Развитие зрительного восприятия величины — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Развитие зрительного восприятия величины

2017-06-11 486
Развитие зрительного восприятия величины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кол-во часов Программное содержание занятий Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
       
Сентябрь
  Тема: «Сбор урожая». Задачи: – учить сравнивать предметы по величине, создавать сериационные ряды из 8–10 предметов в убывающей (возрастающей) последовательности; – сформировать понимание правила «Каждый предмет в ряду меньше (больше) предыдущего и больше (меньше) последующего»; – учить устанавливать правильное расположение предметов в сериационном ряду, находить место пропущенному предмету; – развивать зрительное внимание Оборудование: натуральные овощи (капуста, картошка, свекла, тыква, редис, фасоль, горох, чеснок); фрукты (яблоко, груша, слива, апельсин, мандарин, киви, дыня и т. д.); коробки разной величины и цвета по количеству овощей (фруктов); силуэтные изображения овощей (фруктов); фланелеграф; игрушки: машины разной высоты, ширины, длины Задание 1. «Сравни овощи (фрукты)». 1. Рассматривание овощей (фруктов). 2. Называние овощей (фруктов), их величины, цвета. 3. Сравнивание овощей (фруктов) по величине. 4. Построение сериационного ряда из овощей (фруктов) в возрастающей (убывающей) последовательности. 5. Уточнение величины овощей (фруктов). Задание 2. «Коробки в ряд». 1. Рассматривание коробок, называние их цвета. 2. Измерение коробок с помощью условной мерки (ширины, длины, высоты). 3. Сравнение коробок по величине. 4. Построение сериационного ряда из коробок в возрастающей (убывающей) последовательности. 5. Уточнение величины, цвета каждой коробки. Задание 3. «Сравни овощи (фрукты)». 1. Рассматривание овощей (фруктов), коробок. 2. Определение величины овощей (фруктов), коробок. 3. Сбор овощей (фруктов) в коробки. 4. Уточнение величины овощей и фруктов в коробках. Задание 4. «Построение ряда». 1. Рассматривание силуэтных изображений овощей (фруктов). 2. Узнавание и называние овощей (фруктов) в силуэтном изображении. 3. Сравнение величины силуэтных изображений путем наложения одного силуэта на другой. 4. Составление сериационного ряда из силуэтных изображений овощей (фруктов). Задание 5. «Что изменилось?». 1. Рассматривание сериационного ряда силуэтных изображений овощей (фруктов) на фланелеграфе, выстроенного в возрастающей (убывающей) последовательности. 2. Сравнение и уточнение разницы величины овощей (фруктов) в силуэтном изображении. 3. Нахождение изменения в сериационном ряду. (Дети закрывают глаза, педагог меняет местами два изображения овощей (фруктов).) Задание 6. «Увози свой урожай». 1. Рассматривание машин, называние их цвета, величины (высоты, ширины, длины). 2. Составление сериационного ряда машин в возрастающей (убывающей) последовательности. 3. Распределение коробок с овощами (фруктами) по величине на машины
Октябрь
  Тема: «Измеряем домашних животных». Задачи: – совершенствовать представление детей о величине предметов (ширина, длина, высота); – развивать умение сравнивать предметы по этим величинам; – закрепить понимание правила «Каждый предмет в ряду меньше (больше) предыдущего и больше (меньше) последующего»; – учить составлять сериационные ряды из 8–10 предметов по высоте в убывающей и возрастающей последовательности; – учить замещать ширину цветом, упражнять в зрительном соотнесении предметных изображений по ширине и обозначении порядка последовательного построения ряда по ширине с помощью заместителей; – развивать глазомер, зрительное внимание Оборудование: игрушки до-машние животные: лошадь, корова, коза, свинья, собака, кошка, их детеныши; условная мерка (линейка или полоска); силуэтные изображения домашних животных; цветные полоски на каждый силуэт домашнего животного; изображения домов разной величины (высоты, ширины, длины) для каждого животного; колокольчики разной величины; ленточки разной ширины, длины и цвета Задание 1. «Кто выше?». 1. Рассматривание и называние домашних животных. 2. Сравнение игрушечных домашних животных по величине (путем приложения одного к другому). 