Убыхи Сочи - мореходы и корабелы или, где жили дворяне рода Чизмаа — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Убыхи Сочи - мореходы и корабелы или, где жили дворяне рода Чизмаа

2017-06-13 566
Убыхи Сочи - мореходы и корабелы или, где жили дворяне рода Чизмаа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бытует расхожее мнение, что убыхи это горцы, наездники, воины. Но есть ряд фактов, которые однозначно характеризуют их как умелых мореходов и кораблестроителей. По весьма сложным обстоятельствам грузино-абхазской войны 1992-1993 сгорели рукописи Шалвы Денисовича Инал-Ипа – Убыхи, которая была фактически написана ещё более двадцати пяти лет назад. Кропотливым трудом в последние годы жизни он попытался по крупицам воссоздать её, но, к сожалению, завершить работу не успел. Усилиями единомышленников эта книга всё же была издана в 2015 году. Многие факты из этого научного труда освещают малоизвестные аспекты жизни убыхов, в том числе и их навыки и умения в морском деле.

Как умелые пираты жители побережья Сочи и Абхазии – гениохи, описаны ещё в античное время. Известный географ Страбон (нач.I в.н.э.) оставил нам яркую характеристику гениохов-пиратов, сообщая, что они «живут морским разбоем, для чего имеют небольшие, узкие и легкие ладьи, вмещающие около 25 человек и редко могущие принять 30; эллины называют их камарами… Выходя в море на своих камарах и нападая то на грузовые суда, то на какую нибудь местность и даже город, они господствуют на море…Возвращаясь в родные места, они за неимением стоянок взваливают свои камары на плечи и уносят в леса…а когда наступает время плавания, они снова сносят камары на берег». Но как можно уносить от моря в леса по бездорожью целую флотилию двадцатипятиместных ладей, если современный шестивесельный ял весит около тонны. Очевидно часть камар была построена не только из древесины.

Более того очень интересны для логического анализа хроники Корнелия Тацита(ок 58-117г.г.н.э), который описал восстание против Рима варваров черноморского побережья под руководством некоего Аникета. Восставшие разорили Трапезунд и сожгли римские суда находившиеся в нем, после чего «Варвары с удивительной быстротой понастроили себе кораблей и безнаказанно бороздили море. Корабли эти называются у них камары…варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами…грести на них можно в любую сторону, эти суда кончаются острым носом и спереди, и сзади…»

Так из чего и как можно так быстро построить столько кораблей? Ведь постройка корабля не только дорогое, но и высокотехнологичное дело, требующее наличие стационарных верфей с квалифицированными корабелами. Так, например Гокстадский корабль одного из вождей викингов Норвегии был рассчитан на тридцать два гребца, и такую махину по горам особо не потаскаешь. А камары гениохов, также вмещавшие в себя до тридцати человек, их хозяева носили на себе - то в горы, то обратно к морю без большого напряжения.

Свет на этот вопрос проливает предположение специалистов по древним вооружениям о том, что камары были не деревянными, а кожаными. Поскольку скотоводство на Кавказе всегда было хорошо развито, то со стройматериалами, как можно догадаться, больших проблем не было. Постройка таких вместительных плавсредств из шкур животных абсолютная реальность. Так, например, до недавнего времени у эскимосов использовались многовесельные кожаные байдары (ан-япик), вмещавшие в себя 20-30 гребцов. Кстати сказать, что этнографические материалы подтверждают то, что до недавнего времени население нашего побережья реально пользовалось и кожаными плавсредствами (Рис. 1).

В более поздний период описываются «Военные суда позднего средневековья, по словам Вахушти Багратиони, вмещавшие до 300 человек. К сожалению, описание их, если оно и существовало, утрачено, осталась только книжная память об их бытовании и названии …» [Инал-Ипа, 2015. С. 306].

Интересная гравюра черкесской боевой галеры была помещена в книге Тэбу Де Мариньи (Рис. 2) и галер в интернет статье «Пираты синих гор» [http://www.bivouac.ru/2015/03/piraty-sinih-gor.html] к сожалению без указания авторства (Рис. 3, 4).

