Причины аномалий развития головного мозга — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Причины аномалий развития головного мозга

2017-06-12 571
Причины аномалий развития головного мозга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сбои могут произойти на различных этапах формирования головного мозга. Если они возникают в первые 6 мес. беременности, то способны приводить к снижению числа сформированных нейронов, различным нарушениям в дифференцировке, гипоплазии различных отделов мозга. В более поздние сроки может возникать поражение и гибель нормально сформировавшегося церебрального вещества. Наиболее весомой причиной подобных сбоев является влияние на организм беременной и на плод, различных вредоносных факторов, обладающих тератогенным действием. Возникновение аномалии в результате моногенного наследования встречается лишь в 1% случаев.

Наиболее влиятельной причиной пороков головного мозга считается экзогенный фактор. Тератогенным эффектом обладают многие активные химические соединения, радиоактивное загрязнение, отдельные биологические факторы. Немаловажное значение здесь имеет проблема загрязнения среды обитания людей, обуславливающая поступление в организм беременной токсических химических веществ. Кроме того, различные эмбриотоксические воздействия могут быть связаны с образом жизни самой беременной: например, с курением, алкоголизмом, наркоманией. Дисметаболические нарушения у беременной, такие как сахарный диабет, гипертиреоз и пр., могут также стать причиной церебральных аномалий плода. Тератогенным действием обладают и многие медикаменты, которые может принимать женщина в ранние сроки беременность, не подозревая о происходящих в ее организме процессах. Мощный тератогенный эффект оказывают инфекции, перенесенные беременной, или внутриутробные инфекции плода.

Виды аномалий развития головного мозга:

Анэнцефалия — отсутствие головного мозга и акрания (отсутствие костей черепа). Место головного мозга занято соединительнотканными разрастаниями и кистозными полостями. Может быть покрыто кожей или обнажено. Патология несовместима с жизнью.

Энцефалоцеле — пролабирование церебральных тканей и оболочек через дефект костей черепа, обусловленный его незаращением. Прогноз зависит от размеров и содержимого энцефалоцеле. При небольших размерах выпячивания и наличии в его полости эктопированной нервной ткани эффективно хирургическое удаление энцефалоцеле.

Микроцефалия — уменьшение объема и массы головного мозга, обусловленное его недоразвитием. Сопровождается уменьшенной окружностью головы и диспропорциональным соотношением лицевого/мозгового черепа с преобладанием первого. На долю микроцефалии приходится около 11% всех случаев олигофрении.

Макроцефалия — увеличение объема головного мозга и его массы. Макроцефалия обычно сочетается с нарушениями архитектоники мозга, очаговой гетеротопией белого вещества. Основное клиническое проявление — умственная отсталость. Может наблюдаться судорожный синдром. Встречается частичная макроцефалия с увеличением лишь одного из полушарий. Как правило, она сопровождается асимметрией мозгового отдела черепа.

Кистозная церебральная дисплазия — характеризуется множественными кистозными полостями головного мозга, обычно соединенными с желудочковой системой. Кисты могут иметь различный размер. Иногда локализуются только в одном полушарии. Множественные кисты головного мозга проявляются эпилепсией, устойчивой к антиконвульсантной терапии. Единичные кисты в зависимости от размера могут иметь субклиническое течение или сопровождаться внутричерепной гипертензией; зачастую отмечается их постепенное рассасывание.

Голопрозэнцефалия — отсутствие разделения полушарий, в результате чего они представлены единой полусферой. Боковые желудочки сформированы в единую полость. Сопровождается грубыми дисплазиями лицевого черепа и соматическими пороками. Отмечается мертворождение или гибель в первые сутки.

Агирия (гладкий мозг, лиссэнцефалия) — недоразвитие извилин и тяжелое нарушение архитектоники коры. Клинически проявляется выраженным расстройством психического и моторного развития, парезами и различными формами судорог (в т. ч. синдромом Веста и синдромом Леннокса-Гасто). Обычно заканчивается летальным исходом на первом году жизни.

Пахигирия — укрупнение основных извилин при отсутствии третичных и вторичных. Сопровождается укорочением и выпрямлением борозд, нарушением архитектоники церебральной коры.