3. Измерение игрушечных животных с помощью условной мерки (пальцами, ладонью). 4. Построение сериационного ряда по высоте в возрастающей (убывающей) последовательности. Задание 2. «Сравни силуэты». 1. Рассматривание силуэтных изображений домашних животных. 2. Узнавание и называние частей туловища домашних животных, их величины (высоты, ширины, длины ног, туловища, хвоста, рогов и т. д.). 3. Измерение частей туловища изображенных животных с помощью условной мерки. 4. Сравнение силуэтных изображений по величине путем наложения, приложения одного силуэта к другому. 5. Построение сериационного ряда силуэтных изображений. Задание 3. «Цветные прятки». 1. Рассматривание силуэтного сериационного ряда. 2. Раскладывание цветных полосок к каждому силуэтному изображению животного, запоминание расположения цветных полосок. Педагог убирает силуэты животных. Просит назвать по расположению цветных полосок домашних животных, затем перемешивает полоски и просит составить сериационный ряд из цветных полосок, назвать величину каждого животного по полоскам. Задание 4. «Чей дом?». 1. Рассматривание домов разной величины. 2. Измерение высоты, длины, ширины каждого дома с помощью условной мерки. 3. Сравнивание домов по трем параметрам величины. 4. Построение сериационного ряда из домов. Задание 5. «Каждого животного – в свой дом». 1. Рассматривание игрушечных животных. 2. Узнавание и называние детенышей домашних жи- вотных. 3. Измерение игрушечных домашних животных. 4. Сравнение по величине домашних животных и их детенышей. 5. Распределение домашних животных по домам (с учетом сериационного ряда домов и домашних животных, расположенных в возрастающей и убывающей последо- вательности). Задание 6. «Ленточка для колокольчика». 1. Рассматривание ленточек и колокольчиков. 2. Сравнение ленточек по ширине, длине (путем наложения, приложения). Называние цвета. 3. Сравнение колокольчиков по высоте, ширине. 4. Соотнесение ленточек и колокольчиков с домашними животными (дети привязывают к игрушкам-животным ленточки)
  Тема: «Учимся сравнивать». Задачи: – учить сравнивать пред- меты по ширине, длине, высоте; – формировать умение создавать сериационный ряд из 8 предметов по ширине в порядке ее возрастания или убывания с помощью карточки-схемы; – учить сравнивать расположенные рядом предметы; – учить правильно определять место пропущенному предмету; – развивать глазомер, зрительное внимание, аналитические способности при соотнесении предметов и их изображений по величине Оборудование: столы (педагога, игровой для детей, кукольный); дощечки разной длины и цвета; изображения животных (величина одинаковая); 5 квадратов с изображением домов разной величины; набор дощечек разной ширины (8 штук), фланелеграф, палочки Кюизенера, карточки-схемы с условным обозначением направления сериационного ряда. Задание 1. «Сравни столы». 1. Рассматривание столов. 2. Определение длины, ширины, высоты столов (поочередно). 3. Сравнение величины столов. Задание 2. «Сложи дощечки». 1. Рассматривание дощечек разной ширины. 2. Сравнение дощечек и нахождение разницы. 3. Выкладывание дощечек в порядке убывания (возрастания) ширины с использованием только зрительного соотнесения (примеривание и приставление не допускается). 4. Определение величины первой дощечки (последней). 5. Сравнивание третьей (пятой) с соседней. Задание 3. «Разложи по схеме». 1. Рассматривание карты-схемы. 2. Раскладывание 8 дощечек согласно карточке-схеме по ширине в убывающей, затем в возрастающей последовательности. 3. Уточнение ширины дощечек. 4. Сравнивание дощечек с соседними (затем со всеми последующими и предыдущими). Задание 4. «Найди место». 1. Рассматривание лесенки из 7 дощечек разного цвета и длины. 2. Нахождение пропущенной ступеньки. 3. Проверка правильности выбора путем сравнения данной ступеньки с соседними и со всеми в ряду. Задание 5. «Каждому свой домик». 1. Рассматривание изображений животных и квадратов на фланелеграфе. 2. Сравнивание изображений животных и квадратов. 3. Раскладывание изображений домиков в убывающем порядке и «расселение» в них животных. Объяснение своих действий. Задание 6. «Палочки в ряд». 1. Рассматривание палочек разной длины. 2. Сравнивание палочек по длине. 3. Построение лесенки в возрастающей (убывающей) последовательности. 4. Расстановка изображений животных по ступенькам. Объяснение своих действий