В майкопском музее экспонируется модель черкесской боевой галеры (Рис. 5-8) (фото автора статьи).

«К сожалению, осталась неописанной галера (?) («бригантина» по словам писавшего о ней А.Ф. Рукевича) сочинского князя Ахмета Аублаа. Этот отчаянный морской пират, славившийся по всему побережью, владел каким-то замечательным судном. На этой, по словам автора, «чрезвычайно оснащённой бригантине», во главе таких же отчаянных, как и он сам головорезов, князь совершал нападения даже на крымские и турецкие берега. Русские военные суда «долго и упорно» гонявшиеся за ней, «так и не смогли её захватить». [Инал-Ипа, 2015. С. 307].

«В начале 1841г. русское командование было обеспокоено известием о действиях Хаджи Берзека по комплектованию военной эскадры, специально предназначавшейся для нападения на ладьи азовских казаков. Стараясь усилить свою флотилию «неугомонный старец» решил увеличить и военный флот. По его поручению, как стало известно в русском стане от лазутчиков, недалеко от форта Навагинского житель левобережья р. Сочи дворянин Омер Чизмаа выстроил три новые галеры (описание их не сохранилось), несомненно военные. Они предназначались для нападения на азовские ладьи, приходившие в укрепление навагинское (Сочи) из Головинского (устье рек Субаши и Шахе) и из укрепления «Святого духа» (Адлер) [Инал-Ипа, 2015. С. 298].

Очевидно, что спустить на воду построенные галеры в Сочи было не возможно по военно-стратегическим причинам. Наиболее подходящим местом, вероятно, была долина реки Псахе. Ведь, как известно «сочинский владетельный князь Али Ахмет Аубла держал свою быстроходную шхуну в бухте около крепости Мамай-кала (ныне место впадения реки Псахе, микрорайон Мамайка) [Ворошилов, 2005. С. 143].

Интересно отметить, что род Чизмаа неоднократно упоминается в документах и рапортах. Несомненный интерес представляют материалы из архивов Сочинского отделения Русского географического общества собранные краеведом В.М. Валуйским. Эти материалы - многочисленные копии из архивов ЦГВИА и ЦГИА ГР. ССР, представляющие из себя рапорты военачальников Черноморской береговой линии периода Кавказской войны.

Вот, что сообщают рапорты о помощи некоторых убыхов в возвращении гарнизону форта Навагинский потерянного в боях орудия - «…12-го апреля сочинские дворяне Пата Чизма и его племянник Леланхой Чизма сообщили воинскому начальнику форта Навагинского подполковнику Посыпкину, что горцы ждут только хорошей погоды, чтобы стреляние из 4-х орудий по башне, устроенной на горе; они присовокупили, что два орудия уже привезены в ближайший аул и что также делаются лафеты для перевезения (так в документе, - В.В.) других двух взятых с корвета Месемврия (так в документе, - В.В.) и лежащих на берегу моря в пяти верстах от форта. Орудия эти были до сего зарыты на берегу в песке (ЦГВИА, Р-ВУА, д-6470 (№-2), л. 39; Архив СоРГО, д-2016, л. I). «Воинский начальник штабс-капитан Ковалевский, офицер смелый и распорядительный, старый кавказский служивый, хотя недавний на восточном берегу, решился овладеть этим орудием тихомолком или открытой силой. 18 июля, до рассвета, он вышел из укрепления с командою из 150 низших чинов. Убыхский дворянин Пата Чизма, оказавший уже несколько услуг, но всегда подозреваемый в двойном шпионаже, был проводником. Орудие найдено в лощине, поросшей кустами, в нескольких саженях от аула, где в прошлом году стояло сборище убыхов во время пребывания в укреплении Навагинском. Штабс-капитан Ковалевский, имевший с собой запас верёвок, немедленно взял это орудие и возвратился благополучно в укрепление. Горцы прибежали на место, когда команда спускалась уже от башни к укреплению и после пустой перестрелки рассеялись <…> настоящее предприятие убыхов против укр. Навагинского, ровно, как и многие другие обстоятельства показывают, что дух этого враждебного и непримиримого племени значительно упал в последние времена» (ЦГВИА, Р-ВУА, д-6470 (№-2), л. 124; Архив СоРГО, д-2016, лл. III, IV).

