Развитие зрительного восприятия формы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Развитие зрительного восприятия формы

2017-06-11 606
Развитие зрительного восприятия формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кол-во часов Программное содержание занятий Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
       
Сентябрь
  Тема: «Чудесный мешочек». Задачи: – учить различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, тре-угольник, прямоугольник) и объемные тела (шар, куб, конус, призма, цилиндр, эллипсоид); – формулировать умение использовать формы в практической деятельности как эталон для анализа основной формы реальных пред-метов; – развивать мелкую моторику рук Оборудование: набор плоских геометрических фигур; объемные тела: шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо); «чудесный» мешочек с объемными телами; натуральные овощи, фрукты, ягоды, «чудесный мешочек» с овощами, фруктами, ягодами; фломастеры; трафареты; краски, кисти, стакан с водой; пластилин, стеки, салфетки, дощечки, соленое тесто; конструктор; карточки с изображением геометрических фигур.   Примерный образец аппликации:     Задание 1. 1. Рассмотреть геометрические фигуры. 2. Показать и назвать все знакомые геометрические фигуры. Задание 2. 1. Рассмотреть объемные тела. 2. Назвать геометрические тела. Задание 3. «Чудесный мешочек». Ощупывание предметов в мешочке: найти на ощупь и показать предмет; найти соответствующую ему геометрическую фигуру (на столе разложены карточки с изображением геометрических фигур). Задание 4. 1. Рассматривание овощей (фруктов, ягод) и определение их формы. 2. Соотнесение овощей (фруктов, ягод) с плоскостным изображением геометрических фигур. (Морковка – треугольник, огурец – овал, помидор – круг и т. д.; яблоко – круг, груша – треугольник, слива – овал и т. д.) Задание 5. «Чудесный мешочек». Ощупывание овощей, фруктов в мешочке: найти на ощупь овощ (фрукт) заданной формы и определить соответствующие геометрические фигуры. (В мешочке пять предметов.) Практическая работа. 1. Рисование и обводка геометрических фигур (, , , ). 2. Рисование овощей, фруктов, ягод с заданной геометрической формой. 3. Штриховка геометрических фигур (, , , ) прямыми линиями – слева направо, справа налево; сверху вниз, снизу вверх; волнистыми линиями и т. д. 4. Лепка овощей (фруктов, ягод) заданной геометрической формы (из пластилина; соленого теста). 5. Аппликация с изображением овощей (фруктов, ягод) выбранной формы (ребенок объясняет свой выбор). 6. Конструирование (по словесной инструкции педагога, по желанию ребенка)
Октябрь
  Тема: «Назови форму». Задачи: – учить узнавать и называть точным словом фигуры (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник), изображенные в различных пространственных положениях зрительно и по словесной инструкции педагога; – развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику Оборудование: набор геометрических фигур с рельефным изображением, маски для глаз (индивидуальные); объемные геометрические тела. куб цилиндр призма конус параллелепипед Образец геометрических фигур с рельефным изображением контура: 1. 2. Образец «Собака»: Образец «Кошка»: Образцы узоров: Образцы точечных изображений:   Задание 1. «Различение и называние». 1. Рассматривание геометрических фигур с рельефным изображением. 2. Выполнение инструкции педагога: – Определи на ощупь, какая фигура? (Круг.) – Как ты догадался? (Нет углов.) – Определи на ощупь и назови (овал, квадрат, тре-угольник, прямоугольник). – Как ты догадался? (Овал вытянут, у него нет углов; у треугольника – 3 угла, 3 стороны; у прямоуголь- ника – 4 угла, 4 стороны, 2 длинные и 2 короткие; у квадрата 4 угла, 4 одинаковые стороны.) Задание 2. «Сделай как я». Рассматривание и одновременное выполнение задания по словесной инструкции педагога: «Поставь как я». Задание 3. «Зрительный поиск». 1. Рассматривание образца. 2. Узнавание и называние геометрических фигур на ощупь, с использованием зрения. 3. Сравнение образцов. Какой фигуры нет? 4. Выкладывание фигур по памяти. Задание 4. «Выложи по образцу». 1. Рассматривание образцов «Собака», «Кошка». 2. Узнавание и называние геометрических фигур. 3. Выполнение задания по образцу, по памяти с объяснением выполнения. Задание 5. «Выложи узор». 1. Рассматривание образца. 2. Узнавание и называние геометрических фигур. 3. Выкладывание узора по образцу, по памяти. Практическая работа. 1. Посчитать геометрические фигуры на образце: квадраты, прямоугольники, треугольники, другие фигуры. 2. Закрасить контурные изображения геометрических фигур фломастером, красками. 3. Соединить по точкам. Назвать полученные изображения. 4. Вылепить шар, конус, куб, параллелепипед, эллипсоид  
