Тема 1. Предмет и метод административного права — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 1. Предмет и метод административного права

2017-06-13 3428
Тема 1. Предмет и метод административного права 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Тема 1. Предмет и метод административного права

Государственное управление и исполнительная власть: их понятие и соотношение.

Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.

Государственное управление – подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.

Основные характерные черты исполнительной власти.
1. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями.
2. Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.
3. Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией – органами исполнительной власти.
4. Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой её реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определённости исполнительной деятельности.
5. Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
6. Исполнительная власть характерна также и тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации,армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.

Итак, исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как государственное управление – категория организационно – правовая. Право на существование имеют обе эти государственно – правовые категории. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно – распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

 

 

Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения

 

Особенности, классификация и виды административноправовых норм.

Особенности административно-правовых норм:

Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, топервой их особенностьюявляется сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом – органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.

 

Виды административно-правовых норм.

Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:

а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (множество таких норм содержится в правилах дорожного движения, пожарной безопасности, правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и других актах);

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);

в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).

В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:

а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;

б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;

в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);

г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.

Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.

По кругу лиц, на которых распространяется их действие, - общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов – военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).

По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:

а) общероссийские (федеральные);

б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;

в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);

г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).

По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.

Тест 1

1. Управление — это:

1.1. волеизъявление;

1.2. целенаправленное организующее воздействие на развитие общества;

1.3. достижение результата;

1.4. авторитет.

2. Государственное управление в узком смысле — это:

2.1. целенаправленное организующее воздействие государства в лице его органов на развитие общества;

2.2. деятельность органов законодательной власти по подготовке, рассмотрению проектов и принятию законодательных актов;

2.3. организующая деятельность органов исполнительной власти по практическому осуществлению задач и функций исполнительной власти;

2.4. деятельность аппаратов органов законодательной и судебной власти.

3. Основу предмета административного права составляют:

3.1. управленческие отношения в представительных, исполнительных, судебных органах и общественных организациях;

3.2. деятельность органов исполнительной власти;

3.3. управленческие отношения, которые возникают в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления по исполнению законов и подзаконных актов в различных сферах и отраслях общества;

3.4. внутриорганизационные отношения в любых государственных органах и организациях, кроме коммерческих и общественных организаций.

4. Для метода административного права характерны:

4.1. отношения координации, диспозитивные нормы права, равенство сторон, возникновение, изменение и прекращение правоотношений по соглашению сторон;

4.2. отношения субординации, императивные нормы права, неравенство сторон, не требуется согласия сторон для возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

4.3. сочетание элементов, указанных в п. 4.1 и 4.2.

5. Общая часть административного права включает:

5.1. предмет, метод, функции, принципы, субъекты административного права, административно-правовые нормы и правоотношения, формы и методы деятельности органов исполнительной власти, ответственность по административному праву, административный процесс, законность в государственном управлении;

5.2. управление в сфере экономики, в социально-культурной сфере и в административно-политической сфере;

5.3. все проблемы управленческих отношений.

6. Особенная часть административного права включает:

6.1. предмет, метод, функции, принципы, субъекты административного права, административно-правовые нормы и правоотношения, формы и методы деятельности органов исполнительной власти, ответственность по административному праву, административный процесс, законность в государственном управлении;

6.2. управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах;

6.3. все проблемы управленческих отношений.

7. Административное право отличается от других отраслей права:

А — от государственного (конституционного) права:

7.1. по предмету и методу;

7.2. по предмету;

7.3. по методу.

Б — от гражданского права:

7.4. по предмету и методу;

7.5. по предмету;

7.6. по методу.

В — от финансового права:

7.7. по предмету и методу;

7.8. по предмету;

7.9. по методу.

Г — от земельного права:

7.10. по предмету и методу;

7.11. по предмету;

7.12. по методу.

Д — от трудового права:

7.13. по предмету и методу;

7.14. по предмету;

7.15. по методу.

Е — от уголовного права:

7.16. по предмету и методу;

7.17. по предмету;

7.18. по методу.

 

Тест 2

1. Административно-правовая норма — это:

1.1. источник права, внешняя форма выражения административно-правовой нормы;

1.2. правило поведения, установленное государством, рассчитанное на неоднократное применение, распространяющееся на неопределенный круг лиц, предназначенное для регулирования отношений, которые возникают в связи с организацией и осуществлением государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления, обеспеченное мерами государственного принуждения;

1.3. любое правовое предписание, регулирующее отношения, входящие в предмет административного права.

2. Структура любой административно-правовой нормы включает:

2.1. гипотезу, диспозицию, санкцию;

2.2. диспозицию;

2.3. диспозицию и санкцию;

2.4. гипотезу и санкцию либо меру поощрения;

2.5. гипотезу и диспозицию.

3. В части 2 ст. 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено: «2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, — влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей». Какие элементы правовой нормы присутствуют в указанном положении КоАП?

3.1. гипотеза, диспозиция и санкция;

3.2. только диспозиция и санкция;

3.3. только диспозиция;

Только гипотеза и санкция.

4. Материальные административно-правовые нормы отличаются от процессуальных тем, что:

4.1. материальные нормы закрепляют права и обязанности участников регулируемых отношений, а процессуальные их не устанавливают;

4.2. материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений, а процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав, обязанностей и ответственности субъектов, предусмотренных нормами административного права;

4.3. материальные и процессуальные административно-правовые нормы между собой не отличаются;

4.4. материальные нормы регулируют права и обязанности субъекта права в статике, а процессуальные — в динамике;

4.5. материальные нормы регулируют права и обязанности субъекта права, а процессуальные нормы регулируют процедуру разрешения административных споров перед судьей.

5. Обязывающая норма содержит предписание:

5.1. действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме;

5.2. указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой;

5.3. позволяющее субъектам избирать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению;

5.4. обязывающее субъектов публичной власти избирать тот или иной вариант действий, указанный в норме.

6. Уполномочивающая норма содержит предписание:

6.1. закрепляющее за органом исполнительной власти или его должностным лицом определенную компетенцию;

6.2. позволяющее субъектам избирать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению;

6.3. направленное на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в определенной нормой права сфере деятельности (поведении).

7. Источниками административного права признаются:

7.1. служебные документы органа исполнительной власти, которые содержат внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа в его внутренних пределах, и предназначенные для служебного пользования;

7.2. индивидуальные правовые акты;

Тема 1. Предмет и метод административного права


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.