Ноябрь
  Тема: «Дикие животные». Задачи: – учить называть размер предметов, сопоставляя и противопоставляя их друг другу; – формировать умение определять величину предметов сериационного ряда на глаз; – формировать умение определять изменения в сериационном ряду и исправлять допущенные ошибки; – совершенствовать навык соотнесения предметов по величине; – развивать зрительное внимание, глазомер Оборудование: игрушки дикие животные (лось, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж и т. д.); цветные силуэтные изображения диких зверей; полоски цветного картона разной величины, бруски разной величины по количеству силуэтных изображений диких животных (на каждого ребенка); условная мерка (на каждого ребенка) Задание 1. «Построй зверей в ряд по росту». 1. Рассматривание фигурок диких животных. 2. Определение величины игрушечных диких животных на глаз. 3. Определение величины игрушечных диких животных путем приложения одного к другому. 4. Составление сериационного ряда игрушечных диких животных. Задание 2. «Найди ошибку». 1. Рассмотреть сериационный ряд игрушечных диких животных. 2. Найти ошибку. (Дети закрывают глаза, педагог меняет местами игрушечных зверей. Дети открывают глаза и находят ошибку в сериационном ряду.) Задание 3. «Построй ряд из силуэтов». 1. Рассматривание силуэтных изображений диких животных. 2. Соотнесение силуэтных изображений диких животных с игрушками. 3. Определение величины диких животных в силуэтном изображении (высоты, ширины, длины) с помощью условной мерки. 4. Составление сериационного ряда из силуэтных изображений диких животных. Задание 4. «Найди ошибку». На фланелеграфе сериационный ряд из цветных силуэтов диких животных с ошибкой. 1. Рассматривание сериационного ряда диких животных. 2. Определение места ошибочного элемента в сериационном ряду (с использованием приложения одного силуэта к другому или с помощью измерения условной меркой). 3. Уточнение величины силуэтов диких животных в сериационном ряду. Задание 5. «Каждому зверю свой дом». 1. Рассматривание и сравнивание брусков по величине. 2. Уточнение величины брусков с помощью измерения ширины, длины, высоты условной меркой. 3. Построение сериационного ряда из брусков (с уточне-нием величины). 4. «Расселение» диких животных в домики. Задание 6. «Найди зверю его дом». Педагог предлагает детям вместо силуэтных изобра- жений диких зверей разноцветные полоски. Создает игровую сказочную ситуацию – «превращение» зверей в полоски. 1. Рассматривание и сравнивание полосок по цвету, величине. 2. Уточнение цвета и величины полосок. 3. Составление сериационного ряда в возрастающей (убывающей) последовательности. 4. Узнавание и называние зверей в «заместителях» (полосках)
  Тема: «Найди одинаковые дома». Задачи: – совершенствовать навык зрительного обследования и умение анализировать, классифицировать предметы по величине; – учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками величины; – закрепить умение составлять сериационные ряды по ширине, длине, высоте предметов; – учить находить три одинаковых по величине предмета из множества однородных; – совершенствовать навыки использования заместителей, обозначения величины цветом; – развивать зрительное внимание Оборудование: цилиндры разной высоты и толщины; пять полосок одинаковой ширины, разной длины; бруски разной высоты, длины, ширины; силуэтные изображения деревьев (с широкими, узкими, высокими, низкими стволами, длинными и короткими ветками); 10 макетов домов разной величины, три из них одинаковые; палочки Кюизенера; части силуэтов домов разной величины (треугольники – крыша, прямоугольники – основание дома, окна, двери). Карточки-схемы: Задание 1. «Дострой ряд». 1. Рассматривание цилиндров разного размера. Первые три упорядочены в ряд по толщине в возрастной последовательности. 2. Достраивание сериационного ряда по толщине. 3. Определение места каждого цилиндра. 4. Сравнение цилиндров по ширине. 5. Построение ряда цилиндров по высоте. 6. Построение ряда цилиндров по длине. Задание 2. «Найди одинаковые». 