Микрополигирия — поверхность коры мозга представлена множеством мелких извилин. Кора имеет до 4-х слоев, тогда как в норме кора насчитывает 6 слоев. Может быть локальной или диффузной. Последняя, полимикрогирия, характеризуется плегией мимических, жевательных и глоточных мышц, эпилепсией с дебютом на 1-ом году жизни, олигофренией.

Гипоплазия/аплазия мозолистого тела. Часто встречается в виде синдрома Айкарди, описанного только у девочек. Характерны миоклонические пароксизмы и сгибательные спазмы, врожденные офтальмические пороки (колобомы, эктазия склеры, микрофтальм), множественные хориоретинальные дистрофические очаги, обнаруживаемые при офтальмоскопии.

Фокальная корковая дисплазия (ФКД) — наличие в коре головного мозга патологических участков с гигантскими нейронами и аномальными астроцитами. Отличительной особенностью эпиприступов при ФКД является наличие кратковременных сложных пароксизмов с быстрой генерализацией, сопровождающихся в своей начальной фазе демонстративными двигательными феноменами в виде жестов, топтания на одном месте и т. п.

Гетеротопии — скопления нейронов, на этапе нейронной миграции задержавшихся на пути своего следования к коре. Эти аномалии развития головного мозга проявляются эписиндромом и олигофренией, выраженность которых прямо коррелирует с числом и размером гетеротопионов. При одиночной гетеротопии эпиприступы, как правило, дебютируют после 10-летнего возраста.

 

26. Вегетативная нервная система, чувствительные, двигательные, ассоциативные пути, спинномозговые нервы. Нарушение афферентации, проявление данной патологии (примеры).

Вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы, железы и кровеносные сосуды, состоит из нервных клеток и их отростков - нервных волокон. Вегетативные нервные клетки образуют в головном и спинном мозгу скопления - вегетативные ядра. Кроме того, вегетативная нервная система имеет большое количество нервных узлов, расположенных около позвоночного столба, вблизи внутренних органов или в их стенках.

Нервные волокна вегетативной системы выходят из головного или спинного мозга (они называются преганглионарными) в составе некоторых черепномозговых и спинномозговых нервов и подходят к клеткам вегетативных узлов. От узлов в свою очередь отходят нервные волокна (постганглионарные), которые иннервируют внутренние органы. Волокна вегетативной нервной системы образуют около органов в их стенках сплетения (вегетативные нервные сплетения). В составе этих сплетений имеются нервные клетки и узлы. Вегетативные ядра, лежащие в головном и спинном мозгу, составляют центральную часть вегетативной системы, а нервные узлы и волокна - ее периферическую часть. Вегетативная нервная система подразделяется на два отдела: симпатический и парасимпатический.

Симпатический отдел. К симпатическому отделу вегетативной нервной системы относятся симпатические ядра, пограничный симпатический ствол и симпатические нервные сплетения. Симпатические ядра находятся в боковых рогах спинного мозга, которые имеются в грудном и поясничном его отделах. Они содержат симпатические нервные клетки и составляют центральную часть симпатического отдела вегетативной системы. Отростки клеток боковых рогов выходят из спинного мозга в составе соответствующих спинно-мозговых нервов, отделяются от них, образуя соединительные ветви, которые подходят к пограничному симпатическому стволу. Симпатическая нервная система усиливает обмен веществ, повышает возбуждаемость большинства тканей, мобилизует силы организма на активную деятельность.

Симпатический отдел возбуждается при воздействии адреналина.

· повышает частоту и силу сердечных сокращений;

· стимулирует выброс адреналина;

· повышает уровень глюкозы в крови;

· повышает артериальное давление;

· вызывает расширение артерий головного мозга, легких и коронарных артерий;

· угнетает перистальтику кишечника и работу пищеварительных желез (в том числе слюнных), сокращает гладкомышечные сфинктеры;

· угнетает перистальтику мочеточников, расслабляет мускулатуру и сокращает сфинктер мочевого пузыря;

· расширяет бронхи и бронхиолы, усиливает вентиляцию легких;

· расширяет зрачки.

 

Парасимпатический отдел. К парасимпатическому отделу вегетативной нервной системы относятся парасимпатические ядра, узлы и волокна.

Парасимпатические ядра располагаются в стволовой части головного мозга и в крестцовом отделе спинного мозга. Они составляют центральную часть парасимпатического отдела вегетативной системы.

