Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методы, приемы и формы работы с детьми с двигательными нарушениями. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методы, приемы и формы работы с детьми с двигательными нарушениями.

2017-06-12 930
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методы, приемы и формы работы с детьми с двигательными нарушениями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Принято выделять следующие виды патологии функций опорно-двигательного аппарата (О.Г. Приходько).

 

Заболевания перепой системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

 

Врожденная патология функций опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стон; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев и кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).

 

Приобретенные заболевания и повреждения опорнодвига тельного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

 

Основную массу среди детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и и психолого-педагогической и логопедической коррекции.

 

Другие категории детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения, последующей трудовой деятельности, интеграции в социум. В их социальной адаптации определяются два направления. Перине имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для итого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второе направление адаптации ребенка с двигательным дефектом - приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

 

У детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ведущим дефектом является двигательный (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Л.И. Аксенова предлагает выделять три степени тяжести двигательного дефекта при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата:

 

· легкая - физическое нарушение дает возможность свободно передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации, позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограничениями;

 

· средняя - потребность в частичной помощи со стороны ближайшего окружения в передвижении и самообслуживании;

 

• тяжелая - полная зависимость от помощи окружающих. Более подробно остановимся на характеристике детей с детским

 

церебральным параличом как наиболее часто встречающемся нарушении функций опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 случаев рождения ребенка с ДЦП на 1 000 новорожденных.

 

Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникает внутриутробно, 60 - в момент родов, 10 - после рождения (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская).

 

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе и проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь.

 

Двигательные, психические и речевые расстройства варьируют в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний (при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства).

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

 

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания.

 

Нарушение мышечного тонуса.

 

Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).

 

Наличие насильственных движений (гиперкинезы (насильственные движения) и тремор (дрожание пальцев рук и языка)).

 

Нарушения равновесия и координации движений (атаксия: дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь, отклоняясь в сторону).

 

Нарушение ощущений движений (кинестезии, например дви жение пальцев рук по прямой может ощущаться детьми как движение по окружности или в сторону).

 

Непроизвольные со дружественные движения (сипкинезии: например при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).

 

7. Неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила.

 

Структура нарушения при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется временем, степенью и локализацией мозгового поражения.

 

Отклонения-в психическом развитии у детей с ДЦП в большой степени обусловлены ранним органическим поражением гм и различными двигательными, речевыми и сенсорными нарушениями, а также недостаточностью их практической деятельности и социального опыта, коммуникативных связей с окружи и ограниченностью полноценной игровой деятельности. Исследователи отмечают отсутствие четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений (тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием психических функций).

 

Особенности развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

 

Нарушения умственной работоспособности у детей с ДЦП проявляются в виде синдрома раздражительной слабости, включающего два основных компонента: повышенную истощаемость психических процессов; чрезвычайную раздражительность, плаксивость, капризность.

 

Структура интеллектуального нарушения при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей.

 

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем вызван патологией зрения, слуха, мышечно- суставного чувства. Это существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

 

Ощупывание предметов, манипулирование с ними, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

 

Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

 

Выраженность психоорганических нарушений проявляется в замедленности, истощаемое™ психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточности концентрации внимания, снижении объема механической памяти. Характерны расстройства эмоционально-волевой сферы, достаточно высокий уровень интеллектуального развития часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышен ной внушаемостью, чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

 

В структуре психофизических нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет примерно 80%. Как отмечает Е.М. Мастюкова, у детей с ДЦП в силу специфики их заболевания оказываются нарушенными предпосылки развития речи (возможность накопления сенсорного опыта, развития двигательной сферы).

 

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Как отмечают исследователи, отставания в развитии речи при ДЦП связаны с ограничением объема знаний и представлений об окружающем мире, недостаточностью предметно-практической деятельности. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом не формируется потребность в речевой деятельности, ребенок лишается важного для него речевого общения.

 

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом, проявляющаяся в нарушении иннервации артикуляционного аппарата, мышц языка, затрудненности дыхания, голосообразования, произвольном открывании рта, движениях языка вперед и вверх. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи.

 

У детей с церебральным параличом чаще других встречаются такие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи. При этом в изолированном виде речевые нарушения при ДЦП встречаются редко, гораздо чаще они проявляются в сочетании, например дизартрия и ОНР.

 

Специальные учреждения образования для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата работают в нашей стране с 1964 г.

