Виды, формы, методы психологического обеспечения деятельности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Виды, формы, методы психологического обеспечения деятельности

2017-06-13 1033
Виды, формы, методы психологического обеспечения деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Включают в себя индивидуальную и коллективную психодиагностику, психореабелитацию, консультации, трениннги, информационное просвещение, стандатизированные и проективные методики.

 

31. Цели и содержание целевой психологической подготовки специалистов профессий особого риска.

Профессионально-психологическая подготовка - особый вид профессиональной подготовки. Ее целью выступает практическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к успешной профессиональной деятельности в сложных по своим объективным психологическим особенностям условиях. К таким условиям чаще всего относятся: некоторые метеорологические и стихийные, ночные условия, условия местности, особенности строений и объ­ектов, некоторые особенности обстановки (внезапность возникновения, неожиданность, неясность, быстрая изменчивость и др.) неправомерные действия правонарушителей, применение ими оружия, пресечение многих видов правонарушений, условия про­тиводействия и конфликтного общения, психологические и педаго­гические особенности граждан, с которыми приходится иметь де­ло, их состояния (возбужденность, истеричность, враждебность, агрессивность, невменяемость и пр.), хитрость, скрытность и лжи­вость части из них, вызывающее и провоцирующее поведение, часть внутренних состояний самого специалиста (усталость, воз­бужденность, гнев, ненависть, тревожность, острое чувство ответ­ственности, расслабленность, ослабленная бдительность, снижен­ная мобилизованность и др.).

Основные задачи профессионально-психологической подго­товки:

- вооружение сотрудников психологическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими трудностей правоохрани­тельной деятельности в экстремальных условиях, их выявления, анализ, учет при принятии решений и выполнении профессио­нальных действий;

- развитие профессионально-психологической ориентирован­ности личности сотрудников — устойчивой установки их на учет и грамотное преодоление психологических трудностей правоохрани­тельной деятельности;

- формирование профессионально-психологических умений и навыков;

- профессиональное развитие необходимых для успешных действий психологических качеств;

- развитие и укрепление профессионально-психологической устойчивости;

- психологическая закалка (повышение надежности) важ­нейших профессиональных навыков и умений, обеспечивающая их наилучшее проявление в трудных условиях.

Как видно, в основе концепции профессионально-психоло­гической подготовки — акцент на прикладное обучение, формиро­вание не только знаний по юридической психологии, но и практи­ческое обучение их применению, развитие профессиональных ка­честв. Такой подход к ней определяет особенности отбора содержания, форм, методов, обеспечения и др.

Разные специалисты правоохранительных органов, наряду с наличием общего в их работе, сталкиваются все же с разными психологическими трудностями, связанными со спецификой зала и условий именно их деятельности. Поэтому существуют разны виды профессионально-психологической подготовки, делящиеся л специальностям (профессионально-психологическая подготовка оперативных работников, следователей, прокурорских работников таможенников, инспекторов налоговой полиции, личного состава ОМОН и др.), но специфике задач и условий их выполнении (профессионально-психологическая подготовка к задержанию воо­руженного правонарушителя, к действиям ночью, при чрезвычай­ных обстоятельствах, к общению, к работе с разными категориями граждан), по категориям персонала (профессионально-психоло­гическая подготовка рядового состава, руководящего состава) Они имеют отличия по содержанию, методике, обеспечению.

 

 

32. Со держание и методы психологической подготовки подразделений специального назначения.

Сляднева О.В.. Особенности организации психологической подготовки подразделений специального назначения, 2005 - перейти к содержанию учебника

Психологическая подготовка в специальном смысле часто включает ее некоторые составляющие - эмоционально-волевую подготовленность, тренировку психических функций. Реже психологическую подготовку отождествляют с целостной подготовкой специалиста на основании того, что она направленно воздействует на психику. Психологическая подготовка в широком смысле как вооружение личного состава знаниями психологии применяется неспециалистами как более краткая форма.

Задачи психологической подготовки решаются с помощью педагогических и специальных психологических методов:

Группа педагогических методов, как правило используются в процессе боевой подготовки. В основу данных методов положен тезис о том, что с помощью различных приемов можно воспроизводить условия сходные с боевыми, которые в свою очередь, будут способствовать актуализации у сотрудников сходных с реальными боевым мотивами, появлению состояния психической напряженности различной степени интенсивности.

Таким образом навыки и умения личного состава, приобретаемые в процессе занятий по различным предметам боевой подготовки укрепляются под воздействием сходных с боевыми условиями. В этом процессе, по существу, происходит частичная адаптация сотрудников отрядов милиции к возможным сложный условиям оперативной обстановки, что повышает их эффективность, устойчивость психики к воздействию психологических факторов в непосредственно служебно-боевой обстановки.

Эффективный процесс профессиональной подготовки к деятельности в осложненной обстановке, к деятельности в условиях опасности, дефицита информации, времени, к действиям в условиях напряженности и перенапряженности реализуется в три этапа.

 

На первом этапе необходимо преимущественно использовать демонстрационные методы, снижающие недостаток информации об условиях реальной оперативно-служебной деятельности и дающие общую ориентировку в осваиваемых действиях.

