Структурные концепции и модели профессиональной культуры специалиста — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Структурные концепции и модели профессиональной культуры специалиста

2017-06-13 718
Структурные концепции и модели профессиональной культуры специалиста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культура профессиональной деятельности будущего специалиста как показателя его соответствия эталону профессиональной компетентности может быть результатом саморазвития студента. Будучи целевой и содержательной характеристикой современного специалиста, она выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта профессиональной деятельности. Культуру профессиональной деятельности будущего специалиста, по мнению ученых, ее нельзя сформировать не включив студента в учебно-познавательную деятельность; он должен пройти через последовательность ситуаций, близких к реальным и требующих от него компетентных действий, оценок, рефлексии приобретенного опыта (В.В. Сериков).

Концепция формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста базируется на идее о том, что целостность и гомогенность исследуемого качества будущего специалиста на всех уровнях реализации компетентностного подхода закономерно обеспечивается интеграцией культурологического, деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, при сохранении системообразующей роли последнего и требует выражения результата в единых показателях.

Культурологическая концепция формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста базируется на идее о том, что целостность и гомогенность исследуемого качества будущего специалиста на всех уровнях реализации компетентностного подхода закономерно обеспечивается интеграцией культурологического, деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, при сохранении системообразующей роли последнего и требует выражения результата в единых показателях: личностное и профессиональное становление, самоактуализация, саморазвитие и самореализация в профессиональной деятельности.

Концептуальная модель реализации компетентностного подхода в формировании культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода:

- сконструирована на принципах: культуроличностного выбора и самоопределения в культуре (развитие механизмов профессионального самоопределения, активизация разных видов рефлексии, актуализация нерефлексивных форм самоопределения, динамика ценностно- смысловых образований студента, движение к ценностям, закрепленным в культуре);

На основе вышеупомянутых организационно-педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих специалистов предлагаем составляющие основной модели методических подходов, которые соответствуют целям, этапам и компонентам становления профессиональной культуры: - — гуманистический и организационный подход — для целеполагания, подготовки и обеспечения формирования профессиональной культуры учащихся, где основой формирования профессиональной культуры воспитанников является целенаправленная работа инженерно-педагогических работников, основанная на интегрированном подходе к профессиональному и культурологическому образованию; - личностный и аксиологический подход — для работы с учащимися в процессе подготовки их к восприятию профессиональной культуры, что предполагает ориентацию на развитие личности и обеспечение готовности к восприятию профессиональных ценностей и культурологических основ профессии; - компетентностный и культурологический подход — для гармонизации профессиональных и культурологических составляющих подготовки на основе развития творческих компетенций будущего специалиста.

 

21. Методы психодиагностики ПВК в опасных профессиях.

 

Метод Профе́ссиогра́мма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Сопоставление ПВК и профессиограммы.

 

В.Д. Шадрико отмечает, что профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.

Согласно А.В. Карпову, профессионально важные качества можно разделить на четыре основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

абсолютные ПВК – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

 

Метод тестирования с помощью личностных опросников и методик, например м етодики исследования профессиональной компетенции, профориентации

Психодиагностика деструкций

Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нель­зя найти профессиональной деятельности, которая вооб­ще не имела бы таких отрицательных последствий. Проб­лема в балансе — соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Те профессии, или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывают так называемые профессиональ­ные деструкции. Профессиональные деструкции прояв­ляются в снижении эффективности труда, в ухудшении взаимоотношений с окружающими, в ухудшении здоровья и главное — в формировании отрицательных личностных качеств и даже — в распаде целостной личности работника.

выделиляют следующие тенденции разви­тия профессиональных деструкции

1. Отставание, замедление профессионального разви­тия

2. Несформированность профессиональной деятель­ности.

3. Дезинтеграция профессионального развития, рас­пад профессионального сознания и как следствие — нереа­листические цели, ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессиональные конфликты

4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, результатом чего является полная или частичная дезадаптация.

5. Рассогласованность отдельных звеньев профессио­нального труда, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает.

6. Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления

7. Искажение профессионального развития, появле­ние ранее отсутствовавших негативных качеств

8. Появление деформаций личности (эмоционального истощения и «сгорания», а также ущербной профессиональ­ной позиции

9. Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери работоспо­собности.

Метод тестирования с помощью личностных опросников и методик, например м етодики оценки нервно-психической устойчивости, диагностики стресса. (Бойко выгорание, мло адаптивность)


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.