 

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: • оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи;

 

 

• обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

 

Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

 

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы (постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка, предполагающий согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя).

 

Раннее начало воздействия, опирающегося на сохранные функции (раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи).

 

• Организация работы в рамках ведущей деятельности.

 

• Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

 

• Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

 

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:

 

• развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

 

• стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза);

 

• формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

 

• развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (вни мания, памяти, воображения); л

 

• формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможно стей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;

 

• воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

 

Значительное место в коррекционно-педагогическом воздействии при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются:

 

• разиитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи;

 

• нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

 

• развитие речевого дыхания, голоса, просодики;

 

• формирование силы, продолжительности, управляемости го лоса в речевом потоке;

 

• выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;

 

коррекция нарушений произношения.

 

В нашей стране создана сеть специализированных учреждение! для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические4 больницы, специализированные санатории, школы-интернаты для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты, различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.

 

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, формирование жизненных компетенций, адаптация к условиям социальной среды.

 

Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах. Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая с детьми школьного возраста, состоит:

 

• в последовательном развитии познавательной деятельности и коррекции ее нарушений;

 

• коррекции высших корковых функций;

 

• воспитании устойчивых форм поведения и деятельности.

 

В школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, трудностями в обучении, а также с легкой степенью интеллектуальном недостаточности.

 

В современной специальной литературе, освещающей проблемы разработки средств помощи людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, встречается термин «ассистирующие технологии» (AT). Этот термин употребляется для обозначения, во-первых, очень широкого диапазона всевозможных вспомогательных, адаптационных и реабилитационных приспособлений (функциональные протезы новейшего времени), и, во-вторых, процессов, связанных с выбором, размещением и использованием таких приспособлений для развития или компенсации нарушенных, ослабленных или утраченных функций и возможностей человека. Как отмечает З.М. Кордун, существующие ассистирующие технологии можно разделить на несколько условных групп:

 

§ механические приспособления (костыли, инвалидные коляски и другая подобная специальная техника);

 

§ устройства-ассистенты (резиновые поручни для опоры при ходьбе; наклонные доски, заменяющие ступени, и т.п.);

 

§ более сложные приспособления с использованием электроники, компьютерной техники, средств современной связи и другие (например, инвалидное кресло, оборудованное встроенным двигателем, специальным компьютером для организации коммуникативных процессов и сотовым телефоном);

 

§ специальное методическое обеспечение и технология его использования.

 

 


2.11. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих церебральным параличом.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны). Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга - большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений...

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом - минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний...

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов.

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов способны оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Это может произойти в любой момент беременности, но особенно опасно их действие в период до четырех месяцев внутриутробного развития, т.е. в период, когда интенсивно закладываются все органы и системы. К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:

· инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности;

· сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

· токсикозы беременности;...

· физические травмы, ушибы плода;

· несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови;...

· физические факторы (перегревание или переохлаждение; действие вибрации; облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);

· некоторые лекарственные препараты;

· экологическое неблагополучие;...

Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии)...

У плодов, перенесших внутриутробную гипоксию, недостаточность защитных и адаптационных механизмов определяет большую возможность для возникновения родовой травмы, которая в свою очередь усугубляет изменения, возникшие внутриутробно. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. Родовая травма, с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая механическая травма, с другой - она вызывает нарушение мозгового кровообращения и в тяжелых случаях - кровоизлияние в мозг. Причинами родовой травмы могут быть узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, преждевременное отхождение вод, слабость родовой деятельности, неправильное предлежание плода.

Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией (патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания, сердечной деятельности). У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП. Недоношенный плод имеет повышенную склонность к асфиксии и родовой травме.

В настоящее время асфиксия и родовая травма часто рассматриваются как следствие действия уже имеющейся внутриутробной патологии. Реже причиной возникновения ДЦП может быть механическая родовая травма (применение щипцов, вакуум-экстрактора).

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы, как осложнение после прививок на первом году жизни.

Итак, ДЦП - это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного. Часто имеет место сочетание различных вредоносных факторов...

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Важнейшими из них являются следующие.

 

2.12. Организация коррекционной педагогической помощи в образовательных учреждениях для детей с двигательными нарушениями. Инклюзивное образование детей с двигательными нарушениями.

Вопрос 13.