Ноябрь
  Тема: «Четырехугольники». Задачи: – формировать понятие о четырехугольниках: квадрат, прямоугольник, трапе-ция, ромб; – учить анализировать основные части геометрических фигур, определять их сходство и различие, использовать трафареты, линейки, лекало для изображения и дорисовывания предметов; – развивать зрительное внимание, глазомер, мелкую моторику Оборудование: рельефное изображение квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции; повязки для глаз (индивидуальные); трафареты; лекало; силуэты геометрических фигур: ромб, прямоугольник, треугольник; фломастеры, краски, кисти, клей, кисти для клея, доски, салфетки. Образец аппликации: Задание 1. «Узнай и назови». 1. Рассматривание и ощупывание рельефных изображений – квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции. Узнавание и называние знакомых геометрических фигур. 2. Обследование ромба, трапеции (уточнение сторон, углов). Задание 2. «Узнай и назови на ощупь». 1. Рассмотреть рельефные геометрические фигуры. 2. Узнать на ощупь и назвать рельефные геометрические фигуры. 3. Посчитать углы, стороны квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции. Задание 3. «Назови одним словом». 1. Рассмотреть силуэты геометрических фигур. Отобрать все четырехугольники, все квадраты, все прямоугольники, все ромбы, все трапеции. 2. Назвать одним словом. (Четырехугольники.) Практическая работа. 1. Штриховка четырехугольников по образцам. 2. Обводка четырехугольников по трафарету. 3. Рисование четырехугольников по линейке. 4. Дорисовывание четырехугольников. 5. Раскрашивание контурного изображения четырехугольников фломастером, красками. 6. Аппликация «Лиса»
Декабрь
  Тема: «Обезьянка». Задачи: – совершенствовать умение отличать геометрические фигуры, обучать использованию их формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов; – развивать умение использовать линейки, трафареты для изображения, дорисовывания предметов; – развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук Оборудование: объемные тела (куб, конус, цилиндр, призма, параллелепипед, эллипсоид), конструктор; трафареты, линейки; контурные и силуэтные изображения геометрических фигур (круг, овал, треугольник, четырехугольники: квадрат, прямо-угольник, ромб). Позиции постановки цилиндра: плашмя на ребре на торец Образец: стол стул Задание 1. «Чудесный мешочек». 1. Рассмотреть объемные тела. 2. Узнать и назвать основную форму предметов. 3. Найти в «чудесном мешочке» предмет, похожий на башенку, и назвать его. Аналогично педагог предлагает на ощупь найти куб, призму и т. д. Задание 2. «Обезьянка». Рассмотреть объемные тела и выполнить задания педагога: «Найди цилиндр, поставь перед собой, как я. Сверху плашмя положи параллелепипед, рядом поставь куб, сверху на него ребром – параллелепипед, с краю цилиндр, сверху цилиндра поставь на торец параллелепипед. Рассмотри и запомни расположение предметов. Закрой глаза (педагог меняет положение верхних предметов)». Задание 3. «Дорисуй квадрат». 1. Рассмотреть изображение и ответить на вопросы. – Что это? (Квадрат.) – Какой части недостает? (Сверху, справа, внизу, внизу и справа, слева и вверху.) 2. Дорисовать недостающие части с помощью линейки. Задание 4. «Дорисуй ромб» (см. задание 3). Задание 5. «Соедини точки». 1. Рассмотреть образец (стол, стул). 2. Соединить точки линейкой. 3. Сложить стол и стул из деталей конструктора. Сравнить с изображением. Задание 6. «Обведи по трафарету». 1. Рассмотреть трафаретную линейку. 2. Найти и назвать знакомые фигуры. 3. Обвести их фломастером на листе (в тетради).
