Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-13 | 252 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Культура России в XVIII веке.
Особенности:
Образование.
Наука.
Техника.
1. И.И. Кулибин – более 30 лет заведовал механическими мастерскими при АН; часовой мастер (встречался с Екатериной II); создал проект моста в один пролёт; автор первых судов, которые двигались по реке против течения.
|
2. И.И. Ползунов – создатель паровой машины для плавильных заводов.
3. Андрей Кондратьевич Нартов (1693-1756 гг.) – создатель токарно-копировальных станков и винторезных.
4.
Архитектура.
нарышкинское барокко (многоярусность, симметричность, цветной декор)
Скульптура.
Новое явление XVIII века – скульптурный портрет.
1716г. – А. Меншиков; 1723г. – Пётр I; 1741 – статуя Анны Иоанновны с арапчонком.
Из мрамора создал скульптуры Г. Потёмкина, Павла I, П. Румянцева, М.В. Ломоносова.
В Петербурге создал памятник Петру I («Медный всадник»)
4. Иван Петрович Мартос (1754-1835гг.) – памятник Минину и Пожарскому (1811г.)
Живопись.
Главное место занимает – портрет.
«Портрет Екатерины II»; «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье»
«Пётр III», «Портрет 7-летнего Павла», «Портрет Екатерины II»
|
Театр.
Фёдор Григорьевич Волков (ок.1729-1763гг.) – «отец русского театра».
1756г. – указ «создать русский театр для представления комедий и трагедий».
7 актёров мужчин (ярославская труппа); директор – А.П. Сумароков.
Александр I (1801 – 1825гг.)
Отец – Павел I; опека бабки – Екатерины II. Воспитатели – С. Бенкендорф, Н. Салтыков, Фридрих Лагарп (доктор права). Круг друзей – Павел Строганов (участник ВФБР), М. Новосильцев (разрабатывал конституционные проекты)
2 периода правления: 1-ый до 1812г., 2-ой – 1815 – 1825гг.)
Первые шаги Александра I:
1. Восстановлена «Жалованная грамота дворянству»;
2. Восстановлена «Жалованная грамота городам»;
3. Аамнистия 12 тысяч чиновников;
4. Снят запрет на торговлю с Англией;
5. Создан «Негласный комитет» (В. Кочубей (МВД); П. Строганов (участник ВФБР), Н. Новосильцев (с 1813г. управлял Польшей); А. Чарторыйский).
Образование.
Цель: нужны грамотные люди для развития страны; создать единую систему просвещения от низшей школы до университета.
Гг. – русско-турецкая война
Причина: после поражения русских войск под Аустерлицем турки нарушили договоры ΧVIIIв.
И перестали свободно пропускать русские суда через проливы Босфор и Дарданелла.
Бухарестский мир (подписывал М. Кутузов)
К России отошли Бессарабия и ряд областей Закавказья.
Граница по реке Прут, а не по Днестру.
Турция расторгла союз с Францией.
Сербия получила автономию.
Планы воюющих сторон.
|
Франция – разбить 1 и 2-ю армии по одиночке (полководцы Н. Бонапарта – маршал Даву, маршал Ней, о котором Наполеон говорил: «Это лев»; маршал Мюрат, командовал кавалерией, Жером Бонапарт – брат Наполеона)
Россия – все русские войска разделены на 3 армии: на реке Неман 1-я армия Барклай-де-Толли, прикрывала направление на Петербург; 2-я армия генерала П. Багратиона в районе Полоцка - прикрывала направление на Москву; 3-я армия генерала Тормасова (на Волыне) - прикрывала направление на Киев; столицу России Санкт-Петербург прикрывал особый корпус генерала П. Витгенштейна; на самом юге России находилась 50-ти тысячная Дунайская армия адмирала П. Чичагова.
Задача – главный удар принимает на себя 1-я армия, с боями отходит к Дрисскому лагерю на Западной Двине; 2-я армия должна ударить в тыл и окружить Наполеона.
Первые военные действия.
12 (24) июня – Н.Б. с войсками переправился через Неман
Барклай-де-Толли оставил Вильно, подошёл к Дрисскому лагерю, но оставил его из-за слабости укреплений.
Идёт к Витебску, чтобы соединиться со 2-ой армией Багратиона. Решил бой не давать. Отходит к Смоленску.
Действия Александра I.
6 июля – Манифест о создании народного ополчения.
Смоленск – подал рескрипт епископу Иринею о партизанской войне.
