Состояние и перспективы современной — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состояние и перспективы современной

2017-06-11 262
Состояние и перспективы современной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Направление подготовки

ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки Заочная форма обучения

Квалификация (степень) выпускника магистр

 

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

 

Г. Кострома 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Состояние и перспективы современной социальной психологии» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности «Психология» в первом семестре обучения. Курс имеет теоретико-практическую ориентацию и предполагает лекции и интерактивные занятия. Выбор форм работы обусловлен основной целью и задачами курса.

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

1.1.Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса заключается в формировании способности на начальном уровне создавать программы социально-психологического исследования, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.

Задачи курса:

- раскрыть исторический контекст социально-психологического знания;

- ознакомить магистрантов с основными теоретическими направлениями и их представителями в социальной психологии XX – начале XXI вв.;

-сформировать способность к переносу теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;

-сформировать способность на начальном уровне осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического исследования;

- сформировать способность на начальном уровне создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.

 

1.2.Место дисциплины в структуре ОП ВПО

Данная дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла, читается в первом семестре и заканчивается зачетом во втором. Курс является начальным для формирования профессиональных компетенций: ПК-2, ПК-7. Совместно с ним на этом уровне ПК-2 формируется в дисциплинах: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии», а ПК-7 на начальном уровне обеспечивают дисциплины: «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Качественные методы исследования: феноменологическое интервью».

Средний уровень профессиональной компетенции ПК-2 связан с дисциплинами «Методологические проблемы психологии» в первом семестре, «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» во втором семестре, «Деформация и девиация личности и поведения» в 3 семестре. На высшем уровне компетенции ПК-2 формируется в курсах: «Актуальные проблемы психологии человека» в первом семестре и «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога» в третьем семестре.

Профессиональная компетенция ПК-7 на среднем уровне формируется курсами «Проектирование развития одаренных детей» во втором семестре, «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» в третьем семестре, «Психология социального влияния» в 4 семестре. На итоговом уровне компетенция ПК-7 формируется в ходе производственных практик и дисциплиной «Психологические исследования рекламы и PR» в 4 семестре.

1.3.Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

-содержание основных школ и теорий социальной психологии личности и дискуссионный характер диалога между ними;

-методологические принципы отечественной социальной психологии;

-насущные проблемы сегодняшнего этапа развития мировой и отечественной социальной психологии;

-достижения и просчеты практической работы социальных психологов.

Уметь:

-анализировать связь положений науки и социальной практики;

-выделять социально-психологические явления в историческом контексте;

-осуществлять перенос теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;

- осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического исследования;

-делать прогнозы о перспективности и возможностях отдельных направлений прикладных исследований.

-находить соответствующую литературу по изучаемому вопросу.

Владеть:

-основными методами социально-психологического исследования и этическими проблемами их применения;

-навыками работы с научной литературой по изучаемым проблемам;

-навыками создания программы, направленной на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций ПК-2, ПК-7. Ожидаемые результаты освоения дисциплины непосредственно связаны с компетентностной моделью выпускника. Предполагается, что магистрант будет обладать:

-в научно-исследовательской деятельности:

- способностью осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-2).

- в практической деятельности:

- способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека (ПК-7).

Краткое содержание дисциплины:

Раздел 1. Современная социальная психология

Тема 1. Современное определение предмета социальной психологии.

Тема 2. Психология социального познания.

Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии

Тема 3. Социальная психология в контексте социальных изменений.

Тема 4. Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология.

Тема 5. Новые направления социально-психологических исследований.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах  
Общая трудоемкость в часах  
Аудиторные занятия в часах  
Лекции  
Практические (лабораторные) занятия  
Самостоятельная работа в часах  
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет во 2 семестре  

2.2.Объем контактной работы на 1 студента

Виды учебных занятий Количество часов
Лекции  
Практические занятия  
Лабораторные занятия -
Консультации 0,6
Зачет / зачеты 0,25
Экзамен / экзамены -
Курсовые работы -
Всего 12,85

