Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-06-13 | 341 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Орфоэпия переводится с греческого как «правильное произношение» и употребляется в двух значениях:
· Система единых норм произношения в литературном языке;
· Наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
В русском языке:
· Ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а].
· После мягких согласных ударные [о, а, э] меняются на безударный звук [и].
· В конце слов и перед глухими согласными звонкие согласные меняются на глухие
· Глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие.
Орфоэпические нормы определяют выбор произносительных вариантов — если фонетическая система в данном случае допускает несколько возможностей, например:
Допускается как сочетание [шн], так и сочетание [ч'н], (було[ч'н]ая и було[шн]ая), но орфоэпическая норма предписывает говорить коне[шн]о, а не коне[ч'н]о.
Орфоэпия включает также нормы ударения: правильно произносить докумéнт, а не докýмент, началá, а не нáчала, звонúт, а не звóнит,алфавúт, а не алфáвит.
В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие.
Произносительные стили — закономерное соединение единиц фонетического уровня, в зависимости от целей и предмета речи, ситуации общения, адресата речи и т. д.
Стилеобразующими являются следующие признаки:
· Особенности произношения звуков и степень отчётливости
· Темп речи
· Количество пауз, их длительность и длина синтагмы
· Наличие/отсутствие экспрессивной окраски
признаки/произносит. стили | высокий | нейтральный | разговорный | сценич. речь |
Темп речи | Замедленный | Около 20 слов в мин. | Достаточно быстрый | Зависит от жанра |
Паузы | Много длительных пауз | Паузы умеренные | Мало непродолжительных пауз | экспрессивные паузы |
Степень отчётливости | Большая отчётливость | Соответствует нормам | Сильная редукция слов | Произношение отчётливое |
Наличие/отсутствие экспрессивности | Высокая торжественность | нет | Часто | Экспрессивно окрашена |
|
21. Стилистическая характеристика словобразовательных средств
Словообразовательными средствами в русском языке являются приставки, суффиксы, интерфиксы, постфиксы. Кол-во узуальных средств словообразования намного меньше существующих. В русской грамматике 80-го г насчитывалось более 80 приставок, но активны из них примерно 18.
В словообразовательной системе рус яз наиболее активно функционируют приставки и суффиксы. Довольно многие из них многозначны(приставка при). Богатство производных слов обеспечивается и обратным явлением- одно и то же значение может передаваться разными аффиксами. (например, наименование лица по роду деятельности- писатель, переводчик, ученик).
Сложность создает амонимия суффиксов и приставок- например суффикс ин, присоединяясь к разным именным словам, дает дереваты, которые никак не связаны по значению — горошина, домина(увел.), осетрина, тишина.
Приставки и суффиксы в рус яз активно употребляются с целью придания стиля. Возникает стилистическая окраска, оценочность(положительная или отрицательная).
В РР, публицистике и ЯХЛ по частотности использования выделяются суффиксы уменьшительности, что придает обычно оттенок ласкательности и положительной оценочности. Но в РР такие суффиксы обычно воспринимаются как своеобразная норма (раздайте листочки).
Со значением увеличения наиболее активно употребляется суффикс ищ(домище) и ин (домина). Такие производные как правило характеризуются отрицательной оценкой.
Для стилистически окрашенных приставок и суффиксов характерно явление синонимии. Она может давать целые словообразовательные парадигмы (девочка, девчонка, девчушка).
|
В РР суффиксы, которые передают отрицательную оценку в наименованиях лиц, в контексте могут терять эту оценку (почему Ленка не пришла?).
Словообразовательный формант может существенно изменить сферу употребления деревата. Например, слова со старославянскими приставками ис, вос, низ (испить) создают оттенок торжественности и архаичности в производных словах.(воспретить- публ стиль, запретить- нейтр).
На книжную манеру выражения указывают такие суффиксы сущ, как ость, ение, ация,изм (лиризм, стабилизация, восстановление),
В профессиональной речи создаются трехчленные ряды синонимов — промывание, промыв, промывка.
Суффикс к в речи не изменяет семантику слова, но придает ему окраску разговорности(табурет- табуретка).
22. Стилистические возможности способов русского словообразования. Словообразовательная норма и отступления от неё
Словообразование в русском языке — яркий источник речевой экспрессии благодаря разнообразию оценочных аффиксов. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных. От нейтральных в эмоционально-экспрессивном плане существительных путём аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом — домик, домишко. Такие существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки. Выделяются также:
· увеличительные суффиксы, придающие оттенок отрицательной оценки: дом — домина, домище.
· суффиксы с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, старушенция.
· суффиксы со значением пренебрежения: солдатня, пацаньё.
· суффиксы с отрицательным оценочным значением: спаньё, кислятина. У нек-рых экспрессия стирается, сохраняется только разговорный оттенок: бородач, грамотей.
Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, например, дочурочка, крохотулечка.
Интересна в стилистическом плане также префиксация существительных (раскрасавица, сверхчеловек), но она уступает суффиксации по богатству экспрессивных оттенков.
Суффиксация для словообразования прилагательных: положительный оттенок — маленький, малюсенький; отрицательный — вертлявый, высоченный.
Экспрессивны приставочные образования, указывающие на степень проявления признака: всевластный, предобрый.
|
Особая выразительность — слова типа милый-милый, долгий-предолгий.
Местоимения с суффиксами также получают экспрессивную окраску: всяческий, нашенский, никогошеньки.
Среди глаголов продуктивны сниженные глаголы на —ничать: активничать, дипломатничать.
Экспрессивны глаголы, образованные от местоимений: якать, выкать и междометий: ахать, тявкать.
Глаголы на —ить, образованные от существительных: температурить.
Снижение стиля — путём прибавления постфикса —ся: маячиться, обещаться. Приставочный способ: сильная экспрессия, несмотря на то, что образованы путём сочетания нейтральных основ с нейтральными аффиксами: забегаться, прихватить, попридержать.
Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова.
В современном русском языке встречаются два основных вида нарушений словообразовательной нормы:
1. Ошибки, связанные с нарушением словообразовательной структуры слов русского языка, использованием отсутствующих в языке форм. Например, нет форм 1 лица единственного числа у глаголов пылесосить (нельзя пылесосю) и победить (нельзя победю) и т.п.
2. Искусственно образованные слова — например, преклонник (вместо поклонник, который преклоняется), учительный (вместо учтивый), отменение (вместо отмена) и т.д.
Соблюдение словообразовательных норм предполагает использование слов, образованных не только в соответствии с продуктивными словообразовательными моделями, но и с учетом словообразовательного потенциала того или иного слова.
Отклонения от словообразовательной нормы в художественных текстах.
Окказиональное словообразование. В поисках выразительных средств художественной речи писатели часто прибегают к словотворчеству. Современные художественные окказионализмы делятся на две группы:
· построенные по законам книжного словообразования (прозрачность, юнь)
· образованные из просторечных аффиксов (с тяжельцой, перегляды).
Одни о. обладают яркой выразительностью (карусельно, распоследние), другие — нейтральны (просып, проживала). В них могут быть скрыты эпитеты, метафоры, сравнения: чистоглазый. Юмористическая установка автора: людовед — людоед, душелюб — душегуб. В контексте иногда даются словообразовательные модели, объясняющие процесс создания окказионализма, что усиливает его экспрессию (собеседник — сомолчальница).
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!