Январь
  Тема: «Поиск четырех-угольников». Задачи: – учить локализовывать четырехугольники из множества треугольников, пяти-угольников; – учить осязательно-зрительным способом локализовывать четырехугольники из треугольников, треугольники из четырехугольников, соотносить плоскостные геометрические фигуры с объемными телами; – развивать тактильную память Оборудование: наборы силуэтов геометрических фигур; рельефное изо-бражение пятиугольника, треугольника, четырехугольников – квадрата, прямоугольника, ромба; повязки для глаз (индивидуальные); контурные изображения геометрических фигур; фломас-теры, кисти, краски, стакан с водой; трафареты внутренние и внешние. Образец для игры «Найди фигуре место»: и т. д. Образец для закрашивания четырех-угольников:       Задание 1. «Ознакомление с пятиугольником». 1. Рассматривание и ощупывание рельефных изобра-жений четырехугольников (квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции). 2. Рассматривание и ощупывание рельефного изобра-жения пятиугольника. 3. Сравнивание геометрических фигур (количество углов, расположение и величины сторон – длинные, короткие). Задание 2. «Найди на ощупь пятиугольник». Ощупывание рельефных изображений квадрата, прямоугольника трапеции, ромба, пятиугольника. Задание 3. «Найди четырехугольники». 1. Ощупывание рельефных изображений треугольников и четырехугольников. 2. Локализация рельефных изображений четырехугольников из рельефных изображений треугольников. 3. Локализация силуэтов четырехугольников из множества силуэтов треугольников. Задание 4. «Локализация». 1. Ощупывание рельефных изображений треугольников, пятиугольников, четырехугольников. 2. Локализация четырехугольных изображений из множества рельефных изображений треугольников и пяти-угольников. 3. Локализация силуэтов четырехугольников из множества силуэтов треугольников и пятиугольников. Задание 5. «Соотнесение». 1. Рассматривание плоскостных геометрических фигур. 2. Узнавание и называние плоскостных фигур (, , , , , , ). 3. Рассматривание объемных тел. 4. Узнавание и называние объемного тела. 5. «На что похоже»? (Соотнесение плоскостной геометрической фигуры с объемным телом: квадрат – куб; прямоугольник – параллелепипед; овал – эллипсоид; круг – шар; треугольник – конус.) Практическая работа. 1. Закрасить все четырехугольники. 2. Найти и обвести четырехугольник, у которого две стороны одинаковые, а две разные. Назвать его. (Трапеция.) 3. Заштриховать четырехугольники, у которых все стороны одинаковые, прямой линией слева направо, а четырехугольники, у которых стороны наклонены, волнистой линией. Назвать эти фигуры. 4. Обвести по трафарету (внешнему, внутреннему) все четырехугольники. Назвать их. 5. Игра «Найди фигуре место» (заполнение силуэтами прорези)
Февраль
  Тема: «Посуда, мебель». Задачи: – формировать умение зрительно воспринимать форму предмета, конфигурация которого включает 3–4 разные формы (простые) или 2–3 одинаковые; – учить осязательно-зрительным способом различать объемные и плоскостные изображения (круг – шар, квадрат – куб, треугольник – конус, овал – эллипсоид и т. д.); – развивать тактильную память, зрительное внимание Оборудование: предметы окружения; посуда, мебель; объемные изображения мебели (кровать, шкаф, стол, стул, диван, кресло и т. д.); конструктор – цилиндры, кубы, параллелепипеды (кирпичики); образцы конструиро-вания мебели; образцы моделей посуды, мебели из бумаги; клей, кисти, салфетки, бумага, ножницы; части посуды, мебели; трафареты, линейки, лекало, калька Задание 1. 1. Рассмотреть шкаф и ответить на вопросы: – Как называются части шкафа? – Какую форму имеет каждая часть шкафа? – Посчитай, сколько деталей прямоугольной формы? квадратной? Покажи их. 2. Сформулировать вывод. (Любой предмет имеет форму.) Задание 2. 1. Рассмотреть кровать и ответить на вопросы: – Какую форму имеет кровать (подушка, одеяло, простынь, покрывало и т. д.)? – Посчитай, чего больше (меньше): предметов квадратной или прямоугольной формы? 