1. Рассматривание цилиндров. Сравнение по высоте, ширине, длине. 2. Нахождение трех одинаковых цилиндров (путем приложения, наложения, измерением условной меркой). Задание 3. «Разложи цилиндры по карте-схеме». 1. Рассматривание карты-схемы. Уточнение направлений по карте-схеме. 2. Построение сериационного ряда по карте-схеме в порядке возрастания (убывания) высоты цилиндров. 3. Построение сериационного ряда по карте-схеме в порядке возрастания (убывания) длины цилиндров. 4. Построение сериационного ряда по карте-схеме в порядке возрастания (убывания) ширины цилиндров. Задание 4. «Собери дом из частей». 1. Рассматривание образца и деталей дома. 2. Уточнение величины домов (длины, ширины, высоты). 3. Сбор отдельных деталей. 4. Анализ построек. Задание 5. «Отбери деревья с широким стволом». 1. Рассматривание силуэтов деревьев. 2. Нахождение силуэтов деревьев с широким стволом. Составление сериационного ряда. 3. Нахождение силуэтов деревьев с длинными ветками. Составление сериационного ряда. Задание 6. «Найди одинаковые». 1. Рассматривание макета домов. Нахождение одинаковых (путем измерения высоты домов палочками Кюизе- нера). 2. Выкладывание сериационного ряда «заместителей» домов (выкладывание палочек). 3. Уточнение величины домов и места в сериационном ряду одинаковых домов
Декабрь
  Тема: «Сравниваем, выбираем». Задачи: – формировать умение усложнять дифференцировку предметов по величине; – учить зрительно выделять и располагать в ряд 8–10 предметов в малом и большом пространстве; – учить зрительно выбирать одинаковые по величине предметы из множества, соотносить величину частей целого объекта; – развивать зрительное внимание, глазомер Оборудование: книжная полка, сигнальные флажки (красный с одной стороны, синий с другой); окружающие предметы (игрушечная посуда, куклы, игрушки, книжки, стулья разной величины, по 2–3 предмета одинаковых по величине); условная мерка (на каждого ребенка); карта-схема. – длинный дом – широкий дом – узкий дом – высокий дом Задание 1. «Расставь книжки на полке по величине». 1. Рассматривание книг по высоте. 2. Уточнение высоты книг. 3. Построение сериационного ряда книг. Задание 2. «Поставь детей по росту». 1. Определение на глаз самого высокого, самого низкого из детей. 2. Построение детей по росту. 3. Уточнение роста каждого ребенка и его положения в ряду (каким по счету он стоит). Задание 3. «Найди ошибку». Дети стоят по росту в ряд. Ребенок, выполняющий задание, смотрит на ряд, затем закрывает глаза. Педагог меняет местами детей в ряду (например, 3-го и 6-го); просит обучающегося открыть глаза и найти ошибку в построении ряда. Задание 4. «У кого шаги длиннее». На полу стоят сигнальные флажки. 1. Пройти широкими шагами от красного флажка до синего, посчитать шаги. (Задание выполняют 2–3 человека.) 2. Сравнить количество шагов. 3. Сделать выводы: «Если число шагов меньше, значит шаг длиннее», «Если число шагов больше, значит шаг короче». Проверить шагами расстояние 3–4 раза. Задание 5. «Найди в группе одинаковые по величине предметы». 1. Рассматривание предметов в группе. 2. Узнавание и называние величины предметов (игрушек, книжек, стульев, игрушечной посуды, кукол). 3. Определение самого высокого, самого низкого пред- мета. 4. Нахождение одинаковых по величине предметов (методом приложения, измерения условной меркой). Задание 6. «Расставь дома». 1. Рассматривание карты-схемы (педагог объясняет условные обозначения). 2. Нахождение домов с использованием карты-схемы. 3. Расстановка на столе домов по карте-схеме. 4. Уточнение величины домов и их расположения на схеме и на столе