Москва – встреча с дворянством (из 100 крепостных по 10 человек в ополчение;
собрано 2,4 млн. рублей)
Бородинское сражение – 26 августа. Н.Бонапарт: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»
Значение Бородинского сражения:
1. Резервы Наполеона разбиты (оставалась старая гвардия)Потери русских – 44 тысячи, около 1000 офицеров, 23 генерала. Были убиты все 4 брата Тучковы, П.Багратион, А.Кутайсов.
2. Пошатнулся авторитет Наполеона, как непобедимого полководца;
3. Нравственная и политическая победа России.
4. Крушение стратегии и тактики Наполеона. (Потомки соорудили 49 памятников, посвящённых Бородинской битве)
1 сентября – совет в Филях. Оставлять ли Москву? Куда отступать? (Барклай – на Владимир; Беннигсен, Ермолов – дать бой; Кутузов – на Рязань, обман, на Калугу) Тарутинский манёвр.
|
7 октября – французы покинули Москву. Кто поджёг Москву?
12 октября – бои за Малоярославец. Вязьма (фр. убито 6 тыс., 2,5 тыс. ранено), Смоленск,
17 ноября – при переправе через Березину французов погибло 30 тыс., утонуло – 2 тысячи человек.
23 декабря – царский Манифест об окончании войны. Александр I: «Вы спасли не одну Россию, вы спасли Европу»
октябрь 1813 г. – «битва народов» под Лейпцигом (участвовало более 500 тысяч человек)
18. 03.1814 г. – союзнич. армия в Париже. Наполеон сослан на о. Эльба в Средиземном море.
Июнь 1815 г. – битва под Ватерлоо (100-дневное правление Наполеона; был сослан на остров святой Елены)
Сентябрь 1814 – июнь 1815 гг. – Венский конгресс
Значение войны:
Итоги войны:
I. Крестьянский вопрос.
6 декабря 1826г. создан I Секретный Комитет (В. Кочубей – член Негласного Комитета, 1819-1823гг. председатель МВД, с 1827-34гг. председатель Государственного Совета и Комитета Министров).
Задача – снять остроту крестьянского вопроса.
А) ограничено право помещиков, по своему усмотрению ссылать крестьян в Сибирь;
Б) запрет продавать крестьян с публичных торгов, дарить и продавать за долги, разбивать семьи;
В) покупать крестьян без земли;
Г) земля – собственность помещика, но крестьяне могли её арендовать.
В 1837г. (до 1856г.) создано Министерство государственных имуществ для управления государственными крестьянами под руководством П. Киселёва.
ЛЕНИН О ДЕКАБРИСТАХ
|
«...Мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции,—писал Ленин в статье «Памяти Герцена».— Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.
Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» — звал их Герцен. Но это не была еще сама буря.
Буря, это — движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году».
2. Историческое значение восстания декабристов:
Кружки 20-30-х гг.
А) Кружок братьев Критских 1827год
В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев Петра, Михаила и Василия Критских. Следственные материалы свидетельствуют о 6 членах кружка и 13 «прикосновенных» - студентов, мелких чиновников и даже одного юнкера. Основными темами бесед в кружке были «любовь к отечеству» и судьба декабристов, осуждение крепостного права и сурового режима, царившего в армии. Участники кружка строили планы широкой антиправительственной пропаганды. Были предложения выпустить прокламацию, которую предполагалось в день коронации Николая I положить у памятника Минину и Пожарскому на Красной площади, а самому монументу «прилепить изображение казненных государственных преступников» (декабристов). Перед самой коронацией Николая I участники кружка были арестованы. Николай приказал членов кружка заключить в Шлиссельбургскую крепость и в тюрьму Соловецкого монастыря, а «прикосновенных» выселить из Москвы и отдать под надзор полиции.
Б) 1831год кружок Н. Сунгурова (за вооружённое восстание в Москве - арест, Петропавловка, каторга)
В) «Философические письма» П.Я. Чаадаева 1836 год.
П.Я. Чаадаев окончил Московский университет, где отличался начитанностью и самостоятельностью суждений. После окончания университета он служил в гвардейском Семеновском полку, участвовал в кампаниях 1812—1814 гг. Вскоре он подал в отставку и зажил затворнической жизнью. В начале 1830-х гг. Чаадаев написал свои «Философические письма», после чего был объявлен сумасшедшим и отдан под надзор полиции. Н.Надеждин сослан. У В.Белинского произведён обыск. Кружок Н.Станкевича (1831-1839гг.) распался.
