История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.

2017-06-13 1693
Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В формировании новой педагогической парадигмы, адекватно отвечающей на вызовы современности, особо важная роль принадлежит гуманитаризации и гуманизации естественнонаучного и технического образования. Гуманитаризация образования — это не просто увеличение числа преподаваемых гуманитарных дисциплин и отводимого на них времени, а проникновение ценностей, норм гуманитарного образования в структуру естественнонаучной и технической деятельности, т. е. изменение внутренних ориентиров естествознания и технознания. Можно говорить о гуманитаризации естественных наук как о проникновении в них методов гуманитарного знания. Это накладывает отпечаток на конструирование предмета науки.

Гуманизация означает, что наука сейчас должна ориентироваться не только на получение истины. В число своих внешних ориентиров она должна включать вопросы о своей смыслообразующей деятельности, о сущности человека, его предназначении, о гуманистическом смысле человеческой цивилизации.

К гуманизации относится и выработка представлений о гуманистических принципах, их содержании. Гуманизация образования позволяет решить две жизненно важные задачи: обеспечить сохранность глобального жизнеобеспечения человечества и повысить реальную ценность каждого человека. Гуманизированная система естествознания примат человека перед техническими системами должна утверждать решительно и бесповоротно.

В современных условиях резко возрастает удельный вес гуманитарного знания в принятии решений. Поэтому вред узости подготовки специалиста оказывается прямо пропорциональным высоте занимаемого им поста. Гуманитарные знания становятся необходимой составной частью профессиональной подготовки специалиста. Драматизм современного отечественного гуманитарного образования заключается в том, что, с одной стороны, повысить эффективность экономики без использования рыночных механизмов невозможно, а с другой — в том виде, в каком реально складываются рыночные отношения в данный момент, они способствуют вымыванию гуманитарной составляющей системы образования. Мировой же опыт свидетельствует о том, что успехи в области экономики никогда не достигались за счет экономии на гуманитарной культуре. Экономия на гуманитарной культуре — это путь в маргиналы современного мира.

Одной из важнейших форм гуманизации естествознания является его экологизация. Запуск глобальных техногенных процессов превратил биосферу во всеобщий предмет труда и поставил человечество перед необходимостью выработать программу выживания. Здоровье человечества, его будущее зависит от того, в какой мере будут обеспечены механизмы коэволюционного развития. Учитывая катастрофический характер современной экологической ситуации и жесткость сроков, отпущенных на выработку программы выживания человечества [6], программу экологического образования и воспитания необходимо в кратчайшие сроки привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Чтобы программу экологического образования и воспитания сделать действенной, необходимо разработать учебные программы, которые в возможно полной мере ассимилировали бы происшедшие в биосфере под влиянием техногенных процессов изменения. Для этого, прежде всего, необходима инвентаризация сдвигов, нарушающих естественное равновесие биосферы и требующих для своего устранения новых подходов к получению экологического знания и новых норм сознания и поведения. Речь, т.о., идет о необходимости экологизации всей системы образования и воспитания на всех ее уровнях. В связи с этим каждому специалисту в любой области деятельности необходимо иметь четкое представление об основных экологических угрозах и мерах по их нейтрализации. Сейчас для каждого человека важно понять, что техногенное давление на природную среду заставляет ее дрейфовать в сторону от природного равновесия, установленного в течение миллионов лет. Важно понять, что только гуманистическое обновление социального заказа на науку и жизненная селекция научно-технических задач в соответствии с экологическим императивом обеспечат сохранность систем жизнеобеспечения общества и повысят реальную ценность самого человека.

Человек не имеет права уменьшать богатство и разнообразие жизни (за исключением того, что необходимо ему для нормальной жизни). Более того, это важно ему для сохранения себя в «доме жизни», вне которого он жить не может. Высокая устойчивость биосферы основывалась именно на многообразии живых форм, из которого в процессе эволюционного развития отбирались наиболее эффективные формы. Это означает, что человек, поскольку он часть природы, должен относиться к ней, как к самому себе. В этом заключается шанс на выживание. И вся программа экологического образования и воспитания должна бьпъ реализацией этого коэволюционного принципа биоцентрического эгалитаризма.

Под гуманизацией наук понимают требование их применения в интересах человечества и человечности. Гуманизация может достигаться методами научных экспертиз, когда, например, технико-экономически успешный проект не принимается, если затрагивает экологию и здоровье людей. Тем самым в науку и ее применение вносится некоторая размерность, связанная с интересами человека, и она неизбежно вносит изменение в конструирование предмета познания. Иллюстрацией этого м.б. представленная в данном разделе интерпретация предмета социально-гуманитарных наук, сконструированная из биологического объекта «жизнь».

Гуманизм определяется как отношение человека к другим людям как к высшей ценности (проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, милосердии, сострадании, желании помогать окружающим). Сущность гуманизма можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности.

В самой общей форме под гуманизацией науки понимается усиление направленности содержания различных дисциплин, форм организации и условий научно-исследовательской деятельности на человека как высшую ценность, а также на преодоление технократических тенденций, противоречащих его потребностям и всестороннему, свободному развитию каждой личности. Этот процесс включает, во-первых, все более полное использование результатов и потенциальных возможностей науки в целях обеспечения благополучия всех людей. Во-вторых, совершенствование самой сферы науки с целью создания условий, наиболее отвечающих самореализации и увеличению творческого потенциала всех, работающих в этой сфере.

Проблема гуманизации науки возникла в связи с тем, что в текущем столетии наряду с ее умножающимися благотворными плодами стали очевидными и негативные последствия.

Гуманизация науки включает в себя исключение возможности сознательного злоупотребления достижениями науки; теоретическое обоснование равновесного природопользования и разработка научно-технических средств, экономических и социально-политических форм, позволяющих людям практически распространять принципы гуманизма на свое отношение к природе; преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментального способа познания, обеспечение его гармоничного единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, обретения знания научных истин и веры в нравственные идеалы и принципы как равно необходимые ориентиры в жизни; обеспечение условий и режимов профессиональной деятельности научных работников, необходимых для их полноценного всестороннего и гармоничного развития, максимального развития творческого потенциала каждого.

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.