Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

2017-06-13 601
Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Преступления против безопасности движения и экс­плуатации транспорта — это предусмотренные ст. 263— 271 гл. 27 УК умышленные или неосторожные обществен­но опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и причиняющие или могущие причинить вред жиз­ни, здоровью человека, чужой собственности.

Видовой объект преступлений, предусмотренных гл. 27 УК РФ, — общественные отношения и интересы, обеспечиваю­щие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транс­порта.

Система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта согласно гл. 27 УК включает две группы:

- преступления, совершаемые лицами, ответственными за безопасность движения вверенных им транспортных средств и их эксплуатацию (ст. 263—266, 269—271 УК);

- преступления, совершаемые лицами, которым не ввере­ны транспортные средства (ст. 267, 268 УК).

Общественная опасность данных преступлений заклю­чается в подрыве общественных отношений в сфере эксплуатации источников повышенной опасности, условий защи­щенности жизненно важных интересов личности, общества, государства.

Основной объект преступных посягательств — безопас­ность движения и эксплуатации транспорта. Дополнитель­ные объекты — здоровье (ч. 1 ст. 263, ч. 1 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 268, ч. 1 ст. 269 УК), жизнь (ч. 2, 3 ст. 263, ч. 2, 3 ст. 264, ч. 2, 3 ст. 266, ч. 2, 3 ст. 267, ч. 2, 3 ст. 268, ч. 2, 3 ст. 269 УК) человека, чужая собственность (ст. 267 УК). Здо­ровье человека (см. ч. 1 ст. 267 УК), чужая собственность могут быть и факультативными объектами.

Объективная сторона составов преступлений выража­ется в форме действия или бездействия. Активное преступ­ное поведение может проявиться, например, в нарушении лицом, управляющим транспортным средством, правил до­рожного движения — проезде под запрещающий дорожный знак (ст. 264 УК).

Пассивное преступное поведение может иметь место, например, при неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути (ст. 270 УК).

По законодательной конструкции составы преступлений, как правило, являются материальными. Преступления окончены в момент наступления соответствую­щих материальных общественно опасных последствий, в частности: а) причинения тяжкого вреда здоровью челове­ка (первые части ст. 263, 264, 266—269 УК), а также круп­ного ущерба (ч. 1 ст. 267 УК); б) наступления смерти чело­века (вторые части ст. 263,264,266—269 УК); в) наступления смерти двух или более лиц (третьи части ст. 263, 264, 266— 269 УК).

Составы преступлений, отраженные в ст. 270 и 271 УК, по конструкции являются формальными. Преступления окончены, соответственно, в момент отказа ка­питаном судна оказать помощь терпящим бедствие и в мо­мент нарушения правил международных полетов.

Диспозиции большинства статей гл. 27 УК имеют блан­кетный характер, поскольку для установления преступности деяния отсылают правоприменителя к подзаконным норма­тивным правовым актам, например таким, как правила до­рожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Обязательным для квалификации деяния как преступле­ния может являться средство его совершения, в частности, транспортное средство. Однако средство следует отличать от предмета преступного посягательства. Так, транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или свя­зи, другое транспортное оборудование являются предмета­ми посягательств, предусмотренных ст. 266 и 267 УК. В ст. 267 УК таковыми к тому же являются и транспортные коммуникации.

Субъект преступных посягательств — физическое вме­няемое лицо, достигшее к моменту совершения преступле­ния 16-летнего возраста, как правило, нарушающее соответ­ствующие правовые предписания. Исключение составляет ст. 267 УК, предусматривающая уголовную ответственность за совершение данного преступления с 14 лет.

Практически во всех преступных посягательствах субъект наделен дополнительным (специальным) признаком — обя­занностью по роду своей деятельности выполнять возложен­ные на него правовые предписания. Например, он должен соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта (ст. 263 УК), транспортных средств (ст. 268 УК), правила безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК). В ка­честве специальных субъектов можно выделить и лиц, уп­равляющих транспортными средствами (ст. 264 УК), а так­же ответственных за их техническое состояние (ст. 266 УК), капитанов судов (ст. 270 УК), членов экипажей воздушных судов (ст. 271 УК).

Субъективная сторона составов преступлений характе­ризуется виной в форме умысла или неосторожности. Так, преступления, предусмотренные ст. 270 и 271 УК, могут быть совершены только умышленно, а преступные деяния, отра­женные в ст. 263, 264, 266—269 УК, — только по неосто­рожности.