2. Сформулировать вывод. (Любой предмет имеет форму.) Задание 3. Рассмотреть посуду и ответить на вопросы. – Какой формы части посуды? – Посчитай: сколько частей круглой формы (квадратной, прямоугольной, цилиндрической)? Задание 4. 1. Рассмотреть объемное изображение мебели (шкаф, кровать, стол, стул и т. д.). 2. Назвать части мебели, их форму. 3. Рассмотреть объемные тела (конструктор). 4. Сравнить изображение мебели с объемными геометрическими телами. 5. Выложить мебель из объемных тел (конструктора). Задание 5. «Чудесный мешочек». Ощупать предметы в мешочке и выполнить задания педагога: – Найди предмет, у которого две стороны круглой формы. Назови его. (Цилиндр.) – Найди предмет, у которого две стороны треугольной формы, три прямоугольной. Назови его. (Треугольная призма.) – Найди предмет, у которого все прямоугольные стороны. Назови его. (Параллелепипед или кирпичик.) – Найди объемный предмет круглой формы. Назови его. (Шар.) – Найди объемный предмет овальной формы. Назови его. (Эллипсоид, яйцо.) Практическая работа. 1. Конструирование мебели (из конструктора, коробок, дощечек и т. д.). 2. Моделирование посуды, мебели из бумаги. надрезы (дно) прямоугольник скручиваем в трубку ручка сгиб сгиб 3. Рисование посуды, мебели с соблюдением пропорций геометрических форм (с использованием линеек, лекал, трафаретов с геометрическими фигурами). 4. Лепка «Посуда», «Мебель». 5. Аппликация «Посуда», «Мебель» (из готовых деталей или заготовленных самостоятельно под наблюде-нием педагога). 6. Обводка изображений посуды, мебели через кальку, аппарат для обводки. 7. Закрашивание контурного изображения посуды, мебели с объяснением геометрических форм предметов
Март
  Тема: «Птицы». Задачи: – совершенствовать умение использовать геометрические фигуры и объемные тела как эталон для анализа формы реальных предметов; – развивать умение использовать лекала, трафареты, линейки для изображения и дорисовывания предметов; – развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве, вообра- жение Оборудование: чучело птицы (игрушка); изображения птиц (силуэты, контуры); изображения птиц в полете; точечные изображения птиц; модель птицы из объемных тел (конструктора); изображение птицы в цвете; контурное изображение птицы на контрастном фоне.   Плоскостные геометрические фигуры в цвете (желательно натуральные цвета): Образец модели летящей птицы из настольного конструктора (большого, модулей): Образцы неполных изображений птиц для дорисовывания:   Задание 1. «Птица». 1. Рассматривание и ощупывание чучела (игрушки) птицы. 2. Узнавание и называние частей тела птицы (форма, цвет, величина, положение крыльев в полете и покое). Задание 2. «Птица в полете». 1. Рассматривание изображения птицы в полете. 2. Рассматривание контурных и силуэтных изображений птиц в полете. 3. Уточнение формы частей тела птицы, величины размаха крыльев. 4. Выкладывание птицы из плоскостных черных геометрических фигур на белой бумаге (с изменением направления: вправо, вверх, вниз и т. д.) по образцу, по памяти. Задание 3. 1. Рассмотреть модель птицы на полу (на столе) из конструкторов, модулей. 2. Выполнить такую же по образцу (по памяти). Задание 4. «Птица счастья». 1. Рассмотреть силуэты геометрических фигур. 2. Придумать и выложить свою «птицу счастья» из геометрических фигур. Объяснить свой выбор цвета, формы, величины для создания птицы. Практическая работа. 1. Обводка, штриховка изображений птиц из геометрических фигур. 2. Закрашивание красками изображений птиц из гео-метрических фигур. 3. Выкладывание контура изображения птицы семе- нами. 4. Аппликация «Птица» из геометрических силуэтных фигур. 5. Лепка «Птица» (с уточнением формы частей тела птицы). 6. Дорисовывание изображений птиц с помощью лекала, линейки
Апрель