«Философические письма» П.Я. Чаадаева (опубликовано в журнале «Телескоп» Н.Надеждина)
Г) 1832 год литературный кружок В.Г. Белинского. («Дмитрий Калинин», 1847 г.)
В «Письме к Гоголю» написал:
1. в России нет гарантий для личности, нет даже полицейского порядка; 2. современные национальные вопросы: а) уничтожение крепостного права; б) отменить телесные наказания; в) введение по возможности строгое выполнение тех законов, которые уже есть.
Д) Начало 40-х годов кружок А. Герцена и Н. Огарёва
Гг. – русско-иранская война
Причина: усиление России в Закавказье и Западной Грузии.
Война носила затяжной характер.
Гюлистанский мир.
Иран признал за Россией Дагестан, Восточную Грузию, Северный Азербайджан.
Гг. - русско-иранская война
Причина: Иран не доволен Гюлистанским договором.
Иран, подталкиваемый Англией, без объявления войны России осуществил вторжение на территорию Северного Азербайджана.
Туркманчайский мир (договор составлял дипломат А.С. Грибоедов, который через год был убит в Тегеране толпой фанатиков)
Гг. – русско-турецкая война
Причина: после поражения русских войск под Аустерлицем турки нарушили договоры ΧVIIIв. И перестали свободно пропускать русские суда через проливы.
Бухарестский мир (подписывал М. Кутузов)
К России отошли Бессарабия и ряд областей Закавказья.
Граница по реке Прут, а не по Днестру.
Турция расторгла союз с Францией.
Гг.
Причина: Россия, Англия и Франция выступили против зверств турецкой армии в Греции, турецкий султан объявил священную войну России.
Основной фронт военных действий - Дунайский и Кавказский.
Русской армией взяты Анапа, Карс, Ардаган, Поти; Молдавия, Валахия.
1829г. – русские взяли Адрианополь, на подступах к Константинополю.
2 сентября 1829г. – Адрианопольский мир. Подписывали А. Орлов и Ф. Пален.
К России часть перешла дельта Дуная, побережье Чёрного моря от Анапы до Поти, часть Грузии. Свобода движения русских судов через проливы и по реке Дунай
Турция в течение 1,5 лет выплачивает России 1,5 млн. голландских гульденов.
Греция получила независимость. Сербия, Молдавия, Валахия – автономию.
Гг. – Лондонская конвенция.
Проливы объявлялись закрытыми для всех иностранных кораблей. Русский флот закрыт в Чёрном море, в случае войны Турция могла открыть проливы для иностранных судов.
Гг. Крымская война.
А) Причина войны – «Восточный вопрос» (1826-1828гг., 1828-1829гг., 1833г., 1840-41гг.) – борьба за преобладание влияния на Ближнем Востоке.
«Восточный вопрос» связан с распадом и ослаблением Османской империи и преобладанием России на Балканском полуострове и вмешательством России в дела Турции.
Б) Повод – борьба за право обладать ключами от Вифлиемского храма и ремонт купола над гробом Господнем в Иерусалиме. Под давлением президента Франции Луи-Наполеона Бонапарта султан решил вопрос в пользу католиков.
1-ый этап войны: октябрь 1853 – апрель 1854гг. (Дунайский и Кавказский фронты).
Турция рассчитывала на встречные удары войск Шамиля на Кавказе
Роль вице-адмирала П.С.Нахимова 18.11.1853г. в Синопском бою: у турок – 14 судов + 2 паровых; у России – 8 парусных кораблей; турецкий флот разбит, Осман-паша взят в плен.
Районы военных действий.
Турция – в Чёрном море и Закавказье.
Франция и Англия – в Балтике (блокировали Кронштадт, но русские моряки расставили мины);
Белом море (обстреляли Соловецкий монастырь); на Дальнем Востоке (пытались взять Петропавловск-Камчатский); в Чёрном море (высадились в Крыму).
Лето 1854 г. – концентрация англо-французских войск в районе Варны (300 кораблей + 60 тысяч войск)
Роль А. Меншикова. 8 сентября русские войска на р. Альме (35 тыс.) проиграли англо-французской армии, отступили к Бахчисараю; А. Меншиков не использовал успех под Балаклавой в октябре 1854г.; поражение под Инкерманом.