2.3. Тематический план

Название раздела, темы Всего     Аудиторные занятия Самостоятельная работа Формы текущего контроля
Лекции   Практические (16) Лабораторные (нет)
Раздел 1. Современная социальная психология
  Современное определение предмета социальной психологии   -   -   Групповая дискуссия по предложенным вопросам
  Психология социального познания     - -   Групповая дискуссия по предложенным вопросам
Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии
  Социальная психология в контексте социальных изменений   -   -   Коллоквиум по новой научной парадигме
  Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология       -   Обсуждение индивидуальных статей по теме
  Новые направления в социально-психологических исследованиях       -   Презентация новой книги по теме
  ИТОГО       -    
                 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции \ этапы, уровни Начальный этап / базовый уровень Основной этап / средний уровень Завершающий этап / итоговый уровень
В научно-исследовательской деятельности способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-2).   Состояние и перспективы современной социальной психологии Планирование теоретического и эмпирического исследования   Качественные и количественные методы исследований в психологии Методологические проблемы психологии   Актуальные проблемы теории и практики современной психологии   Деформации и девиации личности и поведения Актуальные проблемы психологии человека   Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога

 

 

Компетенции \ этапы, уровни Начальный этап / базовый уровень Основной этап / средний уровень Завершающий этап / итоговый уровень
В практической деятельности способность программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека (ПК-7). Состояние и перспективы современной социальной психологии Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы   Качественные методы исследования: феноменологическое интервью   Проектирование развития одаренных детей   Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования   Психология социального влияния Производственная практика   Психологические исследования рекламы и PR

 

 

Шкала оценивания

При оценивании сформированности компетенций по дисциплине «Прогнозирование развития психологической культуры общества» используется 4-балльная шкала.

Шкала соотносится с целями дисциплины и предполагаемыми результатами ее освоения, то есть оценивается тот уровень освоения компетенции, который заявлен в рамках обучения по данной дисциплине.

Зачет ставится автоматически без ответа на вопросы к зачету, если в течение сессии на всех занятиях магистрант демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

Зачет ставится во время зачетного мероприятия (ответов на вопросы к зачету), если магистант демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.

Зачет (условно) ставится, если магистрант демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: в ходе контрольных мероприятий магистрант показывает владение менее 50% приведенных показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, магистрант испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.

Зачет не ставится, если магистрант демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.

 

4.4.Типовые контрольные задания

В отношении компетенции: способность и готовность к разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2).

Критерии \ Уровни Минимальный Средний Итоговый
Когнитивный Примеры заданий для проверки знаний. 1.- Что такое научная парадигма? Дайте определение. 2.- Почему методологические принципы экспериментальной психологической социальной психологии непосредственно связаны с парадигмой объяснения? Какова эволюция парадигмы объяснения? 3.- Существуют ли различия в методах исследования в парадигмах объяснения, понимания, «раскрытия»? Какие?      
Инструментальный Примеры заданий для оценки сформированности умений. 1.-Выберите правильный вариант ответа. Создателями теории социальных представлений являются: а) К. Герген; б) Д. Хоманс; в) С. Московичи и Э. Дюркгейм; г) С. Московичи; д) М. Шериф; е) Г. Келли и Р. Мертон. 2.-Выберите правильный вариант ответа. «Европейский» вклад в новую научную парадигму в современной социальной психологии сделали: а) теория социальной идентичности А. Тэшфела; б) теория социальных представлений С. Московичи; в) этогеника Р.Харре; г) социальный конструкционизм К. Гергена (Джерджена); д) социобихевиоральный подход А. Бандуры; е) программированное обучение Скиннера. 3. Найдите в психологической литературе примеры, доказывающие тезис об «изначальной» практичности социально-психологического знания.    

 

В отношении компетенции: способность и готовность к планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7).

Критерии \ Уровни Минимальный Средний Итоговый
Когнитивный Примеры заданий для проверки знаний. 1.-Почему социальное знание является продуктом совместной деятельности людей? 2.-Почему с позиции новой научной парадигмы социально-психологического знания новой функцией социальной психологии является не функция прогнозирования поведения, а функция «катализатора социальной восприимчивости и чувствительности» (по К. Гергену)? 3.-Выберите теоретические направления, на ваш взгляд, наиболее подходящие для целей обучения приемам и техникам самопрезентации.      
Инструментальный Примеры заданий для оценки сформированности умений 1.-Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме 4. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. 2.-Подготовьте презентацию содержания новой книги по социальной психологии из предложенного списка по теме 5. 3.-Проведите сравнительный анализ основных исследований самопрезентации, укажите наиболее интересные результаты каждого исследования.    