 

На втором этапе начинать интенсивно применять условно-ситуативные методы и отдельные стресс-факторы, которые направлены на формирование ориентировочной основы профессиональных действий. Завершением второго этапа следует считать освоение профессиональных действий, четкое их выполнение в нормальных условиях, т.е. без моделирования различных помех.

 

На третьем этапе необходимо сочетание условно-ситуативных методов с широким использованием имитации психологических стресс-факторов оперативно-служебной деятельности. Такое сочетание позволяет повысить устойчивость действий к внешним воздействиям и сформировать уверенность сотрудников в своих силах. Завершением третьего этапа формирования психологической готовности у сотрудников следует считать достижение сотрудниками такого уровня овладения служебной деятельностью, при котором ее ход не нарушается в результате имитации различных воздействий психологических факторов оперативно-служебной деятельности.

При организации процесса профессиональной подготовки, направленного на формирование психологической готовности сотрудников следует руководствоваться следующим правилами:

1. Вносить элементы, затрудняющие деятельность только после освоения сотрудниками порядка выполнения действий в нормальных условиях.

2. Используемые в ходе занятий приемы моделирования факторов оперативно-служебной деятельности должны соответствовать по смыслу содержанию отрабатываемых действий.

3. Моделировать оперативно-служебные ситуации необходимо в случайном порядке, неожиданно для сотрудников, чтобы не было привыкания к последовательности моделирования, желательно постоянно изменять выраженность и сочетание моделируемых факторов экстремальных ситуаций.

4. Наиболее часто следует моделировать те факторы, вероятность воздействия которых для сотрудников выше.

5. При моделировании факторов оперативно-служебной деятельности уровень психической нагрузки должен позволять большинству сотрудников получить положительный результат в преодолении напряженности и достижении успеха. Такая дозировка нагрузок будет способствовать формированию уверенности в себя у сотрудников, стимулировать их желание получить более сложную задачу.

6. Если сотрудник «не справился» с экстремальной оперативно-служебной ситуацией, ему на следующей тренировке нужно предложить более легкую задачу по тем моделируемым факторам, которые явились причиной затруднения.

 

Для того, чтобы моделировать процесс оценки и профессиональной подготовки, направленный на формирование психологической готовности личного состава к оперативно-служебной деятельности необходимо создавать такие ситуации, которые оценивались бы как трудные. Естественно, что только трудность задачи или условий ее выполнения будет вызывать психическую напряженность сотрудников. Трудности в процессе выполнения учебно-боевых задач на занятиях могут создаваться несколькими способами, а значит, и психологические факторы оперативно-служебной деятельности могут моделироваться этими же способами.

 

Средства моделирования психологических факторов

 

По средствам моделирования психологических факторов они классифицируются на:

Словесно-знаковые. В этом случае воздействие на сотрудников осуществляется через вторую сигнальную систему посредством слова, знака, информативного жеста. Это может быть рассказ о предстоящих трудностях, возможности получить травму, доведение различных «легенд», подача неожиданных вводных и т. п. Несмотря на кажущуюся простоту, указанное средство моделирования бывает иногда чрезвычайно эффективно.

 

Наглядные. Воздействие на сотрудников производится путем показа различных предметов, действий, кинофильмов, фотографий, схем и т. д. Надо сказать, что в этом случае создаются не сами затруднения, а чаще эти средства применяются на этапе подготовки к отработке различных упражнений.

 

Тренажерные. Воздействие на личный состав производится с использованием различных тренажеров, технических средств, спортивных снарядов, предназначенных для отработки различных действий и приемов. На данный момент это, пожалуй, самое распространенное средство.

Компьютерные. Воздействие на сотрудника производится путем создания затруднений в ходе решения задач, игр при работе на тренажере или ПЭВМ. Указанное средство является наиболее приоритетным и пока только разрабатывается. Смысл компьютерных задач и игр сводится к тому, что в ходе работы на ЭВМ, когда задана конкретная задача и условия ее выполнения, сотрудник выполняет деятельность сходную с реальной оперативно-служебной деятельностью (например: при оценке обстановки и принятии решения на применение оружия, наиболее удобном выборе позиции для задержания преступника и т. п.). Наиболее эффективно данное средство для формирования психологической готовности командиров всех степеней, но должно использоваться и для подготовки милиционеров-бойцов.

 

Имитационные. Воздействие на сотрудника производится с помощью средств имитации внешних признаков экстремальной ситуации или боевой обстановки. К данному классу относятся не только взрывпакеты, холостые патроны, дымовые шашки и т. п. Кроме них внешняя картина боевой обстановки может имитироваться путем создания разрушений, завалов, муляжей трупов и т.п. Это наиболее знакомые для командиров средства моделирования.

 

Боевые. Воздействие на психику сотрудника производится с использованием спецсредств, боевой техники, вооружения и подрывных средств, применяемых в ходе ведения специальных операций или боевых действий. Примерами, в данном случае, может служить обкатка боевой техникой, форсирование преград, метание боевых гранат и т. п. Это, пожалуй, самые эффективные средства для моделирования психологических факторов оперативно-служебной деятельности, но, к сожалению, они и самые запретные, и поэтому применяются весьма ограниченно.