  Тема: «Новогодние приготовления». Задачи: – совершенствовать навык зрительного анализа величины предметов; – учить выбирать предметы по величине; – развивать умения выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине; – учить понимать и словесно обозначать длину, ширину и высоту в предметах, соотносить эти признаки в разных по величине предметах Оборудование: елки разной высоты и ширины; условная мерка; полоски цветной бумаги (по 5 длинных, широких, узких); клей, кисти для клея; по 8–10 цветных кругов из картона (больших, средних, маленьких); 8–10 шаров разной вели-чины, разного цвета Задание 1. «Определи величину елки». 1. Измерение елок с помощью условной мерки (ширины, высоты). 2. Уточнение величины елок. 3. Нахождение самой высокой, самой широкой, самой узкой елки. Задание 2. «Отбери полоски». 1. Рассматривание полосок из цветной бумаги. 2. Сравнивание полосок по величине (методом наложения, приложения). 3. Выбор длинных, широких, узких полосок со словесным обозначением величины и цвета полосок. Задание 3. «Разные цепочки». 1. Рассматривание полосок из цветной бумаги. 2. Уточнение величины полосок. 3. Склеивание полосок в цепочку: а) цепочка из длинных полосок; б) цепочка из широких полосок; в) цепочка из узких полосок. 4. Уточнение величины цепочек. Задание 4. «Наряди елку». 1. Рассматривание шаров разной величины (большие, средние, маленькие). 2. Уточнение величины шаров. 3. Выбор елки по величине. 4. Развешивание шаров на елку. 5. Словесное обозначение величины елок, шаров. Задание 5. «Построй ряд». 1. Рассматривание шаров. 2. Уточнение цвета и величины шаров. 3. Составление сериационного ряда шаров на елке в порядке возрастания (убывания) сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево  
Январь
  Тема: «Рисование сериационных рядов». Задачи: – совершенствовать навык совмещения двух сериационных рядов по длине и ширине с использованием приема зрительного сообщения; – формировать умение зрительно точно определять уменьшение и увеличение расстояния между предметами в большом пространстве; – развивать зрительное внимание; – закрепить понимание правила: «Чем ближе к нам предмет, тем он кажется больше, и наоборот»; – развивать умение находить пропущенное звено в цепочке предметов Оборудование: 10 полосок разной длины и цвета; 2 мяча, одинаковых по размеру, разных по цвету; 2 кубика одинаковой величины; 6 карточек с изображением предметов посуды разной величины (самовар, чайник, заварочный чайник, сахарница, чашка, чайная ложка); 6 карточек с изображением музыкальных инструментов (пианино, баян, барабан, балалайка, бубен, маракасы), размер предметов на карточках одинаковый; два набора из 6 полосок разной длины (один красного цвета, другой – зеленого). Образец: Задание 1. «Разложи полоски». 1. Рассматривание цветных полосок разной ширины и длины. 2. Построение сериационного ряда полосок в возрастающей последовательности по длине. 3. Определение места самой длинной (короткой) полоски. 4. Уточнение длины и цвета полосок. 5. Нахождение места пропущенному элементу. 6. Построение сериационного ряда полосок по ширине в возрастающей (убывающей) последовательности. 7. Сравнение полосок по ширине. 8. Нахождение места пропущенному элементу. Задание 2. «Что изменилось?». 1. Рассматривание мячей (одинаковых по размеру, но разных по цвету), расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. 2. Определение расположения мячей: ближе (к детям), дальше. Дети закрывают глаза. Педагог уменьшает (увеличивает) расстояние между мячами, меняет их местами. Дети определяют, что изменилось. Задание 3. «Ближе – дальше». 1. Рассматривание двух одинаковых кубиков. 2. Сравнивание кубиков. 3. Рассматривание удаленных друг от друга кубиков. 4. Определение величины ближнего и дальнего кубиков. 5. Формулирование вывода о перспективе: «Чем ближе к нам предмет, тем он кажется больше, чем дальше, тем меньше». Задание 4. «Разложи музыкальные инструменты». 1. Рассматривание карточек с изображением музыкальных инструментов. 2. Узнавание и называние музыкальных инструментов. 3. Определение величины инструментов. 4. Построение сериационного ряда. 5. Определение места расположения самого большого (маленького) инструмента. 6. Сравнивание величины одного инструмента с расположенными рядом. Задание 5. «Рисование сериационных рядов кругов». 1. Рассматривание образца. 2. Узнавание и называние цвета, величины кругов. 3. Обводка и закрашивание кругов. 4. Уточнение величины и цвета кругов. Задание 6. «Рисование сериационных рядов из тре-угольников». 1. Рассматривание образца. 2. Узнавание и называние цвета и величины треуголь- ников. 3. Обводка и закрашивание треугольников. 4. Уточнение величины треугольников и цвета