Преступления, совершаемые лицами, ответственными за безопасность движения вверенных им транспортных средств и их эксплуатацию. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: понятие, состав и виды

Нарушение правил дорожного движения (эксплуата­ции) транспортных средств — это предусмотренное ст. 264 УК неосторожное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на безопасность дорожного дви­жения (эксплуатации) транспортных средств и причиняю­щее вред жизни или здоровью человека.

Общественная опасность преступления заключается в подрыве общественных отношений по использованию ис­точников повышенной опасности, в причинении этим вреда жизни или здоровью человека, его собственности.

Статья 264 УК состоит из трех частей, отражающих ос­новной (ч. 1), квалифицированный (ч. 2) и особо квалифици­рованный (ч. 3) составы преступления и выражающих не­осторожные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2, 3) тяжести. В присоеди­ненном к статье примечании определяются другие не ука­занные в статье механические транспортные средства.

Основной объект преступного посягательства — безопас­ность дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств. Дополнительные объекты — здоровье человека (ч. 1 ст. 264 УК), его жизнь (ч. 2, 3 ст. 264 УК).

Объективная сторона составов преступления состоит в нарушении лицом, управляющим транспортным средством правил дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств. Нарушение правил может быть выражено в форме как действия, так и бездействия.

Активное преступное поведение может быть отражено в - управлении транспортным средством в состоянии опьянения, в превышении установ­ленной скорости движения, проезде на запрещаю­щий сигнал светофора. Пассивное преступное поведение может иметь место, например, при нарушении пра­вил перевозки грузов, если водитель не обозначил опознавательным знаком «Крупногабаритный груз» погруженные в транспортное средство и выступающие за его габариты предметы спереди или сзади более чем на 1 м либо сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, что привело к дорожно-транспортному происшествию.

По законодательной конструкции составы преступления являются «материальными». Преступление окончено в момент причинения по неосторожности тяжко­го вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264 УК), наступления смерти одного человека (ч. 2 ст. 264 УК) либо смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 264 УК).

Обязательным для квалификации деяния как преступления является средство его совершения: автомобиль, трамвай, другое механическое транспортное средство.

Если последствия, предусмотренные ст. 264 УК, насту­пили не из-за нарушения правил безопасности движения (экс­плуатации) транспортного средства, а в силу нарушения правил производства определенных работ, техники безопас­ности или иных правил охраны труда, в том числе во время движения машины (при погрузке или выгрузке грузов, ре­монте транспортного средства, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других нетранспортных работ), то виновные лица подлежат ответственности за на­рушение этих правил, например, по ст. 143, 216, 219 УК, а при наличии к тому оснований — и за преступления про­тив жизни, здоровья граждан, уничтожение или поврежде­ние чужого имущества.

Нарушение правил дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств, повлекшее по неосторожности послед­ствия, указанные в нескольких частях ст. 264 УК, должно квали­фицироваться по той части статьи, которая предусматривает от­ветственность за наиболее тяжкое из наступивших последствие1.

Должностные или иные лица, ответственные за производ­ство работ на дорогах, не подлежат уголовной ответственно­сти по ст. 264 УК, если они не обеспечили безопасность дви­жения в местах проведения работ, не приняли меры к своевременному устранению помех для движения, запреще­нию или ограничению движения на отдельных участках до­рог, когда пользование ими угрожает безопасности движения, не выполнили другие аналогичные действия2, поскольку субъект нарушения правил дорожного движения и эксплуа­тации транспортных средств — специальный, т.е. лицо, не только достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, но и управляющее автомобилем, трам­ваем, другим механическим транспортным средством.

Нарушение правил безопасности движения (эксплуата­ции) транспорта до наступления материальных обществен­но опасных последствий, предусмотренных гл. 27 УК, как правило, влечет административную ответственность. Поэто­му следует вести речь о смешанной вине, т.е. о вине в ад­министративном правонарушении, перешедшей в вину в преступлении (но не о двух формах уголовно-правовой вины). Именно в таком виде перед нами предстает субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ст. 264 УК. Например, управление транспортным средством водите­лем, находящимся в состоянии опьянения, является наруше­нием Правил дорожного движения (п. 2.7). Но это нарушение будет признаваться административным правонарушением в соответствий со ст. 12.8 КоАП до тех пор, пока в результате него не будет причинен по меньшей мере тяжкий вред здо­ровью потерпевшего. Если же в результате данного нарушения будет причинен вред здоровью потерпевшего, но легкий или средней тяжести, то и в этом случае содеянное не считается преступлением и квалифицируется как административное правонарушение.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме преступного легкомыслия или преступной небрежности.

Субъект преступления специальный – лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным или водным транспортом, а также лицо, которое должно в силу занимаемой должности или выполняемой деятельности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации транспорта (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и т.д.)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.