Медицинские особенности развития, воспитания, обучения детей с ДЦП .

ДЦП – это термин, объединяющий группу непрогрессирующих заболеваний головного мозга, возникающих вследствие недоразвития или повреждения структур мозга, в антенатальный, интранатальный (роды) периоды, характеризующихся двигательными расстройствами, нарушениями позы, речи, психики.

Детский церебральный паралич проявляется прежде всего в двигательных расстройствах. При одних формах заболевания больше страдают руки, при других — ноги. Иногда поражаются обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер. При тяжелом поражении нижних конечностей руки кажутся иногда почти здоровыми, но при тщательном обследовании у ребенка выявляется недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д. В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений — гиперкинезе. Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У детей с церебральным параличом нередко отмечается задержка речевого развития. Это связано как с характером самого заболевания, так и с неправильными условиями воспитания ребенка в семье.

Основные особенности развития детей с ДЦП связаны с трудностями при выполнении сложных или координированных движений, что приводит к ограничению детской самостоятельности, неспособностью ребенка к самостоятельному передвижению, самообслуживанию и адаптации к жизни в обществе.

Другая особенность развития детей с ДЦП связана с измененной активностью головного мозга. Это означает, что если даже ребенок обладает нормальным интеллектом, он с трудом усваивает определенный объем знаний за ограниченный период времени, быстрее устает в сравнении со здоровыми сверстниками. Это может требовать особых условий обучения. Дети с ДЦП нередко имеют расстройства речи, обусловленные нарушением тонуса мышц гортани и глотки, участвующих в образовании звуков.

Отклонения психоэмоционального характера у больных ДЦП проявляются по-разному. Если одни дети могут быть излишне застенчивы, пассивны и безыницативны, с трудом идут на контакт с другими детьми, то для второй категории больных характерна излишняя возбудимость, резкая смена настроений, немотивированная агрессия и раздражительность. Чаще всего встречается первая модель поведения, поскольку очень часто она формируется под влиянием окружения ребенка.

Ребенок с патологиями опорно-двигательного аппарата должен быть защищен от травм, при этом не следует его полностью ограждать от трудностей.

Воспитание предполагает правильное формирование отношения ребенка к своей личности, способностям и возможностям, необходимо постоянно подчеркивать его достоинства, говорить о том, что он может много добиться, если приложит усилия. Очень важно научить ребенка элементарным навыкам самообслуживания (приему пищи, гигиене, самостоятельно одеваться).

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут посещать специальные школы или воспитываться дома, для пациентов старшего возраста предусмотрены специальные школы, часть из которых интернатного типа.

 

Среди учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата принято выделять следующие категории учащихся с учетом психофизических особенностей и возможностей овладения ими учебным материалом:

1) Дети с нарушением ф-ций опорно двигат. аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических ср-в, имеющие психическое развитие близкое к нормальному (учатся по массовой программе).

2) Дети лишенные возможности самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, имеющие задержку психич. развития и разборчивой речью. (обучаются на дому по программе массовой школы).

3) Дети с задержкой психич. развития при ДЦП, осложненном тяжелыми дизартрическими нарушениями, недоразвитием речи (для них нужны специальные специалисты).

4) Дети с ДЦП имеющие умств. отсталость различной степени (нуждаются в разработке разноуровневых программах и формах обучения).

5) Дети с ДЦП имеющие нарушения слуха, зрения разной степени выраженности (эта группа нуждается в разработке различных организационных форм обучения, в создании особых учебных планов и программ).

Организация образовательной среды:

- наполняемость групп до 5 человек

- организация щадящего режима предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха. Включение в структуру занятий физпаузу. Рациональное чередование разных видов занятий: практических, игровых, познавательных.

- особая организация максимально насыщенной сенсорной среды.

- введение дополнительных подготовительных этапов программы предметного и беспредметного обучения и использование в обучении стратегии «маленьких шагов» (разделение сложного на составляющие).

- параллельное использование материалов из различных разделов на всех занятиях.

- составление индивидуальной программы на каждого ребенка.

- включение в учебный план специальных коррекционных занятий с учетом вида и структуры нарушения (ЛФК, логопед, ритмика итд).

- ведение мониторинга за динамикой развития ребенка и усвоением программы.

- оказание своевременной и доступной помощи на всех этапах обучения.

- необходимость обновления и пополнение методической базы за счет использование современных технологий.

 

Вопрос 14.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.