  Тема: «Учимся измерять». Задачи: – учить составлять сериационный ряд из предметов разной величины в убывающей последовательности на ощупь; – формировать умение зрительно точно определять уменьшение и увеличение расстояния между предметами в большом пространстве; – развивать зрительное внимание; – учить отображать величину расположенных в ряд элементов в рисунке; – совершенствовать навык моделирования пространственных отношений объектов на плоскости; – учить оценивать глубину пространства с помощью условной мерки; – учить находить пропущенное звено в сериационном ряду; – развивать зрительное внимание, тактильную чувствительность Оборудование: «чудесный мешочек»; игрушки разной величины куклы, медведи, машинки, кубики, мячи; кукла, машинка, собака, кошка; маски для глаз; цветы разной величины и цвета (8–10 штук на каждого ребенка); бабочки с металлическим стержнем по количеству цветов; магнитные удочки на каждого ребенка; чайная посуда (чашки) разной величины (в цветных силуэтных изображениях); стол, условная мерка; полоски (две одинаковые длинные, одна короткая); цилиндры разной величины по 5 штук на каждого ребенка; образец условных обозначений цилиндров: по ширине по высоте Задание 1. «Чудесный мешочек». В мешочке лежат игрушки разной величины (это могут быть, например, машины или кубики). Детям предлагается выбирать только самые большие и из них создавать сериационный ряд на ощупь (глаза закрыты маской). Затем вся группа с воспитателем проверяет правильность выполнения задания. Задание 2. «Что изменилось?». На полу на определенном расстоянии друг от друга расположены игрушки. 1. Рассматривание игрушек. 2. Определение расстояния между игрушками. (Кошка и собака находятся на одном расстоянии или близко, а машина далеко, кукла еще дальше.) 3. Запоминание расположения игрушек. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами кошку и куклу. 4. Определение расстояния между игрушками, изменений в расположении игрушек. Задание 3. «Изобрази схему». На столе перед каждым ребенком образцы условных обозначений. 1. Рассматривание цилиндров. 2. Сравнивание цилиндров по величине. 3. Определение различия. 4. Изображение цилиндров условными обозначениями (широкие, узкие). 5. Изображение цилиндров условными обозначениями (высокие, низкие). Задание 4. «Посади бабочку на цветок». 1. Рассматривание цветов. 2. Определение величины и цвета каждого цветка. 3. Раскладывание цветов в сериационный ряд. 4. Рассматривание бабочек разной величины. 5. Вылавливание бабочек с помощью магнитной удочки и размещение их на цветах в сериационном ряду (бабочек ловить с самой большой). Задание 5. «Угощение гостей чаем». 1. Рассматривание игрушек. 2. Уточнение высоты игрушек. 3. Распределение игрушек по высоте. 4. Распределение посуды для игрушек. Задание 6. «Измерь стол». 1. Рассматривание стола. 2. Измерение стола с помощью условной мерки (высоты, ширины, длины). 3. Сравнение величин после измерения со словесным обозначением. (Ножки стола длиннее ширины стола, длина крышки стола длиннее ширины стола.) 4. Выкладывание с помощью полосок силуэта стола
Февраль
  Тема: «Определяем величину на ощупь». Задачи: – учить строить сериационный ряд из предметов разной величины в возрастающей последовательности на ощупь; – совершенствовать навык соотнесения предметов по величине; – учить находить одинаковые предметы на ощупь; – учить использовать условные обозначения величины при записи ответа; – формировать умение аргументировать свой ответ на вопрос и соотносить его с правильным решением Оборудование: набор палочек Кюизенера, сюжетная картинка «Мы дежурные», маски для глаз; «чудесный мешочек»; силуэты плоскостных изображений предметов, детей и взрослого как на картинке; фланелеграф; образец с изображением полосок в прерванной цепи. Задание 1. «Построй ряд на ощупь». 1. Сравнивание палочек Кюизенера по величине. 2. Нахождение самой длинной (самой короткой) палочки. 3. Выстраивание сериационного ряда на ощупь в возрастающей последовательности. 4. Проверка правильности выполнения задания. 5. Уточнение величины палочек. Задание 2. «Найди такую же». 1. Рассматривание сериационных рядов палочек по длине (2 ряда). 2. Выполнение задания по словесной инструкции педагога, который показывает палочку и просит показать такую же из одного сериационного ряда. 3. Поверка правильности выбора палочки путем наложения, приложения и сравнивания по цвету. Задание 3. «Ближе – дальше». 