 

 

Вопросы к зачету

1. Современное определение предмета социальной психологии Этапы развития социальной психологии в СССР и в России.

2. Эволюция парадигмы в социальной психологии. Усиление роли социального контекста. Социальная психология и социальные изменения.

3. Теоретические источники психологии социального познания.

4. Теория социальных представлений (С. Московичи, Д. Жоделе). Структура социальных представлений.

5. Формирование и изменение социальных представлений.

6. Социальные схемы, скрипты и сценарии (М. Аугостинус, С. Фиск).

7. Социальная психология эмоций. Когниции и эмоции.

8. Атрибутивные процессы и теория социальной атрибуции.

9. Психология социальной установки.

10. Проблемы социального конструирования. Движение социального конструктивизма К. Гергена.

11. Новые акценты в социальном познании. Специфика процесса социальной категоризации.

12. Психология межгрупповых отношений.

13. Социальная идентичность личности и ее структура. Виды социальной идентичности: эмпирические исследования.

14. Проблемы социального дискурса. Изменение роли языка в социальной психологии.

15. Социальный психоанализ в России.

16. Социально-психологическая безопасность личности

17. Социальная психология болезни и здоровья.

18. Социальная психология справедливости.

19. Социальная психология восприятия и внешнего облика личности.

20. Социальная психология пространства.

21. Социальная психология времени.

22. Социальная психология экономического поведения и деловой активности.

23. Социально-психологические проблемы нравственности и духовности.

24. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе.

Примеры практических заданий

1. Найдите в психологической литературе примеры, доказывающие тезис об «изначальной» практичности социально-психологического знания.

2. Почему методологические принципы экспериментальной психологической социальной психологии непосредственно связаны с парадигмой объяснения? Какова эволюция парадигмы объяснения?

3. Существуют ли различия в методах исследования в парадигмах объяснения, понимания, «раскрытия»? Какие?

4. Выберите правильный вариант ответа. «Европейский» вклад в новую научную парадигму в современной социальной психологии сделали: а) теория социальной идентичности А. Тэшфела; б) теория социальных представлений С. Московичи; в) этогеника Р.Харре; г) социальный конструкционизм К. Гергена (Джерджена); д) социобихевиоральный подход А. Бандуры; е) программированное обучение Скиннера.

5. Почему с позиции новой научной парадигмы социально-психологического знания новой функцией социальной психологии является не функция прогнозирования поведения, а функция «катализатора социальной восприимчивости и чувствительности» (по К. Гергену)?

6. Почему социальное знание является продуктом совместной деятельности людей?

7. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме 4. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье.

8. Подготовьте презентацию содержания новой книги по социальной психологии из предложенного списка по теме 5.

9. Опишите ситуацию, в которой другому человеку или группе удалось убедить или повлиять на вас определенным образом, склонив к поведению или мнению, о котором вам впоследствии пришлось сожалеть. Проанализируйте эту ситуацию с учетом факторов, связанных с чрезмерной податливостью к убеждению. Другими словами, Почему вы поддались социальному влиянию?

10. Выберите теоретические направления, на ваш взгляд, наиболее подходящие для целей обучения приемам и техникам самопрезентации.

11. Проведите сравнительный анализ основных исследований самопрезентации, укажите наиболее интересные результаты каждого исследования.

12. Придумайте пример неформальной нормы (например, существующий в кругу ваших друзей) и соответствующей санкции за ее несоблюдение. Придумайте пример девиации, которая не противоречит общественным правилам, законам и за нее не могут последовать какие-либо очевидные негативные санкции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Планы практических занятий

Основная

Овсянникова Е.А. Социальная психология: учебное пособие / Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова – 2-е изд., перераб. – М.: Флинта, 2015. – 163 с. (ЭБС Университетская библиотека online).

Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279866; дата обращения: 14.05.2016.

Юревич А.В. Психология социальных явлений. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. -352 с. ЭБС Университетская библиотека online.

Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271671;дата обращения

 

Дополнительная

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.

Андреева Г. М. Социальная психология: векторы новой парадигмы [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электрон. науч. журн. - 2009. - N 1 (3). Режим доступа: http://psystudy.ru

Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.

Андреева Г. М. Психология социального познания: учеб. пособ. для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 303 с.

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособ. для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 286 с.

Артемьева О.А. Социально-психологическая детерминация развития российской психологии в первой половине ХХ столетия. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 534 с. ЭБС Университетская библиотека online.

Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=430524

Айзенбах И., Эртель М.Бессознательное в организации. Психоанализ социальных систем. Антология / перевод А. Логинов. - М.: Verte, 2009.

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: «Академия-Центр», 1995. - 323 с.

Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни. - М.: Аспект Пресс, 2008.

Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии: дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 327 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=307551

Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. - СПб.: Питер, 2003. - 507 с.

Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1996. - 373 с.

Воловикова М. И., Мустафина Л.Ш. Представления о совести в российском менталитете. – М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2016. – 144 с.

Гребенщикова Т.А., Зачесова И.А. Психология повседневного дискурса: Интенциональный аспект. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 208 с. ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа:

https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271646

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-пресс-Ц, 2000.

Гулевич О. А. Социальная психология справедливости. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 284 с. ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=86283.

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 496 с. ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=220990.

Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. -560 с.

ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=862887

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 400 с.

Клецина И. С. Психология гендерных отношений. - СПб.: Алетейя, 2004. -408 с.

Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 571 с.

Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. - 212 с.

Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 794 с.

Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю. М. Жукова. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 256 с.

Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2008.

Минаева Н. С. Пивоваров Д. В., Бондар Э. Л. Методы социальной психологии / под общ. ред. Н. С. Минаевой. - М.: Академический Проект, 2007. - 351 с.

Московичи С. Социальная психология / пер. с англ. СПб.: Питер, 2007.

Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / Акад. Пед. И соц. Наук. - М.: Инт-т практ. психол., 1998. - 368 с.

Нестик Т. А. Социальная психология времени. – М.: Ин-т психологии РАН, 2014. – 496 с.

Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271656.

Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. Учеб. пособие. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. - 344 с.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. - 522 с.

Парыгин Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 615 с.

Перелыгина Е. Б., Зотова О. Ю. Методологические основы безопасности личности: социально-психологические аспекты. - М.: Изд-во «Альтекс», 2009.

Петренко В. Ф. Конструктивизм как новая парадигма в науках о человеке // Вопросы философии. - 2011. - № 6. - С. 75 - 81.

Попов В. Д., Федоркина А. П., Степнова Л. А., Горобец Т. Н. Основы социального психоанализа / под общ. ред. В. Д. Попова., Рос Акад. Гос. Службы при Президенте РФ. - М.: РАГС, 1996. - 192 с.

Практикум по социальной психологии / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.

Психологические исследования нравственности. – М.: Ин-т психологии РАН, 2014. – 416 с.

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / пер. с англ. В.В. Румынского / под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 429 с.

Самойлова И. Г., Усков М. А. Методы социально-психологических исследований (психосемнтические методы в исследовании экономической социализации): учеб.-метод. пособие. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - 54 с.

Семенова Т.В. Социальная психология комического: учебное пособие, 2-изд. – Самара: ПГСГА, 2014. – 384 с.

Свенцицкий А. Л. Социальная психология: учеб. - М.: ТК Велби: Проспект, 2006. - 336 с.

Сикевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное: социологический и социально-психологический аспекты. - СПб.: Питер, 2005. - 267 с.

Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Сухова. – 7-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 615 с.

Социальная психология: учеб. пособ. для студ. высш. уч. заведений / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М.: Академия, 2003. - 600 с.

Социальная психология. Хрестоматия. / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 475 с

Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А. Л. Свенцицкий - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002.

Социальная психология: практикум. Учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. Т. В. Фоломеевой. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 480 с

Социальная психология личности в вопросах и ответах / под ред. В. А. Лабунской. - М.: Гардарика, 1999. - 395 с.

Социальная психология. Словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 176 с.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 368 с.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: учеб. пособ. для студ. вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 208 с.

Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. - М.: Аспект Пресс, 2004.

Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 412 с.