Парасимпатический отдел вегетативной системы имеет большое количество нервных узлов, которые находятся около органов и в их стенках (входят в состав вегетативных сплетений). Парасимпатические волокна, выходящие из головного и спинного мозга, подходят к этим узлам, а от них идут нервные волокна к внутренним органам. Парасимпатическая система способствует восстановлению израсходованных запасов энергии, регулирует работу организма во время сна.

Парасимпатический отдел нервной системы возбуждается под воздействием ацетилхолина.

· уменьшает частоту и силу сердечных сокращений;

· понижает уровень глюкозы в крови;

· снижает артериальное давление;

· усиливает перистальтику кишечника и стимулирует работу пищеварительных желез (в том числе слюнных), расслабляет гладкомышечные сфинктеры;

· усиливает перистальтику мочеточников, сокращает мускулатуру и расслабляет сфинктер мочевого пузыря;

· сужает бронхи и бронхиолы, уменьшает вентиляцию легких;

· сужает зрачки.

 

Значение вегетативной нервной системы. Вегетативная нервная система регулирует все процессы, происходящие во внутренних органах: отделение секрета в железах, сокращение гладкой мускулатуры, степень сужения кровеносных сосудов, деятельность сердца, обмен веществ и др. Исследованиями Л. А. Орбели установлено, что симпатический отдел вегетативной нервной системы оказывает влияние также и на поперечнополосатые мышцы, в частности на обмен веществ, происходящий в этих мышцах (трофическое влияние). Исследованиями И. П. Павлова и его учеников доказано, что вегетативная нервная система является неотъемлемой частью всей нервной системы и ее влияние на процессы, происходящие во внутренних органах, подчинено коре головного мозга.

Функции:

· нервная регуляция функций всех органов и тканей организма (кроме скелетных мышц);

· регуляция обмена веществ;

· поддержание гомеостаза организма;

· приспособительные реакции всех позвоночных.

Особенности вегетативной нервной системы:

· очаговое расположение в мозге вегетативных нервных центров;

· эффекторные (двигательные) нейроны расположены за пределами центральной нервной системы в узлах вегетативных нервных сплетений;

· двухнейронный эфферентный нервный путь от мозга до рабочего органа;

· преобладают немиелинизированные нервные волокна, т.е. скорость проведения нервных импульсов ниже, чем в соматической нервной системе.

Понятие о медиаторах. Возбуждение вегетативной нервной системы сопровождается выделением в нервных окончаниях особых химических веществ, которые называются медиаторами (передатчиками). В окончаниях парасимпатических нервных волокон, находящихся в тканях, вырабатывается вещество ацетилхолин, а в окончаниях симпатических волокон - норадреналин. При участии этих веществ и происходит передача возбуждения с постганглионарных нервных волокон на органы. Медиаторы участвуют также и в передаче возбуждения в вегетативных узлах с преганглионарных волокон на клетки этих узлов.

В спинном и головном мозге выделяют три группы нервных волокон (проводящих путей): ассоциативные, комиссуральные и проекционные.

1. Ассоциативные нервные волокна (короткие и длинные проводящие пути) соединяют между собой нервные центры, расположенные в одной половине мозга. Короткие (внутридолевые) соединяют близлежащие участки серого вещества и располагаются в пределах одной доли (отдела) головного мозга или соседних сегментов спинного мозга. Длинные (междолевые) ассоциативные пучки соединяют между собой участки серого вещества, расположенные на значительном расстоянии друг от друга, обычно в различных долях (отделах) головного мозга или сегментах спинного мозга. К длинным ассоциативным путям больших полушарий относятся верхний продольный пучок, соединяющий кору лобной доли с теменной и затылочной, нижний продольный пучок, связывающий серое вещество височной доли с затылочной, и крючковидный пучок, соединяющий кору в области лобного полюса с передней частью височной доли. В спинном мозге ассоциативные волокна образуют собственные пучки спинного мозга (межсегментарные пучки), которые располагаются вблизи серого вещества.