1. Рассматривание сюжетной картинки. 2. Определение ближних и дальних предметов, располо-жения на картинке детей, взрослого. 3. Уточнение предметов, которые частично перекрывают контур другого предмета. Задание 4. «Выложи сюжет». 1. Рассматривание сюжетной картинки «Мы дежурные». 2. Рассматривание силуэтных изображений (копия картинки). 3. Приложение силуэтов предметов к предметным изображениям на картинке. 4. Приложение силуэтов людей к изображениям людей на картинке. 5. Выкладывание такой же картинки из силуэтных изображений на фланелеграфе (с учетом перекрывания контуров). Задание 5. «Восстанови ряд». 1. Рассматривание образца с пропущенным звеном в цепочке. 2. Рассматривание образца целой цепочки. 3. Выбор недостающего звена цепочки (в нижней части образца). 4. Объяснение выбора пропущенного звена
  Тема: «Измеряем и считаем». Задачи: – совершенствовать навык построения сериационного ряда предметов разной величины в возрастающей и убывающей последовательности; – учить узнавать предметы на ощупь, определять, восходящий или нисходящий ряд; – совершенствовать умение производить выбор предметов на ощупь по словесной инструкции педагога; – формировать понимание того, что на картине основание ближнего предмета всегда ниже основания дальнего, то есть чем дальше предмет, тем его основание ближе к линиям гори- зонта; – учить определять расстояние до двух предметов в большом пространстве с помощью условной мерки (шагами, ступнями); – развивать счетные умения и количественные представления; – учить сочетать измерения и счет Оборудование: 7-местная матрешка, сюжетная картинка с изображением 3–4 предметов на разном расстоянии друг от друга («Стадо коров на лугу»); маски для глаз; силуэтные изображений коров (по величине изображения на картине); фланелеграф; флажки: красный, синий; игрушки: большой медведь и заяц (у медведя красный флажок, у зайца – синий) Задание 1. «Построй ряд на ощупь». 1. Рассматривание 7-местной матрешки, выстроенной в возрастающей последовательности. 2. Определение на ощупь последовательности расположения матрешек. (Дети закрывают глаза, педагог пере- страивает сериационный ряд из возрастающего в убывающий.) 3. Проверка правильности и выполнения задания. 4. Перестраивание матрешек в первоначальный сериационный ряд. Задание 2. «Покажи такую же». На столе матрешки. Дети надевают маски на глаза. Педагог дает в руки ребенку матрешку, тот обследует ее. 1. Нахождение такой же по величине матрешки. 2. Проверка правильности ответа сравнением двух матрешек по величине путем приложения друг к другу. Задание 3. 1. Рассматривание сюжетной картинки «Стадо коров». 2. Определение дальних и ближних объектов, изображенных на картине. 3. Уточнение закона перспективы: «Основание ближнего объекта в рисунке всегда ниже основания удаленного (то есть чем дальше объект, тем его основание ближе к линии горизонта)». Задание 4. 1. Уточнение расположения стада на картинке «Стадо коров». 2. Приложение силуэтных изображений коров к изображениям на картине. 3. Выкладывание силуэтных изображений на фланелеграфе с учетом перспективы. Задание 5. «Определи расстояние и измерь его». 1. Рассматривание расположения флажков, уточнение цвета флажков (красный расположен дальше синего). 2. Нахождение ответа на вопрос: кто быстрее дойдет до флажка, медведь или заяц? 3. Определение расстояния на глаз. (Сколько шагов?) 4. Измерение расстояния шагами до красного флажка. (Считают каждый шаг вслух.) 5. Измерение расстояния шагами до синего флажка. (Считают каждый шаг вслух.) 6. Сравнение полученных результатов измерения. Задание 6. «Измерь путь ступнями». На полу на разном расстоянии от детей расположены медведь и заяц. 1. Измерение пути ступнями до медведя. 2. Измерение пути ступнями до зайца. 3. Сравнивание полученных результатов: чей путь длиннее, короче. 4. Формулирование вывода: «Путь до медведя длиннее, а до зайца короче»
Март
