Формирование и изменение социальных установок — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формирование и изменение социальных установок

2017-06-13 504
Формирование и изменение социальных установок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологически воспитание во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что социальная установка имеет три компонента: знания, эмоции и действия. Соответственно, воспитание социальных установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих.

Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки). Рассмотрим эти четыре стадии последовательно.

Для того чтобы начать направленное воспитание социальных установок ребенка, необходимо сначала привлечь его внимание к объекту установки. Психологи, занимавшиеся исследованием влияния внимания, его усиления или ослабления на формирование и изменение социальных установок, получили весьма любопытные данные. Было обнаружено, что если чем-то незначительно отвлекать внимание человека, то эффект убеждения (изменения социальной установки) будет более сильным, чем без этой процедуры. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять ту или иную точку зрения. Одно из возможных объяснений, предложенных этому явлению, заключается в том, что, несколько отвлекая внимание человека, мы не позволяем ему глубоко вникнуть в суть убеждающих аргументов и выработать контраргументы. Однако убеждающий эффект отвлечения внимания зависит от эмоциональной окрашенности того, чем это внимание отвлекается. Если это приятные вещи, то отвлечение внимания положительно сказывается на формировании установки. Напротив, если факторы, отвлекающие внимание, оказались не очень приятными, то эффект убеждения снижается.

По той причине, что социальные установки включают рациональный и эмоциональный компоненты, любой из них можно использовать для направленного педагогического воздействия. Воспитание, основанное на рациональном компоненте, обычно апеллирует к разуму воспитываемого ребенка. В этом случае воспитатель пытается убедить его с помощью логических доказательств. Эмоциональное воздействие базируется на эффекте внушения и обычно используется при отсутствии или слабости логических аргументов. Способы чисто эмоционального воздействия на социальные установки ребенка не следует полностью отвергать как якобы совершенно недопустимые. Хотим мы того или нет, но они на практике действуют, и надо научиться эмоциональными воздействиями управлять.

При использовании эмоциональной формы воздействия обычно обращаются к следующим психолого-педагогическим приемам: ссылке на авторитет («папа считает так»), обращению к образцу: («так поступают все хорошие дети»).

Иногда для воздействия на социальные установки в воспитательных целях используется прием возбуждения чувства страха у детей. По поводу его следует заметить, что данный прием не очень эффективен. Исследования показали, что иногда запугивание ребенка способствует принятию им определенной точки зрения, а иногда, напротив, препятствует этому, порождая психологический барьер между воспитателем и воспитываемым.

Убеждающая аргументация представляет собой второй после привлечения внимания шаг на пути формирования или изменения социальной установки. Даже если убеждение основывается на хорошо подобранной совокупности фактов, способ их предоставления ребенку может существенно повлиять на результат убеждения. Факты далеко не всегда говорят сами за себя. Один и тот же факт может быть представлен и воспринят ребенком по-разному.

Многое в эффективности педагогического воздействия с использованием убеждающей аргументации зависит от того, насколько воспитатель показывает воспитываемому, что действительно хочет его убедить, а также от того, как лично относится воспитываемый к воспитателю. Если это отношение положительное, то открытое проявление воспитателем желания переубедить воспитываемого будет в большей степени способствовать принятию им предлагаемой точки зрения, нежели в том случае, когда воспитатель такого желания явно не проявляет. И, напротив, демонстративное желание убедить, проявляемое воспитателем, не вызывающим симпатии у воспитываемого, будет вести к сопротивлению с его стороны принятию точки зрения, пропагандируемой воспитателем, и такое сопротивление будет тем большим, чем сильнее со стороны воспитываемого проявляется неприязнь к воспитателю.

Проведенные психологами исследования также показали, что одно и то же утверждение воспитателя может по-разному восприниматься детьми, а характер восприятия во многом будет зависеть от того, что происходит во время акта восприятия, какие события его сопровождают и какова та ситуация, в которой восприятие имеет место. Было обнаружено, что умеренная точка зрения по обсуждаемому вопросу воспринимается как крайняя на фоне резко противоположной ей позиции, и наоборот. Людям, как оказалось, свойственно преувеличивать или преуменьшать свои расхождения во мнениях в зависимости от отношений, существующих между ними и теми людьми, которые придерживаются соответствующего мнения. Если другой человек вызывает симпатию и отношения с ним вполне дружеские, то наблюдается тенденция преуменьшать действительно существующие расхождения во мнениях с ним. Если же этот человек не вызывает личной симпатии и отношения с ним натянутые, то имеющиеся расхождения в мнениях, напротив, преувеличиваются.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.(Социально-психологические аспекты воспитания: 236—246).

2. Джаинотт X. Дж. Родители и дети. – М., 1986.

3. Земска М. Семья и личность. – М., 1986. (Воспитание в семье: 5—7. Семья и счастье: 30—37. Семья и воспитание детей: 37—б4. Развитие ребенка в семье: 73—92. Аномалии семейного воспитания: 93—137).

4. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание//Вопросы психологии.—1992.—№ 1.

5. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии.— 1992.—№ 1.

6. Одаренные дети. – М., 1991. (Поло-ролевое воспитание в семье: 78—87. Психологические основы работы с одаренными детьми: 257—319).