 

33. Психологическое сопровождение основных видов деятельности специалистов профессий особого риска: цели, задачи, содержание.

Специалист профессий особого риска должен обладать знаниями, умениями и навыками для сохранения и восстановления целостности своего тела и психики в заданной (в том числе агрессивной) среде, в соответствии со своими функциональными возможностями, «здесь и сейчас». Отсюда четко выделяются и основные направления психологического сопровождения деятельности специалистов профессий особого риска: предупреждение профдеформации, снятие последствий перенапряжения в служебной и боевой деятельности, профилактика суицидов, и, в целом, поддержание профессионального здоровья и долголетия.

Ключевым ресурсом сохранения психологической безопасности при выполнении поставленной задачи является способность специалиста по отдельным признакам предугадывать ход развития еще не развернувшихся событий, т.е. антиципация (предвидение), реализация навыков опережающей формы поведения, что является профессионально-важным качеством, приобретаемым в результате специального обучения.

Целенаправленное формирование данного профессионально важного качества позволит специалисту, реализующему деятельность в особых и экстремальных условиях, действовать максимально дисциплинировано, эргономично, разумно, эмоционально - стабильно, выбирать соответствующие меры безопасности, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.

В современных условиях особую актуальность среди проблем психологии приобретает проблема готовности человека к различным видам деятельности (военной, спортивной, трудовой, операторской и т. п.), а также к творческому выполнению конкретных жизненных, общественных (но, по сути своей) задач. Заметим, что зачастую деятельность человека протекает в измененных, отличающихся от обычных, условиях. Всё это заставляет по-новому ставить вопрос о готовности профессионала к деятельности в особых, и прежде всего - в экстремальных условиях. Условия, предъявляющие повышенные требования к работающему человеку, носят название особых условий деятельности.

 

К числу таких условий относятся:

· Работа в уникальных условиях, сопряженных с опасностью для жизни;

· Высокая «стоимость» (ответственность) принимаемых решений;

· Усложнение выполняемых функций;

· Увеличение темпа деятельности;

· Монотонность работы в условиях ожидания сигнала к экстренным действиям (т. н. труд ожидания);

· Совмещение различных по целям действий в одной деятельности (т. н. совмещенная или раздвоенная деятельность);

· Переработка больших объемов и потоков информации (т. н. перегрузка информацией);

· Дефицит времени на выполнение требуемых действий;

· Усложненные факторы рабочей среды и т. п.

Особые условия деятельности предъявляют повышенные требования к работающему человеку, являются причиной ошибок и срывов в работе, неблагоприятно влияют на работоспособность человека и состояние его здоровья. Эти причины обусловили возникновение таких дисциплин, как экстремальная психология и психология труда в особых условиях.

Особые условия деятельности всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстремальных ситуаций. В зависимости от степени периодичности, частоты их возникновения и продолжительности различают:

· Собственно, особые условия деятельности, которые справедливы для тех ситуаций, когда деятельность связана с эпизодическими действиями экстремальных факторов.

· Экстремальные условия деятельности (как крайняя форма особых условий), связанные с постоянным действием экстремальных факторов.

Например, деятельность космонавта или летчика в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях, т. е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, потенциальная угроза жизни и т. п. Причем эти условия сохраняются практически постоянно на протяжении всей деятельности. Аналогичная картина имеет место в деятельности пожарных, военнослужащих, спасателей, скалолазов и др. Ее изучением занимается экстремальная психология.

Содержание и формирование целевого психологического ресурса в профессиях особого риска.

1.Психологический ресурс субъекта служебной деятельности может находиться как в актуальном состоянии (имеется в наличии, мобилизован, готов к применению), так и в потенциальном состоянии (может быть получен, например, за счет вхождения в ресурсное состояние, обретения ресурса посредством адаптации к условиям деятельности, привлечения ресурса других людей). Он может быть локализован в прошлом (опыт успешного решения задачи), в настоящем (актуальное ресурсное состояние) и в будущем (вера в бессмертие, уверенность в том, что товарищи не оставят в сложной ситуации).

2. Психологический ресурс многообразен. Он существует в виде ресурсных (для данного вида деятельности, задачи данного типа) индивидуально-психологических и личностных качеств, стеничных индивидуальных и коллективных состояний, настроений, веры, синергии, возникающей в процессах межличностного взаимодействия в социальных группах и командах, авторитетного лидерства, дисциплины, мобилизующего группового (общественного) мнения, привычности природно-географических и погодно-климатических условий деятельности и т. д. Различные виды ресурса находятся в отношениях взаимного дополнения, частичной взаимной компенсации.

3. Психологический ресурс динамичен: он может обретаться, формироваться, расходоваться, утрачиваться, заменяться квазиресурсом, становиться неактуальным.

4. Психологический ресурс может частично быть врожденным, передаваемым по наследству, может создаваться стихийно (методом "проб и ошибок") или формироваться целенаправленно для решения конкретных задач служебной деятельности.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.