Разработчик(и) программы: Шахова И.П. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Разработчик(и) программы: Шахова И.П.

2017-06-13 250
Разработчик(и) программы: Шахова И.П. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой  
__________________Шахова И.П.. «______» _________________ 2014 г.  

 

 

Пенза


Оглавление

1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО  
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
4.1. Содержание по ГОС / ФГОС ВПО  
4.2. Содержание учебной дисциплины  
4.3. Разделы/темы дисциплины и виды занятий  
4.4. Формы текущего контроля успеваемости (БРС)  
4.5. Формы проведения и содержание мероприятий промежуточной аттестации  
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ  
6.1. Темы эссе, рефератов, портфолио  
6.2. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течение семестра по темам)  
6.3.Контрольные вопросы промежуточной аттестации (по итогам изучения курса)  
6.4. Темы курсовых работ (КР/КП)  
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Педагогическая психология»:

1. Дать целостное представление об образовательном процессе и его психологических составляющих.

2. Сформировать у студентов представление о теоретических основах педагогической психологии, психологии обучения и воспитания, психологии педагога и обучающихся.

Основные задачи курса:

1. Обеспечить студентов знаниями о психологической структуре учебной деятельности, ее составляющих, факторах, влияющих на ее эффективность.

2. Раскрыть психологию личности педагога и структуру педагогической деятельности.

3. Ознакомить с основными методами проведения психолого-педагогического исследования.

4. Заложить основы исследовательской работы в области психологии обучения, практической деятельности в системе образования, педагогической деятельности по преподаванию психологии в разных учебных заведениях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

1. основные теоретические проблемы психологии обучения, воспитания, образования;

2. психологию образовательного процесса и особенности психологии обучения, психологии воспитания, психологии педагога;

3. основные психологические закономерности процессов обучения, воспитания, образования.

уметь:

1. анализировать различные психологические теории обучения и воспитания;

2. осуществлять психологический анализ особенностей учебной и педагогической деятельности;

3. проводить психолого-педагогические исследования и обследования.

владеть:

1. основными психологическими приемами решения профессиональных педагогических задач;

2. навыками организации и проведения психолого- педагогического исследования;

3. методами преподавания психологии в средних учебных заведениях;

4. методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Педагогическая психология» относится к профессинальному циклу базовой части и находится в тесной связи с такими курсами как: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Педагогика» и поэтому может опираться на знания, полученные на основе этих дисциплин. Данный курс создает предпосылки для усвоения знаний по дисциплинам: «Социальная психология», «Психология труда», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» и является основой для прохождения производственной практики, а также нацеливает студентов на приложение знаний к решению задач в практической сфере психологии образования.

2. 1. Выпускная квалификационная работа.

Знания по дисциплине «Педагогическая психология» используются студентами при подготовке к государственному экзамену по психологии и в написании выпускной квалификационной работы

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

 

Коды компетенции Наименование компетенции Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
ОК-2 способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;   Знать: Основные философские категории и проблемы человеческого бытия; Уметь:анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; Владеть: различными способами вербальной и невербальной коммуникации.
ОК-7 восприятие личности другого, эмпатии, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей Знать: научно-теоретические основы процесса восприятия людьми друг друга в практическом взаимодействии; Уметь: рационально построить процесс своего общения также оптимизировать взаимодействие других людей, эффективно аргументировать свою позицию; Владеть: навыками разрешения конфликтов, навыками эффективной коммуникации, активного слушания, управления вниманием собеседника, а также основными методами сбора диагностической информации в сфере общения; навыками установки контакте и выхода из него.
ПК-11 участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии ; Знатьособенности предмета и метода психологических исследований, существующие теоретические подходы, понятийный аппарат, необходимый для разработки методологии психологического исследования, структуру и содержание программы психологического исследования; систему методов психологического исследования; Уметь:применять существующие теоретические подходы, понятийный аппарат, необходимый для разработки методологии психологического исследования применительно к конкретной исследовательской проблеме; использовать методы обработки данных психологического исследования, подготовить научный отчёт. Владеть:способами измерения в психологическом исследовании; приёмами построения выборочной совокупности и методов её проектирования в психологическом исследовании, навыками применения количественных и качественных методов в психологическом исследовании;  
ПК-16 участие в учебно-методической работе в сфере общего образования Знатьсущность и специфику профессиональной педагогической деятельности, Уметьанализировать учебно-методическую работу в сфере среднего образования Владетьрефлексивными навыками в педагогической и методической деятельности.
ПК-20 просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества   Знатьособенности организации просветительской деятельности среди населения Уметьиспользовать разнообразные формы просветительской деятельности Владетьнавыком организации просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание по ГОС / ФГОС ВПО: не предусмотрен