2. Комиссуральные (спаечные) нервные волокна (проводящие пути) соединяют одинаковые нервные центры правого и левого полушарий большого мозга. Комиссуральные проводящие пути проходят через мозолистое тело, спайку свода, переднюю спайку. Мозолистое тело соединяет между собой новые, более молодые отделы коры большого мозга правого и левого полушарий, в которых волокна расходятся веерообразно, образуя лучистость мозолистого тела. В передней спайке проходят волокна, соединяющие участки коры височных долей обоих полушарий, принадлежащие обонятельному (более древнему) мозгу.

3. Проекционные нервные волокна (проводящие пути) соединяют спинной мозг с головным, ядра мозгового ствола с базальными ядрами и корой большого мозга (восходящие пути), а также головной мозг со спинным (нисходящие пути).

Восходящие проекционные пути (проводящие пути), афферентные, чувствительные, проводят к коре большого мозга нервные импульсы, возникающие в результате воздействия на организм различных факторов внешней среды, включая импульсы, идущие от органов чувств, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и сосудов. В зависимости от этого восходящие проекционные пути делятся на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные.

1. Экстероцептивные пути несут болевые, температурные, тактильные импульсы от кожного покрова, от органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния).

2. Проприоцептивные пути проводят импульсы от органов опорно-двигательного аппарата (от мышц, сухожилий, капсул суставов, связок). К коре постцентральной извилины этот путь несет информацию о положении частей тела, объеме движений, мышечном тонусе, натяжении сухожилий. Проприоцептивная чувствительность позволяет человеку оценивать положение частей своего тела в пространстве, анализировать собственные сложные движения и дает возможность проводить целенаправленную их коррекцию.

3. Интероцептивные пути проводят импульсы от внутренних органов и сосудов. Расположенные в них рецепторы (механо-, баро-, хемо-) воспринимают информацию о состоянии гомеостаза, интенсивности обменных процессов, химическом составе тканевой жидкости, крови, давлении в сосудах и т. д.

Нисходящие проводящие пути несут импульсы от коры большого мозга и подкорковых центров к ядрам мозгового ствола и к двигательным и промежуточным ядрам передних рогов спинного мозга. Нисходящие пути подразделяются на две группы: пирамидные (главный двигательный путь) и экстрапирамидные.

Главный двигательный, или пирамидный, путь представляет собой систему нервных волокон, по которым произвольные двигательные импульсы от гигантских нейронов (пирамидных клеток Беца), расположенных в коре прецентральной извилины (V слой), направляются к двигательным ядрам черепных нервов и серому веществу спинного мозга. Здесь происходит синаптическое переключение и далее сигнал направляется к скелетным мышцам. В зависимости от направления и расположения волокон пирамидный путь подразделяют на три части. Это корково-ядерный путь, идущий к ядрам черепных нервов, латеральный и передний корково-спинномозговые пути, идущие к промежуточным ядрам и передним рогам спинного мозга.

Экстрапирамидные проводящие пути являются филогенетически более старыми, чем пирамидные. Они имеют множество связей как со стволом мозга, так и с корой большого мозга, которая контролирует и управляет экстрапирамидной системой. Экстрапирамидные проводящие пути берут начало в разных отделах коры полушарий большого мозга и ствола мозга, а заканчиваются они на клетках двигательных ядер мозгового ствола и серого вещества спинного мозга.

Таким образом, проводящие пути головного и спинного мозга устанавливают связи между афферентными и эфферентными (эффекторными) центрами, замыкают сложные нервные дуги в мозге человека.