  Тема: «Призмы». Задачи: – учить выполнять обследовательские действия при зрительном восприятии призмы; – учить различать осязательно-зрительным способом предметы разной высоты; – формировать понятие об угольной форме предметов Оборудование: объемные призмы разной величины; плоскостные изображения призмы разной величины на контрастном фоне; набор геометрических фигур; параллелепипеды разной величины; изображения домов; точечные изображения призмы, параллелепипеда.     Задание 1. «Призма». 1. Рассмотреть и ощупать призму. 2. Определить стороны, углы призмы. Ответить на вопросы. – На что похожа? (На крышу дома, палатку.) – Сколько у призмы треугольных сторон? (Две.) – Сколько у призмы четырехугольников (прямоуголь-ников)? (Три.) Задание 2. «Построение сериационного ряда». 1. Рассматривание и сравнение призм. 2. Построение сериационного ряда в убывающей (возрастающей) последовательности. Задание 3. «Построй дом». 1. Рассмотреть параллелепипеды (кирпичики). 2. Построить сериационный ряд и расставить призмы на параллелепипеды. Объяснить свои действия. Задание 4. Рассмотреть изображения домов и ответить на вопросы: – Что это? – Какие фигуры видишь? Задание 5. Выложить из геометрических фигур дом по образцу, по памяти. Практическая работа. 1. Конструирование сооружений из объемных тел (модулей, напольного, настольного конструктора) с объяснением своих действий. 2. Обводка и штриховка силуэтных изображений объемных тел. 3. Соединение по точкам. – Узнай и назови, что это? – Сколько углов? – Сколько сторон? 4. Игра «Чудесный мешочек». Выполнить задания: – Найти на ощупь большую (среднюю, маленькую) призму. – Найти на ощупь большой (средний, маленький) параллелепипед. – Найти на ощупь шар (куб, цилиндр, конус и т. д.). 5. Конструирование из бумаги цилиндра, призмы, куба и т. д. (Педагог заранее готовит материал.) – цилиндр 2 детали 1 деталь – призма – куб
Май
  Тема: «Композиция форм» Задачи: – учить зрительно воспринимать форму предмета, конфигурация которого включает 3–4 разные формы (простые) или 2–3 одинаковые; – учить осязательно-зрительным способом различать объемные и плоскостные изображения (круг – шар, квадрат – куб, треугольник – конус, овал – эллипсоид и т. д.); – развивать тактильную память, зрительное внимание, воображение Оборудование: натуральные предметы окружения; силуэтные изображения геометрических фигур; конструкция на полу из объемных тел фломастеры, калька, краски, кисти, стакан с водой; настольный конструктор; большой напольный конструктор (модули). лампа Образцы: 1 2 1 2 Образцы силуэтного изображения конструкций 1, 2: 1 2 Образцы заготовок для обводки:     Задание 1. 1. Рассмотреть и ощупать предметы на столе. 2. Ответить на вопросы. – Что это? (Настольная лампа.) – Какой она формы? (Круглой.) Верхняя часть и нижняя – трапециевидной формы. – На чем стоит лампа? (На коробке.) – Какой формы коробка? (Прямоугольной.) Задание 2. Рассмотреть изображения 1 и 2 и ответить на вопрос: на что похоже изображение? (На лампу.) Задание 3. Выложить из геометрических фигур настольную лампу и объяснить свои действия. (Ребенок сравнивает изображения 1 и 2 с натуральным объектом, затем складывает из геометрических фигур настольную лампу по образцу, по памяти.) Задание 4. 1. Рассмотреть и ощупать конструкцию 1. 2. Назвать из каких объемных тел она состоит. (Параллелепипеда, цилиндра, куба, конуса, эллипсоида.) Задание 5. 1. Рассмотреть и ощупать конструкции 1, 2. Срав- нить их. 2. Ответить на вопросы. – Каких предметов по два? – Каких предметов по одному? – Что одинаково в конструкциях? (Параллелепипеды, кубы, конусы.) Задание 6. 1. Выложить из объемных тел конструкцию 1 (2) по памяти. 2. Выложить конструкцию 1 (2) из геометрических фигур по памяти. 3. Назвать геометрические фигуры и тела. Практическая работа. 1. Обводка, штриховка изображений объемных тел через кальку, аппарат для обводки 2. Раскрашивание силуэтных и контурных изображений объемных тел. 3. Конструирование по образцу, по памяти. 4. Самостоятельная деятельность: игры с настольным, напольным конструктором

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.