7. Развитие личности ребенка. – М., 1987. (Приобретение детьми социального опыта: 151—165. Самосознание и социальное развитие детей: 166—189. Социализация в семье: 190—211. Социализация вне семьи: 212—230).

8. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. – М., 1983. (Социальное обучение и развитие личности: 85—100).

9. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. (Роль семьи в развитии ребенка: 171—220. Социальное окружение и его влияние на ребенка: 220—244).

10. Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии.—1991. – № 6.

11. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984. (Моральное развитие и усвоение культурно-исторического опыта людей: 19—27).

12. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.— М., 1983. (Психология семьи: 55—63).

13. Бойко В. В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование.— М., 1980. (Психология семьи: отношения родителей и детей: 46—72).

14. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. – М., 1988. (Что такое депривация: 28—30. Развитие детей вне семьи: 36—47. Развитие детей в новой семье: 47—52).

15. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. – М., 1991. (Половое воспитание в дошкольном возрасте: 81—115. Половое воспитание в младшем школьном возрасте: 115—139. Половое воспитание в подростковом возрасте: 139—208. Система полового воспитания: 221—244).

16. Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания. – Минск, 1988. (Коллектив и воспитание личности: 47—56).

17. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М., 1989. (Конфликтные ситуации в семье: 11—25, 51—110).

18. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1988. (Социальные установки: 348—367).

19. Бойко В. В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование. – М., 1980. (Репродуктивная установка: 125—151).

20. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. – М., 1988. (Какие бывают семьи: 5—9. Психология больного ребенка: 53—64, 70—72, 86—96. Пьянство и дети: 149—164).

21. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского – М., 1979. (Коллектив и его роль в воспитании: 235—243).

22. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. – М., 1987. (Психология семейного воспитания: 70—98).

23. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988. (Психология воспитания личности в коллективе: 82—123).

24. Меньшутин В. П. Помощь молодой семье: заметки психолога. – М.,1987. (Какие бывают семьи: 11—30. Что могут службы семьи: 123—162).

25. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981 (Семья как коллектив: 40—64).

26. Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни. – Минск,1989. (Конфликты в семье: 92—104).

27. Спиваковская А. С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). – М., 1986. (Семь «законов» супружеской жизни: 8—19. Семья в психологическом рентгене: 56-66).

28. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М., 1989. (Мотивы и поводы разводов: 35—50. Психологический климат семьи и трудности семейного воспитания: 111—140. Психология брачносемейных отношений: 141—171).

29. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. – М., 1987. (Внутрисемейные отношения как специфический воспитательный фактор: 19—64. Основные направления совершенствования внутрисемейных отношений: 64—105. Отрицательное воздействие потребительской атмосферы семьи на духовное развитие детей: 156—174. Численность и состав семьи и их влияние на воспитательный потенциал: 15—242).

30. Этика и психология семейной жизни. – Минск, 1989. (Брак и семья. Основы семейных отношений: 110 — 243).

31. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

32. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— М., 1981.— С. 109.

33. Бодалев А. А. Развитие восприятия человека человеком в общении // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981.

34. Макаренко А. С. О воспитании. – М., 1988.- С. 29.

35. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М., 1988.

36. Макаренко А. С. О воспитании. – М., 1988. – С. 45, 66, 183.

37. Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. – 1989.—№ 4.

 

2.2. Планы практических занятий по дисциплине: «Педагогическая психология»

Основная литература, которую используют ко всем занятиям:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М.:1980.

2.Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. – М.,Воронеж, 1997.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.,МПСИ,1996.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.,М.:1968.

5. Вербицкий А.А.,Жукова Н.В. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы. – Нижний Тагил, 2006.

6. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского..М.1981.

7. Выготский Л.С. Проблема возраста.//Хрестоматия по детской психологии.-М.:МПСИ,1996.

8. Выготский Л.С.Собрание сочинений в 6 т, том 4,М.:1984.

9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М.:МПСИ, 1996.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология, М., 2005.

11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.:МПСИ,1996.

12. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии.1992.№1

13. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения., М.:1986.

14. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 1997.

15. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка//Избранные психологические труды:в.2-х томах, М.: 1986.

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Р-на-Д., 1997.

17. Ильясов И.И. Структура процесса учения, М., 1986.

18. Кулагина И.Ю.Возрастная и педагогическая психология, М.,2008.

19. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. – М., 1992.

20. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – СПб., 2007.

21. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения., М..1990.

22. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975.

23. Минияров В.М. Педагогическая психология. – М.,2005.

24. Рабочая книга школьного психолога /под ред.И.В.Дубровиной, М.,1995.

25. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. С/Пб, 2000.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М.1995.

27. Сорокоумова Е.А.Педагогическая психология С/Пб.-М.. 2008.

28. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, М.. 1983.

29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

30. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я., в 2-х т., М.МГУ, 1980.

31. Хрестоматия по педагогической психологии, уя.пособие., М. 1995.

32. Психология современного подростка/ под.ред. Д.И.Фельдштейна.,М.. 1987.

33. Реан А.И. психология и педагогика. – М., 2002.

34. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии., М., 1995.

35. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики., М.,1994.

36. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971.,№1.

37. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.,М.,1989.

38. Эриксон Э. Детство и общество. М.,1991.

39. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.. 1996.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.