Спинномозговые нервы представляют собой парные, метамернорасположенные нервные стволы. У человека имеется 31 пара спинномозговых нервов соответственно 31 паре сегментов спинного мозга: 8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 пар поясничных, 5 пар крестцовых и пара копчиковых нервов. Каждый спинномозговой нерв по происхождению соответствует определенному сегменту тела, т.е. иннервирует развившиеся из данного сомита участок кожи (производное дерматоза), мышцы (из миотома) и кости (из склеротома). Начинается каждый спинномозговой нерв от спинного мозга двумя корешками: передним и задним. Передний корешок образован аксонами двигательных нейронов, тела которых располагаются в передних рогах спинного мозга. Задний корешок (чувствительный), образован центральными отростками псевдоуниполярных (чувствительных) клеток, заканчивающихся на клетках задних рогов спинного мозга или направляющихся к чувствительным ядрам продолговатого мозга. Периферические отростки псевдоуниполярных клеток в составе спинномозговых нервоз направляются на периферию, где в органах и тканях находятся их концевые чувствительные аппараты - рецепторы. Тела псевдоуниполярных чувствительных клеток располагаются в спинномозговом (чувствительном) узле прилежащем к заднему корешку и образующем его расширение. Образовавшийся при слиянии заднего и переднего корешков спинномозговой нерв выходит из межпозвоночного отверстия и содержит как чувствительные, так и двигательные нервные волокна. В составе передних корешков, выходящих из 8 шейного, всех грудных и верхних двух поясничных сегментов, находятся также вегетативные (симпатические) нервные волокна, идущие от клеток боковых рогов спинного мозга. Спинномозговые нервы, выйдя из межпозвоночного отверстия, делятся на три или четыре ветви: переднюю ветвь, заднюю ветвь, менингеальную ветвь, белую соединительную ветвь, которая отходит только от 8 шейного, всех грудных и верхних двух поясничных спинномозговых нервов. Передние и задние ветви спинномозговых нервов, кроме задней ветви 1 шейного нерва, являются смешанными ветвями (имеют двигательные и чувствительные волокна), иннервируют как кожу (чувствительная иннервация), так и скелетные мышцы (двигательная иннервация). Задняя ветвь 1 шейного спинномозгового нерва содержит одни двигательные волокна. Менингеальные ветви иннервируют оболочки спинного мозга, а белые соедини- тельные ветви содержат преганглионарные симпатические волокна, идущие к узлам симпатического ствола. Ко всем спинномозговым нервам подходят соединительные ветви (серые), состоящие из постганглионарных нервных волокон, идущих от всех узлов симпатического ствола. Н составе спинномозговых нервоз постганглионарные симпатические нервные волокна направляются к сосудам, железам, мышцам, поднимающим волосы, поперечнополосатой мышечной и другим тканям для обеспечения их функций, в том числе обмена веществ (трофическая иннервация).

Афферентация (от лат. afferens (afferentis) — приносящий) — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему oт органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Афферентация находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими внешней среды, а также от состояния (активности или пассивности) индивида.

Значение афферентации для осуществления движения становится очевидным при некоторых неврологических нарушениях, которые получили название «апраксий». Под ними понимаются нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами. При кинестетической апраксий нарушается проприоцептивная кинестетическая афферентация. Патология возникает в задних отделах корковаго ядра двигательного анализатора (1, 2 и частично в 4-м полях). У такого больного движения становятся недифференцированными, плохо управляемыми, страдает письмо. При этом остается сохранной внешняя пространственная организация движения. Дефекты движения, возникающие из-за нарушений проприоцептивной афферентации, частично могут быть скомпенсированы за счет усиления зрительного контроля. При пространственной апраксии поражение захватывает теменно-затылочные отделы коры на границе 19 и 39 полей. Это приводит к нарушению зрительно-пространственной афферентации движений.

 


27. Строение лимбической системы. Ретикулярная формациия, ее функциональное значение. Картина патологии ретикулярной формации.

 

Лимбическая система — совокупность ряда структур головного мозга, опоясывающих ствол ГМ, и образующая его край (лимб). Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, эмоций, памяти, отвечает за автономные функции регуляции частоты сердцебиений и кровяного давления, регулирует автономную нервную систему через гормоны, голод, жажду, половое влечение, страх, агрессию, циклы сна и бодрствования. Включает в себя: 1) участки древней коры: обонятельную луковицу, обонятельный тракт, обонятельный треугольник 2) некоторые подкорковые структуры: гипоталамус, таламус, ретикулярную формацию среднего мозга, миндалевидное, сосцевидное тела; 3) корковые отделы: поясная извилина, гиппокамп, зубчатая извилина.

 

Между этими структурами имеются прямые и обратные связи, простые и сложные пути, образующие множество замкнутых кругов. Такая организация создает условия для длительного циркулирования одного и того же возбуждения в системе, для сохранения в ней единого состояния и передачи этого состояния другим системам мозга.

 

Ретикулярная формация – это сетчатое образование, скопление различных по величине нейронов с густо переплетающимися отростками, комплекс нейронов ствола головного мозга и частично спинного мозга, который имеет обширные связи с различными нервными центрами, корой головного мозга и между собой.

