Роль воспитания в развитии личности школьника — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Роль воспитания в развитии личности школьника

2017-06-13 284
Роль воспитания в развитии личности школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1. Понятия воспитание, личность, развитие.

2. Факторы и условия воспитания личности.

3. Принципы и методы воспитания.

4. Роль физического воспитания в развитии личности.

5. Практическая часть: реализация целей, задач, принципов и методов воспитания личности на уроках физической культуры.

Воспитание - целенаправленный общественно-значимый процесс. Воспитание заключается: а) в создании условий для развития ребенка, его личности; б) в воздействии на личность с целью ее гармоничного развития и самосовершенствования.

Личность - совокупность социальных качеств и способностей человека к познанию: а) истории движений, двигательного опыта; б) взаимодействия; в) к преобразованию (себя, общества), т.е. профессиональное развитие школьника, образа жизни и оздоровления нации, формирование бережного отношения к природе.

Развитие - форма изменения личности, ее качеств и способностей (физических, психических, социальных и духовных).

Макрофакторы: документы отражают политику государства в образовании (национальная доктрина образования), государственный стандарт, закон об образовании, учебный план и учебная программа.

- воспитание патриотов РФ, уважающих права и культуру других народов свободных. способных к социализации в условиях демократичного государства.

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.

- противодействие негативным социальным процессам.

- экологическое воспитание, бережное отношение к природе.

Мезофакторы: региональные и национальные факторы ФК отражены в материальных, экономических, ценностных, исторических отношениях между людьми (национальные традиции в области ФК).

Микрофакторы: ближнее окружение, влияющее на развитие личности ребенка - семья, группа, сообщности (интеллектуальное, спортивное, профессиональное).

Условия развития личности: материальные, экономические, интеллектуальные (наличие специальной ФК), нравственные, социальные.

Методы воспитания:

1. Убеждение.

2. Упражнение.

3. Примеры.

4. Соревнование.

5. Поощрение.

6. Принуждение.

Принципы воспитания:

1. Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании (глубокое и всестороннее развитие и учет особенностей данного ребенка).

2. Воспитание в группе и через коллектив (активизация членов группы и совместной деятельности).

3. Опора на положительное в личности и группе (умелое использование положительного примера вовлечения в виде деятельности, позволяющие им проявить себя с лучшей стороны).

4. Единство, согласованность, преемственность в воспитании (единство взглядов воспитателей на задачи, цели и методы обучения, использование достижений науки).

Роль ФВ в развитие личности: совершенствование всех сущностных физических сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги, гибкость и стройность тела, способность ориентироваться в пространстве, в экстремальных ситуациях.

адаптироваться к изменяющимся условиям, т.е. личность в здоровом состоянии и без вредных привычек.

П рактиче с кая часть:

На уроках ФК (УТЗ) воспитывается: а) мировоззрение: б) культура поведения; в) развитие социальных качеств личности; г) активная жизненная позиция.

На занятиях спортивной аэробики воспитание спортсменов производится через целенаправленный принцип. Реализация целей, задач, принципов и методов воспитания личности на спортивной аэробике.

Цель: воспитать спортивную личность.

Задачи: тренировки воспитания спортсменов, развить физические и психические способности.

Принципы воспитания: Индивидуальное воспитание в группе, через коллектив. Индивидуальный подход имеется к каждому спортсмену, т.к. у всех разные способности, и для того, чтобы улучшить воспитание в группе из шести человек нужно взаимопонимание, чувствовать друг друга, поддерживать.

 

 

21.Дидактика. Предмет и задачи дидактики.