Из копии рапорта нач-ка Черноморской береговой линии генерал-адъютанта Анрепа от 12 сентября 1842 года за №139 – командиру Отд. Кавк. Корпуса генералу Головину.

«… В укреплении Навагинском я узнал, что бедного Пата Чизма, убыхского дворянина, который уже столько оказал нам услуг и был главным проводником в последней экспедиции из укрепления для взятия орудия, соплеменники его повезли к Хаджи Магомету, полагая, что тот, по дару пророчества, узнает действительно ли Пата виновен в измене. Один дворянин Берзек Занкери, племянник Хаджи Берзека, говорит, что может быть Пата не возвратиться более на Родину, где он последнее время составил сильную партию в нашу пользу. Во всяком случае, говорит он, нас 50 человек Берзеков, готовы изъявить с подвластными покорность русскому царю и принесём её, хотя бы для того нужно было уничтожить или прогнать старого Хаджи Берзека, который уже столько навлёк нам бедствий своим упрямством (ЦГВИА, Р-ВУА, д-6470 (№-2), л. 107; Архив СоРГО, д-2016, лл. IV, V).

Пересматривая карты времён Кавказской войны, мне удалось обнаружить на карте генерального штаба Британской империи 1855 года, на левом берегу реки Сочи обозначение аула Tchizma (Рис. 9-10). Сопоставляя её с современной картой, можно определить, что он находился на месте нынешнего микрорайона Макаренко, в окрестностях кинотеатра «Сочи».

Таким образом, на основании имеющихся исторических документов можно отметить, что народ убыхов, несмотря на свою малочисленность, обладал прекрасными навыками как мореходства, так и кораблестроения.

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Архив Сочинского отделения РГО.

2. Ворошилов В.И., «Топонимы российского черноморья» Сочи-Майкоп 2005.

3. Инал-Ипа Ш.Д. «Убыхи». Сухум-2015.

4.Самир Хотко: «Черкесское пиратство» ttp://www.natpressru.info/index.php?newsid=259

 

Р. Х. Темтирова

 

Несколько слов о роде Тамби [55]

 

Термин Тамбий (Танби) содержится в письменных источниках первой половипы XVIII в.: территория в междуречье Кубани и Кумы указана, как Танбиюкай, где в структуре термина отчетливо видны Танби (от Тамби) адыгский патронимический формант -къуэ «сын» и притяжательный аффикс -ей, образующий названия местности: Танби-икъу-ей. Как видно, к XVII в. род Танбиикъуэ имел обозначенную территорию. Так, по карте Большой и Малой Кабарды, составленной в 1744 году, на этой территории жили 15 селений абазин тапанта, перешедших с южных склонов Кавказского хребта на северный. В отличие от других групп абазин на территории Кабарды указаны Средние абазы, Екепцовские абазы и Верхние абазы, а Нижние абазы показаны так: «нижние абазины или танбиюкай»1. Отдельной строкой на речке Кишпек на этой же карте показана еще «деревня Танби»2.