  Тема: «Измеряем толщину». Задачи: – совершенствовать навык определения толщины предметов и выстраивания сериационного ряда по толщине; – учить находить ошибки в сериационных рядах; – формировать навык определения расстояния до трех предметов на глаз, проверять правильность определения расстояния на глаз, измерением (шагами, веревками); – учить сравнивать результаты измерений; – развивать глазомер, зрительное внимание Оборудование: 8–10 цилиндров разной толщины; игрушки: медведь большой, толстый, лиса средней величины, заяц меньше лисы; 3 ленты разной длины и цвета; веревки разной длины (длинная, средняя, короткая) Задание 1. «Найди на ощупь». На полу цилиндры разной толщины. Педагог предлагает детям на ощупь найти самый толстый цилиндр. 1. Обследование цилиндров на ощупь. 2. Узнавание и называние самого толстого цилиндра на ощупь. 3. Рассматривание найденного цилиндра. Обследование его зрительно-осязательным способом. 4. Сравнивание найденного цилиндра с остальными цилиндрами. Задание 2. «Построй сериационный ряд на ощупь». 1. Обследование цилиндров разной толщины на ощупь. 2. Нахождение самого толстого цилиндра на ощупь. 3. Построение сериационного ряда цилиндров по толщине. Задание 3. «Исправь ошибку». На столе сериационные ряды цилиндров по толщине в возрастающем и убывающем порядке, в которых допущены ошибки. Дети рассматривают сериационные ряды, находят ошибки, объясняют свои действия. Задание 4. «Завяжи поясок». На столе игрушки: медведь, заяц, лиса. Педагог предлагает детям на ощупь (глаза закрыты) найти и назвать животное, определить толщину его тела, найти самое толстое, выстроить сериационный ряд по толщине. Затем дети открывают глаза, проверяют правильность выполнения задания. После этого обучающиеся рассматривают разно-цветные ленточки, сравнивают их, определяют самую длинную, покороче и самую короткую. Ленты завязывают на игрушках: на медведе – самую длинную, лисе среднюю (короче), зайце – короткую. Дети называют цвет и длину ленточек, объясняют свой выбор. Задание 5. «Измерь расстояние». На полу на разном расстоянии от детей расположены игрушки: медведь, лиса, заяц. 1. Рассматривание животных. 2. Определение расстояния на глаз до медведя (лисы, зайца). 3. Измерение расстояния до медведя, лисы шагами. (Дети считают шаги вслух.) 4. Сравнивание расстояния до медведя и лисы. 5. Измерение расстояния до зайца шагами. 6. Сравнивание расстояния до медведя, лисы и зайца. Задание 6. «Измерь товарища». 1. Рассматривание условной мерки. 2. Выбор условной мерки. 3. Выбор двух детей для измерения обхвата талии. 4. Сравнение мерок. Определение кто толще, тоньше. Дети меняются заданиями.
  Тема: «Учимся анализу величины». Задачи: – развивать умение выполнять зрительный анализ; – учить устанавливать закономерность в расположении объектов в сериационном ряду на ощупь; – формировать умение выбирать одинаковые по высоте предметы зрительно-осязательным способом (выбор парных предметов из множества); – учить передавать перспективу при создании сюжета на фланелеграфе с помощью силуэтных изображений; – упражнять в определении высоты предметов в большом пространстве, мысленно создавая сериационный ряд; – учить строить сериационный ряд с помощью шаблонов одного размера с учетом реальной величины предметов; – развивать комбинаторские способности детей при определении пропущенного звена в ряду; – развивать глазомер Оборудование: 8 кукол разной высоты и в разных по цвету платьях; набор из шести одинаковых предметов разной величины (цилиндры разной высоты, цилиндры разной толщины, разной ширины), дощечки, палочки Кюизенера; маски для глаз; фланелеграф; шаблоны кукол одного размера в разных по цвету платьях; таблица: в верхней части изображена цепочка из цилиндров разного цвета, разной высоты и толщины, одно звено цепочки пропущено (у детей пропущены разные звенья), внизу таблицы – варианты ответов, один из них правильный; лист бумаги, фломастер. Шаблоны кукол: Силуэтные изображения 5–6 пред-метов: Задание 1. «Определи место пропущенного пред- мета». 1. Рассматривание сериационного ряда из одинаковых предметов, разных по величине (один предмет пропущен). 2. Уточнение параметра и последовательности построения ряда. 3. Нахождение на ощупь места пропущенного предмета в сериационном ряду. 4. Проверка правильности выполнения задания зри

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.