Татарко А.Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 384 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=212995

Триандис Г. Культура и социальное поведение. - М.: Форум, 2007.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 622 с.

Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 192 с.

Якимова Е. В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. - М.: ИНИОН, 1995. - 115 с.

Якоб Л. М. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Академический проект, 2004. - 320 с.

5.4.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1.http://www.ipd.ru/

Институт развития личности РАО

2.http://www.psy.msu.ru/about/kaf/personal.html

Кафедра психологии личности факультета психологии МГУ

3.http://www.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

4.http://www.gumfak.ru/

Электронная гуманитарная библиотека

5.http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

6.http://dictionary.fio.ru

Психологический энциклопедический словарь

7.http://www.magister.msk.ru/library/

Библиотека Магистра (ИНТЕРНЕТ-ИЗДАТЕЛЬСТВО) Электронные издания произведений и биографических и критических материалов

8. www.flogiston.ru

Психологический портал

9. www.koob.ru_socialpsychology

Электронная библиотека по социальной психологии

10.soclib.ru

Электронная библиотека

11. psylib.org.na

12. azps.ru

13. http://e.lanbook.com

Электронно-библиотечная система изд-ва «Лань»:

 

5.5.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Аудитория для лекций и практических занятий. Мультимедийная техника – для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеозаписей, а также для показа презентаций, сопровождающих устные доклады студентов.

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины «Состояние и перспективы» рассчитана на профессиональную подготовку магистров по направлению «Психология». Данная дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла, читается в первом семестре. Курс на начальном уровне формирует профессиональные компетенции: ПК-2, ПК-7.

Совместно с ним на этом уровне ПК-2 формируется в дисциплинах: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии», а ПК-7 на начальном уровне обеспечивают дисциплины: «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Качественные методы исследования: феноменологическое интервью».

Средний уровень компетенции ПК-2 связан с дисциплинами «Методологические проблемы психологии» в первом семестре, «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» во втором семестре, «Деформация и девиация личности и поведения» в 3 семестре. На высшем уровне компетенция ПК-2 формируется в курсах: «Актуальные проблемы психологии человека» в первом семестре и «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога» в третьем семестре.

Профессиональная компетенция ПК-7 на среднем уровне формируется курсами «Проектирование развития одаренных детей» во втором семестре, «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» в третьем семестре, «Психология социального влияния» в 4 семестре. На итоговом уровне компетенция ПК-7 формируется в ходе производственных практик и дисциплиной «Психологические исследования рекламы и PR» в 4 семестре.

Цель курса заключается в формировании способности на начальном уровне создавать программы социально-психологического исследования, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.

Задачи курса:

- раскрыть исторический контекст социально-психологического знания;

- ознакомить магистрантов с основными теоретическими направлениями и их представителями в социальной психологии XX – начале XXI вв.;

-сформировать способность к переносу теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;

-сформировать способность на начальном уровне осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического исследования;

- сформировать способность на начальном уровне создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.

Краткое содержание дисциплины:

Раздел 1. Современная социальная психология

Тема 1. Современное определение предмета социальной психологии.

Тема 2. Психология социального познания.

Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии

Тема 3. Социальная психология в контексте социальных изменений.

Тема 4. Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология.

Тема 5. Новые направления социально-психологических исследований.

Дисциплина изучается в объеме 72 часов, из них 12 аудиторных в 1-м семестре. Итоговая форма отчетности – зачет во 2-м семестре.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Направление подготовки

ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки Заочная форма обучения

Квалификация (степень) выпускника магистр

 

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

 

Г. Кострома 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Состояние и перспективы современной социальной психологии» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности «Психология» в первом семестре обучения. Курс имеет теоретико-практическую ориентацию и предполагает лекции и интерактивные занятия. Выбор форм работы обусловлен основной целью и задачами курса.

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

1.1.Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса заключается в формировании способности на начальном уровне создавать программы социально-психологического исследования, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.

Задачи курса:

- раскрыть исторический контекст социально-психологического знания;

- ознакомить магистрантов с основными теоретическими направлениями и их представителями в социальной психологии XX – начале XXI вв.;

-сформировать способность к переносу теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;

-сформировать способность на начальном уровне осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического и


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.