С февраля 1855г. главнокомандующий Михаил Дмитриевич Горчаков (вёл себя пассивно)
Октябрь 1854- август 1855гг.- оборона Севастополя (349 дней). 27 августа противники захватили Малахов курган. Приказ Горчакова отступать.
Роль адмиралов Владимира Алексеевича Корнилова, Владимира Ивановича Истомина, Павла Степановича Нахимова (все 3 адмирала погибли, защищая Севастополь), военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена.
При обороне Севастополя прославились Пётр Кошка, Дарья Севастопольская, Николай Иванович Пирогов (наркоз, гипс), Лев Николаевич Толстой – «Севастопольские рассказы».
Образование.
1802г. – Создание Министерства народного просвещения.
Открытие новых ВУЗов (Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Петербургский).
1803г. – реформа, «Положение об устройстве учебных заведений» (приходские школы – 1 год; уездные училища – 2 класса; губернские – 4 класса; университеты)
1804г. – новый Университетский устав (дана автономия).
1830- 40-е гг. – книгоиздательство А.Ф. Смирдина. Издавал произведения Пушкина, Гоголя, Жуковского, ж. «Библиотека для чтения»; «Полное собрание сочинений русских авторов». Впервые ввёл гонорар. 70 собраний русских писателей.
Рост гуманитарных наук.
1. Н. Карамзин «История государства Российского» 8 томов, начало XIX века.
2. С.М. Соловьёв «История России с древнейших времён» 29 томов, середина XIXв.
3. В.О. Ключевский «Курс русской истории» 5 томов, начало ХХ века.
4. Тимофей Николаевич Грановский.
5. М. Погодин.
Наука.
Архитектура.
Классицизм – (с лат. – образцовый) сложился в XVII в. во Франции; в России вторая половина XVIII в.-
первая половина ХIX века.
В Москве.
Промышленность.
Уклад – система хозяйства, отличающаяся от другой формы собственности производственными отношениями.
Уклады: натурально-патриархальный (изготовление товара на себя, т.к. низкий уровень техники); частновладельческий; мелкотоварный; ГМК; промысловый; кустарный.
В России в конце XIX века работало 150 тыс. предприятий, на них трудилось 800 тыс. человек. Продукции изготавливали на 700 млн. рублей.
Зимой промыслом занимались ещё 3,5 – 4 млн. человек.
Транспорт и торговля.
Б) Крестьянские наделы. Отрезки.
Закон признавал за помещиком право собственности на всю землю в имении. Крестьяне – пользователи надельной земли. Крестьянин должен выкупить землю. В течение 9 лет крестьянину запрещалось отказываться от надела (размер надела – от 3-х до 12-ти десятин земли на одну душу мужского пола)
За помещиками сохранялось в чернозёмной полосе – 1/2 земли; в нечернозёмной – 1/3.
В среднем надел крестьянина составлял на душу – 3,4 десятины; на помещика – 68 десятин (необходимо – 6-8 десятин для обеспечения жизненного уровня)
Отрезки – участок земли, который отрезали от крестьянского надела, если он превышалустановленную норму по уставной грамоте.
Уставная грамота – документ, который фиксировал отношения помещика свременнообязанным крестьянином.
Временнообязанный крестьянин – категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп. Срок временнообязанных отношений установлен не был. За пользование землёй Временнообязанные крестьяне несли феодальные повинности (оброк или барщину).
В) Выкуп
Крестьяне должны были заплатить за надел сразу 20% от общей суммы выкупа.
80% - давало государство.
В течении 49 лет крестьянин должен был отдать долг государству с % (6% годовых)
Помещики получали первоначальный капитал. До 1906г. крестьяне выплатили 3 млрд. рублей при стоимости земли 500 млн. рублей.
Г) Община.
Созданы органы крестьянского управления. Крестьяне одной общины составляли сельскоеобщество (от 300 до 2000 душ муж. пола.)
Волость – несколько сельских обществ.
Сельский сход на 3 года избирал сельского старосту, сборщика податей, представителя на волостной сход (1 от 10 дворов).
Мировые посредники – представители от дворянства; назначались. Утверждали уставные грамоты, разбирали судебно-гражданские дела, осуществляли надзор за органами крест. управления.
Д) Повинности.
Оброк – от 8 до 12 рублей. Оброк нельзя повышать, если не увеличивался размер надела.
Барщина – до 70 дней в год: 40 мужских, 30 – женских.
Рабочий день летом – 12 часов; зимой – 9 часов.