Дидактика

Дидактика как теория обучения. История педагогики свидетельствует о том, что долгое время наряду стермином «педагогика» в том же значении использовался и термин«дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использованиенемецкий педагог В. Ратке (1571-1635), который назвал свой курс «Краткийотчёт из дидактики». Предметом дидактики является общая теория обучения всемпредметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему».В начале XIX века немецкий педагогИ.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения. В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как частьпедагогики, исследующая проблемы обучения и образования, ихзакономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию,достигаемые результаты. Функции дидактики: 1- Теоретическая 2 – практическая. Основные категории дидактики: Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. (отсюда получаем краткое определение: дидактика- наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.) Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретённые. Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально- ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4)организационные формы, 5) результаты. Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов. Умения – овладения способами (приёмами, действиями) применение усвоенных знаний на практике. Навыки – умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание – (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений, навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения. Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д. Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Предмет и задачи дидактики: термин дидактика происходит от греч. “didactikos” - обучающий. В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактика – отрасль педагогики, изучающая вопросы теории образования и обучения. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение новых знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся. Образование - та сторона воспитания, которая включает в себя систему культурных и научных ценностей, накопленных человечеством. Дидактика отвечает на вопросы: - чему учить - как учить - где учить - в каких организационных формах Основные понятия дидактики: Учебный процесс Принципы обучения Методы обучения Содержание образования Формы организации учебной работы и др. Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого (Сократом, Демокритом, Платоном,Аристотелем) Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку, разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд «Великая Дидактика» (1657). | Я.А. |1.Великая Дидактика |-Теоретически обосновал и раскрыл ||Коменский |2.Материнская школа |принцип наглядности; ||1592-1670 |3.Мир чувственных |-Провозгласил «золотое правило || |вещей в картинках |дидактики» || |4.Откратая дверь |-Обосновал и применил на практике || |языков и всех наук |принципы сознательности, || | |систематичности, последовательности|| | |и прочности усвоения знаний. || | |-Стремился сильнее развивать || | |познавательные способности уч-ся, || | |«воспламенять жажду знаний и пылкое || | |усердие к учению» || | |-Разработал классно-урочную систему || | |обучения || | |-Выдвинул идею всеобщего образования|| | |: «учить всех всему» ||Жан Жак Руссо|Роман-трактат «Эмиль |-Дал оригинальную характеристику || |или о воспитании» |возрастного развития ребёнка: ||1712-1778 | |1- от рождения до 2 лет || | |от 2 до 12 «сон разума» || | |от 12 до 15 умственное вос-ние || | |от 15 до совершеннолетия «период || | |бурь и страстей» || | |-Предложил учебные занятия || | |проблемного, поискового характера || | |-Дал характеристику методам обучения|| | | || | |-Выдвинул идею связи обучения с || | |жизнью, с наблюдениями явлений || | |природы ||Иоган Генрих |1.Лингард и Гертруда |-Разработал теорию элементарного ||Песталоцци |2.Как Гертруда учит |образования;Считал что в основе ||1746-1827 |своих детей |познания мира лежат 3 элемента: || |3.Азбука наглядности |форма, число, слово || |4.Наглядное учение о |-Разработал принцип наглядности, || |числе |хотя чрезмерно усложнил и довёл до || | |абсурда ||Адольф |Руководство к |-Главной задачей обучения является ||Дистервег |образованию немецких |развитие умственных способностей ||1790-1866 |учителей |детей || | |-Создал дидактику развивающего || | |обучения (изложил её в виде 33 || | |законов и правил обучения) || | |-Много внимания уделял закреплению || | |материала || | |-Утверждал: «плохой учитель || | |сообщает истину, а хороший учит её || | |находить» ||Константин |1.Родное Слово |-Разработал методики преподавания ||Дмитриевич |2.Детский мир |учебных предметов ||Ушинский |3.Человек как предмет|-Выступал за связь обучения с || |воспитания |жизнью, с трудом ||1824-1870 | |-Разработал принципы обучения, ||Основоположни| |основы содержания начального ||к начального | |образования ||обучения в | |-Раскрыл психологические основы ||России | |обучения | Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского. Существенно обогатили теорию начального обучения психолого- педагогические исследования В.Давыдова, Д.Б.Эльконина - =о возрастных возможностях усвоения знаний, Л.В.Занкова = о путях формирования общего уровня развития младших школьников, П.Я.Гальперина = о формировании умственных способностей. Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит, раду,Никола, Банташ, и др. Современную дидактику обогатили педагоги-практики - Шалва Амонашвили С.Н.Лысенкова М.Шаталов Н.Ильин С.Потапова и др. Задачи дидактики на современном этапе.1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности 2. Формирование познавательной активности и самостоятельности 3. Активизация общего уровня развития младших школьников 4. Развитие и формирование умственных способностей 5. Проблемный характер изложения учебного материала 6. Индивидуализация и дифференциация обучения 7. Демократизация и гуманизация обучения 8. Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся 9. Програмирование и компьютеризация обучения 10. Работа с одарёнными детьми 11. Формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения Специальные дидактики – частные методики. Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности, своизакономерности, требует своих особых методов и организационных формобучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики или методикипреподавания. Все частные методики являются педагогическими дисциплинами,основывающихся на тех же принципиальных положениях, которые раскрываютсяв общей дидактике. Таким образом, общая дидактика является теоретической базой длявсех частных методик. Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве.Большая роль принадлежит самообразованию. САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательная деятельность,направленная на удовлетворение потребности в знаниях, возникших у человека. Этапы становления дидактики. I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании, основной источник знаний: восприятие, авторитарное руководствообучением. II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XXв.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний, личностный подход, психологическое управление III Этап - постсовременный - курикулум (вторая половина XX в.), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний -основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная. В основе – педагогика сотрудничества, с учётом требований времени, личностного развития и творчества.

 

 

№22


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.