личностного развития юношей и девушек.

Если анализировать позднюю юность на пересечении психоаналитического и социологического подходов, как это делает Эриксон, то эту пору жизни можно описать, как период физической зрелости и социальной незрелости.

Все психологические сложности юношеской поры, в конечном счете обусловлены тем, что новые для личности физические возможности и новые формы социального влияния, побуждающие его стать самостоятельным, сталкиваются с многочисленными, препятствиями, затрудняющими его движение к подлинной независимости.

В исходе этого столкновения у молодых людей возникает статусная неустойчивость, то есть неустойчивость его социального положения и надежд, которые он испытывает, что находит свое представление в проблеме самоопределения. Кроме того, необходимость принимать решения, важные для всей их последующей жизни, выбирают для себя взрослые роли, полагаясь только на том, что они представляет собой в настоящем, приводит к еще большей неуверенности в себе.

В социальном плане все эти проявления внешнего и внутреннего влияния, побуждающие личность к большей независимости, профессиональному самоопределению. Поэтому нет ничего странного или непредсказуемого в том, что в свете всех этих физических, эмоциональных и социальных трансформаций период поздней юности выступает для большинства теоретиков как время особых трудностей, связанных с образом Я - образом. (Бернс. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с анг/Общ, ред. Парамонова Н. И, Дорогова Л. И.—М.: Издательская группа «Прогресс»,1986.с – 201 - 202.)

Для человека саморазвитие, самовоспитание и самоформирование являются неотъемлемыми составляющими жизни, он становится субъектом в процессе включения в различные виды деятельностной активности. [Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологи - ческий журнал. 1991. № 6. С. 6–10.].

Поздняя юность как один из возрастных периодов в жизни человека объясняется ослаблением аффективной окрашенности исследовательского процесса собственного «Я». Усилие эмоциональной устойчивости объясняется усилением избирательности, разграничению и устойчивости переживаний, что в свою очередь возникает под воздействием повышения значимости интеллектуальных систем при актуализации аффективных состояний, уровня аффекта.

Таким образом, переход от рассеянных и комплексных переживаний к переживаниям высшего типа определяет переход личностной рефлексии в позднем юношеском возрасте на более высокие уровни ее реализации. Развитие личностной рефлексии обусловливает гармоничность личности через выход на уровень проблемного отношения к себе. Познание и плодотворное разрешение проблем содействуют становлению целостности и усложнению «я», определяют личностный уровень проблемности, выступающей в качестве направленности к саморазвитию.

Личностная рефлексия опосредует вскрытие проблемности, построение стратегии ее решения, определение способов и средств решения проблемы, достижение результатов, в которых проблема находит полное или частичное решение, раскрытие личностного смысла решения проблемы, видение в совершенном проблемном действии оснований для постановки новых жизненных проблем. (Двоеглазова М.Ю. Личностная рефлексия в поздней юности: структура // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. - 2007. - № 12. - С.322 – 326. (0.3 п.л.)

Развитие с помощью обусловленной рефлексией способности легко проникать в основания собственного движения и изменять их ставит проблему ограничений. В 1970—80е гг. мышление было преимущественно логическим, нормативным, скованным естественными ограничениями.

Когда мышление стало рефлексивным, творческим, свободным или легко освобождающимся от ограничений, то возникает проблема самоограничения или самоопределения по детерминантам процесса и его границах. Представляется, что это одна из проблем, которая может восприниматься как помеха в ключевые проблемы психологической практики и связанных с ней практико - ориентированных исследований, современного образования и проблематики исследования социального знания. В этом контексте особый смысл приобретают обсуждения темы нравственной практики, как некоего идеала деятельности, представляющей собой попытки воплощения в жизнь определенных культурных ценностей.

(Зарецкий В.К. Творчество. Рефлексия. Самоопределение // Материалы второй Всероссийской конференции по экзистенциальной психологии / М.:

Смысл, 2004.)

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.