В другом документе от 1768 года о горских народах Северного Кавказа имеется более конкретное указание на территорию, называемую Танбуха: «Между рек Кумы и Кубани живут алтикасек абаза, против вышепоказанного Бургусанта в урочище Ганбуха (их) до 300 с небольшим»3. Перед нами название местности с ошибкой при записи: вместо Танбука, или Танбиюкой в документе Ганбуха. К данным письменных источников следует добавить, что именно близ станицы Бургустанской известные и поныне бывшие Баталпашинские горько-соленые озера в Междуречье Кубани и Кумы к югу от современного города Черкесска у черкесов и абазин назывались Тамбий гуэл - Озеро Тамби. На этот же факт указывает в своем труде известный адыгский историк Хан-Гирей; в фольклоре абазин также сохранилось название глауберовой соли, которую добывали из указанных озер местные народы Тамби аджькIа - Соль (из озера) Тамби. Термин сейчас разряде архаизмов абазинского языка. В ряду указанных выше лингвистических фактов находится название и другого известного лечебного озера недалеко от города Пятигорска - Тамбукан. Озеро находится также в пределах указанной на карте Кабарды 1744 года территории Танбиюкай, на которой жили «нижние абазины». Как видно, все указанные выше названия – местности Танбиюкай, двух озер Тамби гуэл, урочища близ Бургусанта Танбуха (или Танбук) и озера Тамбукан содержат в своем составе известное с первой половины XVIII в. древнеадыгское родовое имя Тамби (или Тан­би)', а в двух случаях Тамби-юка, Тамбука - с адыгским аффиксом -къуэ (в русской записи -июка и -ука). Существует мнение, что Тамби, в свою очередь, содержит название абазинского общества Там и, возможно, в таком случае во второй части известный абхазо-абазинский патронимический формант -ба (из «-ипа») «сын», типа Эк-ба, Киль-ба, Шам-ба, а не элемент -бий в мужских именах, который восходит к названию титула в восточных странах.

 

А.В. Савойский

 

История образования аула Ашабовых [56] (с. Малка)

 

В истории Кабарды известен дворянский род Ашабовых (Ачабовых) абхазо-абазинского происхождения, представитель которого Миншак Ашабов, был знаменитым героем Канжальской битвы 1708 г. под командованием князя Кургоко Атажукина. Первое упоминание об ауле Ашабово (Ачабово) относится к 1744 году, где с другими кабардинскими аулами описывается в документе — «Описание населенных мест Большой и Малой Кабарды», составленном геодезистом Чичаговым. 7. Деревня Ачабова
В 1753 году ротмистр Александр Киреев более подробно описывает положение аула в «Записи объяснения, данного в коллегии иностранных дел узденями Умаром Минкишиевым и Мамботом Усейном Аджакаевым к кабардинской ланд-карте, составленной в 1744 году» (Чичаговым) Деревня Ачабова на речке Конделен, владельца Магомеда Коргокина. Т.е. Ашабовы были уорками князя Магомета Кургоковича (Атажукина). В 1783 году на карте титулярного советника, адъюнкта Петербургской Академии наук Ивана Фомича Трускотта аул Ачабова (Ашабова) показан ниже слияния рек Баксан и Гунделен (Кунделей), примерно на месте современного села Заюково. По другим сведениям, к концу 18 века аул располагался в верховьях реки Кишпек, т.е. примерно напротив современного с. Заюково.

После окончательного «покорения» Кабарды генералом Ермоловым в 1820-х годах, часть Ашабовых в числе многих кабардинских князей и дворян ушла за реку Кубань. На карте Юга России 1835 года аул Ашабовых находится в горах, в верховьях реки Подкумок.

 

Другая часть Ашабовых была переселена на плоскость

В «Ведомости исчисления кабардинского народа на 1825 год, составленная Якубом Шардановым» после опустошения Кабарды Ермоловым, указан лишь один аул Ашабовых, которых расположен на реке Малка: Аул узденя 1 степени Хажи-Темрюка Ашабова, принадлежащего князю Мисосту Атажукину К 1839 году один аул Ашабовых вернулся в Кабарду на реку Кишпек: Командиру Отдельного Кавказского корпуса господину генералу от инфантерии и кавалеру Головину 1-му Кабардинского временного суда 31 января 1839 г. Некогда жившие в Кабарде 18 аулов переселены сюда, а именно: 1. … 4. Аул узденя Ашабова жительство имел прежде на реке Подкумке, где поселена Баргустанская станица, ныне поселен сей аул на реке Кишпеке. … Председатель суда — подпись Члены суда: — 1. подпись 2. подпись 3. подпись Секретарь суда поручик Бек-Мурзин. ЦГВИА, ф. 13454, оп. 2, д. 281, л. 64 об.