Ряд клеток ретикулярной формации в стволе мозга являются жизненно важными центрами: 1.дыхательным (центр вдоха и выдоха), 2.сосудодвигательным - в продолговатом мозге; 3.центром координации взора - в среднем мозге; 4 центром терморегуляций, 5.центром голода и насыщения - в промежуточном мозге;

Ретикулярная формация выполняет следующие функции: 1) обеспечение сегментарных рефлексов (рефлекс глотания); 2) поддержание тонуса скелетной мускулатуры 3) обеспечение тонической активности ядер ствола ГМ и коры полушарий, что необходимо для дальнейшего проведения и анализа нервных импульсов; 4) коррекция при проведении нервных импульсов 5) активное влияние на высшие центры коры больших полушарий, что приводит к либо снижению тонуса коры, апатии и наступлению сна, либо к повышению работоспособности, эйфории; 6) участие в регуляции сердечной деятельности, дыхания, тонуса сосудов, секреции желез и других вегетативных функций (центры ствола мозга); 7) участие в регуляции сна и бодрствования.

Патологии функции Р.ф. развиваются вследствие поражения ее ядер, продолговатого мозга, моста и среднего мозга, а также афферентных и эфферентных связей на различных уровнях. Патологии могут проявляться в виде расстройств движений (нарушения тонуса мышц, сухожильных рефлексов.), нарушений сознания (крайний вариант – кома, расстройства памяти, речи.), сна (циркадные ритмы), вегетативной дисфункции (синдром вегетативно-сосудистой дистонии).

Для изучения функции Р.ф. применяются метод вживления электродов, морфологические исследования, электроэнцефалографический анализ, широко используются полиграфические методы исследования, с помощью к-рых можно дифференцированно определять уровень поражения нервной системы, функциональное состояние восходящих и нисходящих систем Р.ф. и выявить особенности их реагирования на применение различных фармакологических средств.

 

28. Специальная психология как наука. Принципы и методы специ­альной психологии. Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Структура специальной психологии. Содержание специального образования.

 

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии. Раздел психологии о закономерностях развития, воспитания, обучения, соц. адаптации и реабилитации детей с проблемами развития.

 

Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, он был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи.

Объект – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Предмет - закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.

Цель: выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями.

Задачи:1) разработка методологических основ спец психологии как науки;2) изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях; 3) Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; 4) выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей, разработка средств психологической коррекции недостатков развития. Основная задача - формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

 

Принципы: 1) детерминизма – все психические явления, как и психика в целом, рассматриваются как причинно обусловленные деятельностью мозга и окружающей действительностью.2 ) развития – все психические явления понимаются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. 3) единства сознания и деятельности – деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека., 4) комплексности - определение причин и механизмов возникновения отклонения осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог).5) системного структурно-динамического изучения опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности на каждом из этапов ее развития, выявление не только отдельных нарушений, но и установление взаимосвязи между ними, их иерархии.6) качественного анализа результатов психодиагностического изучения ребенка,7) педагогического оптимизма - раскрытие потенциальных возможностей, 8) ранней педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей;

 

Методы: 1.исследования (сбора, анализа информации) наблюдение, беседа, анамнез. изучение продуктов деятельности, эксперимент, тестирование, интегрированные шкалы развития, медицинские средства выявления дефектов; 2.профилактики первичная- предотвращение появления дефекта, вторичная – предупреждение вторичных нар-й, третичная - предупреждение рецидивов нарушений развития; 3.воздействия (психокоррекции) констатирующий и обучающий эксперименты для изучения особенностей и «обходных путей» в развитии разных категорий детей, коррекционные и терапевтические мероприятия;.

 

Структура: 1.лица с нарушениями зрения (тифлопсихологию); 2. лица с нарушениями слуха (сурдопсихологию); 3. лица с нарушениями интеллекта - умственно отсталые (олигофренопсихологию), дети с ЗПР; 4. лица с нарушениями речи; 5. дети с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата; 6. с тяжелыми нарушениями эмоционально – волевой сферы; 7. с нарушениями поведения (зависимости); 8. со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения), 9. одаренные.

 

Содержание специального образования - педагогически адаптированная система умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребности. Оно обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями. Включает в себя: особые образовательные потребности, специальный образовательный процесс, специальные образовательные условия, специальный образовательный стандарт - государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопрос 29:


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.