4.2. Содержание учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Содержание раздела / темы
Тема 1 Предмет педагогической психологии и история ее становления   Современное определение предмета педагогической психоло­гии. Сочетание обучения и воспитания в развитии человека как личности. Понятие об образовательном процессе. Содержание образовательного процесса как единства обучения, воспитания и развития. Основные проблемы педагогической психологии. Педагогическая психология в системе социальных наук. Исторические этапы становления педагогической психологии.
Тема 2 Методы педагогической психологии Классификация методов исследования: теоретические и эмпирические. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности, тесты, социометрия. Методы моделирования, биографические методы (Б.Г. Ананьев). Методы обработки данных методы количественного и качественного анализа, интерпретационные методы.
Тема 3 Образование в современном мире. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения Образование в современном мире Двухстороннее единство обучения — учения в образовательном процессе. Модели обучения. Развивающее обучение в отечественной образовательной системеМодели обучения: проблемное обучение, программированное и другие
Тема 4 Психология учебной деятельности.   Теория учебной деятельности (П.Я Гальперин, В.В Давыдов, А.К. Маркова, М.В Матюхина, Д.Б. Эльконин). Предметное содержание учебной деятельности: цель,средства (мыслительные операции, фоновые знания). Способы (репродуктивные, проблемные), продукт (знания, личностные новообразования). Структура учебной деятельности: потребности, мотивы, учебная задача, контроль и оценка. Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, непосредственная и опосредованная.
Тема 5 Мотивация учебной деятельности.   Мотивация как основная детерминанта учебной деятельности. Основные классификации учебных мотивов. Познавательные мотивы (широкие, узкие, мотивы самообразования). Социальные мотивы (мотив долга, ответственности, оценки и т.д.) Мотивы реально действующие и потенциальные (А.Н Леонтьев). Мотивы внутренние (интересы) и внешние. Смыслообразующие мотивы и мотивы стимулы. Личностный смысл учения. Возрастные особенности мотивации в младшем, среднем и старшем возрастах. Факторы создания учебной мотивации Способы и приемы развития мотивации учебной деятельности.
Тема 6 Психологические теории обучения.   Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Этапы формирования умственных действий. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь). Понятие проблемной задачи. Этапы проблемного обучения. Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала, частично-поисковый метод, исследовательский метод. Теория развивающего обучения. Основные принципы обучения по Л.В. Занкову. Развивающее обучение по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову. Основная идея – формирование у учащихся теоретического мышления путем восхождения от абстрактного к конкретному. Программированное обучение. Виды программированного обучения. Психологические основы программированного обучения. Алгоритмизация обучения. Обратная связь в обучении.
Тема 7 Психология педагогической деятельности.   Исследование педагогической деятельности в работах: Кузьминой Н.В, Зимней И.А, Левитова Н.Д, Марковой А.К. Педагогическая деятельность: содержание, характеристика; формы. Структура педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский компоненты. Уровни педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой. Концепция структуры деятельности педагога по А.К. Марковой. Основные компоненты: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, контроль и оценка педагогам своих педагогических действий.
Тема 8 Психология личности педагога   Учитель как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности современного педагога. Педагогические способности как совокупность свойств личности, отвечающие требованиям педагогической деятельности. (Крутецкий В.А., Левитов Н.Д.). Структура педагогических способностей по Кузьминой Н.В. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Мотивация педагогической деятельности. Педагогическая направленность. Профессиональная Я-концепция педагога.
Тема 9 Учебно-педагогическое сотрудничество и общение   Понятие педагогического общения и его особенности. Педагогическое общение – профессиональное общение педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе. Специфика направленности педагогического общения: на личность ученика, на учебное взаимодействие, на усвоение учебных знаний. Стиль педагогического общения. Типология стилей педагогического общения по В.А. Кан-Калику. Затруднения и барьеры в педагогическом общении (Маркова А.К., Зимняя И.А., Кан-Калик В.А.). Затруднения (барьеры) в педагогическом общении. Виды коммуникативных барьеров по В.А. Кан-Калику. Развитие навыков педагогического общения как способов преодоления барьеров в общении.
Тема 10 Психология воспитания Понятие воспитания, цели, задачи, принципы воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания. Психологические теории воспитания. Психологические закономерности воспитания. Воспитание как процесс формирования изменения и изменения социальных установок. Формирование и развитие лично­сти как основная проблема психологической теории вос­питания. Семья и воспитание личности. Роль семьи в воспитании и развитии детей. Содержание и направления воспитания. Методы воспитания и их классификация. Методы самовоспитания и самообразования.

4.3. Разделы/темы дисциплины и виды занятий

Наименование блока дисциплины по ГОС / ФГОС ВПО     Номер(а) семестра(ов) учебного плана, отведенного(ых) на изучение дисциплины     5с    
Педагогическая психология Кол-во учебных недель семестра / семестров 18 /5с.
Общая трудоемкость изучения дисциплины по учебному плану: ЗЕ (часов) 144/ 54
Форма обучения Очная   Объем недельной аудиторной нагрузки (Л/ С)   5 с -1/2
         

Тематический план изучения дисциплины

Порядковый номер темы, в соответствии с содержанием типовой учебной программы дисциплины Формы обучения и занятий
Очная Занятие в интерактивной форме Заочная
Л С СР (кол-во часов, форма) Л С СР
Тема 1.Предмет педагогической психологии и история ее становления.              
Тема 2.Методы педагогической психологии. Составление характеристик на ученика и класс. Психологический анализ урока.       Семинар.Диагностическая работа с обсуждением      
Тема 3. Образование в современном мире. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения              
Тема 4.Психология учебной деятельности.       Проблемная лекция      
Тема 5.Мотивация учебной деятельности.              
Тема 6.Психологические теории обучения.       Лекция с обсуждением      
Тема 7.Психология педагогической деятельности.              
Тема 8.Психология личности педагога.       Лекция с обсуждением      
Тема 9.Учебно-педагогическое сотрудничество и общение.              
Тема 10.Психология воспитания.              
ИТОГО              

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.