В «Сведениях о землях Большой Кабарды, собранных по народным показаниям полковником Петрусевичем в 1846 году» указано, что Ашабовы владели в Кабарде несколькими участками земли: … 96. Начиная от аула умершего князя Наурузова земля принадлежит умершему узденю Гусену Тамбиеву, а теперь его брату Зарекуш Тамбиеву пользуются же ею вдова и дети Наурузова. 97.Ниже сказанной земли пользуется участком оной Гаджи Ашабов, земля же принадлежит тому же Зарекушу Тамбиеву. … 129. Место, где впадает речка Гунделен и Баксан принадлежало узденю Асланкерову. Примечание: Асланкеров бежал за Кубань. Землею овладел князь подполковник Атажукин. 130. Выше речки Гунделена по обе стороны оной и речки Табилмышха земля принадлежала узденю Гаджи Ашабову и его аулу, находящемуся на речке Кишпеке. Примечание: Племянник же его Ногай Ашабов, живший на этой земле с аулом своим бежал за Кубань. Землями сими овладел подполковник Атажукин. … Т.е. Ашабовы владели землей на реках Гунделен (совр. с. Гунделен), Кишпек (напротив совр. с. Заюково через реку Баксан) и арендовали у Тамбиевых участок на реке Баксан ниже аула Наурузова (совр. с. Исламей).
На карте 1862 года аул Ашабова изображен на реке Кишпек, но это вероятно устаревшие данные, т.к. к тому времени на реке Малка близ поста Известный брод располагались аулы Хамурзы Аджиева, Даута Трамова, юнкера Кази Ашабова.

Примерно в 1862 году проводилась перепись населения, что позволяет нам узнать имена жителей аулов Аджиева, Трамова, Ашабова. В 1865 году началась Земельная реформы по укрупнению кабардинских селений
В 1886 году проводилась более подробная перепись. В 1920 году, с окончательным установлением советской власти в Кабарде, решением ревкома Нальчикского округа, Ашабово как и все другие кабардинские поселения было переименовано, из-за присутствия в их названиях княжеских и дворянских фамилий. В результате село получило новое название от реки Малка, на берегу которой оно и располагалось. По информации уроженца с. Малка Мухамеда Татарканова: В Малке до укрупнения села были такие аулы: Хьажы хьэблэ [Аджиево] — нижняя часть села. На горе находилось их [Аджиевых] усадьба где была 3 школа. За мечетью находиться их [квартала] кладбище. Напротив водоканала рядом с дорогой кладбище аула Абезывановых, который с половиной своих людей переселился в Кызбурун 3. На кладбище хоронят покойников и Хаджи аула и остатка аула Абезывановых. Територия ниже бывшей малкинской заготовительной базы — аул Хьэгъундыкъуй [Хагундоково]. Кладбище было сзади конторы заготбазы. В 1949 году, в связи с постройкой заготбазы, начали хоронить на горе рядом с холодильником. Трам къуажэ [Трамово] начинается выше 1-й школы и до дома культуры. Их кладбище находиться от 1-й школы вверх по улице (3 переулок направо и вниз, на спуске повернуть влево). 1эшабей [Ашабово] начиноется выше дома культуры до конца села. Их кладбище возле 2-й школы. Я подробно пишу про кладбища, чтоб показать где кокой аул был. До сих пор покойников с одного аула не хоронят на кладбище другого аула. Отдельной строкой стоит территория выше заготбазы, это абазинский квартал без названия. Он вошёл в аул Хагундокова.

 

В.А. Фоменко

 

Из истории Адыгского и Абазинского населения [57] Пятигорья [58]

 

История Кабардино-Балкарии и сопредельного Пятигорья (района Кавказских Минеральных Вод) теснейшим образом связана с древнейших времен. Население бассейнов Малки и Баксана было близким по культурно-этническому составу с обитателями бассейна реки Подкумок и верховий Кумы. Эта закономерность, связана с близостью территорий и сходством природных условий, что отмечено исследователями археологических памятников. В поле зрения историков-кавказоведов находились и находятся сведения о старинных адыгских и абазинских поселениях в теперешнем районе КМВ.