Возраст работника: мужчина – от 18 до 56 лет; женщина – от 17 до 50 лет.
Барщина и оброк были отменены в 1881 году.
Но, сохранялись феодальные пережитки:
Община, круговая порука.
Помещичье землевладение.
Барщина, оброк.
Либеральные реформы.
Год – земская реформа
Земство – выборные органы местного самоуправления для решения хозяйственных вопросов; выборы 1 раз в 3 года в земские губернские, уездные собрания - распорядительные органы; эти собрания избирали земскую управу – исполнительные органы. Все избиратели делились на 3 курии: 1) местные землевладельцы (не менее 200-800 десятин земли); 2) горожане; 3) крестьяне (выборные от волостей).
Земства не были введены в Сибири, на Дону, Архангельской, Астраханской, Оренбургской губерниях, в Литве, Белоруссии, Правобережной Украине.
Год – судебная реформа.
Принципы: гласность, бессословность, независимость, состязательность;
выборные присяжные заседатели (не могли быть духовенство, военные, прислуга);
избрание мировых судей (мирового судью избирали на земском собрании, а утверждал Сенат; рассматривали мелкие правонарушения и гражданские дела на сумму до 500 рублей);
Сенат – высшая судебная инстанция;
сохранились сословные суды для военных и духовенства + крестьянский волосной суд, рассматривал мелкие преступления.
1864 - реформа образования (Положение о начальных народных училищах; Устав гимназий и прогимназий; 1863г. Университетский устав об автономии)
1870 год – городская реформа (Городская Дума – распорядительный орган власти; городская управа – исполнительный; во главе – городская голова; 3 курии; имущественный ценз (право голоса имел тот, кто уплачивал 1/3 налогов; не получили избирательные права наёмные работники, многие ремесленники, торговцы, прислуга)
1874 год – военная (введена всеобщая воинская повинность с 20 лет; в пехоте служить – 6 лет; на флоте – 7 лет; кто окончил ВУЗы – срок службы до 6 месяцев).
Б) Либеральное
В) Радикалы; революционно-демократическое:
3 этапа: 1) 60-е гг. – складывание революционно-демократической идеологии; 2) 70-е гг. – оформление народничества; 3) 80-90-е гг. – либеральные народники и распространение марксизма –
«Шестидесятники». 2 центра радикального направления:
1) центр - Лондон, А.Герцен, ж. «Колокол»(1857-1867гг); теория общинного социализма, подготовить революцию;
2) центр – Россия, Н.Чернышевский, Н.Серно-Соловьевич, подпольные листки «Великорусс», ж. «Современник», Н.Чернышевский «Письма без адреса», «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», провёл 2 года в Петропавловке, 7 лет на каторге, написал «Что делать?»
1861-1864гг. – орг. «Земля и воля» (чиновники, офицеры, литераторы, студенты)
Задача – подготовить народную революцию. (ж. «Земля и воля», прокламации «К молодому поколению», «К солдатам», «Молодая Россия» (стр. 239)
Ишутинцы, нечаевцы. Николай Ишутин и Дмитрий Каракозов создали организацию «Ад».
1869г. – Сергей Нечаев орг. «Топор, или Народная расправа». Лозунг: «Цель оправдывает средства», вся организация поделена на «5», методы запугивания и шантажа, убийство студента И.Иванова, Нечаев бежал в Швейцарию, выдан, 20 лет каторги.
Нигилисты – отрицающие все человеческие ценности.
1869 -1874гг. – организация «Чайковцы» (М. Натасон, С.Перовская, Н.Чайковский,
около 100 человек, в1872г. вошёл Пётр Алексеевич Кропоткин – теоретик анархизма)
1874г. – хождение в народ (в 1861г. введена плата за обучение в ВУЗах, многие студенты лишены права обучаться
Народничество – идеология и движение разночинной молодёжи, интеллигенции против крепостничества, самодержавия, капиталистического развития России путём крестьянской революции.
Родоначальники: Н.Чернышевский;А.Герцен в ж. «Колокол»«В народ! К народу!»
Идеологи: М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачёв.
Тактика: революционная агитация.
Цель – поднять крестьян на восстание.
Пропаганда в 37 губерниях, свыше 1000 народников.
Единого руководства и плана действий не было.
Не придавали особого значения борьбе за Конституцию и гражданские права.
А) НОД на Балканах. Вопрос о Конституции
Б) Деятельность негласных съездов земцев. 1878г. – съезд в Киеве, гл
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!