Район Пятигорья или Кавказских Минеральных Вод в ХV-ХVIII вв. был населен несколькими народами. В долинах рек Подкумок и Кума наряду с кабардинскими и ногайскими селениями располагались аулы равнинных абазин – тапанта.[59] Некоторые горские и степные селения были полиэтничными. Например, в селении Каррас (современный поселок Иноземцево) на рубеже ХVIII-ХIХ вв. жили кабардинцы, абазины и татары (ногайцы – В.Ф.).[60]

Интересной иллюстрацией истории адыгов и абазин стала карта, составленная в сентябре 1793 г. российским академиком, путешественником П.С. Палласом[61] и переизданная в наши дни.[62] На этой карте изображен участок долины реки Подкумок и его притоков Березовки и Ольховки, на месте современного города Кисловодска, где в конце ХVIII в. находилось несколько селений абазин-тапанта, подвластных князьям Джантемировым.

В своих заметках П.С. Паллас пишет: «На возвышенной равнине за рекой Подкумок мы увидели несколько поселений абазин, которые принадлежат семейству Джантемировых. Абазинские аулы в этих местах похожи на черкесские по построению и внутреннему расположению. Их манера одеваться, как у мужчин, так и у женщин, абсолютно аналогична черкесской».[63]

Другие ученые-путешественники и военные отмечали наличие Джантемировых кабаков (селений) близ Кислых Вод (территория современного города Кисловодска) в конце ХVIII - первой половине ХIХ века. В 1803 г. по соседству была построена Кисловодская крепость, что, конечно же, ограничило вольность абазинских селений. В 1825 г. на землях, прежде занятых джантемировцами, была основана Кисловодская станица. Однако абазинское и адыгское население на месте современного города-курорта сохранялось. Так, у слияния рек Аликоновка и Подкумокрасполагался Аликонов-аул.[64] Название этого аула и местной реки связано с именем узденя Аликонова, подвластного князьям Атажукиным.[65]

Известно также, что часть джантемировцев в ходе реформы 1865 года по укрупнению горских аулов отказалась поселиться в верховьях реки Кумы при образовании аула Кумско-Лоовского (современный Красный Восток) и получила разрешение переселиться в Кабарду на реку Малку.[66] Однако в окрестностях современного аула Красный Восток в Карачаево-Черкесии (Малокарачаевский район) сохранился топоним Джьантемыркт – бывшее место расположения селения Джантемирова.[67]

Близ Кисловодска в верховьях реки Подкумок у слияния ее с ручьем Большая Корсунка находился Абуков-аул. Его развалины сохранились до наших дней.[68] Время его возникновения - не позднее конца ХVIII в. Населяли аул абазины часть которых в 1860-х годах переселилась в Кабарду (селения Верхний и Нижний Куркужин).[69] Однако часть населения этого аула осталась в долине Подкумка, основав на месте современного селения Первомайского (Малокарачаевский район) селение Абыкъухьэблежь. В 1904 году абазины из Абукова-аула близ Кисловодска переселились в Большую Кабарду на реку Золка, где основали селение Залукокоаже (современный центр Зольского района Кабардино-Балкарии).[70]

Проводимая военно-казачьей администрацией политика привела к тому, что ко второй половине 60-х гг. ХIХ в. адыгское и абазинское население (аулы Атажукина, Лоова, Трамова, Бабукова и другие) с территории Кавказских Минеральных Вод переселилось в верховья Кумы (современный Красный Восток) и в долину реки Малка.[71] И все же Пятигорье было не только российско-горским рубежом и очагом многочисленных конфликтов. Этот район без сомнения был и остается одним из участков интенсивного и благотворного взаимодействия российской и кавказской цивилизаций.

По сведениям Дж. Н. Кокова, адыгами и абазинами переселившимися в ХIХ в. из Пятигорья ближе к центральным районам Большой Кабарды были основаны селения Малка (Аджиево и Трамово), Каменномостское (Кармово) и др. Интенсивное переселение абазинского населения из Пятигорья в Большую Кабарду привело к практически полной ассимиляции абазин, потомки которых ныне составляют часть населения ближайшего Зольского района Кабардино-Балкарской республики.

Карта участка долины реки Подкумок, где на месте современного города Кисловодска в конце ХVIII в. находились абазинские селения Джантемировых (по П.С. Палласу).

 

М. В. Янова. Р. К. Кармов


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.